Практичность на замену идеологии. Появление, угасание и возрождение схемы 3–5–2
Я тут со своим другом Джонатаном Уилсоном из The Guardian решил провести небольшой экскурс в историю одной из самых занятных тактических схем. Есть и вполне себе актуальная причина. На этом Чемпионате Европы мы увидели успех Уэльса, Италии и Германии, использующих схему 3–5–2. Неужели зародился новый футбольный тренд?
Из 24 команд на Евро–2016 две начали турнир со схемой с тремя защитниками. Только одна из них достигла полуфинала (Уэльс). Остальные не прошли четвертьфинальную стадию (Италия, Северная Ирландия). Чтобы переиграть ещё одну, сопернику пришлось сменить расстановку на такую же (Германия в матче против Италии).
Проследим развитие схемы 3–5–2 и обратимся к истории футбольной тактики. Наиболее важными аспектами данной расстановки является тройка центральных защитников и расположение и функции вингбэков.
Как футбол взмахнул крыльями
Карлос Билардо (слева) и Диего Марадона — главные творцы победы сборной Аргентины на ЧМ–1986
В истории футбола уже был этап, когда команды играли в три игрока обороны, но в тех случаях можно говорить об одном центрбеке и двух фулбеках, опекавших вингеров соперника. «Катеначчо» и позже «Zonamista » подразумевал одновременное нахождение на поле «либеро» и двух «стопперов», а номинальный четвертый защитник курсировал по всему флангу.
Появление тактической схемы 3–5–2 было довольно значимым и интересным явлением в истории футбола. Идея использовать работоспособных крайних защитников в полузащите давно витала в воздухе. Начиная с 50–х годов важную роль в игре сборной Бразилии стали играть крайние защитники — сначала Джалма Сантос и Нилтон Сантос, а затем Карлос Альберто и Эвералдо – они надежно играли в обороне, но не менее успешно поддерживали и атаки. Первым специалистом, отваживавшимся передвинуть крайних защитников к центру поля, стал наставник сборной Аргентины Карлос Билардо.
Билардо, по прозвищу «elnarigon», то есть «нос», был ключевым игроком «Эстудиантес» Ла–Плата, выигравшего три Кубка Либертадорес подряд в 1968 – 1970 годах. Команда также завоевала Межконтинентальный кубок 1968 года, обыграв «Манчестер Юнайтед» с тремя обладателями «Золотого мяча» Бобби Чарльтоном, Денисом Лоу и Джорджем Бестом (североирландец выиграет премию в конце года) в составе. Билардо был одновременно и старшим товарищем для«смертоносной молодежи» (laterceraquemata) команды, и проводником идей тренера Освальдо Субельдии на поле. Вскоре бывший опорный полузащитник сам стал тренером в 1971 году и сразу вывел «Эстудиантес» в очередной финал Кубка Либертадорес, где проиграл «Насьоналю». В 1983 году Карлос возглавил сборную Аргентины, где достиг пика своей карьеры.
Перед Мундиалем 1986 года Билардо перевел «альбиселесте» на новую тактическую схему, решив сыграть в трех центральных защитников, а крайних защитников сделать полузащитниками: теперь они в отсутствии вингеров полностью отвечали за фланги. Необычная для того времени расстановка была опробована в турне по Европе. Сборная Аргентины к тому времени долгое время не демонстрировала вразумительной игры, но оригинальная тактика позволила команде одержать несколько ярких побед. Билардо не оставалось ничего другого, как… отложить 3–5–2 в долгий ящик.
В следующий раз Аргентина сыграет по этой схеме в четвертьфинале Чемпионата мира против сборной Англии. Перед игрой с британцами вместо одного из двух центральных нападающих южноамериканской команды – на этой позиции поочередно играли Клаудио Борхи и Педро Паскулли – на поле начнет появляться центральный полузащитник Эктор Энрике, который привнесет в игру необходимый баланс.
