10 мин.

Сесть в лужу. Поражение «Спартака» глазами жителя Барселоны

 – У вас тут что, война идет? – спрашивает английский журналист, видя бессчетные полчища ОМОНа около стадиона «Лужники» за несколько часов до начала матча «Спартак» – «Барселона». Милиционеры выпрыгивают из грузовиков, словно десант, и сразу же занимают боевое построение. Представить в Испании такое количество полиции на футболе невозможно в принципе. Даже на севильском дерби, самом горячем матче Испании, полиции вокруг стадиона во много раз меньше, чем на рядовой игре чемпионата России. Гуляя вокруг «Камп Ноу» перед играми, обычно не встречаешь вообще ни одного полицейского, а внутри барселонской арены безопасность обеспечивают стюарды, причем в совсем небольшом количестве.

По пути на «Камп Ноу» нет толкучки, потому что болельщики направляются к стадиону с разных станций метро (и разных линий, что самое важное), а вдобавок большой процент зрителей добираются до арены на мотоциклах (а потом ходят по стадиону с мотошлемами в руках). Полиции на выходах из метро опять же не видно, тем более никаких призывов в мегафоны. На станции «Спортивная» перед матчем «Спартак» – «Барса» антураж напоминает транспортацию военнопленных. «Не задерживайтесь, проходим, сохраняйте организованность и порядок», – бубнят в громкоговорители милицейские пономари. Атмосферы праздничности к походу на футбол это не добавляет, мягко говоря.

Многим болельщикам приходится выходить из станции метро не из того выхода, где им удобнее: посередине станции стоит шеренга ОМОНа, не пускающая людей в другую часть вестибюля. Первый обыск зрителей – уже посередине перегороженной полицией дороги от метро к стадиону. Но петарды запрятаны надежно. В «Лужниках» зрителей обыскивают несколько раз, на «Камп Ноу» – чаще всего вообще ни разу. Пункт контроля есть только сразу после турникетов, в которые зрители вставляют штрих-коды своих билетов или распечаток их бронирования – стюарды иногда просят открыть самые большие по размеру рюкзаки. Много раз, когда я проходил на стадион с большим рюкзаком, стюарды вообще не интересовались его содержимым.

Болельщики «Барселоны» шли к стадиону в общей толпе. «Спартак» по нормам УЕФА предоставил команде гостей квоту в четыре с половиной тысячи билетов, и «Барселона» в специально заявлении расписывала, сколько из четырех с половиной тысяч билетов достанутся пеньям (фан-клубам «Барселоны», организующим совместные поездки на матчи), сколько – для отдельных сосьос (болельщики, платящие ежегодные членские взносы и де-юре являющиеся владельцами клуба, таких порядка 150 тысяч человек), а сколько – для спонсоров и компаньонов клуба. Числа были внушительные, а в итоге «Барселона» выкупила… 60 билетов, вернув все остальные «Спартаку».

 – К сожалению, своим российским болельщикам «Барселона» не стала помогать попасть на матч, – сетует Константин Лосс, лидер «Барсамании». – Мы отправляли в клуб заявку на 350 билетов – это только те болельщики «Барсы», которые являются активными пользователями «Барсамании» и за адекватность которых можно было поручиться. Брать ответственность за незнакомых людей не хотелось (вдруг среди них кто-нибудь пришел бы с файером, и у «Барсы» были бы из-за этого проблемы, такие ситуации уже возникали на выездах в Минске и Киеве), но, если бы мы принимали заявки на билеты от всех желающих, то собрали бы и около тысячи болельщиков «Барселоны» из России и стран бывшего СССР, которые хотели поддерживать клуб на выездном фан-секторе. Но «Барселона» не стала предоставлять нам билетов вообще, потому что мы не можем добиться признания «Барсамании» как официальной пеньи. Проблема в том, что нужно нам нужно заверить перевод всех учредительных документов в консульстве Испании в Москве, а в консульстве почему-то не принимают наши документы для заверения их перевода.

Лидер «Барсамании» на трибуне «Лужников»:

 – Когда стало окончательно понятно, что билеты нам не дадут, я купил себе билет на матч на сайте «Спартака» на сектор D6 и посоветовал другим фанатам «Барсы» поступать также, – рассказывает Константин Лосс. – В результате билеты на этот сектор купили и несколько сотен болельщиков «Барсы», и фанаты «Спартака» тоже. Но в итоге «Барселона» проявила заботу о всех своих болельщиках: у сектора D6 сообщалось, что фанаты «Барселоны» при желании могут бесплатно пересесть на более дорогие места на трибуне А – туда, где сидели и 60 сосьос «Барселоны».

Россиян среди сосьос немного, поскольку клуб ограничил регистрацию новых сосьос и теперь ими могу быть только родственники уже действующих сосьос. Говорят, теперь ради получения статуса сосьо «Барселоны» дело доходит чуть ли не до фиктивных браков. Один из российских сосьос «Барселоны», Борис из Санкт-Петербурга, за несколько дней до матча был в панике: он воспользовался своим правом покупки билета на матч через «Барсу», но билет ему отправили почтой.

 – Боюсь, «Почтой России» билет может дойти уже к следующему розыгрышу Лиги чемпионов», – сетует болельщик «Барсы». – Но все разрешилось отлично: разобравшись в проблеме, «Барселона» прислала для сосьос письмо с информацией, что забрать билеты они могут в отеле «Балчуг», где остановилась «Барселона», у сотрудника клуба. С получением билетов проблем не возникло, разве что за пару чашек кофе в лобби отеля пришлось заплатить больше, чем стоил сам билет (700 рублей). Зато встретили в фойе Сандро Роселя, немного пообщались, замечательный человек! Жаль только, что каждый сосьо «Барселона» имел право только на один билет на выездной фан-сектор. Лучше бы давали покупать по несколько билетов – чтобы можно было помочь попасть на выездной фан-сектор и другим российским фанатам «Барселоны».

