Limit or No Limit. Часть 2
Продолжу свои размышления про футбольные лимиты. Как я уже писал ранее, проблема лимита во многом схожа с проблемой защиты собственных рынков и предприятий от зарубежной конкуренции. Как государства часто пытаются снизить конкуренцию для собственного бизнеса, позволяя им вырасти быстрее в более тепличных условиях– так и футбольные власти пытаются защитить свои кадры и позволить им вырасти в сильных футболистов. Постараюсь изложить основные экономические принципы и опыт разных стран в этом деле и провести параллели с защитой собственных футбольных талантов.
Если говорить строго о теории – то всем экономистам и большинству политиков в общем понятно что в долгосрочном плане конкуренция и свободные рынки это хорошо и именно они ведут к максимизации совокупной пользы для всего сообщества. Если смотреть на 50-100 лет вперед и стремится к общему благу для всего человечества, то нужно всячески бороться с квотами, тарифами, лимитами и прочими ограничениями которые снижают конкуренцию, мотивацию и отбор лучших из лучших. Здесь давно нет споров о долгосрочном эффекте. Чем сильнее конкуренция, тем выше производительные силы общества - креативность, мотивация, энергия, амбиции, самореализация и т.д. И любые ограничения конкуренции – это плохо в долгосрочном плане.
Опять немного отвлекусь и проиллюстрирую силу конкуренции одним примером, одной своей теорией. Я считаю, что в каждом человеке и обществе в целом есть невероятный потенциал, который мало кто осознает и почти никто никогда не использует. И именно конкурентная борьба позволяет его проявить. Причем в наибольшей степени конкурентная борьба в своей самой жесткой и опасной форме – в виде войны. Я всегда считал, что человечество смогло так сильно развиться именно благодаря тому, что с древнейших времен все люди, племена и сообщества страшно конфликтовали, враждовали и конкурировали друг с другом. Если в природе борьба за выживание идет между разными видами, но внутри одного вида борьба племен и убийства себе подобных большая редкость – то человечество держалось на этом с самых древних времен, еще когда мы пришли в Европу и постепенно уничтожили там неардельтальцев и кроманьонцев, а потом принялись друг за друга.
И именно состояние войны – самой жесткой конкуренции в борьбе за выживание – максимально открывает как худшие, так и все самые лучшие стороны человека и общества, их настоящие возможности. Почти всем достижениям технического прогресса мы обязаны в первую очередь разным войнам. И суда первые были военными, и металл придумывали в первую очередь для вооружения – и т.д. и т.п. Первая и вторая мировые войны по сути определили невероятный технический рывок человечества в 20-м веке – развитие и авиастроения, и химической отрасли, материаловедения, машиностроения, атомной отрасли, компьютерных технологий и различных пластов разных наук в целом. Поэтому наибольшего рывка после войны в технологиях и в экономике совершили страны которые были самыми активными участниками этой войны – Германия, Япония, СССР и особенно США, которым еще очень повезло что для них война тогда не закончилась, а переросла в холодную войну с СССР, что требовало не только постоянных инвестиций в науку и военные технологии, но и напряжения всего общества в этой конкуренции. Как результат, например – такие ключевые сейчас технологии как интернет и GPS – были просто побочными продуктами этой войны, которая внесла ключевую роль и в развитие микроэлектроники, компьютерных технологий, телекоммуникаций, спутников и космоса, лазеров и т.д.
То есть тот колоссальный рывок, который совершили штаты в этот период – а за ними и все человечество – в технологиях и в экономике был во многом обусловлен сильной конкуренцией США сначала с Германией, а потом с СССР, и плюс сложившейся их внутренней культурой конкуренцией, предпринимательства, свободного рынка что позволило ряду метатехнологий из военной сферы быстро развиться на обычных рынках и захватить постепенно весь мир. Одна конкуренция – внешняя - удачно наложилась на другую – внутреннюю – и дала фантастический результат. Но после того как в 1991 году конкуренция внешняя почти исчезла - их общество, и в целом человечество – с того момента сильно расслабилось и в отсутствии войн и конкуренции за право жить как то гораздо меньше генерирует новых революционных разработок и технологий. Собственно кризис последних лет по мнению многих экономистов обусловлен именно тем что в последние 20 лет скорость технологического прогресса сильно упала и новых идей все меньше и меньше, а эффект от старых – компьютеризации, интернета, телекоммуникаций и т.д. уже сходит на нет. И я склонен с ними согласиться.
