8 мин.

Эмери владеет клубом на границе с Францией. Его «Реал» арендует игроков «Астон Виллы» и играет на стадионе-концлагере

6-тысячный стадион «Галь» находится на северо-востоке Страны Басков и примыкает к приграничной реке. В 100 метрах от него – три острова, принадлежащих Испании, в 400 метрах – уже Франция.

Французские дома видно с главной трибуны, в том числе из вип-ложи.

«Благодаря расположению мы можем работать на испанском и французском рынках», – рассуждает резидент ложи Игор Эмери, младший брат главного тренера «Астон Виллы».

С лета 2021-го Игор работает генеральным директором «Реал Униона», который 100 лет играет на этом стадионе.

«Реал» – семейный клуб Эмери: деды побеждали мадридский «Реал», Унаи и брат ходили на матчи в детстве

«Реал Унион» появился в 1915-м путем слияния двух соседних команд. Одна из них за пару лет до этого выиграла Кубок Короля.

Вскоре трофей появился и у нового клуба: в 1918-м он выиграл Кубок, грохнув в финале «Реал Мадрид», – 2:0. В 1924-м история повторилась (1:0), в 1927-м «Унион» взял третью чашку.

В 1929-м приграничный «Реал» оказался среди десяти основателей Ла Лиги, а через год участвовал в Кубке Наций в Женеве. Турнир называют прародителем Лиги чемпионов: пытаясь создать конкуренцию чемпионату мира от ФИФА, «Серветт» организовал соревнование для победителей национальных чемпионатов. Правда, «Реал» был исключением. В Ла Лиге он финишировал шестым и до сих пор непонятно, почему его пригласили в Швейцарию, где он проиграл в четвертьфинале «Славии» из Праги.

Вскоре клуб вылетел из Ла Лиги и больше никогда в ней не появлялся, скитаясь между вторым и четвертым дивизионами. В пандемию вообще оказался на грани краха: зарплаты не платили, стадион был завален мусором, старинные кубки пылились в подсобке. Спасение пришло от Унаи Эмери, который выкупил контрольный пакет, а за главного оставил брата.

«Это наш дом. Наш дедушка, его брат и наш отец играли здесь, – объясняет Игор Эмери. – Я сам выступал за академию «Униона» и начинал вратарем, как все родственники, но потом перешел в полузащиту».

Карьера Игора ограничилась юношеской командой, после чего он стал журналистом и помогал Унаи в общении с медиа. Их отец Хуан сыграл за Унион» 15 матчей в конце 1950-х. Двоюродный дед выступал пять лет: побеждал мадридский «Реал» в финале Кубка и попал в сборную Испании, которая выиграла серебро Олимпиады-1920. Но главной звездой семьи был родной дед – Антонио: 110 матчей, два Кубка, несколько сезонов в Ла Лиге и участие в том самом Кубке Наций.

«Ни я, ни Унаи не видели их игру, но мы знаем, что они сделали для клуба. Мы и сами все время ходили на матчи «Реала», – продолжает Игор, который, как и брат, родился в четырех километрах от стадиона. Тоже почти на границе с Францией, но чуть севернее – у побережья Бискайского залива.

В Гражданскую войну на стадионе был концлагерь для противников Франко, в XXI веке там потерял сознание Де ла Ред

Сделку оформили в июне 2021-го. Клуб обошелся Унаи в миллион евро.

«У меня есть чувство ответственности перед отцом и дедом. И перед моей землей», – комментировал покупку тренер, который, кстати, не играл за «Унион», а сразу попал в более мощный «Реал Сосьедад».

За первый год Унаи закрыл долги и на треть увеличил бюджет – 1,6 миллиона евро в 2022-м.

«С семьей Эмери стало лучше, мы очень счастливы. До этого было много проблем с деньгами, сейчас их нет», – рассказывает тренер вратарей Рикардо Коста. По словам спортивного директора Мигеля Бенгоа, с приходом Унаи прибавила академия – как количественно, так и качественно. Гендиректор добавляет про болельщиков – они снова пошли на трибуны – и главную ценность в виде старых кубков, которые отмыли и выставили в конференц-зале.

Возможно, самая заметная реформа – преображение 100-летнего стадиона «Галь», некогда одного из самых современных в стране.

Название – отсылка к фамилии местного бизнесмена Сальвадора Галя. В начале XX века его знала вся Испания. Во-первых, благодаря продукции: лосьоном, зубной пастой и туалетным мылом бренда «Галь» пользовались в каждом доме. Во-вторых, из-за социальных инициатив: Галь ввел для сотрудников фабрик 8-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска и больничные. А еще был первым испанским бизнесменом, который создал рекламный отдел: плакаты с изображением бытовых товаров заказывали гениям живописи вроде Альфонса Мухи.

