Чем так крут Игорь Смольников
Блог «Инженерный подход» детально анализирует игру лучшего правого защитника России.
Когда Игорь Смольников два года назад перешел в «Зенит» из «Краснодара», это событие осталось не то чтобы совсем незамеченным, но уж точно на порядок менее резонансным, чем недавнее 15-минутное опоздание Мамаева и Кокорина в сборную.
Казалось, 25-летний новичок был не настолько юн, чтобы считать его таким уж перспективным, не настолько опытен, чтобы усадить на лавку сразу двоих из троицы Анюков-Кришито-Ансальди, и не настолько хорош, чтобы рассматривать его в качестве реального усиления и без того лучшего по составу клуба страны.
До перехода в «Зенит» на счету Смольникова было порядка 70 матчей в премьер-лиге за пять с половиной лет, один забитый мяч и вообще ни одной голевой передачи. Так что при всей его работоспособности, выносливости и приличной скорости, разглядеть какой-то особый атакующий потенциал было достаточно затруднительно, даже с учетом имевшегося опыта игры в полузащите еще во времена «Локомотива».
А вот чтобы разглядеть двуглавого орла на его паспорте, усилий совершенно не требовалось, так что Игорь пополнил состав команды Спаллетти за чисто символическое вознаграждение в 6 миллионов евро. Как утверждали злые языки, итоговая сумма сложилась из собственно реальной стоимости Смольникова на тот момент (1 млн евро), паспортной надбавки (4 млн евро) и сопутствующих расходов на пиломатериалы (еще 1 млн евро). Это, впрочем, категорически опровергает всезнающий Transfermarkt, даже тогда оценивавший Игоря в два с половиной раза выше.
Так или иначе, сделкой остались довольны решительно все – начиная от Сергея Галицкого, получившего на нем 200% прибыли, и заканчивая непосредственно «Зенитом», провернувшим один из самых удачных трансферов последних лет. Как показали дальнейшие события, в качестве темной лошадки ему досталась не какая-нибудь полудохлая кляча, а самый что ни на есть резвый мустанг в расцвете сил с повышенной стрессоустойчивостью, усидчивостью и обучаемостью.
Вопреки первоначальным ожиданиям, Спаллетти сразу же дал понять, что рассчитывает на Смольникова не просто как на игрока ротации, а Игорь, в свою очередь, шансами пользовался бережно, приятно удивляя хладнокровием и компенсируя усердием некоторые тактические огрехи.
Но если в первые полгода Смольников был сконцентрирован скорее на выполнении своих прямых оборонительных обязанностей, а его атакующие вылазки реальную опасность представляли нечасто (хотя и были относительно регулярными), то с приходом Андре Виллаш-Боаша цели и задачи игрока были заметно скорректированы.
За полтора года работы португальца Смольников из просто неплохого по российским меркам крайнего защитника превратился в одного из сильнейших игроков чемпионата, проявляя расширенный атакующий арсенал при достаточно высоком уровне оборонительной надежности.
Оказалось, что он способен не только порхать, но и жалить, взрывными подключениями заставая соперника врасплох и отправляя в глубокий нокаут. В отличие от большинства игроков его позиции, Смольников не склонен к навесному примитивизму, предпочитая практиковать стеночки и забегания под проникающие передачи Халка, Шатова или Данни.
Для того чтобы проиллюстрировать этот тезис, предлагаю взглянуть на его личные атакующие характеристики и численно оценить степень влияния на качество общекомандного созидания.
«Домашний мальчик»
Итак, начиная с июля 2014-го Смольников выходил в основе «Зенита» в 46 матчах (и еще трижды на замену), забил 8 мячей, отдал 3 голевые передачи и еще трижды зарабатывал для команды пенальти. Его средняя атакующая активность на этом временном отрезке определяется коэффициентом КАА 0,61 и в зависимости от ряда факторов меняется следующим образом:
Как видите, на Смольникова исключительно благотворно влияют трибуны «Петровского», при поддержке которых исходящая от него опасность буквально удваивается. Статус матча, очевидно, тоже является мотивирующим фактором, но при этом в еврокубках активность Игоря, наоборот, заметно ниже среднего значения – вероятно, причина тут вовсе не в каких-то психологических проблемах Смольникова, а в выборе более сдержанной и осторожной тактики на те же лигочемпионские матчи.
Следует отметить, что если прошлый сезон Игорь окончил с итоговым КАА 0,54, то в начале этого он сумел очень заметно прибавить – КАА 0,76. Активность его партнеров-бровочников Кришито и Анюкова на этом 17-матчевом отрезке в разы ниже (КАА 0,31 и КАА 0,24 соответственно).
Вровень с Витцелем, в отрыве от Кришито
К Смольникову нет особых претензий и в плане стабильности: на его счету лишь 11 матчей с «нулевой активностью» из 46, в которых он выходил в старте (24%). Примерно тот же процент пассивных матчей наблюдается у Витцеля (12/56, 21%), тогда как Кришито почти половину всех игр проводит вхолостую (21/49, 43%).
При этом в 7 матчах из 46 Игорь набирал не менее 3 баллов за активность (15%) – практически тот же процент «гиперактивных» игр на счету Витцеля (9/58, 16%), а Кришито и в этом компоненте далеко позади партнеров (2/49, 4%).
