Viva La Chile! Эволюция игры сборной Чили
Сегодня сборная Чили проведет важнейший матч отборочного турнира Чемпионата мира 2018 года против Уругвая. «Блог сообществ Dirty.ru» предлагает вам вспомнить, как «La Roja» прошла долгий путь становления, превратившись из скромной команды в лучшую сборную Южной Америки со своим неповторимым стилем игры.
El Prólogo (с испан. – «пролог»)
Милая Родина, прими голоса
Все, что Чили в алтарях клянутся
Иль могилой станешь ты свободных,
Иль оплотом против угнетения.
(Из национального гимна Чили)
В 2012 тогдашний тренер клуба «Универсидад де Чили» Хорхе Сампаоли заявил:
Аргентинца можно считать счастливым человеком, ведь он сделал свою мечту явью. В том же году он был назначен главным тренером скромной сборной Чили, а 2015 году она впервые в своей истории стала победителем Копа Америка.
El Pasado (с испан. – «прошлое»)
Суперсвязка сборной Чили на ЧМ–1998. Марсело Салас (слева) и Иван Саморано (справа)
Чисто, Чили, твоё небо синевой,
Свежи бризы рассекают твой простор,
И твои поля цветами вышиты,
Это копия счастливого Рая.
(Из национального гимна Чили)
Главное достижение в истории национальной команды Чили – третье место на домашнем Мундиале 1962 года. В четвертьфинале южноамериканцы обыграли сборную СССР, но в следующей стадии были биты будущими победителями турнира бразильцами. В утешительном финале чилийцы оказались сильнее югославов и завоевали единственные в своей истории медали Чемпионатов мира.
Больше 40 лет сборная Чили не могла преодолеть стадию группового этапа на Мундиалях. Следующий небольшой успех пришелся на Чемпионат мира 1998 года во Франции. Главным достоянием той команды была великолепная пара нападающих Иван Саморано — Марсело Салас. Последний забил три мяча в матчах против Италии и Австрии и вывел свою сборную в плей–офф. 24–летний форвард отправил мяч и в ворота Бразилии в 1/8 финала, на что «тетракампеоны» ответили четырьмя голами. После этого в истории сборной Чили вновь наступил период неопределенности.
В середине 2000–х Чили на время пропала с футбольной карты мира.
El Salvia (с испан. – «мудрец»)
Марсело Бьелса на Чемпионате мира–1998
Свобода — наследство смелого,
Победа смиряется у его ног.
(Из национального гимна Чили)
Есть человек, без упоминания которого невозможен рассказ о сборной Чили. Речь идет о главном мыслителе современного футбола, одном из сильнейших тренеров–тактиков, которого многие известные специалисты считают своим учителем. Имя ему Марсело Бьелса. Как любой философ, он никогда не нуждался в «излишествах бренного мира». Подобно Диогену, жившему в бочке, аргентинец всегда отгораживал себя от околофутбольной суеты — был далек от вспышек фотокамер и внимания публики. На родине за скрытность и необщительность, а также не простой характер его прозвали «Сумасшедшим» («El Loco»). Однако, как известно, от безумия до гениальности один шаг. И правило действует в обе стороны.
На протяжении всей своей тренерской карьеры Бьелса исповедовал сверхатакующий футбол, основными аспектами которого были высокая культура паса, важная роль флангов, высокая линия обороны, прессинг по всей ширине поля и постоянная смена позиций игроков во время матча. Такую игру он пытался привить любой команде, которую возглавлял. Были и локальные успехи, как победы в национальном чемпионате с «Ньюэллс Олд Бойз» и «Велес Сарфилд» и выход в финале Лиги Европы с «Атлетиком» из Бильбао в сезоне 2011–2012 годов, и очевидные неудачи.
Марсело Бьелса и его знаменитые очки
Всем запомнился провал сборной Аргентины под руководством Бьелсы на Чемпионате мира 2002 года в Корее и Японии. Специалист решил использовать свою излюбленную игровую схему – 3–3–1–3. Место в воротах занимал Пабло Кабальеро. Тройку защитников составляли Маурисио Покеттино, Вальтер Самуэль и Диего Пласенте (Хосе Шамот мог подменить любого из оборонцев). Хавьер Дзанетти и Хуан Пабло Сорин выполняли функции вингбеков, курсирующих по всей бровке. На позиции опорного полузащитника действовал суровый Диего Симеоне (а иногда Матиас Альмейда), а роль «энгаче» («плеймейкер», «десятка», «треквартиста») играл Хуан Себастьян Верон (дублером которого был молодой Пабло Аймар). Ариэль Ортега находился на правом фланге нападения, Клаудио Лопес и Кили Гонсалес сменяли друг друга на левом. «Девяткой» был несравненный Габриэль Батистута, из–за которого не находилось места в основе даже Эрнану Креспо и Клаудио Каннидже.