Разбогатев, Галь помог команде из родного города, выделил 313 тысяч песет на покупку участка у реки. В 1926-м там построили стадион, в матче-открытии «Унион» сыграл против «Барселоны».

Через 10 лет Испанию охватила гражданская война. К власти рвались националисты во главе с генералом Франсиско Франко, а сторонники республики массово бежали из страны. Главным направлением эмиграции стала Франция, а местом пересечения границы – мост возле стадиона. Но французы не спешили принимать тысячи беженцев и часто депортировали их обратно. На родине возвращенцев считали угрозой новому режиму и определяли в концентрационные лагеря, где комиссия решала дальнейшую судьбу, – освободить или осудить. Один из таких лагерей с 1937-го по 1942 год находился прямо на стадионе.

Спустя много лет с арены снова пришли грустные новости. В октябре 2008-го «Унион» принимал мадридский «Реал» в Кубке Испании. На 12-й минуте полузащитник «сливочных» Рубен де ла Ред потерял сознание прямо на поле. Его госпитализировали в местную больницу, а наутро отправили в Мадрид. Там диагностировали проблемы с сердцем.

Де ла Ред ушел в бессрочный отпуск, а через два года – в 25 лет – объявил о завершении карьеры. 12 минут на стадионе «Галь» так и остались последними в его карьере.

Новые акционеры «Униона» – миллиардеры из «Астон Виллы»: они помогают с тренерами и игроками и оплачивают сборы в Британии

При Эмери «Унион» выздоровел организационно, но до сих пор болтается в третьем дивизионе. Причем результаты ухудшаются: 8-е место, 13-е, 15-е. Вероятно, скоро это изменится.

В 2024-м у клуба появился могущественный акционер – фонд V Sports. Его основали два миллиардера – египтянин Нассеф Савирис и американец Уэсли Иденс, которые владеют «Астон Виллой» (подробнее о них здесь).

Несколько лет единственным активом V Sports был клуб из Бирмингема. В феврале 2023-го добавилась «Витория Гимарайш», позже – «Унион». Сначала фонд подписал соглашение о сотрудничестве, дальше получил 25% акций в обмен на 4,5-миллионные инвестиции.

«Очевидно, что главной причиной инвестиций был Унаи», – поясняет Игорь, который уже побывал на стажировке в Британии, а также в египетском «ЗЕД» и японском «Виссел Кобе» – других клубах, с которыми заключил партнерство V Sports.

Стажировки сотрудников – одна из десятков возможностей, которые открылись перед «Унионом» с приходом нового совладельца. Теперь клуб – часть экосистемы «Астон Виллы» и имеет доступ к ее тренерским методикам, базам данных и даже сотрудникам. Так, зимой тренером назначили Альберта Карбо, который последние три года работал в штабе Эмери.

Другая опция – аренда бирмингемской молодежи. Прямо сейчас основной кипер «Униона» – 20-летний воспитанник «Виллы» Джеймс Райт, а один из защитников – его ровесник Финли Монро.

«Их сотрудники часто приезжают к нам, чтобы следить за арендованными игроками. Мы обмениваемся отчетами, с приходом Альберта Карбо этого стало еще больше. В прошлом сезоне с нами работал один из аналитиков Унаи Хайме Ариас», – рассказывает тренер вратарей «Униона» Рикардо Коста.

Летом 2024-го фонд оплатил испанцам тренировочный сбор в Британии. Команда неделю жила в отеле рядом с базой «Астон Виллы», тренировалась на ее полях и посетила «Вилла Парк» с экскурсией. Персонал арены удивило, что многие гости пришли в символике бирмингемцев.

В новом сезоне форма, похожая на комплект «Виллы», стала фишкой «Униона». «Мы изменили выездную форму, чтобы привлечь британских болельщиков. Также мы получили контракт с Adidas из-за их партнерства с «Виллой», – говорит Игор Эмери.

За 6 туров до финиша сезона в третьем дивизионе его клуб – в одном очке от зоны вылета. Но плотность в таблице – сумасшедшая: одна победа катапультирует в середину таблицы, 7 очков – в плей-офф за повышение в классе.

«Моя цель – попасть в Примеру или Сегунду. Но сейчас главное – остаться. Потом будем думать о повышении», – делится гендиректор. Планы его брата не менее амбициозные: «Если вы спросите, о чем я мечтаю, я бы сказал, что о «Унионе» в главном дивизионе».

По словам Игора, Унаи хоть и сосредоточен на «Астон Вилле», периодически смотрит матчи «Униона» и очень нервничает.

Как быстро возродилась «Астон Вилла»: от угрозы ликвидации до плей-офф ЛЧ за 7 лет

Фото: Gettyimages/Alex Davidson / Stringer; realunionclub.com