«В RMA меня ждало множество открытий и озарений»
Одной из лучших дипломных работ во время недавней их защиты на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» стал проект выпускника группы «С-58» Владимира Сурова «Разработка консьерж-сервиса для иностранных футболистов». О работе над ним и своей учебе в RMA он рассказал в интервью нашему сайту.
Владимир, по основному своему образованию, насколько я понимаю, вы финансист… Скорее – управленец, аналитик. Я действительно закончил финансовый университет при правительстве Россиийской Федерации, но специализация у меня была «Управление проектами». И по этой специальности я после получения высшего образования отработал в общей сложности четыре года. Сначала - в Центре проектного менеджмента при правительстве, где я занимался внедрением методик управления в различных региональных проектах. Затем - в Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон. Здесь я участвовал в реализации инфрастуктурных проектов, и одним из главных моих достижений можно считать участие в запуске промышленного технопарка «Импульс» в Ханты-Мансийске, первого технопарка официально зарегистрированного в нашей стране. Курируя этот проект, я неоднократно бывал в регионе, плотно взаимодействовал и с представителями местной исполнительной власти, и с его инициаторами из числа частных предпринимателей. Но в итоге решили сменить сферу деятельности… Да, получается, что решил. Почему? Ох… Тут, видимо, надо начать очень издалека. С 2010 года, когда я, еще совсем юным, можно сказать случайно, узнал о том, что есть на свете такая игра – футбол – и в эту игру без памяти влюбился. Случайно узнали? Да, как ни странно, до того момента все, что было связано с футболом, как-то меня миновало. А тут вдруг я сидел, листал телевизионные каналы и наткнулся на трансляцию матча Чемпионата мира в ЮАР. Помню, играл Уругвай, помню Диего Форлана – это был первый звездный футболист, которого я увидел и который меня буквально потряс – как он клал со штрафных! Ну вот: а дальше, пошло-поехало. Я увлекся футболом, стал много его смотреть, много о нем читать. Много интересоваться разными связанными с футболом моментами – не только, а позднее, может быть, даже и не столько игровыми. То есть, надо понимать: я не то, чтобы такой футбольный гик, который погружен исключительно в тактику, в статистику, в какой-нибудь xG… Мне уже и тогда была интересна внутренняя жизнь, внутреннее устройство команд, клубов – как они структурированы, как они управляются? Кстати, именно управлению проектами в футболе был посвящен мой университетский диплом – я его написал на материале стажировки, которую мне удалось пройти в московском «Локомотиве» - они меня приняли очень хорошо, были со мной абсолютно открыты, чрезвычайно любезны, терпеливы, за что, конечно, я им до сих пор очень благодарен. Тогда-то у меня и появилось ощущение того, что принципы футбольного менеджмента я в общем и целом понимаю, и родилась эта мечта – когда-нибудь в футболе поработать. А полтора года назад, уже имея приличный опыт в другой сфере деятельности, я просто решил эту мечту осуществить. Сказал сам себе: «Пора!» И поступил в RMA. Почему вы выбрали именно нас? Ну, во-первых, мне вас посоветовал один мой друг. Очень въедливый человек, который и сам мечтает стать футбольным менеджером, но пока навстречу этой мечте еще не выдвинулся. Так вот: он тщательно изучил практически все предложения на рынке и пришел к выводу, что RMA на общем фоне имеющихся образовательных программ в сфере спортивного управления значительно выделяется в лучшую сторону. Аналогичный research предпринятый мной самим – я же все-таки аналитик! – привел примерно к таким же результатам: я и сейчас считаю, что другие представленные в России учебные программы в сравнении с той, что предлагает RMA – достаточно cырые. А тогда, полтора года назад, я окончательно утвердился в правильности своего выбора после того, как еще до подписания контракта с RMA посетил проходивший в Бизнес-школе мастер-класс Пабло Аркеро, одного из топ-менеджеров «Бетиса». Там я смог попрактиковаться в испанском, которым неплохо владею, задал какие-то вопросы и получил на них внятные, достаточно подробные ответы – со мной, в общем, пообщались как с равным, как с коллегой, что меня весьма воодушевило. Какие впечатления остались у вас непосредственно от учебы? Могу сказать, что мои ожидания оправдались, прежде всего - в части практической управленческой деятельности в футболе. О чем-то из того, что нам рассказывали во время занятий, я и раньше интуитивно догадывался, а тут эти догадки получили свое подтверждение. Что-то было совершенно новым, даже неожиданным, что-то давало повод для открытий, даже озарений: типа - «Ого, вот оно как, а я раньше об этом не задумывался!» Если говорить о конкретных лекциях и спикерах, могу выделить богатый именно практическими кейсами курс Антона Копышова. Очень полезными были также занятия Алексея Зинина, Михаила Гончарова... Ваша дипломная работа посвящена созданию консьерж-сервиса для выступающих в России иностранных футболистов... Да, и в первую очередь – для испаноязычных, для игроков из Латинской Америки...