Расстановка сборной Аргентины в матче против сборной СССР, состоявшемся в 1988 году и закончившемся победой советских футболистов 4:2. Марадона вновь играет в полузащите
В итоге в решающих матчах турнира сборная Аргентины будет выглядеть следующим образом. В воротах – Нери Пумбидо. Два центральных защитника–стоппера Оскар Руджер и Хосе Кучуффо, а также Хосе Луис Браун в роли либеро составляли тройку обороны. Рикардо Джусти и Хулио Олартикоэчеа отвечали, соответственно, за правый и левый фланг полузащиты. Серхио Батиста выполнял черновую работу в центре поля, а Эктор Энрике и Хорхе Бурручага располагались ближе к атаке. «Девятку» исполнял форвард мадридского «Реала» Хорхе Вальдано, а Диего Армандо Марадона переместился из полузащиты, где он начинал Чемпионат мира, на позицию второго нападающего. По сути, Марадона был «свободным художником» и действовал по всему фронту атаки – вспомним хотя бы его забег из центрального круга перед тем самым голом в ворота сборной Англии. Именно такой состав выйдет с первых минут финального матча против сборной Германии.
Гарадона. Сможет ли Бэйл исполнить роль Диего на Евро–2016?
Тройка защитников, ставшая популярной в середине 80–х годов, вышла из моды в конце девяностых, потому что в футболе стали превалировать расстановки с одним нападающим. Логика была в том, что когда классические вингеры исчезли, отпала необходимость в игре фулбеков в обороне. Они стали действовать выше, примкнув к полузащитникам и оставив трёх защитников против двух нападающих: двух, игравших персонально, и одного либеро для страховки. В играх против одного форварда оставалось сразу двое свободных защитников, что означало, что команда, действующая по схеме с тремя игроками обороны, проигрывала центр поля из–за численного преимущества противника, в частности, в случае если бы вингбэки располагались глубже и противостояли фланговым форвардам в схеме 4–3–3 или 4–2–3–1.
Последним громким успехом схемы 3–5–2 на фоне её угасания стала победа сборной Бразилии на Чемпионате мира 2002 года. Луиз Фелипе Сколари решил отойти от привычных для «селесао» 4–2–2–2. И причина этого решения заключалась не в желании играть от обороны, а, наоборот, дать свободу своим вингбэкам — блистательным Кафу и Роберто Карлосу. Наличие в составе двух величайших в истории латералей увеличило атакующий потенциал команды многократно.
Знаковые команды 2000–х. #12. Сборная Бразилии (ЧМ–2002)
Футбольная Троица и крылья Феникса
Защитная линия, созданная Антонио Конте в «Ювентусе», Барцальи–Бонуччи–Кьеллини стала основой сборной Италии образца нынешнего Евро
Впоследствии произошло изменение в футбольной ментальности, вызванное «Барселоной» Пепа Гвардьолы. Становилось всё более обычным владеть мячом 65 или 70% игрового времени, поэтому некоторым командам было удобнее глубоко садиться, уменьшая свободное пространство, позволяя сопернику затевать перепасовку в полузащите, тем самым усложняя ему жизнь, что стало вполне жизнеспособной тактикой.
В этом случае не так и важно, что у вас меньше игроков в центре поля. Свободный защитник становится преимуществом, дополнительным прикрытием, ещё одним человеком для преследования соперника, отбора мяча и продвижения его вперёд. Такое ориентированное на оборону использование тройки защитников не ново — её довольно часто использовали команды, единственной целью которых было не проиграть. Например, после победы над «Велес Сарсфилд» в аргентинской Апертуре в сезоне 2010–2011 годов «Эстудиантес», чтобы добиться нулевой ничьи на выезде, эффективно засушил игру, используя трёх центральных игроков обороны против 4—3—3.