(Кроме технологий, науки и экономики военная конкуренция я считает способствует и прорывам в искусстве, литературе и т.д. - но это отдельная большая тема, не буду тут об этом)
Так что думаю, очевидно для всех что конкуренция играет огромную роль в развитии людей, любого общества и человечества в целом и ее надо защищать и продвигать. Казалось бы – с этой точки зрения для развития любой отрасли – в том числе спорта – конкуренцию надо только поощрять. И как компании и технологии прорастают только там где трудно, где нужно бороться, выживать, пробиваться к успеху – так и в спорте казалось по настоящему талант может раскрыться, только если ему придется реализовывать себя в полной мере, в максимально сложных условиях, конкурирую с более сильными на всей стадии своего развития. Пусть и не с опасностью для жизни и выживания как на войне - но когда успех возможен только при максимальном напряжении сил.
Когда и для компаний, и для людей, и для спорта создаются искусственно тепличные условия – то теряется настоящая мотивация на рост и развитие, теряется стержень, конкурентный дух и раскрыть максимум потенциала сложно. В этом во многом проблема многих западных обществ сейчас, особенно европейских – где излишнее благополучие, спокойствие и удовлетворенность, отсутствие реальной конкурентной среды ведет к их стабильной деградации. Высокие налоги, пособия, бенефиты, защищенность рабочих мест, закрытость рынков и т.д. привели к тому что они разучились по настоящему бороться и конкурировать. Несмотря на то, что на протяжении веков это была самая конкурентная часть света - бедная, перенаселенная, с самым большим количеством войн и насилия, с самыми неплодородными землями и сложным климатом - и это все способствовало ее расцвету, ибо требовала максимально конкурентного характера. И сейчас - когда все же конкуренция изнутри и снаружи снова стала расти - спасибо единому рынку ЕС, евро и Германии с одной стороны, Азии и иммигрантам с другой - они просто оказались к этому не готовы после десятилетий тепличных условий - и боюсь они ее не выдержат, ибо эти психологические изменения обычно безвозвратные.
Аналогично можно провести параллели и с футболом. Когда падает конкуренция и требуется меньше настоящей борьбы за место под солнцем - возникает больше спокойствия, ментальной расслабленности, материального благополучия, удовлетворенности жизнью в целом - то это приводит к неизбежным изменениям во внутренней ментальности, снижению стремления к постоянной борьбе. А для спорта - который и основан исключительно на борьбе и конкуренции - это смертельное дело. У спортсменов как раз не может быть хотя бы немного неконкурентный дух. Любое попадания в условия, когда конкуренция снижается, ведет к их моментальной психологической деградации.
Что и видно на примере наших топовых футболистов - у них нет проблем с подготовкой, школой, техникой, физикой и тактикой. Они все хорошо обучены, подготовлены и прошли все стадии роста и отбора с детских лет. И играют по лучшим схемам лучших мировых специалистов. Все их проблемы - в общем в голове, в ментальности. Снижение конкуренции как в национальном первенстве, где полно неконкурентных вещей, так и в клубах, где есть лимиты ведет к тому что конкурентный дух их будет постоянно снижаться.
Но проблема шире - не только в лимитах или даже вообще не в них. Ведь в целом в обществе у нас все более и более слабые новые поколения - которые создают все менее и менее сильную конкуренцию тем, кто успел пройти еще нормальную старую школу и рос в более сильной и более конкурентной среде. Я это вижу даже по себе - если во всех обществах обычно более старшие всегда чувствуют дыхание в затылок более молодых, голодных и амбициозных - и это вынуждает их конкурировать сильнее - то у нас этого нет. У старшего поколения просто нет конкуренции сзади. Это вижу я, это видят почти все в моем поколении. Как бы я ни работал - мне просто нет замены - и я сам не могу найти ее себе в более ранних поколениях, хотя очень хочу, ибо они менее голодные, амбициозные, да и просто менее сильные, образованные и умные чем предыдущие. И в таких условиях скажем у меня и моего поколения мотивация к постоянному развитию и борьбе тоже постоянно падает, с этим невозможно практически никак бороться.
