Наполи - Милан. Сквозь призму статистики
Ни «Наполи», ни «Милан» составами не удивили — у южан вообще стартовые 11 меняются исключительно по праздникам, а Михайлович столько экспериментировал с составом и схемами в первой части сезона, что теперь будет до конца держаться за дающую результат 4-4-2. Главные тренер миланцев произвел в составе две перестановки по сравнению с матчем против «Дженоа» — на позиции центрального защитника вышел Кристиан Сапата вместо не полностью восстановившегося к матчу Романьоли, а в центре поля более атакующего и молодого Бертолачи заменил более опытный и оборонительный Куцка.
Первой задачей подопечных Михайловича было остановить лучшую атаку Италии, и довольно низкая посадка команды должна была этому способствовать. «Милан» отказался от прессинга защитников соперника и посадил своих форвардов в район центрального круга, где их задачей было закрывать направление передач от Кулибали и Альбиоля в среднюю линию. С этой задачей Ньянг и Бакка справлялись откровенно слабо — Жоржиньо и Аллан легко открывались между ними или немного в край и получали мяч. Тем не менее, такая расстановка позволяла «Милану» сохранять вертикальную компактность в обороне и не создавать больших зон между линиями. Кроме того, Бакка и Ньянг не ленились отработать немного назад и помочь своим полузащитникам создать лимит пространства для соперника.
Очень большая нагрузка выпадала на Монтоливо и Куцку. С одной стороны, они должны были поджимать форвардов и не дать центру полузащиты «Наполи» места в центре поля. С другой — нельзя было позволить слишком отрываться от защиты, ведь и Игуаин, и Инсинье с удовольствием отскакивают назад, вытягивая за собой защитников. Словаку также приходилось постоянно следить за рывками соотечественника Гамшкика — тот часто предлагал себя для передачи за спину защите. Вообще, постоянное движение (причем движение отлаженное и организованное) атакующих игроков неаполитанцев создает проблемы для любой обороны, и задача у «Милана» была не из простых.
Первые 20 минут прошли пусть и при серьезном преимуществе хозяев, но все таки с контрвыпадами «Милана». Бакка и Ньянг пусть нечасто, но цеплялись за мячи впереди и пытались комбинировать между собой и с подключавшимися Хондой и Бонавентурой. Дважды сами нападающие были близки к быстрому отрыву, один раз Бонавентура проле по флангу и пробил из хорошей позиции. Конечно, атакам «Милана» не хватало поддержки, глубины — Куцка и Монтоливо осторожничали и вперед совсем не лезли. «Наполи» при этом быстро садился в оборону и агрессивно атаковал игрока с мячом, поэтому атаки гостей были непродолжительны. Однако они были. И было ощущение, что хозяева, как это часто бывает, в первые 20 минут демонстрируют сверхактивный футбол, а затем давление на «Милан» снизится и гости получат больше свободы, смогут выровнять игру. Однако все получилось ровно наоборот — подопечные Сарри к середине тайма только вошли во вкус.
Неаполитанцы усилили давление на правый фланг обороны гостей. «Наполи» традиционно много атакует левым флангом (40% атак в среднем по сезону, 41% в этом матче), что объясняется характеристиками его игроков. Более склонный к фланговой игре Инсинье располагается слева, левее играет наиболее нацеленный на атаку центральный полузащитник Гамшик. Играющий же правее Аллан, наоборот, больше других склонен к обороне, а правый нападающий Кальехон часто смещается в центр и открывается за спину защитникам. Подтверждение сваленности игры «Наполи» на левый фланг легко можно найти в статистике крайних защитников — если Гулям за первый тайм коснулся мяча 45 раза, то Хюсай всего 19. Причем большая часть касаний албанца пришлась на первые 20 минут тайма, а в период наибольшего доминирования (с 24 по 39 минуту) партнеры подключали его к атакам гораздо реже.