Тактика до определенного момента приносила плоды – Аргентина заняла первое место в квалификации к Чемпионату мира, – но на самом турнире дала сбой. «Альбесилесте» выиграли первый матч у нигерийцев, уступили во втором англичанам и не смогли одолеть шведов в заключительной встрече. Аргентинцы в итоге не вышли из группы, и всех собак повесили на Бьелсу. Главным просчетом тренера посчитали неправильно использование футболистов и желание подстроить их под свою схему – в команде отсутствовали классические вингеры, подходящие под игру в три форварда, а Хуан Себастьян Верон играл слишком близко к воротам соперника. Кроме того, стиль игры Бьелсы требовал огромных физических нагрузок, с которыми многие игроки не справлялись.
La Generación (с испан. – «зарождение»)
Сборная Чили в отборочном турнире к ЧМ–2010. Вальдо Понсе (№3), Гари Медель (в прыжке), Умберто Суасо (№9) и Марк Гонсалес (№11)
Подними чело, Чили, без смущения;
Ты завоевала свое имя в сражении…
(Из национального гимна Чили)
А что чилийцы? В то время они лишь мечтали о попадании на Чемпионат мира. Да что там, даже Копа Америка приносила сплошные разочарования. На турнире 2004 года «La Roja» («Красная команда» — прозвище Чили), ведомая Хувеналем Олмосом, в матче против Коста–Рики пропустила гол в добавленное время и заняла последнее место в группе. В воротах тогда уже играл Клаудио Браво, а главной звездой команды считался будущий игрок московского ЦСКА левый полузащитник Марк Гонсалес.
Через три года на турнире, проходившем в Венесуэле, Чили все–таки удалось пробиться в плей–офф, где она была нещадно бита бразильцами со счетом 6:1. Однако именно тогда в сборной начали появляться игроки, которые в будущем составят костяк команды. Еще в 2006 году в первый раз футболку национальной сборной одели Алексис Санчес и Гонсало Хара, в 2007 – Гари Медель, Маурисио Исла и Артуро Видаль, чуть раньше– Хорхе Вальдивия.
Большинство матчей Бьелса проводит сидя на корточках около кромки поля
А в 2008 году тренером Чили стал Марсело «El Loco» Бьелса. Именно в подобной скромной команде великий тактик мог реализовать свои замыслы.
Тем не менее, путь к звездам оказался весьма тернист. «La Roja» успела потерпеть самое крупное домашнее поражение в истории квалификации Чемпионата мира, проиграв 0:3 парагвайцам, а затем и повторить этот антирекорд в матче против сборной Бразилии, хотя до этого не проигрывали «селесао» в родных стенах в течение пятидесяти лет. С другой стороны, Бьелса смог добыть Чили первую победу в официальных матчах против родной для него Аргентины и заодно достигнуть первого успеха на поле сборной Колумбии. В итоге главная задача была выполнена: отборочный турнир к Мундиалю чилийцы завершили на втором месте и после 12–летнего перерыва попали на мировое первенство.
В Чили подрастало талантливое поколение, голодное до побед — идеальный материал для создания новой команды. Приход Бьелсы на пост тренера сборной оказался как никогда кстати и стал отправной точкой в истории о невероятном футбольном преображении.
La Demostración (с испанс. – «демонстрация»)
ЧМ–2010. Чили — Испания. Хорхе Вальдивия (№10) в окружении испанцев
Обнажим немедля сталь
И сумеем победить иль умереть.
(Из национального гимна Чили)
Чемпионат мира 2010 года в ЮАР должен был стать площадкой для большой премьеры под названием «Новая сборная Чили». Бьелса не отказался от основных принципов своего футбола:
1). Тактическая схема 3–3–1–3.
Сборная Чили на Чемпионате мира–2010
Клаудио Браво на воротах. Тройка защитников Вальдо Понсе (Пабло Контрерас) – Гари Медель – Гонсало Хара. Трио хавбеков Артуро Видаль – Родриго Мильяр – Карлос Кармона (Марко Эстрада). Матиас Фернандес (Хорхе Вальдивия) в роли «энганче». Алексис Санчес на правом фланге нападения и Марк Гонсалес (Жеан Босежур) – на левом. Умберто Суасо на острие атаки. (Следует заметить, что на самом турнире Бьелса стал чаще использовать схему с четырьмя защитниками).
2). Пас как один из главных аспектов игры. Например, для этих целей номинальный опорный полузащитник«Бока Хуниорс» Гари Медель был переведен в центр защиты, потому что мог одинаково успешно обороняться и начинать атаки своей атаки.
3). Высокая линия обороны. Медель к тому же очень жесткий и неуступчивый игрок, и эти его качества как нельзя лучше подходили для рискованно высокой линии защиты.
