10 мин.

Здесь тусили после «Уимблдона», теперь это дворец русского олигарха

Уитанхерст – в переводе с древнеанглийского «парламент на холме» – поместье на севере Лондона, в пяти километрах от центра. 

Главный дом на 8300 квадратных метров – второе по площади частное сооружение города после Букингемского дворца. Несколько лет назад его оценивали в 450 миллионов долларов. 

Когда и для кого создали Уитанхерст? Как он связан с теннисом? Какому миллиардеру принадлежит сейчас? 

Обо всем – ниже. 

***

Уитанхерст построили во время Первой мировой по заказу мыльного магната Артура Кросфилда. Его дед – 20-летний химик Джозеф Кросфилд – в начале XIX века основал компанию по производству мыла и свечей. По наследству она перешла сыну, затем – внуку. 

В 1911-м Артур продал семейный бизнес (до 1997-го бывшая Crosfield & Sons была частью Unilever), а на вырученные деньги купил два гектара земли. Старый дом снесли, за несколько лет возвели новый: 25 спален, 365 окон – по одному на каждый день года, бальный зал, стеклянная ротонда, итальянский сад со статуями, фонтаном и прудом про проекту модного дизайнера Гарольда Пето и четыре теннисных корта. 

Правда, Кросфилд не играл в теннис. Помимо политики – избирался в парламент от лейбористов – и написания фортепианных пьес, он увлекался бильярдом и побеждал в любительском чемпионате Франции по гольфу. 

Теннис – страсть жены. Домини Эллиади – дочь богатого греческого торговца – была на 20 лет младше. По юниорам она выиграла первенство Измира, в 17 – вышла в финал Открытого чемпионата Швейцарии-1903. Позже участвовала в неофициальных Олимпийских Играх-1906 и «Уимблдоне»-1914, но снялась до матча.

Уитанхерст появился как символ любви к Домини и ее образу жизни. До свадьбы в 1907-м Артур жил в скромной квартире, после – переехал в особняк, а в жизнь проникло светское общество. Дом не остывал от визитов европейского бомонда, заезжал даже великий князь Михаил – младший брат Николая II. 

С постройкой Уитанхерста вечеринки стали громче, особенно летом. За несколько дней до «Уимблдона» Домини собирала игроков и богему на препати. После финалов – на благотворительный турнир с участниками только что завершившего мэйджора. Ради него суперзвезды оставались в Лондоне еще на неделю. 

«Приятно думать, что я снова выиграл титул в Англии. Но сожалею о несчастном случае с Готфридом фон Краммом (травмировался по пути на финал, но не снялся и проиграл – 1:6 1:6 0:6 – Спортс). Я знаю, что такое потерять титул, играя с травмой», – говорил Фред Перри после третьей подряд победы на «Уимблдоне». Интервью проходило во дворе Уитанхерста. 

Камера сняла, как до журналистов Перри болтал с Марией Луизой – внучкой королевы Виктории. Помимо нее на теннис в поместье Кросфилдов приходили:

● жена Черчилля Клементина;

● министр авиации Самюэль Хор 

● будущая королева Нидерландов Юлиана;

● королева Испании Виктория (выросла при британском дворе); 

● светская львица и филантроп Энни Пирсон;

● премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос;

● премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж; 

● муза Альфреда Хичкока Филлис Констам с мужем Банни Остином – последним британцем-финалистом «Уимблдона» до Энди Маррея;

● и еще десятки лордов, сэров и членов королевских семей. 

Иногда они выходили на корт сами. На фото 1927 года Клементина Черчилль позирует с ракеткой в компании авиационного министра Хора и лорда-камергера Чамли. Светская дама леди Бивербрук запечатлена прямо во время парного матча. 

Чаще – прогуливались по саду, общались, сидя на лужайке или в плетеных креслах, и смотрели за профессионалами. На кортах ниже главного дома играли Перри, Дон Бадж (единственный в истории, кто выиграл одиночку, пару и микст на одном мейджоре) и даже великая Хелен Уиллс – победительница 19 турниров «Большого шлема».

