6 мин.

Мятеж против чужаков. Почему «Зениту» необходимо расстаться с Виллаш-Боашем

Футбол - это зрелище. Зрелище призвано дарить эмоции, которые, в свою очередь, формируют репутацию того, кто эти впечатления предоставляет. А именно, команд; они дают шоу и, в зависимости от его яркости и уникальности, составляют свое реноме, которое и закрепляется за ними в памяти болельщиков. Уникальность - ключевое слово, когда мы рассуждаем о футболе, как о зрелище. Лишь те команды, что способны, за счет одаренности своих игроков и четкости реализации тренерских задумок, выйти из общей массы сотен прочих коллективов, навсегда остаются в наших умах, вдохновляют историков на целые литературные труды, посвященные описанию их триумфального пути, передаются легендами из поколения в поколение. За примерами таких команд далеко ходить не надо: от австрийской "Вундертим" середины 30-х, банды изящных технарей из Венгрии во главе с Пушкашем, до непробиваемых греков-2004 и "Барселоны" Хосепа Гвардьолы - одной из немногих в новом веке команд, превознесших футбол в ранг искусства. О тех же, кто, наоборот, не имея собственного футбольного "лица", не побуждает писателей, аналитиков, болельщиков к бурным обсуждениям их выступлений, легко забывают. Порой, однако, находятся поводы вспомнить и о них. По долгу своей, простите мне это словечко, "петербуржскости", я слежу за "Зенитом" и стараюсь, в меру своих способностей, анализировать его игру. Со дня прихода Виллаш-Боаша в клуб и до настоящего момента я силился дать определение тому, что же есть сегодняшний "Зенит", и почему его нужно будет помнить в будущем.

Так я пришел к неутешительному выводу, что помнить текущую версию "Зенита" следующим поколениям будет совершенно не за что. Первый авторский "Зенит", который я помню за то время, что серьезно слежу за игрой, собрался при Петржеле; позже свои модели предложили Адвокаат со Спаллетти. Каждая - несла в себе нечто новое, совершенно незнакомое прежде и, как и подобает настоящему авторскому произведению, угасавшее с отъездом своих создателей. "Гусарскость" - при Властимиле, слаженность взаимодействий – при Дике, быстрота перестроений, подвижность схемы – при Лучано. Каков ключевой элемент в идеях Андре? С тех пор, как португалец возглавил клуб (а времени прошло уже совсем не мало), общественность должна была разглядеть то новое, что Виллаш-Боаш должен был привнести в философию модернизированного «Зенита». Однако – тщетно. Найдутся ли среди сторонников потерпевшего крушение в Британии португальца те, кто смогут четко проговорить свежие мысли, что бывший наставник «Тоттенхэма» и «Челси» привез с собой в Россию? Каково его видение футбола – вопрос, ответ на который неоднозначно покачивается в воздухе вот уже полтора года. Хотя, если брать в расчет не только российскую главу его приключений, но также и английскую, то выходят все четыре.

Главного тренера команды нужно рассматривать именно в контексте его творческих успехов. Что за команду ему удалось собрать? Его «Зенит» никак нельзя назвать единой структурой, работающей за счет симбиоза составляющих ее элементов. Сами элементы могут быть первоклассны – к Витселю, Гараю, Гарсии, Халку, Кришито и другим не может быть никаких вопросов в отношении их мастерства. Зато в их отношении, как команды, есть не просто вопросы, но нет ни единого ответа. Так, например, дуэт в центре поля сегодня составляют Аксель Витсель и Хави Гарсия. По отдельности оба они выглядят сильными игроками, обладающими разными наборами качеств – таких, какие, по идее, должны органично дополнять друг друга: плеймейкинг из глубины поля + грязная работа на заднем плане. На деле же все выходит куда менее идеализированно. Бельгиец тяготеет к игре в еще более атакующей манере; испанец не силен в работе с мячом: вот и получается, что вместо одного классного разностороннего центрхава сине-бело-голубые довольствуются двумя, выполняющими резко ограниченный набор функций. Центральная зона «Зенита» далека от того, чтобы считаться сплоченной и вызывает лишь горькую усмешку в сравнении, например, с триумвиратом Денисов-Широков-Зырянов, выжигавшим всё и вся в итальянскую эпоху на берегах Невы. И, кажется, те ребята умели все, причем каждый в отдельности. Я склонен полагать, что центральная зона – важнейшая, доминирующая в команде. И располагая упомянутым выше трио «Зенит» действительно мог позволить себе контролировать ход игры в противостоянии с любым соперником – по крайней мере, на внутренней арене.

«Зенит» контролирует каждый участок поля и сегодня – поспорит приверженец португальского правления в клубе, даже несмотря на последний весьма, не побоюсь этого слова, позорный для питерцев матч против «Краснодара». Да, в матчах против таких клубов, как «Урал» и «Терек» это действительно так – за счет индивидуального мастерства одного Халка во встречах с небольшими командами, при всем к ним уважении, «Зенит» способен, что называется, вылезать. В играх против «Локомотива» на суперкубок и лиговых противостояниях с «Динамо» и «Краснодаром» никакого доминирования, впрочем, не было и в помине, но там «Зениту» помогали пенальти и двужильность Смольникова. Индивидуальные способности игроков, периодическое благоволение судейского корпуса и удача – сегодняшний багаж «Зенита». В то время как хотелось бы, чтобы вместо всех этих слов остались только два – командная игра.

Командная же игра – это понятие, базис которого – дух. «Командный дух» - кем создается это понятие, и кто есть его первостепенные носители? Обладать им должен каждый, кто причастен к тому, что происходит на поле, но где его взять, когда: а) «Зенит» - 2015 является скорее группой хороших игроков в футбол, чем истинной командой и б) (прошу прощения за вынужденное возвращение к избитой теме) все что есть питерского в нынешнем «Зените» - это юные Евсеев с Долговым, томящиеся на скамье запасных? Кто как не вышедшие из недр местной системы подготовки кадров должны объяснять всем остальным, что такое «командный дух»? И не он ли – то самое топливо, что в пылу битвы с превосходящим по силе противником помогает собрать в кулак взявшиеся буквально из ниоткуда силы, открыть второе дыхание?

Однако же тот, кто ставит острые вопросы ребром и предлагает дискуссии на важные темы, должен предлагать и свои варианты разрешения проблем, свое видение выхода из кризисной ситуации, пускай и далеко не все признают, что то, что мы наблюдаем в «Зените» в наши дни – есть ни что иное, как кризис. И я предложу. Смена тренера, и только она есть выход из данного положения, потому как Виллаш-Боаш не зарекомендовал себя ни как тонкий тактик, ни как блестящий мотиватор, ни как лидер, вокруг которого готовы сплотиться остальные и за кого готовы идти до конца. Признаться, я так и не понял, что это за человек. Уклончивые ответы, жалобы, неоткрытые, какие-то даже, что ли, немного ехидные ужимки – этот человек не производит впечатление главнокомандующего, ведущего своих подчиненных в бой. Смена тренера, причем смена исключительно на тренера местного. При всех лестных словах в адрес Петржелы, Спаллетти, Адвокаата вынужден признать – в сложившейся ситуации необходима кардинальная смена курса. У руля нужен не «временщик», приехавший на заработки в Газпром, но тот, для кого первостепенен вопрос развития именно здешнего футбола, несомненно обладающего своими глубокими традициями, сегодня, увы, позабытыми.