В верхней части рисунка — касания мяча Гулямом в первом тайме, в нижней — Хюсаем
Переместив акцент атак на один фланг и сместив туда большую часть игроков (постоянно в той зоне играли Гулям, Гамшик и Инсинье, подключались Жоржиньо и Игуаин), «Наполи» лишил соперника возможности создавать количественное преимущество в зоне мяча. Максимум, что мог сделать «Милан» — это максимально сужать линии и страховать смещенных на этот фланг игроков за счет игроков с дальнего края. Хозяева в такой игре чувствовали себя прекрасно. Их не смущал дефицит пространства — за счет постоянного движения они создавали друг другу возможности для передач, легко играли в касание. Способствовала преимуществу в этой зоне и расстановка «Милана» — на правом фланге играет не очень подвижный Хонда, правый центральный защитник Алекс даже в лучшие годы был не очень быстр, да и Бакку не отличался активностью в обороне. Конечно, Куцка и Абате своей работоспособностью несколько прикрывали недостатки партнеров, но давление только усиливалось. Узкое расположение обеих команд не позволяло «Милану» выйти из обороны через дальний фланг, а все подборы на этом краю собирал «Наполи» (большой привет Бакке от Кулибали). В итоге с 24 по 39 минуты владение мячом хозяев зашкаливало за 80% — совершенно бешеные цифры. Приблизив за счет давления игру к воротам соперника, хозяева начали использовать проникающие передачи в линию атаки. Так на ударную позицию выходили Инсинье, Кальехон и дважды Игуаин. Вряд ли их моменты можно назвать стопроцентно голевыми, но напряжение у ворот «Милана» нарастало.
Поэтому гол Инсинье вряд ли можно назвать случайным. Да, с рикошетом неаполитанцам повезло, но ведь именно за счет своей активности они создали пространство для Инсинье, и накрыть этот удар Абате смог только так неуклюже, что тот заполз в дальний угол. К голу хозяев все шло, и он получился довольно закономерным — «Милан» четверть часа фактически отбивался. Хозяева за это время нанесли 7 ударов по воротам (19 за весь матч) и заработали 3 из 6 своих угловых, в то время как гости за 15 минут сделали всего 33 передачи, треть из которых были длинными, и лишь несколько раз коснулись мяча на половине поля соперника.
Тем неожиданнее стал ответный гол «Милана» спустя всего несколько минут. Гостей словно разбудил пропущенный гол, и они решили хотя бы подержать мяч и отодвинуть игру от своих ворот. В условиях довольно агрессивного прессинга со стороны соперника удержание мяча миланцами было возможно только в случае задействования максимального пространства — и по ширине, и по глубине. Подопечные Михайловича постарались воспользоваться шириной своего построения, использовали длинные переводы с фланга на фланг и тут же добились успеха.
У «Милана» получилась образцовая атака с двумя сменами фланга — сначала пас Монтоливо перевел атаку на правый край, а затем подача Хонды нашла на дальнем краю вратарской Бонавентуру. Помимо ширины, гостям помогло использование двух нападающих. Фактически в заключительной стадии атаки игра шла 5 вна 5 — перевод Монтоливо отрезал от игры почти всю полузащиту хозяев, и при подаче Хонды (он и Абате вдвоем на фланге против Инсинье и Гуляма) в штрафной сложилась ситуация 3 на 3. Это стало возможно именно благодаря наличию в составе двух нападающих — и Бакка, и Ньянг пошли в штрафную на подачу с фланга, и поскольку ближайщий к подаче центральный защитник Кулибали играл по науке, на перехвате, нападающие достались Альбиолю и Хюсаю, а по фланговому игроку Бонавентуре должен был играть Кальехон. Но это очень нетипичная ситуация для крайнего форварда, когда ему приходится играть не по защитнику, а по полузащитнику соперника. Поэтому когда Кальехон проснулся и помчался закрывать своего игрока, Бонавентура уже отправлял мяч в сетку.
В итоге команды ушли на перерыв при равном счете, что, конечно, было большой удачей для «Милана». И Михайловичу предстояло серьезно улучшить качество игры своей команды, потому что второй раз на такую улыбку фортуны рассчитывать не приходилось, а подобное течение матча наверняка привело был к еще одному голу хозяев.
И Михайлович действительно внес изменения. Правда, единственным тактическим перестроением в обеих командах стала изменившаяся позиция Ньянга. Если в первом тайме он действовал ближе к левому флангу, то после перерыва он переместился правее. В первую очередь данная перестановка была нацелена на снижение активности «Наполи» в этой зоне — Ньянг гораздо активнее Бакки в обороне, быстрее и агрессивнее, его присутствие ограничивало атакующие возможности Гуляма и открывавшегося для получения мяча в зоне левого защитника Гамшика. Кроме того, наличие Ньянга на этом фланге помогало выходу из обороны без перевода на противоположный край. Бакка в игре с цеплянием за мяч терялся, а более физически мощный француз навязывал серьезную борьбу Кулибали.
