Страна Багровых Туч
Когда-то давным-давно добрый фантазер и волшебник Ганс-Христиан Андерсен рассказал всему миру сказку. Сказку о кривом зеркале троллей, осколки которого, попадая в души людей, навсегда искажают доброе видение мира. И еще он рассказал о великой силе Добра, которое извечно побеждает Зло…
«Империя Зла», в которой то ли сказочно повезло, то ли фатально не подфартило родиться братьям Стругацким, чрезвычайно щепетильно относилась к душам - коих, по мнению «ответственных товарищей», не существовало вовсе. Потому и в зеркала, как в предметы чересчур трансцендентные и сомнительные, «товарищи» смотрелись с опаской и с оглядкой даже бреясь поутру, предпочитая «в случае чего» расколачивать их вдребезги, подробно упоминая в отчетах лишь своё похмелье, заработанное на кухне соседа дяди Васи в разговорах о Добре и Зле.
Как правило, с каждого неосторожного похмелья условный дядя Вася получал своё в виде взысканий по партийной линии и невозможности спокойно растить детей с безупречной «советской» родословной. Условный «товарищ» же обретал очередную звёздочку, а также (как в общем-то невозможный капиталистический бонус) возможность пристроить потомство в привилегированные ВУЗы, зачастую обеспечивающие «по звонку» поступление кадров в закрытые НИИ и военные городки. Туда, где следующий поток потомственных «товарищей» обеспечивал постоянный приток «куда надо» полноводных рек сообщений, содержащих «антиимперские» настроения и «преступные намеки».
Но и «дяди Васи», и «товарищи откуда надо» при первой же возможности читали в невероятном нынче формате «самиздата» те самые книги, которые в конце концов поставили «на рога» (или «на попа») всю суть обоснования существования Добра и Зла, так нервно охраняемую компетентными органами.
Тот самый цимес, из-за которого многие уезжали, но еще более многие оставались. Тот самый смысл жизни, ради скрытия которого происходили дипломатические и военные конфликты. Тот самый закон, буква которого была эмпирически обоснована, опубликована и запатентована Редьярдом Киплингом…
Моя названная тетка служила в библиотеке ДКСА (Дома Культуры Советской Армии), и даже в гарнизонной библиотеке дивизии РВСН читала некоторые вещи Стругацких в том самом «самиздате». Более того – она давала их читать своим подругам и друзьям. Друзья и подруги тётки читали взахлёб, и передавали чтиво далее в порядке диссидентской очереди, но все без исключения по укоренившейся привычке прятали рукописи в самые (по их представлениям) укромные места – как будто вездесущие «товарищи» при желании не могли всю эту крамолу проследить и изъять…
Укромными местами были «тревожные чемоданы» офицеров-ракетчиков, и разного рода схроны в дебрях полуказенной мебели времени «позднего застоя». А, уж когда малолетние отпрыски типа меня, находили в платяном шкафу своих предков разные самописные книги вроде «Камасутры», «Веток персика» и «Основ хатха-йоги», то, после краткого лицезрения отвратно нарисованных картинок с изображением соития мужчины и женщины, непонятная индийская эротика откладывалась в сторону, и на свет выходили затасканные пачки листов пожелтевшей бумаги с магическими словами «Путь на Амальтею», «Жук в Муравейнике» и «Улитка на склоне»…
Во Время Оно я был мал даже для «Пиноккио» Карло Коллоди, и понятия «социум» и «футурология» были мне так же далеки, как и донельзя коммунистическая утопия «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова… Но что-то тогда щёлкнуло, и прочитанные после коллодиевского «Пиноккио» и горьковского «Человека с горящим сердцем», «Гадкие лебеди» Стругацких заставили меня задуматься о смысле жизни. Тогда впервые в жизни я заплакал ночью под одеялом, заплакал сдавленно и обреченно, осознав одновременно и конечность бытия, и бесконечность Вселенной.
И мне было тогда плевать на будущее и на прошлое. А настоящее вообще не имело смысла – потому что без меня, или со мной - не было ничего, что заставило бы Вселенную считаться с моими мыслями, тяготами и желаниями.
Оставалась только МЕЧТА. Самое святое, что есть у маленького человека в огромном мире. И моя мечта была наивна и невыполнима: счастливое беспроблемное бессмертие моих близких: мамы, папы, сестры, и Таньки Логиновой с пятого этажа. И лучше бы, чтобы люди могли летать, как птицы, и плавать,как дельфины…
Но мечта так и осталась мечтой: у людей не отросли крылья, и не синтезировались жабры. И Танька Логинова сейчас черт знает где. И мои предки, так целомудренно прятавшие от меня «Камасутру», не стали моложе…
Но мечта – это ведь высшая мера устремления человеческого разума, недостижимая в принципе. А иначе - зачем вообще нужна мечта? Это не цель, для достижения которой подойдут любые средства. Это – как спрятанный злыми троллями под концом радуги горшок золота, про который так упоительно рассказывали добрый волшебник Ганс-Христиан Андерсен, и развеселые пьяницы Братья Гримм. И который не смог найти никто.
Но на который смогли совершенно точно указать Братья Стругацкие - люди с горящими сердцами. Люди, ушедшие с разницей в 20 лет в свою собственную Валгаллу – горячо ими нелюбимую «Страну Багровых Туч». Самую первую, созданную ими, и самую странную - Вселенную. В которой есть много разных и нелогичных вещей. Но в которой точно нет кривого зеркала, разбитого троллями. Зеркала, осколки которого, попадая в души людей, искажают доброе видение Мира…
Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»
)))
Светлая и вечная память.....
Буквально на той неделе скончался Хитрук, Дейв Брубек - о котором я хотел написать здесь в Твоем блоге Антон, но не нашел слов - слов, нашедшихся у Тебя об уважаемых Стругацких.
Вечная память писателям, художникам, музыкантам вносивших хоть какой-то смысл в нашу жизнь....