ЧМ–2010. Чили — Испания. Артуро Видаль (№8) борется против Фернандо Торреса (№9), на заднем плане Гонсало Хара (№18)
4). Высокий прессинг. Отличная физическая подготовка футболистов позволяла Чили владеть инициативой в центре поля. Важная миссия поддержания игроков команды–соперницы в постоянном напряжении выпадала не только на защитников, но и на полузащитников. Артуро Видаль из леверкузенского «Байера» и Родриго Милльяр из чилийского «Коло–Коло» номинально находились на флангах, но, на самом деле, являлись не крайними хавбеками, а бокс–ту–бокс полузащитниками, действуя более вертикально на поле.
5). Важная роль флангов. Бьелса старался переводить мяч в центр поля и контролировать ход игры. В то же время крайние нападающие выполняли функцию растягивания обороны соперника и играли как можно шире.
6). Постоянная смена позиций и ставка на универсализм игроков. Все тот же Артуро Видаль мог сыграть на позиции опорного и крайнего полузащитника, бокс–ту–бокс хавбека и даже левого защитника, как это было в стартовом матче против Гондураса. Другие игроки также использовались на разных участках поля в зависимости от задач в конкретный отрезок матча. Например, Жеан Босежур закрывал весь левый фланг, играя и фулбека в схеме с четырьмя защитниками, и крайнего форварда в 3–3–1–3. (Кстати, он забил решающий гол в матче против Гондураса).
Другой пример – классическая «десятка» Хорхе Вальдивия в половине матчей на Чемпионате мира выходил на номинальную позицию центрального нападающего, хотя, на самом деле играл роль «ложную девятку». Он опускался ближе к центральному кругу, завлекая за собой защитника соперника и отдавал в образовавшиеся промежутки передачи на врывающихся в штрафную крайних форвардов – Санчеса и Босежура. Первый матч в группе продемонстрировал еще одну особенность игры Чили.
Чемпионат мира–2010. Чили–Гондурас. Расстановка команд в первом тайме
Чемпионат мира–2010. Чили–Гондурас. Расстановка команд во втором тайме
7). Тактическая гибкость. Гондурасцы вышли на поле единственным форвардом, на что Бьелса ответил непривычной для него схемой 4–3–3 с двумя центральными защитниками (Гари Медель и Вальдо Понсе) и двумя реактивными фулбеками (Маурисио Исла и Артуро Видаль). Дело в том, что аргентинец руководствовался правилом, которое исповедовал еще Йоханн Кройфф в своей «Барселоне» начала девяностых, гласящее: «Необходимо иметь на одного защитника больше, чем нападающих соперника».
В атакующей фазе игры схема принимала вид 2–3–2–3: Видаль и Исла располагались ближе к воротам Гондураса на одной линии с опорником Кармоной, чуть выше играли Милльяр и Фернандес, а Санчес, Босежур и Вальдивия образовывали тройку нападения. Во втором тайме Гондурас перешел на схему 4–4–2 и на опеку нового форварда был отправлен еще один центрдеф Хара, как результат Чили вновь вернулась к 3–3–1–3 и уверенно довела матч до победы.
Все вышеперечисленные пункты смело можно применить к «Барселоне» Хосепа Гвардьолы образца 2011 года. Заменяем Гари Меделя на Хавьера Маскерано, Карлоса Кармону на Серхио Бускетса, Жеана Босежура на Дани Алвеса (здесь придется поменять левый фланг на правый), Матиаса Фернандеса на Сеска Фабрегаса, Хорхе Вальдивию на Лионеля Месси, а Алексиса Санчеса на…Алескиса Санчеса. А теперь прочитайте все заново и, как говорится, найдите десять отличий. И ничего удивительного здесь нет – Гвардьола неоднократно заявлял, что является поклонником Бьелсы и на многие идеи его вдохновил футбол аргентинца.
Та сборная Чили не обладала подобным набором игроков, однако Бьелса смог выжать из нее максимум и выйти из группы на Чемпионате мира. После выигрыша у Гондураса последовала еще одна минимальная победа над швейцарцами, а в заключительном матче будущие победители турнира испанцы были сильнее – 2:1. В 1/8 финала жребий вновь, как и 12 лет назад, свел чилийцев со сборной Бразилии, и результат оказался настолько же плачевным. Крайние защитники «селесао» Майкон и Мишель Бастос полностью перекрыли Алексиса Санчеса и Жана Боссежура, Гонсало Хара не справился на фланге с Робинью, а вышедшие в концовке встречи Жилберто и Клеберсон засушили игру в центре поля, несмотря на прессинг Чили. 3:0 – и побежденная, но гордая «La Roja» едет домой.
