Театр жизни. Как «Уимблдон» принимал «Ливерпуль» в Кубке Англии
Кубок Англии. 3-й раунд. «АФК Уимблдон» 1 «Ливерпуль» 2
Давным-давно
В среду 13 марта 1996 года я впервые оказался на матче «Ливерпуля». Мой товарищ Эндрю, у которого был сезонный абонемент на трибуну «Коп», по какой-то причине не мог в тот вечер отправиться на «Энфилд» и продал мне свой билет за 12 фунтов. Я забежал домой после школы, перекусил, сделал уроки и отправился на «электричку». Через 15 минут я был на станции «Сэндхиллс» и отправился пешком до стадиона через постапокалиптический ландшафт заколоченных домов и разваливающихся фабричных зданий. Было темно, ветренно и совершенно неуютно.
На матче не было никакого аншлага (всего 34 тысячи зрителей), хотя к тому времени «Ливерпуль» не проигрывал уже 17 матчей подряд и вплотную подобрался к двум лидерам, «Ньюкаслу» и «Манчестер Юнайтед». Хотя соперник плелся в хвосте турнирной таблицы, болельщики «красных» не ожидали легкой игры, так как в гости пожаловал не кто иной, как «Уимблдон».
Да, к тому времени уже прошли самые лихие времена эпохи «Crazy Gang», но «донс» продолжали отличаться настырностью и полным нежеланием сдаваться. Конечно же, большинство болельщиков обеих команд все еще хорошо помнили финал Кубка Англии 1988 года, когда «Уимблдон» столь неожиданно обыграл «Ливерпуль» со счетом 1:0, а на поле вышли три ветерана той встречи. Как и в 1988-м Джон Барнс и Винни Джонс были в майках разного цвета, а вот Джон Скейлс в 1994-м году перешел из «Уимблдона» в «Ливерпуль».
Команды не подкачали. «Ливерпуль» Роя Эванса сыграл в своем стиле – весело и безалаберно. Было много ошибок в обороне. «Ливерпуль» забил пять раз, но были засчитаны только два гола (Макманаман и Коллимор). Гости тоже отличились дважды. «Ливерпуль» потерял два очка в чемпионской гонке, а я засчитал себе первый матч любимого клуба.
«Не в интересах футбола»
Прошло почти 19 лет прежде, чем я снова увидел матч между «Ливерпулем» и «Уимблдоном». Если бы не болельщики «донс», то не было бы никакой игры. На рубеже веков «Уимблдон» пошел под откос. Вылет из премьер-лиги, проблемы с владельцами и финансами привели к тому, что в конце мая 2002-го года независимая комиссия, проигнорировав пожелания болельщиков, решила, что оставить «Уимблдон» в Лондоне «не будет в интересах футболах». Футбольная ассоциация согласилась и дала добро на переезд клуба в Милтон-Кинс. Английская футбольная общественность была шокирована. Что такое футбольный клуб, отобранный от болельщиков? Просто пустое место! Не в первый и не в последний раз ФА подверглась жесткой критике.
В то же время болельщики не унывали и создали собственный клуб «АФК Уимблдон». Пройдя полупрофессиональные лиги с 9-й ступени футбольной пирамиды, к 2011 году их клуб вернулся в футбольную лигу (Д-4), по дороге отвоевав историю и кубки (включая тот самый Кубок Англии 1988 года) у презренной «пустышки» из Милтон-Кинс. В этом сезоне восставший из пепла клуб впервые дошел до третьего раунда Кубка Англии. Матч с «Ливерпулем» стал символом того, что все, что болельщики сделали за последние 12 1/2 лет – не зря!
Капитан
Для болельщиков «Ливерпуля» матч принял новое значение в пятницу, когда Стивен Джеррард объявил о том, что летом покинет клуб. Да, тогда мы еще не знали, что он частично надумал уйти из-за задержки переговоров о новом контракте. Мы не знали, что он отправится именно в Лос-Анджелес. Клуб и игрок несколько дней делали реверансы друг другу, а болельщики все еще пытались осознать, что все это значит. Я вспоминал его домашний дебют в стартовом против «Сельты» в Кубке УЕФА в декабре 1998-го, когда «Ливерпуль» Жерара Улье был размазан Карпиным и Мостовым. В тот вечер Джеррард не ударил лицом в грязь, но испанская команда была классом выше того «Ливерпуля». Болельщики видели, что перед ними талант, но никто не мог и предположить, какого статуса он достигнет за следующие 16 лет.
