15 мин.

«Футболисты жалуются? Посмотрите на балерин!». Как Галицкий показал мэру Казани свой город

«УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО КРАСНОДАРУ НЕ ДАЛИ ЧЕМПИОНАТ МИРА»

Ильсур Метшин прибыл на базу «Краснодара» аккурат к концу игрового занятия основной команды, которой руководил Олег Кононов. В перерывах между матчами белорусский специалист строит весь тренировочный процесс в первой половине дня — вечером футболисты свободны и могут спокойно провести время с семьями, которые живут в городе. Пара игроков ещё были в столовой и допивали свой чай, когда казанская делегация, в которую помимо президента «Рубина» входил и генеральный директор клуба Ильгиз Фахреев, зашла в небольшой кафетерий объекта под названием «Четук» .

— Вот, Дмитрий Торбинский сидит, он как раз из «Рубина» перешёл, — показал на дальний стол генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг, выступивший гидом для Метшина в первой части визита.

Торба, как полузащитника называли на поле партнёры, сидел спиной к двери и не услышал голосов гостей. Отвлекать его тоже никто не стал. Интенсивная двусторонка, закончившаяся победой основного состава над молодёжным, отняла много сил у футболиста.

База «Краснодара» находится в 40 минутах езды от стадиона «Кубань», за городом, в районе посёлка Четук, отчего и получила такое название. Небольшая деревня, стоящая на реке и окружённая рыбхозяйством, где выращивают осетров с чёрной икрой, сильно контрастирует с тем, что находится за воротами футбольного комплекса. Хромированные ворота будто отделяют Россию от Европы, и это впечатление настигает каждый раз, когда нога ступает на территорию футбольного «Краснодара» из Краснодара-города. Необычные по дизайну здания в чёрно-зелёных цветах тонут в зелени газонов и деревьев, на берегу реки стоят стриженые ивы, в стёклах жилых корпусов отражается чистое ноябрьское небо.

— У нас иногда появляется ощущение, что вторая специализация Сергея Николаевича (Галицкого — президента клуба и создатели сети «Магнит», -. ред.) — ландшафтный дизайн, — шутят работники базы о владельце клуба, который лично утверждает все футбольные проекты, следит за состоянием полей, заботится о благосостоянии своих объектов.

Первым из того, что увидел Метшин, стало накрытое специальным материалом тренировочное поле базы, одно из пяти, что есть в распоряжении «Краснодара». Как объяснил Хашиг, это вполне обычное покрывало, которое и согреет, и от вечернего дождя траву защитит, чтобы всё было готово к завтрашнему занятию — каждый раз футболисты тренируются на новом поле, это позволяет газону отдохнуть.

— Погода у нас отличная — футбольный регион, с полями проблем нет. Поэтому и сборная здесь Португалию принимает, хотя зимой мы всё равно уезжаем на сборы в другие страны, — говорил начальник «Краснодара».

— Удивительно, что вашему городу не дали чемпионат мира. У нас в Казани уже сугробы лежат, — отвечал Метшин, обращая внимание на температуру воздуха. 15 градусов тепла в ноябре — это необычно для большей части России.

РЫБАЛКА, ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ И БИЛЬЯРД

Клубная база «Краснодара» была окончательно достроена в 2008 году, еще до того, как клуб получил профессиональный статус, но все объекты выглядят так, будто их построили вчера — и по дизайну, и по состоянию они не отличаются от современных построек. Раньше на этой же территории занималась «Кубань», но место постепенно стало запустевать, и на него обратил внимание Сергей Галицкий. По сути, главной проблемой базы являются только комары — водоёмы создают неудобства, но и это решается. Клуб периодически нанимает дезинсекторов, которые обрабатывают всю базу, для «Краснодара» это всё мелочи. А 10 километров от черты города — это даже плюс, учитывая страшные пробки Краснодара.

— Возможно, что-то можно было сделать и по-другому, помещения расширить немножко, поле ещё одно поставить. У нас вот за основным корпусом есть песочное поле, но мы его толком не используем, — говорит Хашиг, приглашая гостей в здание с эмблемой клуба.

Вход на базу — это небольшой холл с диванами, который от компактного тренажёрного зала отделяет только стекло. На стене висит телевизор, который под бодрую музыку показывает нарезку всех голов «Краснодара» в этом сезоне, на левой части экрана расписание рабочей недели, которое составляет лично Кононов. Мимо пройти невозможно, коридор связывает раздевалку и тренажёрный зал, который открыт со всех сторон — со второго этажа тоже можно наблюдать, кто и чем занимается под руководством Мохаммеда Эльсаара — прекрасно говорящего по-русски массажиста, следящего за тем, как футболисты выполняют растяжку и упражнение на пресс после тренировки. Этажом выше комната для теоретических занятий и установок, но это даже не комната, а большой зал, в котором стоят бильярдные столы, лежат нарды с символикой клуба, настенные полки уставлены книгами.