Чемпионат мира–2010. Бразилия — Чили. Расстроенные чилийцы после окончания матча
Отчет об этом матче на сайте Zonal Marking закончился такими во многом пророческими словами:
Чилийцам прочитал курс футбольной тактики, возможно, лучший преподаватель в мире. Но горькая правда состоит в том, что подобные команды не становятся чемпионами. Поэтому следующим шагом стал поиск человека, который смог бы правильно воплотить передовые идеи Бьелсы на практике и достичь конкретного результата.
El Patrimonio (с испанс. – «наследие»)
Хорхе Сампаоли — еще один аргентинец у руля сборной Чили
Закончилась кровавая борьба;
Стал уже братом вчерашний захватчик;
(Из национального гимна Чили)
Так уж случилось, что успех «La Roja» связан исключительно с аргентинскими тренерами. И если «альфой» сегодняшней сборной Чили можно считать Бьелсу, а «омегой» – Сампаоли, то где–то посередине вектора развития команды затесалась «сигма» — Клаудио Борги. Он встал у руля команды в марте 2011 года, за несколько месяцев до очередного розыгрыша Копа Америка. Наверно, главным достижением Борги стало его решение не менять кардинально игру Чили или подстраивать ее под себя. К тому же, в Аргентину поехал практически тот же самый состав, что и годом ранее. Команда заняла первое место в группе, а вот в плей–офф неожиданно проиграла Венесуэле.
В конце года произошло знаковое событие, о важности которого в тот момент еще не было известно. Чилийский клуб «Универсидад де Чили» под руководством Хорхе Сампаоли стал победителем второго по значимости клубного турнира Южной Америки — Кубка Судамерикана.
Сампаоли был даже еще более ярым последователем Бьелсы, чем Гвардьола. Его команда играла в похожий атакующий футбол, основанный на контроле мяча и высоком прессинге. При этом Хорхе не слепо следовал своему кумиру, а пытался усовершенствовать его задумки.
2011 год. Одна их тактических схем клуба "Универсидад де Чили"
Во–первых, Сампаоли был более прагматичным тренером, чем Бьелса, всегда пытался подстроиться под игру соперника и поэтому не ограничивался двумя схемами (с тремя и четырьмя защитниками). В тактическом арсенале «Универсидад де Чили» присутствовал и «бьелсовские» 3–3–1–3, и 3–1–3–1–2, и 3–4–3, и 3–4–1–2, и даже классические 4–4–2.
Во–вторых, команда Сампаоли была более организована и более дисциплинирована, в том числе в плане смены позиций игроками во время матча. Творческий хаос на поле сменился выверенными и продуманными действиями.
В–третьих, Сампаоли отказался от «бешеного» прессинга Бьелсы, изматывающего футболистов, и «самоубийственно» высокой линии обороны. Прессинг оставался важнейшим аспектом игры, но стал более умеренным и продуктивным.
В–четвертых, Хорхе постепенно снизил важность роли «энганче» в команде (у Бьелсы это был Маттиас Фернандес), заменив его еще одним бокс–ту–бокс полузащитником. Устаревавшая позиция была напоминанием о славных былых временах аргентинского футбола, однако введение еще одного футболиста, одинаково хорошо действующего и в отборе, и в созидании, положительно сказалось на игре команды в центре поля.
В конце 2012 года Сампаоли стал новым наставником сборной Чили и привел в команду нескольких футболистов своего «Универсидад де Чили», ставших впоследствии ключевыми игроками «La Roja»: левого защитника Еугенио Менью, пару центральных полузащитников Чарлеса Арангиса и Марсело Диаса, правого нападающего Эдуардо Варгаса. Чилийцы заняли третье место в квалификации к Чемпионату мира–2014 в Бразилии и в очередной раз приехали на турнир в качестве «темной лошадки».
El Desarrollo (с испанс. – «развитие»)
Чемпионат мира–2014. Чили–Австралия. Алексис Санчес (№7) и Маурисио Исла (№4)
Наши груди будут твоим бастионом,
С твоим именем мы сумеем победить,
Или твое благородное, прославленное знамя,
Нас увидит павшими в сраженьи.
(Из национального гимна Чили)
При Сампаоли команда окончательно ушла от схемы 3–3–1–3 и стала действовать по более компактным 3–4–1–2.
Сборная Чили на Чемпионате мира–2014
Клаудио Браво оставался непререкаемым первым номером и капитаном команды. Трио центральных защитников Гари Медель – Франциско Сильва – Гонсало Хара отвечали за оборону. Фланги были отданы на откуп вингбекам — справа Маурисио Исле, слева – Еугенио Меньи. Марсело Диас выполнял функции опорного полузащитника, начинающего атаки своей команды первым пасом, а Чарлес Арангис играл чуть ближе к воротам соперника. Эдуардо Варгас и Алексис Санчес составили пару нападающих современного типа. Они совмещали в себе функции форвардов, отчасти инсайдов и вингеров, растягивали защиту команды–соперницы по флангам, освобождая пространство для вхождения в штрафную атакующего полузащитника. Чаще всего это был Артуро Видаль, который в подобной ситуации становился «ложной девяткой» или, как ни парадоксально звучит, «ложной десяткой». Сменщиком Видаля на этой позиции являлся Хорхе Вальдивия.