Интересно, что это работало и в обратную сторону. В 2011 году Гвардьоле, видимо, наскучило выигрывать всё и вся, и он ещё больше погрузился в фантасмагоричный мир тактики. Эксперименты Пепа привели к тому, что «Барса» стала играть в три защитника. Действительно, когда ты владеешь мячом столько игрового времени, необходимость в «лишнем» игроке обороны отпадает. По сути, тоже самое можно было наблюдать в «Баварии» последних двух сезонов.
Расстановка команд в финале Клубного Чемпионата мира 2011 года. Мечта Гвардьолы — команда м шестью креативными полузащитниками, без чистых нападающих и вингеров
Демонстрация силы произошла в финале Клубного Чемпионата мира того же года, когда каталонский клуб уничтожил бразильский «Сантос» с надеждой нации Неймаром в составе со счётом 4:0. Но! Эта схема далека от наших 3–5–2 и является прямым наследником 3–4–3 Ван Гала (если обращать внимание конкретно на построение линии обороны). Тем не менее на большой дистанции внутреннего чемпионата эта схема дала небольшой сбой — в том сезоне команда выиграла несколько кубков, но вылетела в полуфинале Лиги Чемпионов от оборонительного «Челси» Роберто Ди Маттео и уступила крепко сбитому «Реалу» Жозе Моуринью. Цикл завершился. Гвардьола ушёл.
Но вернёмся к схеме 3–5–2. В последнее время её использование становится всё более распространённым среди команд способом вновь противостоять двум форвардам, что иногда дестабилизирует пару центральных защитников, которые привыкли к ситуациям, когда оба действуют по игроку, а не когда кто–то из них опускается глубже для подстраховки. Сегодня тройка центрдефов справляется со своими задачами как никогда эффективно.
Успешность использования 3–5–2 на Евро–2016, по идее, не должна была стать сюрпризом. Довольно средняя сборная Голландии, между прочим, два года назад дошла до полуфинала Кубка мира, играя по контратакующей схеме 5–3–2, которая изначально не входила в планы Луи Ван Гала. Отчаявшись после поражения в товарищеском матче от сборной Франции со счётом 0:2 в марте 2014, Ван Гал загорелся этой идеей, подсмотренной у ПСВ, который тогда тренировал Рональд Куман.
5–3–2 имеет много общего с 3–5–2. По сути, главное различие в расположении вингбэков на поле — ближе к центру поля или к своим воротам. В целом нас больше интересует тройка центрдефов. Также не стоит смешивать 3–5–2 и 3–4–3, тем более, с вангаловской версией 3–4–3, которую он использовал в «Аяксе» в середине девяностых. О ней я подробно писал в одном из постов.
Были и другие примеры использования 3–5–2, которые намекали о возможном возрождении этой схемы. Приведу отрывок из своего же материала двухгодичной давности, основанного на статьях всё того же Уилсона и гуру футбольной тактики Майкла Кокса:
«Одним из самых интересных и неожиданных тактических решений принял тренер сборной Голландии Ван Гал, он изменил устоявшуюся схему 4–3–3 на 5–3–2 с тремя центральными защитниками и не прогадал. Как итог – бронза Чемпионата мира. Конечно, это произошло, в первую очередь из–за потери накануне турнира основополагающего полузащитника команды Кевина Строотмана, но ведь это далеко не единичный случай. На том же чемпионате по схожей системе расположения защитников играли сборные Чили, Коста–Рики и Мексики, и все добились успеха.
Предпосылки тому можно увидеть и в клубном футболе – достаточно вспомнить использование подобных схем итальянскими клубами (ранее «Фиорентина», «Наполи», доминировавший на протяжении трех сезонов «Ювентус»). В прошлом сезоне трех игроков обороны использовал в «Фейенорде» Куман, иногда Брендан Роджерс в своем «Ливерпуле» и еще несколько английских клубов, а сейчас Великий и Ужасный Ван Гал практически насильно вживляет любимую схему «Манчестер Юнайтед».