Почему была выбрана именно эта тема? Тут сошлись несколько факторов. Во-первых, я вдохновлялся опытом леверкузенского «Байера», который на протяжении долгих лет очень успешно работает именно с футболистами из Центральной и Южной Америки. Лусио, Артуро Видаль, Зе Роберто, Аларио, Арангис, Чичарито – этот список можно продолжать. Все они прижились в команде, все принесли несомненную пользу в спортивном плане, стали лидерами, а многие впоследствии были весьма выгодно перепроданы в другие, топовые клубы и чемпионаты. Очевидно, что такой эффект не в последнюю очередь объясняется наличием в структуре «Байера» целого отдела, задачей сотрудников которого является успешная адаптация латиноамериканских игроков к жизни и работе в Германии, к немецкому менталитету, как спортивному, так и чисто бытовому. Эти люди постоянно находятся рядом с новичками, и готовы придти на помощь в любой проблемной ситуации – с тем же Видалем такой сотрудник, насколько известно, целый год после его приезда жил в одной квартире. Соответственно, основной идеей моего диплома был перенос этого опыта на отечественную почву. Латиноамериканцы сейчас, как известно, это одни из очень немногих зарубежных легионеров, которые согласны ехать в Россию, а найти с ними общий язык я рассчитываю, опираясь на, как я уже говорил, мой неплохой уровень испанского языка, любовь к Латинской Америке, некнижное знакомство со здешним менталитетом, образом жизни, обычаями... Откуда это у вас? История давняя: в детстве я много времени провел в Южной Америке с родителями, которые там работали. Приезжал, подолгу жил здесь, много общался с местными жителями и потом, уже в зрелом возрасте. В какой форме вы планируете реализовать свою идею? Это будет агентство? Сначала при работе над дипломом я хотел написать о таком сервисе как о блоке, функционирующем непосредственно в структуре клуба – в точности как у «Байера». Советовался на этот счет со многими нашими спикерами - с Романом Юрьевичем Бабаевым, с тем же Алексеем Николаевичем Зининым, с Ильей Леонидовичем Геркусом, с футбольным агентом Дмитрием Теренковым. И – по результатам этих консультаций – пришел к выводу, что поначалу реализовать идею будет гораздо проще, не привязывая ее к какой-то конкретной команде, не создавая специального юридического лица – в качестве индивидуального предпринимателя. Какие услуги вы планируете оказывать? Если коротко – услуги практически любые, в разумных пределах, конечно. Вначале это может быть самое общее ознакомление игрока с российской жизнью, российским менталитетом, с городом, с районом, где ему предстоит жить, наконец, с клубом, который его подписал, с его историей, традициями, философией. В этом должна помочь написанная мною на испанском «Книга футболиста» - она является неотъемлемой частью дипломной работы.
Потом – на первых порах, до того момента, как произойдет адаптация на новом месте, я готов с клиентом буквально нянчится, брать на себя все без исключения бытовые вопросы – помощь в аренде жилья, покупке продуктов, одежды, автомобиля, оформление и перевод всевозможных документов, в том числе банковских, в том числе – пресловутого Fan ID, сопровождение при первых прогулках по новым местам, консультации по логистике, по организации активного отдыха, культурного досуга, и так далее, и так далее, и так далее. Я могу помочь футболисту решить какие-то семейные проблемы, при необходимости - организовать переезд в Россию его родных и близких, могу, в конце концов, выгуливать и кормить его собаку, ухаживать за другими домашними питомцами. Словом, я предлагаю себя в качестве полноценного персонального менеджера, работающего в режиме 24/7.