Сверху — карта действий Ньянга в первом тайме, снизу — во втором
Но изменения в «Милане» заключались далеко не только в тактических перестановках. Главное, что гости стали гораздо агрессивнее при обороне. Если в первом тайме их противодействие неаполитанцам заключалось в предупреждении острых передач и создании дефицита пространства для соперника, то после перерыва игроки «Милана» гораздо чаще стали пытаться играть на опережение вступать в единоборства. Это сразу нашло свое отражение в статистике. Если за весь первый тайм гости сделали 12 попыток отбора и 8 перехватов, то за вторую половину встречи они сделали 15 попыток отбора и 21(!) перехват. Постоянное выбрасывание на игрока с мячом или только получающего мяч приводило к ошибкам со стороны хозяев. Безусловно, в таком стиле есть большой риск — если бы неаполитанцы были чуть быстрее, их соперникам приходилось бы много фолить, чтобы не оставлять за спиной свободные зоны. Однако миланцы практически везде успевали, а благодаря низкой посадке обороны исключали пространство за спиной защитников и опасные забросы туда. В результате за второй тайм «Наполи» потерял владение 17 раз (против 8 в первой половине). Благодаря этому «Милан» смог не допустить излишнего давления на свои ворота и держать хозяев в рамках допустимого.
Впрочем, на атаке гостей хорошая игра в обороне никак в лучшую сторону не сказалась. Большую часть тайма основные события проходили далеко от штрафной площадки Хосе Рейны. Хуже, чем в первом тайме, «Милан» впереди вряд ли мог выглядеть, но и никаких улучшений не наблюдалось. К счастью для миланцев, счет их вполне устраивал, а полтайма «Наполи» убил на попытки пройти их более агрессивную оборону, и совсем не преуспел. В итоге Сарри решил, что пора менять игру, и заменил Кальехона на Мертенса. Бельгиец гораздо был нужнее на поле — ему проще найти свободное пространство в такой вязкой игре, а испанец, которого отсутствие зон за спиной защитников выдавливало на фланг, чувствовал себя не в своей тарелке. И Мертенс практически сразу мог забить — сначала его удар со штрафного приняла на себя стенка, а после доигрыша стандарта он из убойной позиции отправил мяч в дальнюю штангу. Но как оказалось, это был лишь эпизод. Ему миланцы также оставляли минимум пространства и в целом с его опекой справились.
В итоге до 80 минуты обоюдоострая игра так и не превратилась в открытую. «Милан» не хотел лишний раз рисковать, а «Наполи» надеялся все таки дожать соперника, не раскрываясь полностью. Лишь в последней десятиминутке уже удаленный Сарри пошел ва-банк, заменив Аллана на Габбьядини. Хозяева фактически перешли на 4-2-4, и благодаря насыщению атакующей линии могли вырвать победу. Этому способствовала и одна из замен Михайловича — если выход Менеза и Балотелли вместо Бакки и Ньянга не стал проблемой, то Бертолаччи, заменивший Монтоливо, не всегда правильно читал игру. Бонавентура в концовке слегка увлекся атакой, и Бертолаччи следовало быть внимательней и лучше страховать партнера. Кроме того, требовалась помощь и защите, но ни Куцка, ни Бертолаччи в линию обороны не опускались. В итоге дважды при прострелах с правого фланга у «Наполи» были ситуации 1 в 1 в штрафной, что вполне могло привести к голу.
С другой стороны, открывшиеся хозяева позволили и «Милану» провести пару опасных атак, но удару Ньянга из штрафной не хватило точности, а дальнему выстрелу Хонды — дистанции. Эти атаки могли принести «Милану» победу только при очень большой доле удачи, а ее гости исчерпали еще в первом тайме. Тем не менее, с их помощью подопечные Михайловича смогли отодвинуть игру от своих ворот и довести матч до ничьей. Да, «Наполи» был сильнее, но нельзя сказать, что «Милан» не заслужил этот результат. Победы конкурентов отдалили миланцев от зоны еврокубков, но отыграть это отставание им вполне по силам. А неаполитанцы могут винить лишь себя за упущенную возможность вернуться в лидеры после осечки «Ювентуса».