9 мин.

Клуб неземного базирования

Скульптура Анатолия Тимощука, сотни видеокассет Мирчи Луческу, выездная модель тренировочного поля, оптимистичное кредо дублеров и список штрафов – студенты факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления во время стажировки на Украине посетили тренировочную базу донецкого «Шахтера».

Итак, Кирша. База «Шахтера». Поражают, конечно, масштабы содеянного. Во-первых, сорок три гектара – не шутка: наш Петровский парк с обеими аренами, большой и малой, помещается на тридцати. И на этих гектарах – пруд с утками и лебедями. Задумчивые рощицы. Веселые пригорки. Эталонные английские газоны. Фонтаны. Жилые корпуса безупречной комфортности. Сауны, бассейны, тренажерные залы, летние сады, лаунж-бары. Ну и, конечно, футбольные поля. Хотя, знаете, в таком обрамлении они – последнее, на что здесь хочется смотреть. В раю друг друга по ногам не бьют.

Вот уже три с половиной года прошло, как нет в «Шахтере» Тимощука. А память о нем жива. Даже в этой расположенной у въезда на базу скульптуре безошибочно угадываются черты экс-капитана. Ну, а что: волосы длинные, ленточкой перетянутые – кто же это, как не он? Помню, Константин Сарсания еще в бытность свою спортивным директором «Зенита» как-то раз рассказывал о разговоре, который случился у него с Ринатом Ахметовым. Тот его будто бы утешал: «Ты, Костя, даже думать забудь, что вы за Тимощука переплатили. Вы его, считай, даром взяли. Потому что у победы цены нет». Жаль, что этого разговора не слышал ван Гал.

Тренировочное поле на базе «Шахтера». Всего их там девять, причем одно – исключительно дрянного качества, специально в таком состоянии поддерживаемое. Юрий Такташев, директор департамента спортивных сооружений «Шахтера», невозможность перемен к лучшему объясняет сугубо практическими соображениями. Хорошо, говорит, если мы следующую игру дома играем. Или в гостях с «Динамо». Или, к примеру, с «Днепром». А ну как нам завтра ехать не к ним, а туда, где на поле без слез не взглянешь? Вот и готовишься к таким выездам в условиях, приближенных к боевым. Зато уж знаешь, что тебя завтра ждет: никаких иллюзий.

Клубный автобус. Накануне вечером, 5 мая, он доставил в Киршу футболистов «Шахтера», только что побивших киевское «Динамо» и ставших чемпионами Украины. Говорят, по такому случаю команда гуляла до четырех утра. Сегодня у нее – официальный выходной.

Документация, проливающая некоторый свет на принципы, которых администрация «Шахтера» придерживается в вопросах воспитания молодого поколения. Особо пристального внимания заслуживает, конечно, «Оптимистическое кредо», согласно которому каждый игрок дублирующего состава должен собраться с внутренними силами и пообещать себе (далее – цитирую по оригинальному тексту):

  • Быть настолько сильным, чтобы ничто не могло нарушить спокойствие твоего разума.

  • Превозносить здоровье, счастье и процветание со всеми, с кем встречаешься.

  • Делать все для того, чтобы твои товарищи ощущали свое достоинство.

  • Видеть все в солнечном свете и делать все с оптимизмом.

  • Думать только о лучшем, работать только для лучшего и надеяться только на лучшее.

  • Поддерживать других и себя в стремлении к достижению успеха.

  • Забыть ошибки прошлого и нацелиться на достижения в будущем.

  • Всегда выглядеть жизнерадостным и дарить всему живому улыбку при встрече.

  • Посвящать себя самосовершенствованию настолько, чтобы не иметь времени для осуждения других.

  • Быть великодушным в доброте, снисходительным и благородным ко злу, непоколебимым перед страхом и счастливым от возможности проявлять заботу о других

То есть, если я все правильно понял, дублер донецкого «Шахтера» должен быть юношей незлобивым, морально устойчивым и высоконравственным до самоотречения. Одним словом, святым. Те же, кому до святости далековато, кто упорствует в своих заблуждениях, будут оштрафованы, согласно действующему прейскуранту.

Тренажерный зал на базе донецкого «Шахтера» в Кирше.

Плавательный бассейн на базе донецкого «Шахтера» в Кирше.

Обстановка стандартного жилого номера для игроков дублирующего состава.

Площадь базы в Кирше, повторюсь, составляет почти 43 гектара. Понятно, что такая территория не может жить беспорядочной садово-парковой жизнью. Стройность и завершенность ее линиям придавал лично легендарный Робби Уильямс – не тот, который Supreme, а другой – ландшафтный дизайнер Ее Императорского Величества Королевы Великобритании Елизаветы II. Сохранением наследия английского гения на базе «Шахтера» занимается целая команда гринкиперов.

Вид с крыльца главного жилого корпуса базы.

А вот и сам корпус. Где-то здесь, на первом этаже, чуть справа от крыльца находится массажный кабинет. А сразу рядом с ним – жилой номер, занимаемый Владимиром Ткаченко, легендарным слепым массажистом «Шахтера», работающим в команде с 1963 года. Вы только представьте себе: человек работал с Лобановским, Дегтеревым, Старухиным, Грачевым. Мял Жадсона, Илсиньо, Агахову, Пятова. И при этом ни одного из них ни разу не видел. Вот, кстати, его интервью. Прочтите, интересно.

Фойе жилого корпуса еще хранит следы празднования 70-летия клуба, которое «Шахтер» отмечал четыре года назад, как водится, принимая подарки от родных и близких. Некоторые из дарителей сочли необходимым облечь свои чувства к новорожденному в стихотворную форму.

Кубок УЕФА. Первый в истории украинского футбола. И последний – в истории турнира. Это, понятно, копия. Оригиналом, как вы, наверное, уже слышали, вчера завладел «Атлетико».

Номер Мирчи Луческу. Обратите внимание на залежи видеокассет с записями футбола. Сергей Палкин, гендиректор «Шахтера», говорит, что в целях экономии жизненного пространства буквально умолял Мистера перейти на более современный формат, хоть бы и на DVD, но тот его так и не послушался.

Бильярдная, одновременно служащая «шахматной».

Столовая.

Зимний сад с фонтаном.

И, наконец, лаунж-бар, в котором и завершилась наша экскурсия по базе «Шахтера». Тут мы, наверное, притормозим. А завтра посмотрим, чем живет другой украинский гранд – киевское «Динамо».