Лэмпард и шахматы. Как зарабатывает «Челси»
Продажи футболок и другой атрибутики, особенности сотрудничества с лицензиатами, организация онлайн-торговли в Великобритании и за ее пределами, создание клубного музея и темпы роста его посещаемости. Обо всем этом речь шла во время встречи студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и других участников организованной бизнес–школой RMA английской стажировки с главой департамента мерчандайзинга «Челси» Ричардом Милхэмом, состоявшейся в офисе лондонского клуба на «Стэмфорд Бридж».
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/f1c/gvepwpqf%201.%20lirfxthnzkxj%20bi%20mnyqtkkdeqyifvxwaj.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Глава департамента мерчандайзинга «Челси» Ричард Милхэм (второй слева) с партнерами из Гонконга
Каковы доходы «Челси» от мерчандайзинга?
В прошлом году они составили около 20 миллионов фунтов. Но эта цифра отражает отнюдь не только то, что мы заработали на продажах футболок, шарфов и прочей атрибутики в клубном магазине. Сюда помимо этого нужно отнести и онлайн-торговлю, и доходы, поступающие от реализации лицензированной продукции, и то, что клуб получает от продажи туров по стадиону и музею.
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/0df/fsoclwpl%202.%20gnviwhvuxoehsi%20xqrdmozmxf%20em%2070-hq%20ixbplxxh.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Магазин «Челси» в конце 70-х–начале 80-х годов XX века, кадр из книги официального фотографа клуба Хью Хастингса Deep Blue, А Behind – the – scenes portrait Of Chelsea FC In The Troublesome 1970s and 80s, Retrobooks.co.uk, 2007
Мегастор «Челси» на стадионе «Стэмфорд Бридж» в январе 2014 года
Онлайн –торговля по объемам сопоставима с тем, что приносят обычные магазины?
Знаете, я в «Челси» работаю без малого 17 лет и за это время, конечно, очень многое изменилось. Когда я только пришел, онлайн –торговля в общем объеме продаж занимала не больше 10 процентов. Да и то это нельзя было назвать онлайном в чистом виде, потому что по интернету заказов делалось едва ли больше, чем по телефону. А сейчас это соотношение выглядит совершенно иначе: 40 процентов – онлайн, 60 – традиционная торговля.
Онлайн-торговлю клуб осуществляет самостоятельно?
Нет, этот вид деятельности у нас находится на аутсорсинге. Мы сотрудничаем с тремя разными операторами – с компанией Kitbag в Великобритании, континентальной Европе и в Африке, со Sports Endeavors – в США, и с Ezshopnet – в азиатско – тихоокеанском регионе. Кто из них приносит вам наибольший доход? Kitbag. У них в базе 350 тысяч клиентов, и в прошлом сезоне они выполнили 120 тысяч заказов на приобретение фирменных товаров «Челси». Нам это принесло 5 миллионов фунтов. Сотрудничество с американским оператором позволило заработать около 1 миллиона, с азиатским – примерно 900 тысяч.
Откуда поступает наибольшее количество онлайн – заказов?
Если говорить о Kitbag, то из Великобритании, 52 процента заходов на наш раздел сайта отсюда. Русские – на втором месте. Их среди посетителей – 3, 3 процента. Но русские на самом деле через Kitbag покупают немного. Они смотрят, и отправляются в свои, российские магазины, в частности, в магазины Adidas, где можно приобрести наши футболки. Почему так? Может быть, потому, что у Kitbag нет обозначения цен в рублях и исчерпывающего описания товаров в переводе на русский.
Футболки каких игроков «Челси» продаются лучше всего?
Полагаю, первая тройка на данный момент выглядит так: мистер Лэмпард, мистер Торрес, мистер Терри. К этому могу еще добавить, что самые горячие с точки зрения онлайн – продаж месяцы это, во- первых, май, когда оформляются предзаказы на футболки нового сезона, и во – вторых, декабрь – пора, когда люди торопятся приобретать рождественские подарки.
