А почему «обезьяна» – это расизм?
Виноваты белые люди.
«Зенит» выйдет на «Спартак» без Вендела. В четверг ЭСК РФС подтвердила дисквалификацию бразильца и наказала «Факел»: один матч без зрителей и миллионный штраф за поведение болельщиков. Отмечается, что расистское скандирование на стадионе было массовым.
Об уханье говорил и сам Вендел, объясняя нецензурный жест. Мягкий бан – всего на один матч – тоже следствие реакции на расизм. Если бы игрок отвечал на другую провокацию, дисквалификация могла быть суровее.
Но почему уханье, характерное обезьянам, и вообще сравнение с этими животными считается расизмом?

Разбираемся.
Обезьян рисовали монстрами с древности, в средневековье придумывали теории о женщинах, родивших от обезьян
«Обезьяны разделились на две большие ветви: обезьян Старого и Нового Света. От первых же произошел в отдаленный период времени человек, чудо и слава мира», – писал Чарльз Дарвин в 1871 году в труде «Происхождение человека и половой отбор».
«Происхождение…» – первое всеобъемлющее обоснование, что человек произошел от древних обезьян, хотя подобные гипотезы высказывались и раньше. Например, римский врач Гален в результате опытов с вскрытием животных постановил: «Из всех живых существ больше всего похожа на человека обезьяна – по внутренностям, мышцам, артериям, нервам и по форме костей».

Предполагаемое родство не смущало ученых и философов. Столетиями они демонизировали обезьян и рассуждали о них как о низших существах. Так, Платон, ссылаясь на автора фразы «Все течет, все меняется», пишет: «Хорошо сказано у Гераклита, что прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с родом человеческим, а прекраснейший из горшков безобразен в сравнении с родом девиц».
Похожие мысли высказывал древнеримский автор Плиний в «Естественной истории», крупнейшем энциклопедическом сочинении античности: «Обезьяны – уродливые существа, которые, хотя и могут показывать некоторые человеческие черты, но остаются далекими от подлинного человека».
Деятели раннего христианства, например, святой Августин и святой Григорий Нисский ассоциировали обезьян с пороками и грехом. Это связано с идеей христианства: человек создан по образу и подобию Бога, любое отступление от нормы – низменное и греховное. Богослов Исидор Севильский говорил об обезьянах как о лишенных разума и сравнивал с язычниками.

Образ обезьяны как символа грешников закрепился в Средневековье и обрастал подробностями.
Католический монах XI века Пьетро Дамиан в «Книге о пороках и добродетелях», критикующей сексуальную распущенность духовенства, рассказал об обезьяне, которая стала любовником графини, из ревности убила ее мужа и превратилась в отца их ребенка. «Как обезьяна, не имеющая разума, пытается имитировать человеческое поведение, так и грешник, не имеющий разумной воли, стремится к низким и бесстыдным поступкам», – заключал Дамиан.

Вскоре истории о сношении обезьян и людей стали повсеместными. Часто у них было конкретное место действия – Африка.
Первая версия «Сада любопытных цветов» испанца Антонио де Торквемады рассказывает о женщине, сосланной на неизведанный континент, где ее насиловала обезьяна. Английский поэт и священник Джон Донн писал о дочери Адама, которую соблазнила обезьяна. Даже великий Жан Боден верил в половые сношения обезьян и людей в Африке. По его данным, в результате рождались монстры. Причем теория не считалась маргинальной – европейцы действительно воспринимали Африку как дикое место, которое населяют странные существа.
Сравнения темнокожих с обезьянами появились 100-150 лет назад – постарались американцы
В XIX веке набрали популярность расистские теории: учения о том, что расы различны по происхождению, умственным способностям и культурному уровню.
Автор одной из теорий – американский египтолог Джордж Глиддон. В книге «Коренные расы Земли» он утверждал, что чернокожие по уровню интеллекта находятся между белыми людьми и шимпанзе. Подтверждением служили в том числе иллюстрации, сравнивающие черепа белых, черных и обезьян.