***

73-летний Артур Кросфилд погиб в 1938-м, выпав из окна скоростного поезда на Лазурном берегу. 

«Коронер вынес вердикт о смерти в результате несчастного случая. Через три четверти часа после Канн носильщик крикнул, что муж леди Кросфилд выпал из окна. Сэр Артур всегда любил свежий воздух и открытые окна», – писала The Manchester Guardian. 

После трагедии тусовки в Уитанхерсте не закончились, а с окончанием войны вышли на новый уровень. Однажды на препати пригласили йога, который стоял на голове и принимал позу лотоса прямо в бальном зале – среди колонн, огромных зеркал и дорогой деревянной мебели. 

В 1949-м турнир посетил преемник Черчилля на посту премьер-министра Клемент Эттли. На соседнем кресле сидела леди Кросфилд. В 1951-м хозяйка принимала принцессу Елизавету, через год ставшую королевой. 

Главные гости занимали самые удобные и мягкие места, все остальные рассаживались на садовые стулья вокруг кортов. Некоторые смотрели матчи свысока, облокотившись на широкие перила в саду. Например, довоенный британский посол в Германии лорд д’Абернон и финалистка «Уимблдона»-1961 Кристин Труман поступали именно так. 

Рене Схюрман и Сандра Рейнольдс фотографировались в Уитанхерсте в нарядах от легендарного модельера Теда Тинлинга, взорвавшего «Уимблдон» кружевным бельем. Леа Периколи – Курникова из 1960-х – позировала в платье с нарисованными теннисистами и прыгала через лежак вместе с бразильянкой Марией Буэно. Посмотрев игру, Кристин Труман просто нежилась на солнце. 

Веселье прервалось в 1961-м. Домини Кросфилд умерла через два года. Остатки состояния и ветшающее поместье унаследовал единственный сын Пол, который задумался о сносе. Общественники возмутились и добились передачи объекта под государственную охрану.

Пол продал Уитанхерст застройщику, который вскоре обанкротился. Несколько десятилетий участок с домом переходили из рук в руки. Собственниками была даже семья Асадов из Сирии. Правда, они попали под санкции и избавились от обременительной недвижимости. На суде двоюродный брат тогдашнего президента Башара Асада признался, что не ночевал в поместье восемь лет. 

Первыми за уйму времени жителями стали участники «Академии Славы» – британского аналога «Фабрики звезд». В начале 2000-х они жили в Уитанхерстве два сезона. 

***

В 2008-м автор The New Yorker Эд Цезарь осматривал Уитанхерст с агентом по недвижимости. По его словам, интерьеры были в полном упадке: «Вода протекала сквозь дыры в крыше, хрупкие половицы трещали под ногами. Масштаб здания придавал ему остатки былого величия, в то же время оно производило впечатление заброшенного». 

Через несколько недель поместье за 55 миллионов фунтов купила подставная компания Safran Holdings Limited, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Медиа связывали ее с Еленой Батуриной, женой экс-мэра Москвы Лужкова и много лет самой богатой женщиной России. Она осматривала дом незадолго до сделки. Но Батурина все отрицала и даже подала на журналистов в суд. 

Новый собственник тем временем запустил масштабную реконструкцию. Главное из нее: 

● возведение трехэтажной виллы на месте хозяйственного крыла;

● обустройство интерьера парадных комнат в стиле континентального барокко с нотками английской эксцентричности;

● строительство 4000-метрового подвала с кинотеатром, бассейном, спа-центром, тренажерным залом и гаражом на 25 машин. 

Архитектор Филипп Мастерман называл подвал «самым большим, который кто-либо видел». Только на создание бетонного короба по периметру ушел год. Стоимость работ – два миллиона фунтов в неделю. 