Исключительное право
В отличие от коллеги по амплуа Дмитрия Комбарова, высокая атакующая активность которого не полностью, но в значительной мере достигается за счет исполнения стандартов, Смольников при розыгрыше угловых и штрафных почти всегда выполняет функции подстраховщика. Соответственно, вся его активность приходится на игровые комбинации, а роль в развитии атак в зависимости от их скорости и направления определяется следующими соотношениями:
В векторном плане все более-менее понятно и предсказуемо. Почти половина всех правосторонних опасных атак и более половины всех результативных не проходят без Смольникова. А если учитывать только те 46 матчей, в которых Игорь выходил в основе, цифры получатся еще более солидными – 61,1% потенциально голевых и 75% результативных соответственно!
Интересно, что в тех 16 матчах, когда Смольников оказывался вне состава, векторное соотношение атак хоть и менялось (доля атак справа снижалась с 25% до 20%), но не настолько существенно, как можно было предположить.
«Спартак» кусает локти
Примечательно, что роль Смольникова в развитии острых позиционных атак вдвое выше, чем степень его участия в контратакующих действиях (22,2% против 10,8%), а если учитывать только голевые комбинации, то разница еще более существенна (27,1% против 10,8%)
С одной стороны, это говорит о том, что те самые стеночки и забегания в исполнении или при содействии Игоря являются не только достаточно эффективным оружием для вскрытия плотной обороны соперника, но и предметом зависти для болельщиков «Спартака». С другой стороны, роль Смольникова в развитии контрнаступления – с учетом его отличных скоростных данных – весьма неприметна, так что потенциал для развития в этом компоненте достаточно очевиден.
Редко, но метко
Еще одно важнейшее качество Игоря – хладнокровие в решающие моменты. Сейчас его эффективность в завершении атак составляет 62%. За год с небольшим он забил больше Витцеля (8 голов против 7, эффективность – 21%) и лишь немного уступает Данни (10 голов, эффективность – 23%).
Если Данни в основном «обижал слабых» (хотя на счету Мигеля числятся голы «Бенфике», «Лиону» и уже ничего не решающий – «Краснодару»), то Смольников обеспечил две победы над «Динамо», усмирял «Краснодар», спасал для «Зенита» неудачно складывавшийся матч с «Локо» за Суперкубок, а недавно вытащил и игру с ЦСКА (2:2). Всего же на его счету 6 мячей, которые прямо повлияли на итог (становились победными или приносили ничью), тогда как у Витцеля таких голов 4, а у Данни – только 2.
Три своих главных (надеюсь, что только пока) голевых подвига Игорь совершил во время финишной 10-минутки. Это отражение еще одного его несомненного достоинства.
Не останавливаясь!
В отличие, опять же, от своего коллеги по сборной Комбарова, атакующий пыл которого улетучивается после 60-й минуты, активность Смольникова на чужой половине поля, во-первых, двигается по нарастающей, а во-вторых, вполне соответствует общекомандной динамике.
Игорь заметно полезнее в плане конструктива проводит именно те отрезки, в которые «Зенит» традиционно доминирует – концовка первого тайма и вторая половина второго. Как вы понимаете, существование прямой связи между двумя этими фактами отрицать было бы странно.
Минимум побочных эффектов
Что особенно ценно, возложенные на Смольникова атакующие функции не оказывают заметного негативного эффекта на его оборонительную надежность. В нынешнем сезоне на его счету лишь две результативные ошибки (в матчах с «Крыльями» и ЦСКА) – меньше, чем у любого из его партнеров по задней линии. По соотношению ошибок, приводивших к опасным моментам у ворот «Зенита», к игровому времени у Игоря тоже все в полном порядке.
В сборной в этом аспекте пока все далеко не так гладко, хотя и там наблюдается положительная динамика по отношению к прошлогодним матчам. Соразмерно с обретением уверенности возрастает и его роль в конструктивных действиях, которая уже привела к резкой активизации правого крыла атаки.
Прогресс Смольникова можно отметить даже на примере двух матчей со шведами: из антигероя прошлогоднего, где он заработал пенальти и совершил грубую позиционную ошибку перед голом скандинавов, Игорь превратился в одного из главных героев ответной игры (4 ассиста, включая голевой).
Всерьез и надолго
Вполне естественно, что успешные выступления Смольникова породили слухи о его возможном переходе в европейский топ-клуб. После истории о сорвавшемся трансфере Кокорина в «Арсенал» поверить в европейские варианты Игоря не так уж и сложно.
Но есть подозрения, что «Зенит» не готов к расставанию с одним из лучших российских игроков. Безусловно, у всего есть цена, но компенсация, которая в теории могла бы устроить питерцев, наверняка отпугнет практически любого потенциального покупателя.
Сам Игорь соображения на эту тему предпочитает держать при себе. Так или иначе, окно в Европу закрыто усиленной лимитной решеткой, и спилят ее явно не раньше 2018-го. А значит, все идет к тому, что Смольников в Питере – это всерьез и надолго.
И я бы покривил душой, если бы сказал, что сильно огорчен этим обстоятельством.
Фото: ФК «Зенит» / Вячеслав Евдокимов
Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!
Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.
Топовое фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
И игрок отличный и человек прекрасный, всего самого хорошего!
Суметь проанализировать матч за пару-тройку часов, зачастую не прибегая даже к его просмотру - это высший пилотаж.
Так что мне у Романа еще учиться и учиться.