Ну что ж, звучит весьма убедительно. Остались, как говорится, сущие пустяки – найти такого игрока, который согласился бы вам довериться... Именно. И я прекрасно осознаю, что в этом и состоит главная трудность: найти первого клиента, заставить его поверить себе. Дальше, я думаю, будет уже полегче: должен сработать эффект сарафанного радио. В том, что такое возможно, меня убеждает опыт одного из переводчиков казанского «Рубина»: он работал в клубе много лет, затем уволился, но сохранил очень добрые, очень доверительные отношения с одним из иностранных игроков. Это ему в дальнейшем здорово помогло при создании консьерж-сервиса, который на данный момент сотрудничает не только с легионерами «Рубина», но и с иностранцами, выступающими за другие казанские клубы – за баскетбольный «Уникс», за волейбольный «Зенит». У меня опыта работы в клубе нет, по крайней мере пока, следовательно путь, которым я должен двигаться, и это прописано в дипломе – состоит в налаживании связей с агентами, представляющими интересы игроков или с самими игроками. Начать предстоит с поиска их контактов, некоторые из которых имеются даже в открытом доступе, с посещения тех мест, где агенты и игроки достаточно часто бывают - людям из футбольных кругов такие места хорошо известны. И еще раз: при первом знакомстве я очень рассчитываю на свой испанский, я надеюсь, что на коллег должно произвести сильное впечатление то, как я на нем говорю. Мне недавно один аргентинец, связанный со скаутингом «Сельты» из Виго, сказал: «По телефону ты – настоящий мексиканец». Да я и сам знаю, что когда ты говоришь с этими ребятами на их языке, когда ты его не коверкаешь, когда ты не просто в состоянии спросить, как пройти в библиотеку, а, например, обнаруживаешь знакомство с текущим турнирным положением «Ривер Плейт», это их психологически подкупает, ты становишься им интересен. Так что, думаю, улучив таким образом момент для первого разговора, мне удастся по крайней мере кого-то из моих собеседников убедить в том, что я могу быть им полезен... Каким образом? То есть, что именно я им скажу? Да. Ну, например, я могу предложить следующее: давайте разделим сферу ответственности. Переговоры о контрактах, вся спортивная, финансовая часть – пусть остаются на вас. Все заботы о быте вашего клиента, а это ведь тоже очень важно – предоставьте мне. Возможно, со стороны это кажется наивным, но то, что такое разделение обязанностей между агентом и менеджером игрока вполне возможно, мне подтвердил человек из индустрии, с которым мне посчастливилось познакомиться совсем недавно. Речь о Петре Геллере, который уже десять лет работает в ПФК ЦСКА и на данном этапе занимается выстраиванием внутриклубной системы адаптации футболистов - начиная с детей из Академии и заканчивая игроками первой команды. Советы Петра, его опыт мне сильно помогли - общение с этим человеком придало дополнительной уверенности в том, что реализация всего задуманного вполне возможна.
Сколько вы планируете брать за свои услуги? Расценки рознятся – от пяти процентов от суммы месячного контракта игрока для локального рынка, то есть внутри России, и до десяти – для услуг, оказываемых за ее пределами и связанных в том числе с международными перелетами. Не многовато? Думаю, нет. Во-первых, цена сформирована по результатам консультаций с коллегами, работающими в индустрии. А во-вторых, вот вам конкретный пример: Алексис Дуарте, если верить открытым источникам, в «Спартаке» зарабатывает 60 тысяч долларов, или что-то порядка 5 миллионов рублей в месяц. Я, будь я его менеджером, просил бы у него пять процентов от этой суммы. 240 тысяч рублей в месяц – по-моему, вполне адекватная зарплата для квалифицированного личного помощника, который к тому же круглосуточно находится на телефоне и готов придти на помощь по первому же зову. А вы готовы к этому – круглосуточно? На данный момент - да. Больше того, я готов на бесплатный пробный период и на существенный дисконт по его истечении. Я очень на многое сейчас готов для того, чтобы преодолеть этот барьер, выйти на рынок и застолбить там свою позицию. Допустим, все срослось. Вы договорились с первым клиентом, затем, Бог даст, со вторым, с третьим. Но здесь, мне кажется, и наступает ваш предел как частника – одиночки, долго вы так в режиме 24/7 не протянете... Да, безусловно. И хотя сейчас об этом говорить слишком рано, я уже понимаю, куда надо будет двигаться в случае первоначального успеха. Либо, как я уже говорил, уходить в клубные структуры, либо создавать собственное агентство с развернутой структурой, штатом, увеличенной ставкой налога, бухгалтерской отчетностью, и так далее. Вот такой примерно план. Но сейчас самое главное - начать. Как говорится, дорогу осилит идущий.