И так везде - во всех сферах. Футбол лишь часть. Лимит снижает конкуренцию - но она и так была бы низкой - ибо денег в стране все больше, а сильных людей все меньше, а молодых сильных людей все намного меньше и меньше чем раньше (а футбол - дело молодых, тут только на старых не выедешь, хотя наша сборная пыталась и не сломайся один старый может быть и выехала бы). Так что проблема конкуренции в нашей стране и в нашем футболе гораздо более острая. Лимит ее не создает - но он ее усугубляет. Это как в нашей экономике и бизнесе - там тоже слабая конкуренция - и тоже можно во многом обвинять госкорпорации, государство, которое заточено на поддержку больших и сильных, кривые законы и отсутствие судов и других институтов помогающих конкуренции (ФАС увы тут не при чем) - но проблема глубже, все это ухудшает конкурентную среду - но она изначально низкая и слабая. Так и в футболе. И во всем обществе. Когда деньги, женщины и другие блага даются и так легко (а всего этого у нас в стране полно, а сильных людей с кем надо за них конкурировать – все меньше и меньше) – то ты никогда не сможешь показать в жизни максимум своих возможностей. Это прямо противоположно состоянию войны, когда ты вынужден выживать и выжимать из себя все. Это то, что я вижу в корне наших проблем в футболе, как и в музыке, финансах, бизнесе, науке и т.д. где мы выглядим все слабее на фоне остального мира. Не попробовав в жизни настоящей борьбы на вкус мы так и рискует остаться бесполезными поколениями в бесполезной миру стране.
Вернемся все же к лимитам и общим законам экономики, безотносительно нашего текущего момента. Вроде все очевидно – конкуренцию нужно поощрять и никаких тарифов и лимитов не вводить. Однако в жизни все не так просто. Как с экономикой, так и с футболом. Реально стран, где действительно господствует свободные рынки и ограничения на конкуренцияю минимальны только два. Это Сингапур и Гонконг. Безусловно два из 4-х богатейших города мира, где эта стратегия вроде дала большие результаты – но они так и не стали примером для всего остального мира. Во всем мире, несмотря на все споры экономистов все последние 200 лет все же тарифы всегда были и иногда совершенно жестокие и никаких свободных рынков не существует уже давно. Почему так получается и почему фундаментальная теоретическая логика тут не работает в экономике, и почему она вероятно не будет работать и в футболе я напишу чуть позже, в третей части. А в четвертой части предложу свое видение, что нам делать с нашим футболом вообще. Сейчас модно писать что давайте развивать детский футбол, вкладывать много денег туда и т.д. – однако я тоже очень скептически к этому отношусь, постараюсь позже объяснить почему. Stay tuned.
В двадцатом веке там вообще войны непрерывные. В Руанде было уничтожено минимум миллион человек, так что "каждые десять лет в Европе" - это тоже некоторое преувеличение.
Кстати, на востоке, в том же Китае, войны велись похлеще чем в Европе. Вообще, мало кто знает, что жертвы Китая в войне с Японией вполне сопоставимиы с потерями СССр в Великой Отечественной.
Генри Форду не была нужна война, чтобы придумать конвейер, также как и Элайше Отису не нужны были военные контракты, чтобы придумать лифт, который не падает. Просто почитай, с какими проблемами столкнулись военные инженеры, когда им пришлось конструировать пассажирские самолеты. Им фактически пришлось менять свое конструкторское мышление, а созданная после WWII с нуля индустрия сейчас достигла просто огромных размеров, и она, кстати, этически противоположна идее о войне, как о двигателе прогресса.