Игра сборной Чили на Чемпионате мира 2014 года основалась на футболе, показанном командой Марсело Бьелсы четыре года назад, но и имела определенные отличия:
1). Тактическая разнообразие.
Чемпионат мира–2014. Чили–Австралия. Расстановка команд перед матчем
Сампаоли использовал намного больше тактических схем во время турнира. Матч с австралийцами чилийцы начали с расстановкой 4–3–1–2 – с четверкой защитников и Хорхе Вальдивией в роли плеймейкера/«ложной девятки». С выходом на левый фланг нападения Жана Боссежура «La Roja» перестроилась на 4–3–3.
Во встрече с испанцами Сампаоли вернулся к схеме 3–4–1–2, в которой вышедший на поле после травмы Артуро Видаль действовал из глубины (в отличие от Вальдивии), а форварды Санчес и Варгас находились дальше от полузащитников и ближе к флангам, чем обычно. (В подобном стиле играла сборная Голландии Ван Гала в стартовом матче, закончившемся разгромом испанцев).
Чемпионат мира–2014. Голландия — Чили. Расстановка команд перед матчем
Выход того же Боссежура в поединке против «оранжевых» ознаменовал переход Чили с 3–4–1–2 на 3–4–3, а замена центрдефа Сильвы на Вальдивию – с 3–4–3 на 4–2–1–3 с высоко играющими крайними защитниками.
Наконец, в 1/8 финала против сборной Бразилии «красным» пришлось играть более компактно на своей половине поля, и их схема приобрела вид 5–3–2, причем один из нападающих Санчес действовал ближе к центру поля, поэтому есть причины описывать расстановку Чили в том матче как 5–4–1.
2). Командный прессинг. Команда Сампаоли умело меняла темп игры в зависимости от хода игры и соперника, сохраняя при этом высокий уровень прессинга на всех участках поля. Наибольшие трудности с этим испытали испанцы, которые попросту не ожидали такой прыти от южноамериканцев. К тому же Чили смогла переиграть чемпионов мира и Европы в центре поля, что еще пару лет назад казалось нонсенсом.
Достойного противника в плане прессинга «La Roja» нашла в лице бразильцев. Сборные выдали настолько бойкий первый тайм, что им пришлось прибегнуть к использованию длинных переводов со своей половины поля в атаку, не совсем привычные для обеих команд, но жизненно необходимые для преодоления насыщенной центральной зоны поля. Тем не менее, чилийцам удалось перехватить нити игры и поумерить пыл подгоняемых трибунами хозяев турнира.
3). Персональная опека в полузащите.
Чемпионат мира–2014. Чили–Испания. Расстановка команд перед матчем
Тактический тренд, который во всей красе был продемонстрирован именно на Чемпионате мира–2014. Переход от персональной опеки в обороне к зонной защите стал одним из важнейших изменений в истории футбола. По иронии, с ростом в последнее десятилетие важности игры в центре поля и успехами таких команд, как «Барселона» и сборная Испании, вновь возникла необходимость в индивидуальном присмотре, но уже за полузащитниками соперников. Для чилийцев, стремящихся к постоянному прессингу, это нововведение стало особенно важным.
Южноамериканцы действовали подобным образом в трех матчах из четырех на турнире. Например, Чарлес Арангис полностью выключил из игры Хаби Алонсо, Артуро Видаль не позволял начинать атаки Серхио Бускетсу, а Марсело Диас не дал проявить свои индивидуальные возможности Давиду Сильве, что и предрешило итоговый успех Чили над испанцами. В матче против голландцев у каждого из полузащитников обеих команд на поле был индивидуальный соперник: Марсело Диас контролировал Уэсли Снейдера, Джорджиньо Вийналдум и Найджел де Йонг играли неотрывно от Чарлеса Арангиса и Фелипе Гутьерреса. Кстати, этот матч оказался единственным проигранным чилийцами в основное время на турнире.
Чемпионат мира–2014. 1/8 финала. Чили–Бразилия. Расстановка команд перед матчем
4). План Б в атаке. Средний рост игроков сборной Чили довольно не высок, а главные игровые качества пары нападающих Санчес–Варгас – это скорость и техника. Однако в определенные отрезки матча на поле необходимо наличие высокого физически мощного форварда, способного продавить защитника соперников или замкнуть верховую передачу.