Хитом того времени стали человеческие зоопарки – в буквальном смысле вольеры, куда помещали представителей коренных народов для демонстрации публике. Аттракционы работали в Лондоне, Барселоне, Милане, Гамбурге, Нью-Йорке. В последнем случае 23-летнего конголезского пигмея Ота Бенга поместили в одну клетку с орангутаном, чтобы наглядно показать схожесть черного человека и обезьяны.
Из-за возмущения прессы и некоторых проповедников Бенга все-таки освободили (через 10 лет он покончил с собой), но идея о превосходстве белой расы не исчезла. Так, первые книги из серии о Тарзане (стартовала в 1912-м, автор – американец Эдгар Берроуз) содержат сотни расистских стереотипов. Например, черные люди представляются дикими и примитивными и сравниваются с обезьянами. А Тарзан, хоть и вырос среди обезьян, противопоставляется аборигенам благодаря качествам белого человека.
Элементы расизма есть в классическом фильме о «Кинг-Конге» 1936 года. Африканцы снова изображены дикарями, которые поклоняются огромной обезьяне. Главная сцена фильма – похищение белой девушки Дины Кинг-Конгом – аллюзия на два мира: цивилизованный западный и звериный африканский.

Обидные сравнения использовали не только американцы. Бельгийцы в период колонизации Конго называли местных жителей макаками, подчеркивая статус африканцев как низших существ, близких к обезьянам (о том, что обезьяны – низшие, европейцы слышали сотни лет). Такой же термин использовали португальцы, колонизируя Анголу и Мозамбик.
После Второй мировой расовые теории активно признавали лженаучными. Но презрение к чернокожим и сравнение их с животными не исчезло.
Новый триггер – распространение ВИЧ. Как полагают ученые, вирус передался человеку через кровь от обезьяны в начале XX века. Все случилось в Центральной и Западной Африке, где местные жители охотились на шимпанзе. Первые десятилетия ВИЧ медленно распростялся внутри континента, пока в 1970-х не переместился в другие регионы. Там вирус назвали африканской болезнью, что привело к новым стереотипам о чернокожих.
Уханье бразильцам – не только расизм, но и отсутствие базовых знаний, потому что в Бразилии нет человекообразных обезьян
Выше речь шла о расизме по отношению к африканцам. Как быть с тем, что на футболе ухают в том числе бразильцам?

Причина, во-первых, в стереотипах о цвете кожи, которые формировались столетиями и вышли за рамки континентов и национальностей. Во-вторых, расисты буквально расписываются в незнании школьной программы и даже в истории расизма.
Дело в том, что слово, которое на русском звучит как «обезьяны», в английском делится на два – «apes» и «monkeys». Первое обозначает человекообразных обезьян (гоминоидов) – шимпанзе, горилл, орангутанов, гиббонов, которые водятся в Старом Свете, то есть в Африке и Азии. Именно apes обладают высокоразвитыми когнитивными способностями, могут использовать орудия и даже общаться с помощью жестов.

Monkeys – это более примитивные макаки, бабуины, капуцины, мартышки, которые обитают и в Старом, и в Новом свете (в Центральной и Южной Америке). Как и apes, они имеют единого предка с человеком, но по уровню интеллекта и способностям заметно уступают человекообразным.
Сравнивая человека с обезьяной, и древнеримские врачи, и средневековые богословы, и авторы расовых теорий обычно имели в виду именно человекообразных обезьян (apes), которые не водятся в Бразилии. Современные фанаты, похоже, об этом не знают: так их воззрения выглядят глупо вдвойне.
Фак = бан, а фак в ответ на расизм – нет? Изучаем дело Вендела
Фото: Cover Images/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages/Alex Grimm, Alex Caparros, Michael Steele
совсем Африка отношения не имеет?
Достаточно внимательно посмотреть(материалов предостаточно) на то,в каком состоянии африканский континент находился в 15-16 веках,и почему по настоящее время негроидная раса является объектом стигматизации и оскорблений.
Ведь негры(как раса) являются наиболее продуктивными членами сообществ (особенно в США),невиданными темпами двигают вперёд науку,искусство,да и чего греха таить,весь прогресс зиждется на достижениях представителей негроидной расы.
Одно арахисовое масло чего стоит!
Ещё Кинг-Конг легендарный.
Запомнилась фраза Брэда Питта - "We All Monkeys!!!"
Гориллы, бонобо и орангутаны просто клёвые. А шимпанзе вообще на всю башку отмороженные.
А вообще все мы изначально Пургаториусы. А он, кстати, больше похож на крысу какую-то)))
Посмотрите Дробышевского на ютубе. Угарный антрополог))