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/e00/wtbnjnxa%206.%20cclzjhxqyzwbvf.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Мистер Фрэнк Джеймс Лэмпард
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/0dc/sompbsbb%207.%20yyvzmenjeplp.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Мистер Фернандо Хосе Торрес Санс
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/0f0/pvwmlvli%208.%20whoowbextg.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Мистер Джон Джордж Терри
Что касается традиционной торговли: какие доходы приносит она, и сколько у «Челси» магазинов?
Наш самый главный магазин расположен прямо на «Стэмфорд Бридж». Это четвертый по величине клубный магазин в мире, расположенный на стадионе – после «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити» и «Барселоны». Через него проходит полмиллиона человек в год, и он приносит клубу около 9 миллионов фунтов дохода. Кроме того, у нас есть крупный магазин на Kensington High Street, это лондонская улица бутиков – он появился в 2010 году, и еще мы подумываем над тем, чтобы открыть магазин на Oxford Street. Не знаю, правда, осуществятся ли эти наши планы – там есть подходящее помещение, но аренда уж больно дорогая – миллион фунтов в год.
Насколько рознятся объемы продаж магазина на «Стэмфорд Бридж» в дни матчей и в остальное время?
Магазин работает ежедневно, но, понятно, что львиную долю выручки приносят именно игры. У нас минимальное количество домашних матчей – 26 за сезон, вроде совсем немного, но это – 40 процентов всех денег, получаемых от магазина. В среднем 10 тысяч человек приходит сюда в день игры, и 40 процентов от этого количества что –то покупают.
Сколько персонала нужно, чтобы обслуживать такое количество народу?
В дни игр у нас на рабочем месте находится до 80 человек, и даже больше. Включены 28 кассовых аппаратов. А в обычные – двенадцать– четырнадцать человек, и 5 касс. Этого вполне хватает.
Сколько у клуба партнеров, выпускающих продукцию под маркой «Челси», и какая это продукция?
Общее количество работающих с нами лицензиатов на данный момент достигает пятидесяти. Выплачивая роялти за использование бренда, они в общей сложности приносят клубу 2,5 миллиона фунтов в год. А что касается продукции, то продукция очень разная – от часов и зонтов до нижнего белья и обоев. Специфика во многом зависит от региона: например, один из наших азиатских партнеров выпускает под маркой «Челси» шахматы.
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/ed0/zreurqyf%209.%20adumtkhp%20wt%20kichpqwlrajlgidk%20duacabfvny.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/9fd/fuobozkq%2010.%20hahdlzdvkjenuhiv%20ji%20wpdjojeclscvjjvr%20mhqqcaagou.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/488/nxpxgmmk%2011.%20vatadesfzc%20pvtcckselslznzxdwdpjnljglnke%20tkgifalhkdmwwy.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В мегасторе «Челси» на «Стэмфорд Бридж»
Что необходимо сделать, чтобы стать вашим лицензиатом?
Необходимо желание партнера, с одной стороны. И с другой, возможность обеспечения им тех требований, которые предъявляет клуб. Подписывая договор, мы должны понимать, сколько конкретной продукции под нашей маркой будет произведено и продано, и, что очень важно, какого качества будет эта продукция. Мы в этом плане весьма щепетильны: весь ассортимент, все образцы товаров без исключения утверждаются клубом.
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/a7f/sksoioyf%2013.%20hmadpemd%20sc%20dtchomtrcf%20fz%20cxjvmrjlxr%20xyvmchqvjt.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Юные болельщики «Челси» перед входом в клубный музей на «Стэмфорд Бридж»
Теперь расскажите, пожалуйста, про ваш музей. Сколько у вас посетителей, кто они, сколько вы на них зарабатываете?
Мы с этим проектом стартовали в 2005 году. Это был юбилейный год, год столетия клуба. И, что символично, мы в этом году выиграли первый за долгие годы трофей – Кубок Лиги, так что появилось хоть что людям показывать. А вообще, трудно в это поверить, но до 2005 года музея как такового у нас вовсе не было, и коллекцию мы собирали с нуля – что –то бывшие игроки из дома приносили, кое что покупали на аукционах eBay.