В распоряжении медицинского штаба есть весь стандартный набор для восстановления физической формы игроков — массажные столы, мини-бассейн, парилка, барокамеры. Как рассказывали Метшину, большую часть оборудования «Краснодар» возит с собой — полторы тонны груза нужны, чтобы немедленно начинать реабилитационные процедуры, а во время длительных перелётов массажисты начинают работу прямо в самолёте.

Трёхэтажный корпус является постоянным рабочим местом только для тренерского штаба, который был сформирован без участия Кононова. У боссов «Краснодара» особый подход, который не подразумевает, что командой будут руководить ставленники главного тренера. Во время тренировок с бровки поля слышен местный, кубанский говор, как раз потому, что персонал подобран уже давно. Кононов привёл с собой только одного соратника, и на вопросы Метшина спокойно отвечал, что ему так тоже вполне удобно, и он понимает условия работы. «Мы надеемся, что у Олега Георгиевича всё будет хорошо, но вот вдруг он уйдёт? И что тогда? Уйдёт весь штаб?» — объясняет свою позицию руководство. «Краснодар» не превращает своего главного тренера в генерального менеджера — Кононов не занимается селекцией, не ведёт в клуб своих людей, и через день лично разговаривает с Галицким, который невероятно вовлечён в процесс.

Прогулка по базе заняла не более 30 минут — настолько там всё близко и компактно, последним пунктом стал визит в жилые корпуса для игроков, которые заполняются только в день перед игрой, когда команда обязана ночевать в Четуке. Вряд ли кто-то из-за этого сильно расстраивается — полузащитник Владимир Быстров рассказывал, что там и порыбачить можно, если всех посадили на карантин. Комнаты, которые вполне тянут на статус номеров в 4-звёздночном отеле, большой холл — место для завтрака. На базе футболисты не живут, им даже не разрешают там жить постоянно, хотя желающие есть. В первое время новичкам позволяют остаться с семьёй в одном из корпусов, но затем их просят найти жильё самостоятельно. «Краснодар» считает несерьёзным, когда игроки с огромными зарплатами просят обеспечить их квартирами, выдавать им деньги на машину и прописывать что-то в контрактах. Явно огромные суммы, который Галицкий тратит на клуб, в первую очередь уходят не на первую команду, а на академию.

На территории этой самой академии Метшин встретился с Галицким. Миллиардер шёл по улице своего города, который он построил внутри Краснодара. Кампус из восьми жилых корпусов, тихий и безопасный, ничем не отличается от того, что создают для своих студентов американские университеты. Ровные газоны, чистые улицы и потрясающий дизайн зданий заставляют забыть посетителей о том, что они в южном российском городе с проблемным движением и неприглядными постройками. Академия окружена 15-ю полями, количество которых будет расти, там же стоят два дутых манежа, поле с трибунами, которые обогреваются тепловыми лампами, но самое главное, что видят все посетители этого города — новый стадион «Краснодара».

«ЛОМАТЬ СТОЛЫ НЕПРАВИЛЬНО. ДРОВОСЕКОМ НАЗОВУТ»

Похожую на Колизей арену планируют достроить к весне 2016 года, работа ведётся и в выходные дни, что Галицкий лично показал казанцам. Бизнесмен невероятно горд тем, что удалось сделать клубу. Он с огромным удовольствием и воодушевлением рассказывает о всех деталях стройки, поскольку лично вникает в процессы. Извиняясь за пыль и строительный мусор на объекте, он проводит мэра Казани мимо удивлённых рабочих, не ожидавших визита высшего начальства, выводит гостей в чашу, а затем предлагает спуститься на газон. Его вырастили из семян прямо внутри стройки, и там уже давно работает система подогрева, дренажа и орошения.

— Хороший вид, согласитесь. Стадион закрыт, в нём нет дыр, только два проезда внизу, это создаёт атмосферу. Фасад каменный, мне кажется, это благородный материал, со временем он не портится, а наоборот начинает выглядеть лучше. Везём мы его из Италии, к сожалению, это всё не так выгодно, как хотелось бы, но я считаю, что всё должно быть идеально, — рассказывает Галицкий о своём творении. — Здесь будут металлические кассетные балконы, конструкция будет подниматься и опускаться, потом добавим чёрное стекло. Представьте, как красиво!

Из ложи руководства уже сейчас есть прямая лестница в будущую раздевалку «Краснодара».

— Приходится заходить к футболистам в перерывах? — интересуется Метшин.

