ЦСКА-Зенит=6
Футбол перестал интересовать меня как игра, как источник эмоций. Видимо, возраст такой наступил. Сейчас он интересует меня как объект управления, как сумма множества разнонаправленных векторов. Наблюдать за ним со стороны именно в таком аспекте мне гораздо интереснее, чем в игровом.
Через призму своего восприятия «преломлю» проблемы Зенита, которые, неожиданно, как может показаться на первый взгляд, образовались к концу седьмого тура.
Расхожая фраза «в футбол играют не деньги, а футболисты» верна лишь при буквальной трактовке – если рассматривать футбол как нечто сугубо полуторачасовое, происходящее сегодня вечером. Но фраза эта неверна, если применять ее к футболу в ретроспективе.
По умолчанию, общекомандный «скилл» команды не равен сумме «скиллов» игроков, потому что на спортивный результат влияет огромное количество факторов. Но, подозреваю, что цель каждого клубного босса заключается в том, чтобы его команда была «машиной», стабильно выдающей уровень игры, и, как следствие, результат, соответствующий ее потенциалу. Под потенциалом, собственно, и понимается общекомандный «скилл», то есть сумма умений игроков.
Для обеспечения этого результата нужны деньги. Да, их нужно уметь конвертировать в спортивные успехи, думаю, что в России мало кто сравнится с Зенитом в этом аспекте. В воображаемом обменнике, в котором деньги «меняют» на успех, у Зенита самый лучший курс в России, и этот курс формируется всеми структурами клуба. Болельщики ЦСКА могли бы возразить, но чтение этого блога вряд ли им грозит. Грозит это моей жене, а она не будет возражать.
Сложность в том, что Купить Халка и Гарая это еще не успех. Нужно сделать так, чтобы они раскрывали свой недюжинный потенциал в каждой игре. «Полтора часа сегодня вечером» это вершина айсберга, а все самое интересное (для меня) находится под водой. Находится там столько всего, что одно перечисление займет много времени. Важно все: от личности тренера до повара на клубной базе, в частности не буду вдаваться, это тема для отельного поста.
У Зенита в организации процесса хорошо почти все. Но футбол, и тут без банальности не обойтись, интересен непредсказуемостью. Нельзя учесть и предусмотреть вообще все нюансы.
Можно до бесконечности обсуждать игровой аспект проблем: кто в конкретном эпизоде не добежал, не дотянулся, не попал, почему тренер заменил Юсупова после первого тайма, а не раньше, снижает ли Дзюба вариативность игры в атаке? Но мне, как я уже говорил, это не очень интересно. Интересно другое – какие процессы привели к тому, что Кришито, Гарай и Халк, которые теоретически должны предопределять победу над Крыльями, в среднем чаще добегая, дотягиваясь и попадая по воротам, чем Бурлак, Концедалов и Корниленко, в конкретной игре не раскрыли свой потенциал.
Не люблю цитаты, но без одной не могу обходиться уже много лет. Лобановского хочу процитировать, уж очень он был прав, как мне кажется. Не дословно, но смысл в том, что в современном футболе, в котором все научились готовить команду физически и тактически, главным фактором для достижения результата становится мотивация.
Да, я подвожу к мысли, что проблемы Зенита, из за которых он проиграл две домашних игры не самым сильным противникам – в области психологии.
Психологию можно приплести к игровым проблемам в любой момент времени и к любой команде. Всегда у кого-то родился ребенок, у кого-то в родном африканском селе наводнение, у кого-то сорвался контракт с Ювентусом. Но в случае с Зенитом, как мне кажется, проблема глубже и глобальней.
Дело в том, что футболисты знают о векторе развития футбола гораздо больше, чем (хочется сказать – чем следовало бы, но) болельщики. Вектор развития российского футбола для них уже понятен, потому что они общаются с руководством клубов, агентами, друг с другом и множеством «околофутбольных» людей.
А еще они общаются с хоккеистами, или с теми, кто общается с хоккеистами, или читают газеты, или еще каким-то способом узнают «шокирующую правду». И когда государственные чиновники не просто вмешиваются в дела профессиональной лиги, но еще и мотивируют решение о лимите в КХЛ тем, что «мы в нашей лиге (межгосударственной на всякий случай) готовим игроков для чужих сборных» – очень многое становится понятно и про страну в целом и про перспективы профессионального спорта в частности.
Вектор развития описывается так: проект «российский футбол» сворачивается. Он будет переформатирован в ближайшие годы и изменится до неузнаваемости. Зенитовские легионеры топ уровня в свое время были, конечно, «убиты баблом», но когда они принимали решение о переезде в РФПЛ, наша лига еще была интересна и перспективна в спортивном плане. Это соображение, плюс хороший контракт, плюс Лига Чемпионов в совокупности позволили Гараю, Халку, Кришито согласиться. То же относится и к тренеру. Для него Зенит не был шагом назад, это был вызов, в том числе и спортивный, абзац про «Зенит» в его резюме должен был выглядеть как конкурентное преимущество при дальнейшем трудоустройстве.
Но никого из них не предупредили, как все повернется в 2015 году. Личному благосостоянию конкретно Халка конкретно в Зените, конечно, ничего не угрожает, но в его личной мотивации деньги – только одна из составляющих. Есть и другие, среди которых профессиональный рост явно не последняя. То же относится и к Гараю и к Кришито, и к остальным легионерам Зенита, которые явно украшают РФПЛ. Правда, украшают, на данный момент в теории, потому что практика вносит коррективы.
Внутренние терзания испытывает и Андре Виллаш-Боаш. Нервный и амбициозный карьерист испытывает вполне понятное раздражение из за того, что мысленная модель Зенита, которая существует в его голове, никак не может материализоваться из за дурацких условностей, самой явной из которых является новый формата лимита, из за которого ни Данни на поле не выпустишь, ни нормальных новичков под Лигу Чемпионов не приведешь. А тут еще и болельщики никак не могут оценить мудрость кадровых решений – им всё городскую идентичность подавай.
В итоге имеем следующее: очень нервный тренер очень нервничает и включил «режим капитана Смоллетта» которому вообще все не нравится, Витцель сидит на чемоданах, Халк, Гарай и прочие им подобные перманентно рефлексируют. Все это ведет к тому, что такая загадочная и трудно формулируемая штука, как мотивация становится определяющим фактором из за которого не раскрывается потенциал игроков, и, как следствие, команды.
Можно, конечно, спросить: а почему на ЦСКА эти факторы не влияют?
Но это вопрос праздный. Во-первых, пройденная дистанция в семь туров еще слишком коротка, глобальные выводы делать рано. Во-вторых, на ЦСКА влияют и эти факторы, и другие, что само по себе ничего не опровергает и не доказывает. На результатах ЦСКА еще скажется короткая скамейка, а класс игроков Зенита и профессионализм тренера позволят преодолеть текущий локальный кризис, ведь, хоть и не деньги играют в футбол, выигрывают, как правило, те, у кого их больше. Подтверждено практикой.
Прикладной вывод из вышесказанного такой: чемпионат, не смотря ни на что, намечается интересный, всё впереди. А продолжение рассуждений о судьбах человечества через призму РФПЛ – в следующий раз.