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/326/pmbdyuua%2014.%20zzabxkwjbgvzys%20ytebbuwlolxpow.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В музее «Челси». Фигура Уильяма Генри Фоулка, знаменитого «толстого вратаря», игравшего за клуб в начале XX века. При росте около 195 сантиметров он весил больше 140 килограммов. Неудивительно, что болельщики, и не только вражеские, приветствовали его персональным: «Кто сожрал все пироги?» Предание гласит, что как-то раз Большой Билл и впрямь выкинул нечто в этом духе: во время одного из выездов спозаранку пробрался в столовую отеля, где остановилась команда, и в одиночку управился со всеми одиннадцатью оставленными без присмотра завтраками. Личностью он без всякого сомнения был яркой: одевался исключительно в бутиках на Фулхэм Роуд и, говорят, даже на игру мог выйти в галстуке с золотой заколкой. Увы, кончил он худо. В последний, 43-й год жизни Большого Билла его часто видели на пляже в Блэкпуле, где бывшая звезда «Челси» вызывал на бой всех желающих забить ему пенальти, собирая по три пенса за каждый отраженный мяч...
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/91e/kjxkixmg%2015.%20hjqjpljodh%20hijjdfurrshgorpl%20cyioeqxvangj.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Один из экспонатов музея «Челси». Футболка игрока «Динамо» образца 1945 года. На матче лондонцев с московским клубом (3:3), прошедшем в рамках знаменитого послевоенного турне «Динамо» по Англии и Шотландии, на «Стэмфорд Бридж» был установлен непобиваемый рекорд посещаемости – 120 тысяч человек
![](http://www.rma.ru/upload/iblock/bda/bkrjsasv%2016.%20gnnxfuetmteorncwdare%20nxnoifyafq%20wm%20dkkjeocr.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Экспонаты клубного музея. Программка и билеты на товарищеский матч «Челси»–ЦДСА, который был сыгран на «Стэмфорд Бридж» 7 ноября 1957 года и завершился победой армейцев со счетом 3:1
Но, в общем, это начинание оказалось весьма успешным: на данный момент, после расширения в 2011 году, музей занимает 7 тысяч квадратных футов. В день по экспозиции, включая «Стэмфорд Бридж», проходит минимум пять туров. Наши экскурсоводы говорят на пяти языках, что неудивительно: посетители у нас на 90 процентов – это приехавшие в Лондон иностранцы. Народу, надо сказать, с каждым годом приходит все больше. В сезоне 2011/12 у нас побывало 165 тысяч человек, а в текущем, мы надеемся, будет не меньше 200 тысяч. Что касается доходов, то они составляют 2 миллиона фунтов в год: это опять – таки данные за минувший сезон.
Как вы оцениваете перспективы возглавляемого вами департамента?
У нас работы непочатый край. Мы с тех пор, как в клуб пришел мистер Абрамович, выиграли трофеев больше, чем за всю предыдущую свою историю, мы превратились в глобальный бренд. Так что перспективы, возможности, коммерческие в первую очередь, у нас прекрасные, надо только уметь ими воспользоваться. Есть статистика, есть исследования: в 2005 году во всем мире людей, которые болели за «Челси», которым клуб был в той или иной степени небезразличен, насчитывалось не больше 26 миллионов. А сейчас их 390 миллионов, в том числе 185 миллионов, живущих в Азии – это громадный пласт, который нам предстоит осваивать. За нами 4,3 миллиона человек следят в соцсетях, годовая аудитория официального сайта – 70 миллионов. Причем это достаточно молодая, активная аудитория: 54 процента – в возрасте от 16 до 35 лет. В общем, вы видите: интерес к «Челси» велик, очень велик. И наша задача – этот громадный интерес монетизировать.
Петр БРАНТОВ
Бонус: Видеосюжет о стажировке «Футбольный бизнес Англии» (02-12 января 2014 года)
Данная предложенная статья,а верней гифка как никогда в тему.