— Редко, каждый раз стол кулаком ломать тоже неправильно, а то дровосеком назовут. Но пара случаев была, когда я общался с игроками после матчей, — признаётся Галицкий. — Здесь будет ещё и раздевалка «Кубани». Они собираются реконструировать свой стадион, им нужно будет где-то играть. А ведь они нас к себе пустили, отказывать будет неправильно, поэтому мы сразу готовимся.

Во время подготовки стадиона учитывались даже интересы телезрителей. Галицкий не хотел, чтобы приезд команды показывали с улицы, где постоянно «мешают пластиковые двери», поэтому под трибунами есть парковка для клубных автобусов, игроки будут выходить сразу в тепло и спокойно идти в раздевалки по открытому широкому коридору. Мелочей нет.

МАТ МИЛЛИАРДЕРУ

Вернувшись в академию, казанская делегация направилась в школу, в которой обучаются дети с 6-го по 11-й классы. Галицкий уделяет большое внимание не только спортивному воспитанию будущих футболистов, но и их образованию, поэтому к работе на «Краснодар» были привлечены лучшие учителя Краснодарского края — финансовые условия для педагогов здесь намного лучше. Учителями, кстати, работают только женщины, мужчин хватает и на тренировках. Школа европейского формата одновременно является тренировочным центром — в том же здании есть футбольное поле, тренажёрные залы, медкабинеты, бассейн. Все классы оборудованы компьютерами и электронными досками, есть актовый зал, куда иногда привозят для совместных мероприятий девочек из балетной школы. «У нас ведь тут одни парни, сами понимаете, женское общение тоже важно», — говорит Галицкий, открывая дверь в шахматный класс. На стенах висят фотографии гроссмейстеров, весь кабинет заставлен досками. «Шахматы — это очень важно, они развивают логическое мышление. У всех классов есть два урока игры в неделю, иногда я устраиваю им сеанс одновременной игры. Уже есть перворазрядники, они меня даже обыгрывают». Сложно представить, что чувствует ребёнок, поставивший мат миллиардеру.

— Если мы растим футболистов, мы должны научить их думать. Объясняем, как важно, получив огромный контракт, не совершать ошибки. И ведь не все станут профессиональными игроками, а образование нужно в жизни. Иногда сам делюсь с ними опытом, рассказываю о своих неудачах.

«ФУТБОЛИСТЫ УСТАЮТ? ПОСМОТРИТЕ НА БАЛЕРИН!»

Всего в академиях «Краснодара» по всему краю совершенно бесплатно занимается 11,5 тыс. детей разных возрастов, специально для этого Галицкий построил 28 манежей во всём крае, восемь из них находятся в самом городе, остальные — за его пределами. В академию попадают лучшие из лучших, лишь 272 счастливчика. Её заканчивают примерно 20% поступивших, это специальная установка руководства — жестокая конкуренция делает из детей профессионалов. Поэтому это едва ли не единственная академия, где дети тренируются по два раза в день, что для многих оказывается слишком сложным.

— Да, кто-то жалуется. Но наш 2002-й год признан лучшим в России. Вот почему дети должны уставать от футбола? Те, кто не спит с футбольным мячом, футболистом всё равно не станет, есть другие виды спорта. Меня больше расстраивает, когда мальчик 10 лет отучился в школе, а потом не стал футболистом - это потеря времени, энергии. Все привыкли, что они должны играть в удовольствие, но посмотрите на девочек-балерин, над ними вот просто издеваются — по 4 - 5 часов занятий в день.

Но даже если кто-то и ушёл, Галицкий видит в этом плюс, ведь всё равно человек будет следить за футболом, поэтому в школы и секции берут практически всех. Бывший воспитанник «Краснодара» будет фанатом «Краснодара» в будущем, клуб создаёт болельщиков в городе. Своей задачей один из самых успешных бизнесменом России называет не только воспитание игроков, но и маленьких фанатиков футбола. «Когда мальчик в 4 - 5 лет уже смотрит футбол, он всегда в нём останется, если в детстве носил символику клуба на груди, то она там останется навсегда». Но при этом не делает полное обеспечение для детей — «не становится пунктом по одеванию детей», по крайней мере, с первого года, всё приходит со временем.

ПЕРЕД САМАРЕНКИНЫМ ИЗВИНИЛИСЬ ЗАРАНЕЕ

Со временем — это для тех, кто попал в главную школу и может жить в шикарных корпусах, как в тех, что на базе в Четуке. На стенах в каждом номере висят не только мотивационные листовки, но и пособия вроде «Как правильно есть курицу за столом». В академии есть дети из неблагополучных семей, и не думать об их воспитании клуб не может. Для всех есть обязательная школьная форма единого образца, у всех одинаковые условия. Детей до 12 лет, правда, родители обязательно должны забирать домой на выходные, иначе психологически им будет слишком сложно. Физически и морально тяжело было, например, сыну бывшего генерального директора «Рубина» Дмитрия Самаренкина, который сейчас плотно сотрудничает с «Краснодаром». Как говорит Галицкий, он честно сказал своему партнёру, чтобы тот не обижался, если вдруг тренеры примут решение об отчислении его ребёнка. Но тот начал исправляться.