Во второй половине года и Пеп Гвардьола все чаще оставляет защиту на откуп трём игрокам, стремясь больше насытить центр поля. Сложно утверждать, что футбол уйдет от четверки защитников, тем более «Фиорентина», «Наполи», Голландия с возвращением Хиддинка и «Ювентус» с приходом Аллегри вернулись к более привычным построениям. Однако конкретно для 2014 года использование тройки оборонцев весьма показательно».
Почему 3–5–2 так хорошо работают на этом Евро?
Отличная работа Криса Коулмана позволила Уэльсу достичь небывалых высот — выйти в полуфинал Евро
Если не брать во внимание тактическую сторону вопроса, складывается ощущение, что Уэльс и Италия использует схему 3–5–2, потому что она лучше всего подходит набору футболистов, которые имеются в распоряжении. Антонио Конте предпочитает высокий прессинг. В «Бари», «Аталанте» и «Сиене» он проворачивал это с четвёркой защитников, но в «Ювентусе» он обнаружил Андреа Бардцальи, Леонардо Бонуччи и Джорджо Кьеллини. Конте перестроился, что одновременно выпускать на поле их троих.
Крис Коулман использовал тройку игроков обороны только однажды в течение всей своей клубной карьеры — в последнем туре сезона 2005–2006 годов, когда «Фулхэм» победил «Миддлсбро» со счётом 1:0. Он вернулся к этой расстановке в начале отборочного турнира к Евро–2016, скорее всего, из–за возможности одновременно использовать Джо Ледли, Джо Аллена и Аарона Рэмзи в полузащите и оставлять Гарету Бэйлу свободу действий. Стоит уточнить, что расстановка Уэльса — это тоже не классические 3–5–2, а что–то близкое к 3–4–2–1 с Бэйлом и Рэмзи в роли пары плеймейкеров с разным функционалом. Но в плане работы защиты — это одно и то же.
В обоих случаях выбор такой схемы практичным использованием имеющихся возможностей. Идеология здесь ни при чём. Но эти решения сформировали шаблон для турнира, по которому команды быстро приняли либо атакующую, либо оборонительную роль. Не так легко вспомнить матч, в котором обе сборные играли в открытый футбол. Большинство встреч сводились к противостоянию нападения и защиты. Лучшие перфомансы Италии и Уэльса пришлись на матчи, в которых против них играла атаковавшая их команда, при этом они столкнулись с трудностями во встречах с более реактивными командами.
Решение Йоахима Лёва использовать схему противника в матче против Италии — как он делал в февральской товарищеской игре, завершившейся победой 4:1 — стало реакцией, актом самоограничения. Несмотря на блеклую игру немцев в четвертьфинале, можно сказать, что план сработал, хотя ещё никто не был настолько щедр, как итальянцы в той ужасной для них серии пенальти.
Таким образом, тройка центрдефов стала своего рода трендом турнира, но навряд ли он распространится на национальные первенства. Значит ли это что–либо? Есть ли до сегодня у международного футбола силы, чтобы создавать тренды? Увидим ли в новом сезоне множество команд–подражателей Уэльса, Италии и Германии? По правде говоря, скорее всего, нет. Могут найтись подражатели, но баловство Ван Гала в первом сезоне в «Манчестер Юнайтед» доказало, что работа с национальной командой имеет мало общего с работой на элитном уровне клубного футбола. Разрыв между клубами и сборными сейчас настолько велик, а уровень клубного футбол настолько выше международного, что поток идей может идти только в обратную сторону.
Сегодня схема 3–5–2, по крайней мере, на международном уровне используется только с практической целью, но никак не с идеологической.
Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru
Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru
Последние посты в блоге:
Джонатан Уилсон: «Спустя 12 лет у Криштиану Роналду есть шанс на искупление»
Нужно ли вернуть «золотой гол»?
«Посредственность под знаменем всеохватности». Почему 24 хуже, чем 16
Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог!
