6 мин.

Джонатан Уилсон: «Евро–2016 ознаменовал смерть верховенства владения мячом в футболе»

Матчи–мясорубки, в которых команды действуют на встречных курсах, стали почти нонсенсом — теперь мы наблюдаем за выжидательной игрой в поддавки. Именно так оценивает завершившийся Евро известный футбольный аналитик в своей колонке в The Guardian. Не обязательно соглашаться с его мнением, но ознакомиться стоит.

1

О да, он окончен — пока что худший из 15–ти Чемпионатов Европы турнир, где настолько не хватало уровня игры, что средней степени занимательная победа Уэльса над неумелой Бельгией получила статус чуть ли не исторического матча. Из 51 игры, возможно, только одна — победа Франции над Германией — запомнится нейтральным зрителям, и, по правде говоря, она совсем не характерна для остального Евро. (Как мне кажется, Уилсон немного лукавит. Интересных матчей было больше: и Хорватия–Испания, и Италия–Испания, и Италия–Германия, и Англия–Исландия — прим. перевод.

Многие задаются вопросом, является ли Португалия подходящим чемпионом, и во многих отношениях ответ положителен: отсутствие у них хотя бы одного титула так показательно для этоса турнира. Команда с двумя форвардами, действующими в нападении, за спиной у которых выстроилась стена из восьмерых, позволившая себе лишь один пропущенный гол за 420 минут плей–офф и выиграла всего один матч в основное время на чемпионате — таков международный футбол.

Да, были зажигательные выступления от стайки пескарей, и вполне справедливо, от Исландии и Уэльса у людей останутся приятные воспоминания. Но кажется, что это лишь очередной гвоздь в крышку гроба футбола национальных сборных, теряющего свою элитарность. Так что восславим андердогов! 

Хотя, на самом деле, если Евро и был похож на битву Давида с Голиафом, то только с истощённым после долгого сезона борьбы в составе «Гаф Юнайтед» в Филистимской Премьер-лиге Голиафом, непонятно что делающим на этом несвязанном с финансовой выгодой клубного футбола турнире.

Вопрос, что же мы узнали на чемпионате с тактической точки зрения, задаётся всегда, но сегодня далеко не 1958 год, когда перед нами предстала линия обороны из четырёх человек, изменившая мир. И тем более не 1974 год, когда сборная Голландии подтвердила эффективность тотального футбола «Аякса» и «Фейенорда». И даже не 1986 год, изумивший всех тройкой центрдефов. Евро-2016 не стал логическим продолжением клубного сезона, и был более интересен с психологической точки зрения, чем с тактической.

2

2010 год. Полуфинал Лиги Чемпионов. «Интер» — «Барселона». Создатель новой футбольной парадигмы Жозе Моуринью и Кристиан Киву

Когда Гвардьола тренировал «Барселону», он использовал тики-таку для владения мячом, которое часто превышало 70%. Сначала все запаниковали и старались отнять мяч любыми способами, но потом, обратив внимание на успешную игру «Интера» в полуфинале Лиги Чемпионов 2010 года, поняли, что самый лёгкий способ обыграть их — отдать инициативу. Таким образом, тактика не-владения Жозе Моуринью бросила вызов радикальному стилю владения «Барсы» — и возникла новая парадигма.

Команды на этом турнире жаждали играть вторым номером. Казалось, что многие игры становились битвой за то, кто отдаст инициативу противнику. Выжидательная игра в поддавки. Матчи-мясорубки, в которых команды действуют на встречных курсах — именно в таких разворачиваются нестоящие футбольные спектакли — были настолько редки, что стали почти нонсенсом. Ситуацию усугублял переизбыток посредственных команд, уровень притязаний которых сводился к выстраиванию восьмерых игроков за линией мяча. 

Статистика — вещь относительная, однако грубым подтверждением вышенаписанному может считаться то, что в 49% матчей на Евро одна из команд владела мячом 60% времени или больше — в прошлом году в АПЛ таких игр было всего 37%. Другими словами, половина матчей сводилась к противоборству атаки и защиты.

Но это необязательно становится проблемой — Германия, например, владела мячом 68,8% времени в матче против французов — если играющий вторым номером противник имеет чёткое представление о том, как атаковать, как Франция в Марселе. Даже мало владея мячом, можно действовать активно. Но когда команда сознательно примеряет на себя роль боксёрской грушы, она редко показывает достойную игру.

У Кубка Англии есть один потаённый секрет: люди не смотрят первые раунды, потому что уровень игры очень низок. Сенсации, которые подпитывают турнир, по определению редки, несмотря на то, что команды АПЛ часто выставляют ослабленный состав, и несенсационные игры сводят интересность на нет. Но международный футбол хуже, потому что атаки не так эффективны, как на клубном уровне, из-за недостатка времени невозможно отшлифовать действия и наладить взаимопонимание, что помогло бы команде проходить через многочисленный арьергард противника. Германия смогла сделать это в матче против Словакии, потому что у неё есть креативное ядро Тони Кроос, Томас Мюллер и Месут Озил, которые много лет играют вместе. Но это редкость.

3

Марио Гомес (крайний слева) празднует гол в матче против сборной Северной Ирландии, которая глубоко и большими силами садилась в защиту

Турнир позиционируется как элитарный. Но на деле это не так. У каждой сборной есть шанс попасть на Евро. Маленькие команды, оставившие после себя след — Уэльс, Исландия, даже Северная Ирландия — пробились бы и на чемпионат шестнадцати, потому что достаточно хороши. Если взять Францию и 15 сборных, пробившихся через квалификацию (даже учитывая несколько команд, ослабивших свои позиции уже после получения путёвки на турнир), то состав плей-офф отличался бы только двумя странами — Венгрия и Ирландия вместо Чехии и Австрии. 36 матчей, большинство из которых были скучны, растянулись больше чем на две недели.

Но можно ли это считать причиной оборонительной игры команд? Нет. Менее сильным командам следует защищаться, им это нужно. Их цель — показать максимально положительный результат, или это прекращает быть спортом. Успех поднимает настроение, но когда атака слаба, матчи становятся унылыми. Поэтому мы наблюдаем за стенаниями лучшего международного турнира, три с половиной недели футбола невысокого качества и интереса, разрушенного жаждой наживы, политической выгоды и необъяснимого стремления дать-всем-шанс, что порождает посредственность. То, что Евро-2012 тоже разочаровал, не меняет положение дел: три предшествующих ему турнира были великолепны. Международный футбол утопает в болоте разжиженного качества игры.

Возможно, Евро–2016 останется в истории как первый гомеопатический турнир. 

Оригинал

P.S. При оценке текста прошу обратить внимание именно на тактическую сторону вопроса в историческом контексте, а не на очередной крик отчаяния Уилсона о низком качестве игры на Чемпионате Европы во Франции.

Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru  

Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru 

Последние посты в блоге:

Эдер. Неудачник, покрытый вечной славой

Практичность на замену идеологии. Появление, угасание и возрождение схемы 3–5–2

Джонатан Уилсон: «Спустя 12 лет у Криштиану Роналду есть шанс на искупление»

Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог!

попка