После 91-го человечество расслабилось? В медицине случился целый ряд технологических прорывов, Маск создал первую частную космическую корпорацию, производство массовых твердотельных накопителей в ближайшее время изменит всю компьютерную индустрию. В 2003 году производители мобильных телефонов заявляли, что создание цветного экрана для телефонов - вопрос отдаленного будущего, поскольку они слишком дорогие. За последние десять лет грохнулись три главных флагмана мобильной телефонии: Nokia, Ericsson и Motorola. Это ведь правда бы произошло, если бы в "западных обществах" ослабла конкуренция. Камон, ведь это противоречит здравому смыслу - крупным компаниям выгодно ослабление конкуренции, давай расскажи чувакам из Blackberry, что они накрываются медным тазом прямо сейчас из-за того, что там конкуренция ослабла.
И сейчас "западные общества" не проиграют, разумеется, никакую конкурентную среду, поскольку главным товаром в них является генерация и воплощение новых идей. И в этом смысле передача фабрик в регионы с более дешевой рабочей силой стало решением многих проблем, в первую очередь экологических, а кроме того стало толчком для создания новой интеллектуальной среды. Фактически высвободив множество занятых в конвейере рабочих рук, западные общества занялись добавлением свежих мозгов в эту среду. При этом да, есть новое большое расслоение, и очаги гасятся пособиями и бенефитами, и возникает множество новых проблем, но это частное, за которым надо видеть общее - именно западные общества сейчас изобретают новые технологии и идеи, а фабрики в ЮВА способны только воспроизводить их. Таким образом, конкуренция диверсифицировалась.
военные конфликты нужны для захвата чужих ресурсов и для подчинения другого социума ради извлечения этих ресурсов.
Напряжение при опасности для жизни - это просто животный инстинкт, приобретенный в многочисленных попытках бегства наших далеких предков от хищников покрупнее
общество потребления - это в том числе потоковое улучшение физиологических параметров человека и новые средства коммуникации
а желать войны во время мира может только болван
Способствовала дичайше, причём даже не война в комплексе, а в первую.очередь война на Тихоокеанском ТВД. Американцам пришлось снабжать огромную группировку и с нуля создавать грандиозную логистику и теоретически разрабатывать схемы инфраструктуры на совершенно неподготовленном театре. Там был такой дикий грузо- и пассажиропоток, что все старые наработки не годились. То есть возникла совершенно новая регулируемая система, по сложности на порядок, а то и больше, превосходившая довоенную. Фактически в современном виде со структурной точки зрения пассажирская авиация возникла только после ВМВ и здесь война была чётким двигателем прогресса. Всякие реактивные двигатели - это всё мелочи, это и так бы появилось, но резкий качественный скачок авиационной логистики и инфраструктуры без войны бы не произошёл.
А вот по автомобилизации спорно, там уже до войны и именно стараниями Форда продвигалась идея о скорой массовости автомобиля. наоборот скорее она повлияла на прогресс военной мысли, когда на Марне впервые перекинули почти целую дивизию на автобусах и таси, но это была чистая импровизация.
Замечу, что если бы немцы раньше поняли важность моторизации войск и насытили их грузовиками, они бы, скорее всего, выиграли ПМВ довольно легко.
Похоже, такое развитие через войны (если эту точку зрения принять) - имеет свой предел.
Вместе со всеми технологиями развиваются и технологии разрушения.
А в такой "войне всех против всех" - нет препятствий к тому, чтобы ими воспользоваться.
В стране "полно денег"? да ладно, у нас в Энске средняя зарплата что-то 20 тысяч.
Мне кажется, у нас с "ценностями" еще не очень хорошо. На нынешнем принципе "развлекайся" - ничего особенно интересного не выстроишь.
Я живу в Норвегии, так вот этот абзац:
"В этом во многом проблема многих западных обществ сейчас, особенно европейских – где излишнее благополучие, спокойствие и удовлетворенность, отсутствие реальной конкурентной среды ведет к их стабильной деградации. Высокие налоги, пособия, бенефиты, защищенность рабочих мест, закрытость рынков и т.д. привели к тому что они разучились по настоящему бороться и конкурировать. "
Прямо в точку! Тут эта проблема особенно ярко выражена из всех стран Европы. Но это не значит, что это плохо, положительных моментов очень много, но всеобщий расслабон иногда напрягает. В итоге самая активная часть населения, это конечно иммигранты. Но условия для жизни созданы комфортные для всех. Тут как удачная копия СССР.