Для этих целей у Сампаоли всегда был наготове центральный нападающий – Маурисио Пинилья. Классическая «девятка», футболист, поигравший более чем в десятке клубов за свою карьеру, но так и не ставший форвардом высокого класса, он, тем не менее, стал важным звеном сборной Чили на чемпионате мира. Именно игрок итальянского «Кальяри» мог сотворить сенсацию и выбить хозяев Мундиаля бразильцев на стадии 1/8 финала, однако его удар на последней минуте компенсированного времени пришелся в перекладину. Итог – в очередной раз «селесао» прервали турнирный путь чилийцев, и вновь это произошло на первом этапе плей–офф.
Сборная Чили Бьелсы и сборная Чили Сампаоли – команды одинаковые по задумке, но разные по исполнению. Их можно сравнить с двумя братьями: старший талантлив, артистичен, но часто не может совладать с эмоциями или попросту парит в небесах, а младший, не менее одаренный, но более рассудительный, сумел исправить его ошибки и реализовался в полной мере.
El Triunfo (с испанс. – “триумф”)
Радость и слезы счастья на лицах победителей Копа Америка–2015
Мы смыли оскорбление трёх веков,
Сражаясь на поле чести.
Кто вчера сгибался рабом,
Освобождён, наконец, и видит себя триумфатором…
(Из национального гимна Чили)
Напористый футбол Чили на Мундиале в Бразилии запомнился всем, и специалисты сошлись на мнение, что слишком уж рано этой симпатичной команде выпало противостоять хозяев турнира. Но возникал вопрос: было ли это единоразовым успехом или «La Roja» можно было причислять к реальным претендентам на медали. Ответ мы узнали ровно через год.
На домашнем Копа Америка чилийцы были одними из фаворитов наравне с финалистами Чемпионата мира аргентинцами во главе с блистательно проводящим сезон Лео Месси, сборной Колумбии, обладающей россыпью ярких игроков и бразильцами, ну просто потому что это бразильцы. В итоге колумбийцы приехали полностью разобранными, «пентакампеоны» показали еще более невнятный футбол, а Аргентина оказалась единственной топ–сборной, оправдавшей ожидания. Именно с «альбиселесте» и сразились в финале чилийцы, победив в серии пенальти.
Сампаоли провел образцово–показательный турнир, равномерно распределив силы команды от первого до последнего матча и умело чередуя тактику: 1). Используемые схемы.
К началу Копа Америка Сборная Чили подошла с привычной расстановкой 3–4–1–2 в качестве основной. Но для Хорхе Сампаоли нет ничего постоянного, его команды всегда находятся в движении и развитии.
Копа Америка–2015. Чили–Эквадор. Расстановка команд в первом тайме
Копа Америка–2015. Чили–Эквадор. Расстановка команд во втором тайме
В первом матче «La Roja» против Эквадора Жеан Босежур, номинально вышедший на позицию левого крайнего, играл настолько глубоко в обороне, что схема чилийцев приобретала вид 3–6–1. После выхода на поле более атакующего Варгаса «La Roja» перешла на 4–3–1–2, смогла забить два безответных мяча и довести матч до победы. В сверхрезультативной встрече против мексиканцев произошла трансформация из 3–4–1–2 в 4–2–2 за счет перевода Миико Алборноза из центра защиты на левый фланг (Видаль и Вальдивия играли примерно на одной линии).
С боливийцами Сампаоли опробовал очередную свою задумку: сборная Чили совершила еще один эволюционный шаг и окончательно перешла на схему 4–3–1–2/4–3–3. Разница в описании этой расстановки зависит от расположения на поле в конкретном матче Хорхе Вальдивии.
Идеальный состав Чили образца плей–офф Копа Америка– 2015:
Клаудио Браво на воротах. Гонсало Хара и Гари Медель в центре защиты, Маурисио Исла и Еугенио Менья — на флангах. Тройка центральных полузащитников: оборонительный Марсело Диас, направленные на атаку Артуро Видаль и Черлес Арангис. Алексис Санчес и Эдуардо Варгас продолжали оставаться основной парой форвардов, тяготеющим к флангам, а Хорхе Вальдивия переместился на знакомую ему позицию «ложной девятки».
2). Игроки. В своей команде Сампаоли собрал боевитых, но одновременно умных и тактически подкованных игроков:
Гари Медель (№17) в объятьях партнеров по сборной
Гари Медель. В сборной Медель никогда не играл на своей родной позиции опорного полузащитника. Если во всех клубах, за которые он выступал, Гари выжигал центр поля, то в составе «La Roja» он примерил на себя роль центрдефа. Медель может и отдать первый пас, и заняться персональной опекой в защите, как было в случае с Лионелем Месси в финале. Агрессивная в хорошем смысле игра защитника становится причиной для большого числа совершаемых им фолов и, как следствие, предупреждений.