В последние дни про Джеррарда много написано много восхитительных материалов и я вряд ли я добавлю что-то новое. Для меня он останется тем, кому в каждом матче все было надо больше всех. Это не всегда видно по телевизору, но «живьем» с трибуны чувствуешь, что для него значит каждый момент, каждая атака, каждое касание мяча, как он дышит этим футболом. Победы были для него важнее, а поражения больнее. Матч с «Уимлдоном» стал первым прощанием с живой легендой и все оставшиеся до конца сезона игры теперь приобрели другой оттенок.
Билеты
Многие другие клубы из низших дивизионов подняли бы цены на кубковый матч такого ранга, но «Уимблдон» этого не сделал. Руководство оставило цены такими же, как на любой другой матч. С одной стороны помогло телевидение. Клуб получил 144.000 фунтов от «Би-би-си» за прямую трансляцию. В общей сложности «Уимблдон» выручил на этом матче около четверти миллионов фунтов, что составляет пятую часть его годового бюджета. С другой стороны драть лишние деньги с саппортеров за такой матч – не по понятиям клуба. Он существует для болельщиков, а не для того, чтобы на них зарабатывать.
Руководство рассматривало вариант с установлением 1.000-1.500 временных мест, но это оказалось невозможным. Таким убразом в продажу поступило чуть менее пяти тысяч билетов. Учитывая, что последние годы домашние матчи «донс» в среднем собирают чуть более четырех тысяч болельщиков, по идее на стадион пришли практически те же люди, что и обычно.
Для фанатов «Ливерпуля» ситуация была иной. Дело в том, что клуб давненько не играл на выезде на столь маленьком стадионе. Более того, судя по архивам, последний раз кубковый матч «Ливерпуля» собирал меньше народа... 120 лет назад, когда на матче Кубка Англии в Барнсли была зафиксирована посещаемость 4.000 зрителей. Таким образом можно вполне утверждать, что официальная квота в 825 билетов стала самой маленькой в истории «Ливерпуля»! Таким образом, чтобы получить право на покупку билета, надо было посетить последние 13 (!) гостевых матчей «Ливерпуля» в Кубке Англии, начиная с выезда в Бернли в январе 2005 года (того самого 10 лет назад, когда Джими Траоре забил просто феноменальный мяч в собственные ворота). В Бернли я не поехал, так как изначально матч был назначен на пятницу, отменен из-за непогоды, и в конце концов сыгран во вторник. Из Лондона все-таки далековато ехать в рабочий день. Не попав на тот матч, я потом не смог купить билет на игру в Лутоне в 2006 году (5:3). Помню, что вместо этого я отправился на игру «Миллуол» – «Эвертон», а потом смотрел встречу с «Лутоном» в пабе у вокзала «Лондон Бридж». Хотя в моей «кредитной истории» стояли все 11 гостевых матчей, которые с тех пор провели «красные» в Кубке Англии, несколько дней пришлось провести в ужасе, что впервые за 9 лет (да, с того матча в Лутоне), не смогу попасть на интересующую меня игру «Ливерпуля». К счастью, в пятницу, через пару часов после заявления Джеррарда, помогли знакомые дедки, обменяв билет на матч с «Уимблдоном» на билет на дерби с «Эвертоном» в начале февраля. Я мог вздохнуть с облегчением.
Кубковый матч
Около шести часов в понедельник на 5-й платформе вокзала «Ватерлоо» стояли знакомые толпы в ожидании поезда на Теддингтон через Уимблдон. Я мог бы на нем добраться до дома, но в этот вечер мне предстояло выйти чуть раньше, на станции «Норбитон». Именно в 10 минутах от нее находится стадион «Кингсмедоу». При отправлении не было заметно никаких признаков футбольных болельщиков, но они постепенно подсели в вагоны и я выходил в окружении маек, шарфов и шапочек желто-синих цветов. Промелькнула мысль, что «Ливерпулю» хорошо бы обойтись без неприятных сюрпризов, а то мне потом каждый день о них вспоминать.
По дороге в паб за заветным билетом меня даже стало немного трясти. Уже не помню, когда я в последний раз находился в таком состоянии от предвкушения матча «Ливерпуля». Даже прошлой весной такого не было. Думаю, повлияли охота за билетом да возможность поддержать «красных» с олдскульной террасы у самого поля. Нам редко выпадает такая возможность. Последний раз мы так стояли в Эксетере летом 2011 года.
К моему удивлению за 45 минут до начала матча паб... опустел. Наши товарищи тоже пошли на стадион, но мы с Эндрю решили остаться еще на одну пинту. Куда торопиться-то? До стадиона же всего 10 минут. Однако местные болельщики боялись очередей на входе. Все-таки ажиотаж.
За 20 минут до начала игры мы подходили к стадиону по пустынной Кембридж-роуд. Только у поворотов к арене стояли небольшие кучки безбилетных, надеявшихся на чудо.
Мы вошли у углового флажка и тут я понял, что можно было прийти и пораньше. Гостевая терраса вдоль поля была уже порядком набита. Мы решили протиснуться к нашим друзьям, но бросили это дело на полпути. Да, здесь было попросторнее в мой предыдущий визит четыре года назад («Уимблдон» – «Саутпорт»).
Еще изменилась трибуна за воротами. В январе 2011 года здесь была обычная терраса,
но осенью 2012-го на ее месте была открыта новая трибуна на 1.000 мест, носящая название корейской компании «Нонгшим», рекламирующей здесь свою лапшу.
Она здесь не случайно. Британская штаб-квартира «Нонгшима» находится рядом в Нью-Молдене, где самая высокая концентрация корейцев в стране. Не знали? Теперь знаете.
Положа руку на сердце, перед игрой болельщики «Уимблдона» не очень надеялись на позитивный исход. Они просто хотели, чтобы их команда выступила достойно, а страна увидела результаты их работы. Любимцы не подвели, сыграв с самоотдачей старого «Уимблдона». Даже стилем игры они напоминали своих предшественников. Я не мог не усмехнуться под конец матча, увидев как главный тренер Нил Ардли выпускает на поле все более и более рослых игроков. Хотя, смотря на панику в обороне «Ливерпуля» (да и на гостевом секторе) при каждом навесе в штрафную гостей, такой подход был вполне логичен. Напомню, что в 80-х именно так «Уимблдон» сломал «Ливерпуль».
Конечно же, нельзя не упомятнуть «десятку» хозяев Адебайо Акинфенву. Одно дело читать о нем, о том что он весит больше центнера и может отжать лежа вес льва, или смотреть его игру по телевизизору. Другое дело увидеть его вживую, в нескольких метрах от себя. Скажу честно, за игроков «Ливерпуля» было по-настоящему страшно. Упадет такая глыба на парня в красной майке, и парень-то не встанет. Хотя я был не против того, чтобы он упал, скажем, на Симона Миньоле. В первом тайме он сделал единственное полезное дейстивие, забив гол. Да, он «бегал» (якобы так как не «бегал» никогда), но в основном опаздывал и бил соперников по ногам. Он пытался подпрыгивать, но практически не отрывался от земли. В конце первого тайма Акинфенва все-таки получил предупреждение, после чего немного успокоился. Во втором тайме он даже сделал финт и чуть не отдал голевую передачу. Это было просто эпично!
В отсутствии отдыхающего Стерлинга и выбывшего на месяц из-за травмы Лалланы «Ливерпуль» не впечатлил. Нет скорости в нападении, нет игры. Болельщики были даже немного удивлены тем, насколько беспомощно выглядел Рики Ламберт, учитывая, что он пробился из футбольных низов играя против похожих соперников. Пожалуй, на поле среди игроков «красных» не унывали только Джеррард и Коутиньо.
Капитан отметился двумя голами. Второй, с прекрасно выполненного штрафного за полчаса до конца матча, надломил хозяев. Им пришлось раскрыться и бежать вперед все более оголяя тыли. «Ливерпулю» стало заметно легче, но третий мяч никак не шел в ворота. Ламберт ударил во вратаря. Маркович запорол выход 5-на-2. Даже полезно вышедший на замену Марио Балотелли не мог пробить Джеймса Шея.
Когда вратарь был бессилен, мяч с ленточки вынес защитник, не позволивший оформить хет-трик Стивену Джеррарду. Так что мы не могли расслабиться до самого конца.
Заключение
Стадион встретил финальный свисток аплодисментами. Думаю, что практически все главные действующие лица могли быть довольны. Телеканал «Би-би-си» и телезрители получили настоящую кубковую баталию. Болельщики «Уимблдона» заслуженно гордились своими игроками. Болельщики «Ливерпуля» вздохнули с облегчением и могли в очередной раз восхититься своим капитаном.
В свою очередь Стивен Джеррард их тепло поблагодарил,
а затем попал в жаркие объятия уомбла, маскота «Уимблдона».
Ну, а самым счастливым в этот вечер стал болельщик «Ливерпуля» Адебайо Акинфенва. Он не только провел самый важный матч в своей жизни и забил гол, но и получил в подарок майку Стивена Джеррарда. Чудеснее и не придумаешь!
________________________________
Только за одну эту фразу пост достоин самых лесных слов - можно было даже без кавычек!