Стройка растянулась на несколько лет, чем нервировала соседей. Сэр Патрик Сержант и его жена Джиллиан переехали за забор от Уитанхерста в 1961-м и застали леди Кросфилд. Патрик вспоминал ее прелестной старушкой, которая обожала сов и теннис. Она разрешала Сержантам играть на своих кортах. Новых владельцев Патрик называл «чертовыми русскими». 

Только в 2015-м – через семь лет после сделки – Эд Цезарь из The New Yorker выяснил, кто скрывается за обобщением «русские». Журналист нашел две компании, связанные с поместьем. Одну из них – Witanhurst Interiors – возглавлял Алексей Мотлохов, 33-летний доктор экономических наук и владелец 7-миллионной квартиры в Лондоне. Его домашний адрес совпадал с адресом, по которому зарегистрирована Safran Holdings, владелец Уитанхерста. 

«Не сразу понятно, как Мотлохов приобрел такую дорогую квартиру и почему занимает пост директора Witanhurst Interiors. Однако отец Мотлохова, Владимир, работает в крупной российской компании по производству удобрений «ФосАгро» и был вице-губернатором Мурманской области, где расположены горнодобывающие предприятия «ФосАгро», – писал Цезарь. 

Еще журналист установил, что в 2012-м Мотлохов-младший женился на Юлии Гурьевой, дочери основателя и владельца «ФосАгро» Андрея Гурьева. С этими знаниями Цезарь пошел к пяти источникам, которые подтвердили: Гурьев – владелец Уитанхерста. Вскоре очевидное подтвердил пресс-секретарь бизнесмена: «Всегда предполагалось, что особняк будет использоваться на благо семьи». 

Андрей Гурьев родился в 1960-м в Подмосковье, в юности занимался самбо и даже взял бронзу абсолютного чемпионата СССР в категории до 90 кг. Работал в комсомоле, откуда в 30 перешел в банк «Менатеп», основанный другом и еще одним комсомольцем, – Михаилом Ходорковским. В «Менатепе» Гурьев занимался приватизацией. Когда банк приватизировал горно-обогатительный комбинат «Апатит» в Мурманской области, Ходорковский поставил друга управлять предприятием. 

«Туда нужно было высаживать десант, а у Гурьева была готовая команда. Они разбирались с питерскими группировками, которые нахлынули после приватизации», – вспоминал в разговоре с Forbes бывший совладелец «Менатепа» Алексей Голубович. 

На основе «Апатита» Гурьев формировал холдинг «ФосАгро». Сначала внутри «Менатепа», затем – вне его. Выйти из-под патронажа помог арест Ходорковского. Понимая, что бизнес-империя рушится, тот продал половину «Апатита» Гурьеву и партнерам – за 200 миллионов долларов в рассрочку. Источники называли цену бросовой.  

Сейчас «ФосАгро» стоит в десятки раз больше, а семье Гурьева принадлежат около 50% акций (еще 20% – у семьи Владимира Литвиненко, ректора Горного университета и научного руководителя Путина; 30% – в свободном обращении). Состояние бизнесмена – 9,5 миллиарда долларов, он – №18 в списке самых богатых россиян от Forbes. 

***

В 2022-м за связь с режимом Великобритания включила Гурьева в санкционный список. Дочь попала туда спустя два года. Оба не могут посещать Уитанхерст. 

Параллельно медиа разгоняют другой сюжет: на поместье в случае победы в суде будет претендовать бывший партнер по «ФосАгро» Александр Горбачев. Он подал иск против Гурьева за нарушение договоренностей: якобы тот не заплатили за долю, когда Горбачеву пришлось уехать из России из-за уголовного дела. 

Что решит суд – неизвестно. Пока ясно одно: единственный корт Уитанхерста остается пустым.

Почему чемпионке «Уимблдона» дают не кубок, а тарелку?

Фото: East News/AP Photo; Gettyimages/PA Images, Leon Neal, Reg Speller, Douglas Miller, Fox Photos, J. A. Hampton, Evening Standard, A. Hudson, Topical Press Agency/Hulton Archive; РИА Новости/Михаил Климентьев; youtube.com/@Official-UK-Drone-Flyer