Маурисио Исла, Еугенио Менья и Жеан Босежур. Фланговые игроки также оказывают огромное влияние на футбол сборной Чили. Все трое могут закрыть всю бровку и используются и в качестве защитников, и полузащитников, и даже иногда вингеров, что напрямую влияет на тактическую схему команды.
Марсело Диас (№21) и Эдинсон Кавани (в полете)
Марсело Диас. Сампаоли использует Диаса в центре поля, где он выполняет несколько задач: поддерживание общекомандного прессинга, персональная опека креативных хавбеков противника, а также помощь в обороне при атакующих действиях команды. В этом случае крайние защитники уходят вперед, а Диас начинает играть глубже, практически на одной линии с центрдефами, откуда также может начинать атаки, отдавая первый пас. (Схожая роль в сборной Чили была у Карлоса Кармоны и у Серхио Бускетса в «Барселоне», что еще раз доказывает связь между футболом Сампаоли, Марсело Бьелсы и Пепа Гвардьолы). Особенно хорошо его важность для Чили была видна в финале против Аргентины, где «La Roja» использовала что–то среднее между 4–3–3 и 3–4–3.
Чарлес Арангис (№20) празднует гол в ворота сборной Боливии
Артуро Видаль и Чарлес Арангис. Настоящие бокс–ту–бокс полузащитники, «моторы» команды, обеспечивающие преимущество Чили в центре поля, и очень разносторонние игроки. Арангис, например, по итогам турнира попал в число лучших по отборам, перехватам, обводкам, созданным моментам, передачам и их точности.
Копа Америка–2015. Финал. Чили–Аргентина. Расстановка команд перед матчем
Хорхе Вальдивия. Копа Америка–2015 стал для Вальдивии лучшим турниром в карьере: не обладающий огромной физической мощью Хорхе стал ключевым игроком команды, а возвращение его к роли «ложной девятки» можно считать важнейшим тактическим решением Сампаоли. Наставник сборной Чили нашел применение лучшим качествам «плеймейкера» (позиции, которая все меньше востребована в условиях современного футбола) – отличному видению поля и хорошему пасу. В финале Вальдивия часто оттягивался в полузащиту, создавая для «La Roja» преимущество в центре поля, что стало одним из ключевых составляющих ее успеха.
Алексис Санчес и Эдуардо Варгас. В отсутствии в игровых построениях Чили классической «девятки» опасности в штрафной соперника можно ждать практически от любого из 6–7 участвующих в атаке футболистов. На Копа Америка, например, стрельнул Варгас, забивший 4 мяча и ставший одним из лучших бомбардиров турнира.
Давид Писарро (№16)
Давид Писарро. Представитель еще одной ретро–позиции «реджиста» в команде Сампаоли. Опытный полузащитник старой формации играл еще на Копа Америка 1999 года вместе с Иваном Саморано и Марсело Саласом и завоевывал «бронзу» на Олимпиаде–2000. Пик его карьеры выпал на середину прошлого десятилетия, когда сборная Чили раз за разом не могла квалифицироваться на Чемпионат мира. В 2006 закончил выступления за национальную команду, чтобы сосредоточиться на игре за клуб, и как показало время, это решение было верным.
Писарро был важной частью фантасмагорической «Ромы» Лучано Спалетти образца сезона 2006–2007 годов, одной из первых в мире сыгравшей без номинальных нападающих. Схему той команды можно описать как 4–6–0, где каждый из атакующих игроков ситуативно мог оказаться в роли ударного форварда. Например, лучшим бомбардиром команды и заодно обладателем «Золотой бутсы» по итогам сезона стал прирожденный «фантазиста» Франческо Тотти. Писарро играл роль «глубинного плеймейкера», руководящего действиями команды из центрального круга. Позже Давид стал частью не менее удивительной «Фиорентины» Винценцо Монтеллы, полузащиту которой составляли сразу трое креативных полузащитников – кроме чилийца это был испанец Борха Валеро и итальянец Альберто Аквилани.
Вернувшийся в сборную после разговора с Сампаоли Писарро не стал основным игроком сборной, но сыграл важную роль в завоевании золотых медалей Копа Америка. Полузащитник чаще всего выходил в концовках матчей и обеспечивал полный контроль мяча, кроме того, его дальние передачи помогли взломать плотную оборону перуанцев в полуфинальном матче. Писарро разнообразил игру сборной Чили, выступив в роли «Пирло», и еще раз доказал, что «мозги» в футболе не менее ценны, чем физические кондиции.
Хорхе Сампаоли создал потрясающую с тактической точки зрения команду, разнообразную и многогранную. Сегодняшняя сборная Чили может подстраиваться под игру соперника, но всегда будет сохранять свой неповторимый стиль, что для скромной по футбольным меркам страны является настоящим прорывом. Но что еще важнее, аргентинец смог создать настоящий коллектив.