и причем здесь провал схемы в МЮ? с английскими игроками в составе(тем более когда их больше трех) невозможно реализовать ни одну тактическую схему в современном футболе.
макаронники и чилийцы копипастой повторили это.. конечно не так уверенно из-за класса игроков
но тоже показательно.
хотя если чилийцев еще можно отдаленно сравнивать с датчами по манере игры и определенным качествам футболистов
то как сравнивать унылейшую Италию с Голландией я не совсем понимаю... реализация одной и той же футбольной схемы совершенно разная.
у одних Де Шильо и Паролы с Эдерами мяч пинают
а у других Снейдер Блинд и Роббен.
правда итальянцы как правило тактически отменно обучены... если ноги кривые как у англичан
то с мозгами в основном порядок.
и не надо принижать значимость футбола сборных. как минимум Ювентус после ЧМ-14 стал чемпионом. Куман построил неплохую команду в том числе юзая(правда не всегда) полюбившуюся ему схему.
в том числе и сборные на этом евро играли 5-3-2 продолжая тренд 2 летней давности.
так что вполне идеологическая схема... когда-то датчи(Аякс в частности) ломанули катеначчо и выбросили его на свалку тотальным футболом.
сейчас не без участия опять же Голландии нашли способ бороться с еще одной нечистью)
Конечно, схема Аякса 90-х никак не связана с 3-5-2. Собственно, в тексте следующее предложение:
Также не стоит смешивать 3–5–2 и 3–4–3, тем более, с вангаловской версией 3–4–3, которую он использовал в «Аяксе» в середине девяностых.
А дальше ссылка на текст с разбором той самой схемы. Почитайте, надеюсь, будет что обсудить.
Насчет слабости Голландии и т.д. - во многом текст основан на статье Уилсона, на которую дается ссылка в конце. Оценостность - его. Я занимался больше исторической стороной вопроса.
Не могу назвать это полноценным исследованием, в больше степени, это обзор. Поэтому различия, например, этой схемы в исполнении Ювентуса и той же сборной Голландии Ван Гала описаны не были. Только рассмотрены в историческом контексте.
А целом, могу сказать, что являюсь страстным поклонником сборной Голландии и преклоняюсь перед тем, что сделал Ван Гал на Чм-2014. Но главной задумкой текста было показать как изменилась цель использования этой схемы - и зачем её юзали команды конкретно на этом Евро.
аяксовские 3-4-3 это вообще другая песня и никакого отношения к 3-5-2 или 5-3-2 не имеют ибо это совершенно разные схему. повторяю еще раз... Ван Гал по карьере играл в разные схемы... если бы не было к нему у вас такой неприязни.. то с вашим увлечением тактикой
вы бы могли писать крутые тексты отталкиваясь только от того во что играл Луи..ну типа через те самые современные тотальные очки в которых ван Гал строил свои команды.
если уж в ватокате и антитотальном футболе Гвардиолы находите вдохновение... или там в сборной Англии))
с картинкой наверное будет легче...
вот 3-4-3 Ван Гала в Аяксе
https://v1.std3.ru/96/70/1435787757-9670efe5f9e9d70b816126c407792d07.jpg
однако опять в тексте херня про "среднею сборную Голландии"
у вас Англия(те деревяхи что пас отдать не могут на 5 метров) сборная эпических универсалов в топ-5 по игре на евро
а ребята вроде де Йонга Блинда Снейдера Роббена.. даже сцуко Ван Перси(при всей его деревянности он же просто бог в сравнение с вардями кейнами и прочими) это середняки.
посмотрите как на игру де Врея(центральный защитник) в Лацио и в сборной и сравните его культуру паса со Кейхилами... я уж про Смоллинга молчу из-за тупорылости которого Блинду пришлось сменить позицию на поле лижбы забрать у него мяч в начале атаки.
остались вопросы про слабость той Голландии и некоторое мое личное несогласие с моментами..там тренды и пр.