10 мин.

Миллиардеры из России, которые вкладывают в спорт. Насколько они богаты?

Денис Пузырев скользит по слиткам. 

Американский журнал Forbes опубликовал ежегодный список всех миллиардеров мира. По итогам 2024 года таковых набралось 3028 человек – чуть меньше средней посещаемости домашних матчей «Химок». Их общее состояние превышает 16 трлн долларов.

Большинство сверхбогачей имеют паспорта США – 902. Россия со 140 миллиардерами расположилась на пятом месте, пропустив Китай, Индию и Германию. За год список россиян пополнился на 15 строк, а совокупное состояние – на 43 млрд долларов.

Крупные рейтинги Forbes часто использует для составления более мелких, основанных на национальности, отраслевой принадлежности, гендера (рейтинг самых богатых женщин) или возраста (самые состоятельные люди до 30 лет). Мы пошли тем же путем и из свежего глобального списка отобрали россиян, финансирующих или инвестирующих в профессиональный спорт.

Наша цель – понять, как много богатых людей готовы вкладывать в индустрию, которая пока так и не стала в России самодостаточным бизнесом. И это не праздный интерес – власти страны давно говорят, что госденьги должны идти на поддержку только массового и детского спорта.

Теперь важные доноры профессионального спорта – не бюджетные организации, а компании с государственным участием: «Газпром», «Ростех», «ВТБ», РЖД, ВЭБ РФ, «Роснефть» и так далее. Но частные деньги тоже есть: например, их вкладывают минимум 35 российских миллиардеров из списка Forbes. Ровно четверть!

При составлении рейтинга на основе данных Forbes мы столкнулись с проблемами, связанными с нынешней политической ситуацией. Из-за санкций – как персональных, так и против конкретных компаний – многие бизнесмены публично избавились от принадлежавших им активов или же покинули органы управления. Некоторые данные – например, списки крупнейших акционеров гигантов – стали непубличными, в доступе только данные на конец 2021 года.

В некоторых случаях непонятно, корректно ли включать в наш спортивный рейтинг людей, отошедших от активного бизнеса. Например, одни из самых богатых людей России Вагит Алекперов (№1) и Леонид Федун (№12) в июне 2022-го покинули топ-менеджмент «Лукойла», а через пару месяцев передали компании акции «Спартака» (а Федун покинул пост президента клуба). Имеют ли они теперь отношение к «Спартаку»?

Мы решили, что да, имеют. Несмотря на выход из числа руководителей «Лукойла» и расставания с клубом, они остались крупнейшими акционерами нефтяной компании, за счет которой живет «Спартак». Кто знает, вкладывалась бы она в футбол, если бы принадлежала людям с другими спортивными предпочтениями. Уточнение: список владельцев «Лукойла» теперь засекречен, но, по данным Forbes и Bloomberg, Алекперов и Федун по итогам 2023 года (более свежих данных нет) вошли в топ-6 получателей самых крупных дивидендов в России (186 млрд руб и 77 млрд руб соответственно).

Миллиардеров, вкладывающих в российский спорт, можно разделить на несколько групп. В первую (и довольно немногочисленную) можно отнести тех, для кого такие инвестиции – любимое увлечение. Прежде всего речь о владельце «Краснодара» Сергее Галицком. Другой пример – создатель Fix Price Сергей Ломакин, который рассматривает футбольный проект, куда входят клубы разных стран и уровней, включая «Родину» из Первой лиги, как перспективный бизнес. Но, кажется, пока сумма затрат превышает отдачу.

Другая группа – собственники корпораций, содержащих собственные клубы. Например, Алексей Мордашов (ХК «Северсталь») и Виктор Рашников (магнитогорский «Металлург») – владельцы крупнейших российских металлургических комбинатов.

Еще одна группа – бизнесмены, которые финансируют профессиональные клубы в регионе, где ведут бизнес. Для них это полезная опция, учитывая, что траты совсем незначительны. Взамен миллиардеры получают лояльность региональных властей, которые любят, когда сторонние инвесторы вкладываются в соцпроекты, в том числе и спорт. К примеру, металлургическая компания «Металлоинвест» Алишера Усманова, чьи заводы расположены в Курской и Белгородской областях, финансирует курское «Динамо» (женский баскетбол) и волейбольное «Белогорье».

Но в подобном сотрудничестве есть и слабое место: клуб может оказаться под угрозой, если главный спонсор рассорится с руководством региона. Так недавно случилось в Иркутске, где местный губернатор Игорь Кобзев не согласовал повышение тарифов на электроэнергию холдингу En+ Олега Дерипаски, монополисту в регионе после покупки в 2016 году «Иркутскэнерго». Результат – снижение финансирования «Байкала-Энергии» (хоккей с мячом), самой популярной иркутской команды, которая собирала на трибунах по 6 тысяч, и снятие ее с Суперлиги будущего сезона. Компания заявила, что теперь сосредоточится на развитии детско-юношеского хоккея.

Более надежная схема, когда спортивные проекты финансируют свои бизнесмены. Таких примеров достаточно: уроженец Новороссийска и владелец местного порта Сергей Шишкарев, спонсирующий футбольный «Черноморец», или ростовчанин Иван Саввиди, поддерживающий женский гандбольный «Ростов-Дон» а в недалеком будущем, вероятно, готовый взять под контроль и футбольный «Ростов».

Большая группа бизнесменов поддерживают не клубы, а федерации. Часто это связано с личными увлечениями. Алишер Усманов с детства увлекался фехтованием и даже входил в юношеские сборные СССР, а теперь вкладывает в этот вид деньги.  Президент Федерации шахмат России миллиардер Андрей Филатов во времена СССР работал тренером по шахматам в Минске с разрядом кандидат в мастера спорта.

Интересно, что лишь для одного героя нашего списка спорт – источник заработка, а не хобби и не благотворительность. Речь про совладельца сети «Спортмастер» Владимира Фартушняка. Других людей, кому спорт позволил бы сколотить состояние свыше миллиарда долларов, в списке Forbes нет. И пока не предвидится.