El Equipo (с испан. – «команда»)
Сборная Чили на Копа Америка–2015
Ваши имена храбрые солдаты,
Что вы были для страны опорой,
Наша память пронесёт их в сердце;
Чтобы знали наши дети тоже.
(Из национального гимна Чили)
Есть команды–династии, костяк которых составляют футболисты, поигравшие бок о бок не один сезон. В пример можно привести «Барселону» и сборную Испании последних лет, где ключевую роль играли Карлес Пуйоль, Жеррар Пике, Хави, Андрес Иньеста и Давид Вилья. Есть команды–машины, сметающие все на своем пути. Достаточно вспомнить «Баварию» Юппа Хайнкесса образца 2013 года со смертоносными «колесами» в лице Франка Рибери и Арьена Роббена. Есть команды звезд, которые по расхожему мнению не всегда становятся командой–звездой. Мадридский «Реал» времен смуты середины 2000–х яркое тому подтверждение. Есть команды–однодневки, команды–везунчики и т.д.
Чили – это команда–коммуна. Здесь каждый игрок ведом не личным интересом, а обшей мечтой «о светлом будущем». Здесь футболисты в любую минута могут показать свои индивидуальные навыки, но никогда не ставят их выше командных действий. Ребята в алых футболках бьются за себя, за страну, за тренера, за партнера по команде. Своеобразный футбольный «социализм». Так и хочется вскричать: «Viva la Chile! Viva la Republica!»
Чем–то подобным является сейчас мадридский «Атлетико». Только для Диего Симеоне на первый план выходит физическая подготовка и (извините за каламбур) атлетичность игроков, а козырь Сампаоли — тактическая гибкость.
Вырисовывается еще одна уникальная черта южноамериканской команды. Сборная Чили существует сразу в двух временных плоскостях: играет в суперсовременный футбол, функционируя во многом по законам прошлого. Раньше крупные турниры национальных сборных были главной площадкой для демонстрации новых тактических задумок. Сегодня футбол поменял полярность, и на первый план вышла игра на клубном уровне. Сборные проводят намного меньше матчей, поэтому тренеры не успевают наработать игровые связи и во многом полагаются на индивидуальные качества футболистов. В Чили все по–другому. Большинство игроков начинали выступать в одной команде: в многократном чемпионе страны «Коло–Коло» или в «Универсидад де Чили» под руководством Сампаоли. «La Roja» — невероятно сыгранная команда, у которой есть множества вариантов игры на любой случай жизни. У Колумбии был Хамес Родригес, у Бразилии — Неймар, у Аргентины — Лионель Месси, а у Чили была команда.
Футболисты Чили на тренировке
Эта сборная, несомненно, лучшая в истории Чили. Ее капитан Клаудио Браво является рекордсменом «La Roja» по количеству проведенных матчей. Вторым в списке стоит Алексис Санчес, который, к тому же, в скором будущем обойдет Марсело Саласа и станет лучшим бомбардиром в истории национальной команды. Основные игроки находятся в самом расцвете сил: Варгасу – 24 года, Санчесу, Менье и Арангису – по 26 лет, Меделю и Исле – по 27, Диасу и Видалю – по 28, Браво – 32, что для вратаря вполне приемлемо. Вальдивии – 31 год и он так и не заиграл в Европе, однако Сампаоли смог найти ему идеальное применение.
Да, сборная Чили неидеальна. Да, судьба золотых медалей Копа Америка решалась в серии пенальти, где шансы были равны у обеих команд. Да, судьи были благосклонны к чилийцам как хозяевам турнира. Да, футболисты сборной далеко не паиньки (на ум приходит ДТП с участием Видаля или инцидент с Гонсало Харой и Эдинсоном Кавани). Да, все эти негативные моменты могут оставить неприятный осадок, но ни за что не перечеркнут труды Хорхе Сампаоли и ту страсть, с которой чилийцы бьются в каждом матче. Навсегда запомнятся блистательная, завораживающая игра «La Roja» и слезы железного Гари Меделя после матча c аргентинцами.
Люди, которые так исполняют свой национальный гимн, просто не могли проиграть в финальном матче на глазах у своих зрителей (на видео с 2.35):
Именно такие команды становятся чемпионами. Viva La Chile!
Материал написан сразу после победы Сборной Чили на Копа Америка-2015.
Информация и тактические схемы взяты отсюда:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/vadimlukomski/
http://www.sbnation.com/soccer/2011/10/26/2514218/jorge–sampaoli–universidad–de–chile–marcelo–bielsa
Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru
Камень-ножницы-бумага. Самые популярные тактические схемы современности
Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru
Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог!