6 мин.

Русские вне Европы. Часть II.

В продолжение затронутой несколькими днями ранее темы, сегодня мы вновь будем говорить о российской, практически отсутствующей, составляющей в европейском футболе. И если в первой части мы говорили непосредственно об игроках – их репутации, менталитете, то теперь же обратим внимание скорее на клубы в целом. А именно на то, как они управляются и развиваются, а также проведём некую параллель между континентальным и отечественным стилями работы. Отталкиваться предлагаю от двух направлений деятельности, осуществляемой в футбольных клубах: первая – организация клубной инфраструктуры; вторая – управление клубом.

 

Инфраструктура футбольного клуба

В исследованиях, связанных с российским футболом, в качестве ориентира зачастую берутся (и совершенно оправданно) аналогичные примеры из Европы, как образцы ведения футбольного бизнеса, на которые следует равняться и нам. Рассуждая об инфраструктуре, предлагаю читателю взять за подобные ориентиры Нидерланды и Португалию. Обусловлю свой выбор следующими причинами. Прежде всего, под понятием «инфраструктуры» я подразумеваю не только набор пестреющих зеленью газонов на территории клубной академии или грамотно продуманный и снабжённый всеми необходимыми удобствами стадион. В противном случае, достаточно было бы обратиться практически к любой немецкой или английской команде, как к наиболее очевидным вариантам. Нас же, помимо хорошо организованного тренировочного процесса и наличия высококлассной домашней арены, интересуют также: а) насколько активно клуб задействует внутренние ресурсы в виде местных воспитанников футбола, б) политика клуба на трансферном рынке, в) успешность работы скаутской сети (то есть насколько удачно клуб вкладывается в приобретение новых игроков и может ли похвастаться последующей их выгодной перепродажей).

Согласитесь, учитывая приведённые факторы, будет даже логичнее обратиться не к какой-либо из топ-лиг, но к голландской Эридивизи и португальской Лиге Сагриш, как к чемпионатам, во-первых, более приближённым к нашим реалиям в плане сопоставления уровня выступающих в них команд и, во-вторых, как к турнирам, в которых традиционно начинают путь те, кем впоследствии восторгаются в лигах из разряда Топ-5. Эти чемпионаты – своего рода истоки, и, конечно, любопытнее заглянуть туда – в кузницу, где «сырая» молодёжь приобретает необходимые навыки для дальнейшего выступления на более высоком уровне.

В Гронингене Луис Суарес начинал свою персональную европейскую кампанию

Вдобавок, на мой взгляд, российская Премьер-Лига обладает наиболее ярким контрастом именно в сравнении с португальским и голландским высшими дивизионами. И этот контраст в вопросе подхода к воспитанию футболистов импонирует в упомянутых лигах, даже более, чем в тех, что принято считать сильнейшими. Полагаю, нас разделяет принципиально разное отношение к футболу. Утверждение о том, российский футбол на мировом рынке выполняет роль потребителя – не ново, но к нему нам вернуться необходимо потому, что здесь мы указываем на тех, кто изготовляет то, что мы впоследствии импортируем. Ярчайшие примеры хорошо вам известны – это и, разумеется, Халк с Витселем (без них никуда), и, например, Эльм (уже, увы, покинувший нашу лигу), и лучший опорник РПЛ Вернблум, Муса, Джуджак и другие яркие личности.

Конечно, не один лишь российский футбол доит коров, обладающих навыком нахождения своего «молока» где-то на периферии Латинской Америки («Порту») или в разных уголках европейского континента («Аякс»). Как уже была сказано выше, чемпионаты Нидерландов и Португалии доводят никому не известных ребят до лигочемпионской планки с целью последующей перепродажи, клиентами в которой выступают уже все, включая грандов. Однако, поскольку занимаемся мы сопоставлением положения дел в России и Европе, необходимо вспомнить, что, в отличие от нас, «там» знают толк и в подготовке своих кадров. Отдельный "привет" немцам!

И здесь, поговорив о плодовитости европейских скаутских систем и подходе к ведению трансферного бизнеса, мы плавно переходим к «излюбленной» в России проблеме воспитания доморощенных профессионалов. Дело совсем не в том, что их якобы нет; отнюдь. Просто подобным видом деятельности на данный момент по-настоящему, с европейским знанием дела, занимается разве что «Краснодар». Опять же, это не говорит о том, что другие не могут/нет талантливой молодёжи. Скорее – не хотят («Зенит») или не особо умеют («Спартак»). Притом, что и у тех, и у других, да и, чего уж там, у остальных тоже, свои одарённые ребята, конечно, найдутся. Но, взяв курс на скорейшее достижение результата (после перехода от советского периода к российскому нам было необходимо как можно скорее нагнать европейцев), мы решили воспользоваться непосредственно услугами готовых мастеров с запада, но не поиску и обучению оных в родных стенах. То и дело у нас появляются свои «звёздочки» (Акинфеев, Дзагоев, Шатов, Кокорин) – но дошли/дойдут ли они до уровня, превышающего хотя бы российский – тайна, ключа к которой мы не имеем, но можем лишь наблюдать – авось выйдет толк. И это есть наша беда.

 

Управление клубом

В сфере управления клубом отсутствуют столь яркие расхождения, как мы видим то в инфраструктурной составляющей. Нельзя выделить лучшую или составить универсальную модель управления клубом. Мы можем разделить владельцев клубов на самые обобщённые подгруппы, которые помогут нам прийти к каким-либо заключениям по тому, как выстраивают рабочий процесс в России и за рубежом:

  1. Коллекционер звёзд. Тип президента/владельца клуба, который стремится заполучить для своей команды всё лучшее, что может отыскать в пределах лиги или в соседних чемпионатах. К бизнесменам подобного толка прежде всего следует отнести шейха Мансура и Флорентино Переса. Принципиально разные люди, ставящие перед собой при этом задачи схожего плана. Важно имя, не ценник.

  2.  Магнат-революционер. Когда магнат-революционер приходит в клуб, он начинает переиначивать его согласно своим предпочтениям, усматривая в своих махинациях выгоду для будущего клуба. Зачастую он не устраивает болельщиков, порой попросту не разбирается в футболе, однако, это не удерживает его от решительных и иногда абсурдных шагов. Примеры хорошо знакомы вам – это Винсент Тан с его многострадальным «Кардифф Сити» и Эрик Тохир.

Примечание: Романа Абрамовича поместим посередине между двумя указанным группами, как человека, имеющего черты, присущие представителям обеих из них. Придя в «Челси», он, без лишних раздумий, принялся сорить деньгами, однако, поднял клуб на верхние позиции чемпионата и болельщикам полюбился.

    3. Бизнесмен с игрушкой. Широко распространённый тип клубного президента, для которого характерно большее внимание к  своему бизнесу, нежели футбольному клубу. Сильвио Берлускони, например.

    4. Президент-фанат. Со всех сторон – лучший тип президента. Он обожаем болельщиками, поскольку переживает за команду не меньше них и уважаем прессой и футбольной общественностью, поскольку основывает свою работу на принципах достижения выгоды для клуба. В отечественных реалиях лучшим представителем подгруппы служит, как вы уже догадались, Сергей Галицкий.

Повторюсь, это – самое общее разделение, в котором, понятное дело, могут встречаться исключения; президенты многих клубов могут в принципе не подходить ни под одно из характерных описаний, однако, это не столь важно. Я прикинул подобную классификацию, поскольку сравниваю в целом, лучше ли в Европе управляют клубами, чем у нас. В целом ответить на данный вопрос затруднительно потому, что управление есть бизнес, а в нём нечестные и некомпетентные (особенно когда речь касается узкой специализации, к коей футбол вполне уместно причислить) люди фигурируют вне зависимости от национальности. На данный момент безусловным лидером российского рейтинга президентов футбольных клубов выступает Галицкий и, кто знает, возможно, через энное количество лет ему удастся построить в России отечественный аналог амстердамского «Аякса» - пока что он движется в направлении этой цели внушающими оптимизм шагами. А там, глядишь, и трансферная политика, и работа скаутов выйдут на новую ступень – хорошо бы, вместе с ними и весь наш футбол, а не один лишь «Краснодар». Хотя, на первое время нам хватило бы и его!