Группа российских болельщиков «Барселоны» проводит собрание в кафе довольно далеко от «Лужников» – это не «Камп Ноу», где можно заказать бутылку-другую вина непосредственно рядом со стадионом. Между российскими фанатами «Барсы»  идет жаркий спор на тему, надо ли поднимать детали красно-белой мозаики, подготовленной спартаковскими болельщиками. В итоге болельщики, решают, что все-таки стоит – чтобы не нарушать красоту картины. Пользуясь случаем, интересуюсь у поклонников «Барсы», не желали ли он победы над «Селтика» над «Барселоной» ради того корыстного мотива, чтобы увидеть в Москве оптимальный состав «Барсы», а не полурезервный, который приехал бы, если бы каталонцы заранее обеспечили бы себе выход в плей-офф в случае выигрыша в Глазго. В болении за «Селтик» так и не признался ни один человек.

Спартаковская мозаика из 80 с лишним тысяч деталей действительно производит впечатление.

 

«Великолепная мозаика, как в Глазго», – написал в твиттере каталонский журналист Эду Поло (в оранжевой шапочке).

 

Детали мозаики были подняты зрителями по сигналу диктора, после чего до выхода команд оставались еще несколько минут, на протяжении которых на стадионе была тишина. В Глазго в это время пели а капелла You´ll never walk alone, на «Камп Ноу» при мозаиках (еще больших, чем лужниковская) хором поют гимн Барсы», а в Москве была тишина. Трибуна «В» попыталась спасти ситуацию, где-то на второй минуте тишины зарядив «Красно-белый навсегда», но эта мера была запоздалой и не слишком эффективной, увы – на других трибунах в основном молчали. Честно говоря, это здорово подпортило впечатления от поднятия мозаики, да вдобавок и подняли ее слишком рано – к концу второй минуты многие люди уже устали стоять с поднятыми руками и опустили свои детали. Но когда команды появились на выходе на поле, мозаика снова возродилась в полном объеме и теперь-то зрелище было действительно завораживающим, когда на стадионе наконец-то догадались включить аудиоряд. Особенно когда им был гимн Лиги чемпионов.

 

 – Суки ленивые, что ж они на матчи «Спартака» против «Амкара» и «Мордовии» не ходят? – поговаривала сидевшая рядом журналистка, попивая чай из термоса и глядя на забитые до отказа «Лужники». Возможно, потому, что на обычную трибуну с термосом не пропустят. И потому что проходить через милицейские кордоны и три обыска как-то не очень приятно. И потому что после финального свистка людей заставляют порой часами ждать права выхода с трибун. И еще по десятку причин, по которым поход на футбол в России становится испытанием, а не праздником, как в Европе.

И еще, наконец, потому, что трибуны в «Лужниках» так далеко от поля, что болельщикам впору выдавать телескопы.

В сентябре в Барселоне болельщики «Спартака» легко перекрикивали «Камп Ноу» – потому что и россиян было много (пять тысяч на фан-секторе и еще несколько тысяч на других трибунах стадиона), и потому что на «Камп Ноу» зрители принято предельно спокойное поведение болельщиков, которые при этом часто разражаются бурными аплодисментами после хорошо исполненной передачи даже вдалеке от ворот соперника. В Москве такого нет – стадион гудел исключительно по мере приближения к воротам «Спартака». Мяч же постепенно все чаще приближался к совсем другим воротам, и в итоге Дани Алвес открыл счет, забив свой первый гол в сезоне.

 

Болельщики «Барселоны» смотрят последние матчи словно со счетчиком перед глазами – в центре внимания количество голов Лионеля Месси и вопрос о том, побьет ли аргентинец рекорд Герда Мюллера по количеству голов за календарный год. Великий немец остановился на 85 голах, а Месси в «Лужниках» забил свой 79-й и 80-й голы. Хорошая работа, превышение голевого графика.

 

Раньше в России Месси не забивал. Россия стала 17-й страной, в которой Лео отмечался голами в футболке «Барселоны». Чаще всего он забивал за клуб в Испании (246 голов), Украине (4 гола), Германии, Шотландии и Чехии (по 3).

Второй тайм прекратился уже в пустую формальность – «Барселона» перешла в откровенно энергосберегающий режим, а «Спартак» активно провел только самый старт второго тайма. Минут за 15 до финального свистка зрители начали массового покидать трибуны, и к 85-й минуте «Лужники» были уже полупустыми. Можно, конечно, запросто критиковать за это болельщиков, сидя на уютном кресле, но оставаться на трибунах после матча при температуре около нуля – не самое приятное удовольствие в мире. Тем более, что можно жить совершенно иначе – на «Камп Ноу», самом большом стадионе Европы, никакого порядка выхода с трибун нет, как и никаких шеренг из солдат по направлению к метро. В Барселоне чуть задерживают только выход гостевых фанатов, да и то далеко не всегда. А вообще 99 тысяч зрителей вообще-то могут запросто выходить одновременно, не давить друг друга и спокойно разъезжаться по домам, особенно когда вокруг не бубнят про «организованность и порядок».

Фото Евгения Фельдмана («Новая газета»). Другие фотографии с матча.