— У нас потеряна тренерская школа, нет квалифицированных кадров. Но мы сейчас занимаемся восстановлением, очень важно, чтобы у детей был тренер — бывший игрок. Нога футболиста должна быть как рука, мальчик должен чувствовать мяч, а для маленьких детей очень важен показ. Это тем, кто постарше, уже важна теория, а сначала нужно уметь показать, как правильно.

— Откуда вы взяли всю эту идею, кто создал методику? — задал вопрос Метшин.

— Систему придумывали сами. А методическую работу провёл иностранец — нашли сербского специалиста, который расписал программу подготовки. Это профессор, преподавал детский футбол, и с собой привёл ещё четырёх специалистов.

— Это вы так удачно попали?

— Ну, мы искали. Всё время ведь не может не везти.

Впереди по плотному графику был футбольный матч сборной России, Галицкий пару раз отложил звонки жены и уже начинал договариваться о поездке на стадион, делегация направилась к воротам. «Да можно прямо по траве, она для того здесь и есть», — говорил мэру Казани человек, которого тоже можно назвать мэром мини-города.

На выходе из академии, на которой за день до приезда Метшина тренировалась командаЛеонида Слуцкого, к Галицкому подошли поздороваться дети лет 12.

— Тебя как зовут? — заулыбался Галицкий.

— Ринат.

— Серьёзно? — оживился Метшин. — А фамилия?

— Гараев.

— А я — Ильсур, из Казани.

— А я из Краснодара, родители из Перми, но мы татары, — несколько смутился мальчик.

— Вот видите — академия большая, — обрадовался Галицкий, — Совпало как!

После общей фотографии довольные дети хором благодарили тому, кто дал им футбол. Ответное «Вам спасибо» Сергей Галицкий говорил уже с большим трудом из-за широкой улыбки, появившейся на его лице. Он не стал говорить пафосных фраз о том, что живёт и работает именно для ради моментов, но вполне вероятно, что так оно и есть. Любить игру и делать для неё столько хорошего сможет не каждый, и не у всех есть для этого условия. Но вряд ли можно найти способ, который был бы лучше, чем тот, что создаёт «Краснодар».

«КРАСНОДАР» БУДЕТ ЧЕМПИОНОМ

— После того, как мы специально посетили лучшие базы клубов английской премьер-лиги «Тоттенхема», «Арсенала», «Ливерпуля», после ознакомительной поездки в Барселону, где нам показали и стадион, и базу, и академию, я был приятно поражён тем, что лучшее из того, что мы видели — это проект Сергея Галицкого в Краснодаре, — сказал Метшин по возвращению в Казань. — Лучший пример того, как должен строиться футбольный клуб — шикарная академия на 23 поля, супершкола на 300 детей. И здорово, что он уделяет огромное внимание не только футболу — тренерскому штабу и условиям, но и образованию, он собрал лучших учителей со всего Краснодарского края. Галицкий понимает, что не все ученики вырастут в футболистов, и они должны быть адаптированы для жизни в обычном мире.

Строится шикарнейший стадион, где каждое место как домашний кинотеатр. И главное, что работают такие увлечённые люди. Мы привыкли восхищаться всем тем, что есть хорошее на Западе, но вот это — точно пример того, что заслуживает не просто уважения, а ещё и изучения и постоянного тиражирования.

Я поражён, и, может быть, как президенту казанского клуба не совсем правильно так говорить, но «Краснодар» с таким подходом будет чемпионом. Мы помним, как хоккейный ЦСКА при Викторе Тихонове выигрывал всё, но тогда просто клуб собирал лучших, а здесь созданы условия, при которых лучшие будут расти постоянно. 10 тысяч детей занимаются в школах «Краснодара» по всему краю, но главную академию заканчивают только 20 процентов игроков. Успех клуба с такой системной подготовкой будет очень скорым, а костяк команды, которая станет побеждать на всех фронтах, будет состоять из своих воспитанников. И не за горами тот час, что в таких условиях вырастут игроки сборной России. Я понимаю, что если мы хотим ставить какие-то задачи в футбольном клубе «Рубин», то без соответствующей базы думать о великом будущем казанской команды достаточно тяжело. Мы должны соответствовать по инфраструктуре. Повторюсь, то, что мы увидели у Галицкого, заслуживает большого уважения, — таково было заключение Метшина.

Марсель Магизов/«БИЗНЕС Online»

@m_marsell