9 мин.

«Лондон – Париж» – липучий хит Иракли. Мы узнали, откуда в песне эти города

Ираклий Пирцхалава, или просто Иракли, – выпускник «Фабрики звезд 2». На проекте он записал трек «Вова-чума», который до сих пор нарушает покой многих Вов, а после выпуска занялся дебютным альбомом. 

Релиз состоялся осенью 2004 года, первая и заглавная песня – «Лондон – Париж», которую напевают даже спустя 20 лет. Если не верите, под клипом – десятки комментов из 2025-го и сотни воспоминаний из последних лет.   

● «2025, кто слушает ? Песня невероятная, очень классная, случайно сегодня по радио услышала и вспомнила, как восстанавливалась от душевных ран под нее»

● «В 2004-м я уходил в армию. И на вокзале в Минводах впервые услышал эту песню. С тех пор как только слышу, вспоминаю начало службы»

● «Помню, в детстве переживал, чтобы это песня набрала больше всех голосов в каком-то конкурсе по телеку, смсками голосовали))) Не спал до часа ночи, чтобы результат узнать. Она заняла первое место, давно так не радовался»

В общении со Спортсом Ираклий говорит, что о песне не раз вспоминали в том числе из-за футбола: «Представляете, сколько раз за 20 лет играли сборная Франции и Англии, «Челси», ПСЖ и другие команды? Как-то даже по центральному телевидению была рекламная история: [под видео с анонсом] подкладывалась моя песня».

Сегодняшний матч ЛЧ – еще один повод.

Слова про Лондон и Париж написала автор «Шоколадного зайца». По версии Ираклия, между городами ездили лирические герои

Идея песни, по воспоминаниям артиста, появилась у композитора Андрея Стойчева: «Он написал мелодию, после чего прекрасная поэтесса Ирина Секачева создала слова. В тот момент я и не думал, что песня спроецируется на мой любимый вид спорта». 

Ирина Секачева – дизайнер и поэтесса, которая активно сотрудничала с артистами продюсера Максима Фадеева. Например, написала «Муси-пуси» для Кати Лель, «Шоколадного зайца» для Пьера Нарцисса, «Когда я стану кошкой» для Маши Ржевской и главные хиты Ираклия – «Вова-чума», «Капли абсента», «Время». 

В интервью Спортсу она объясняет, что в случае с «Лондон – Париж» делала подтекстовку – писала слова на уже существующую музыку: «Передо мной был чистый лист, я отталкивалась от мелодии. Дальше зависит от случая. Иногда сразу раскладывается по смыслу и ложится на музыку. Иногда нужно 100 раз слушать, если заковыристая мелодия. С «Лондон – Париж» все шло хорошо. Я не помню, чтобы долго и сильно мучилась». 

– Почему выбрали именно эти города?

– Не могу объяснить и всегда привожу в пример прекрасный фильм «Три тополя на Плющихе». Ефремов и Доронина сидят в машине и разговаривают про песню. Она спрашивает: «Про что она?» А он: «Разве песню расскажешь?»

Песню никогда не расскажешь. То есть понятно, о чем она, но не рассказать. 

– Но когда вы получили музыку, уже понимали, о чем будете писать? 

– Нет, потому что невозможно предугадать, какую мелодию дадут. Когда дали – слушаешь, и что-то происходит. Иногда бывает, что ставят конкретную задачу, но в данном случае ничего такого не было.  

По словам Ираклия, он сразу принял слова и не узнавал у поэтессы, почему она выбрала именно такие города: «Никто не думал, почему Париж и Лондон, а не Вена. Не возникало этих вопросов. Просто у песни такой сценарий. Она – о романтических воспоминаниях, а Париж – город романтики. Получился клевый слоган и клевый хук, который вспоминается и работает более 20 лет». 

– Когда исполняете, задумываетесь о сюжете?

– Конечно. Как исполнитель, я каждый раз проживаю его. И в первую очередь думаю о том, что у каждого есть воспоминания об отношениях, которые закончились. Проходят годы, но оба помнят, как ездили друг к другу. Не только в Лондон и Париж, это может быть хоть Ярославль – Рязань. Сюжет связан с разлукой, когда люди живут в разных местах и преодолевают расстояния, чтобы быть вместе. 

Автор не была ни в Лондоне, ни в Париже до момента написания, а Ираклий впервые оказался в Британии на футболе

В первом куплете Ираклий поет: «Новые города, старые поезда \ К тебе, но ты уже не та (но помни)». В клипе поездов нет: Ираклий едет на красном кабриолете по ночному городу, на пассажирском сиденье лежит фото девушки. В перебивках артист стоит на крыше, позади него – то Эйфелева башня, то силуэт Биг-Бена. Периодически в небе пролетает самолет. 

Уточняю, правильно ли понимать, что строчка о поездах – отсылка к Eurostar, который курсирует в тоннеле под Ла-Маншем между Лондоном и Парижем. «Вы воспринимаете абсолютно правильно, – комментирует Ираклий. – Ирина Секачева любит писать с элементами абстракционизма, чтобы люди могли домысливать и имели свою интерпретацию. Мне нравится такой стиль».

Секачева уходит от ответа про поезда и поясняет, что каждый понимает слова как хочет: «Я никогда не комментирую тексты. Зачем вбивать гвозди в эфемерное создание и прибивать его смыслами, если у каждого человека песня должна вызывать свои ассоциации? У вас – такие, у кого-то – другие. Кто что слышит – о том и песня. Песня –свободное явление».

– Но когда вы пишете, у вас в голове есть сюжет или это слова, которые приходят быстрее мыслей? 

– Конечно, есть. Любой автор сначала выстраивает в голове, о чем будет писать. Это не поток сознания, который оказывается логичным и становится хитом. Так не бывает с хорошими песнями. 

По комментам к клипу особенно заметно, что каждый видит в сочетании «Лондон – Париж» свое. Более того, идея этого текста появилась на планерке Спортса, потому что перед матчем «ПСЖ» – «Арсенал» один из авторов вспомнил о песне. Но что еще могут означать города, кроме географических названий? Спросим у чата GPT. 

Его версии: 

1. Эти города часто ассоциируются с мечтами, любовью, молодостью, авантюрой. Путешествия в Лондон и Париж символизируют попытку найти что-то новое или восстановить утраченное – однако герой признает, что даже пройдя через все эти города и воспоминания, любимая уже «не та».

2. Контраст между известными местами и личной болью подчеркивает универсальность утраты: где бы ты ни был – хоть в Лондоне, хоть в Париже – прошлого уже не вернуть.

3. Фраза «новые города, старые поезда» указывает на движение вперед, на то, что жизнь меняется, даже если чувства хочется сохранить.

4. Иными словами, Лондон и Париж здесь – это метафоры далеких мечтаний, путешествия в надежде вернуть утраченное, но одновременно признание невозможности вернуть прошлое.

Кстати, к моменту создания песни Ирина Секачева не была в городах, о которых упоминает в тексте. Она утверждает, что это не проблема: «Необязательно быть там, чтобы иметь ассоциации. У меня были представления и о Лондоне, и о Париже, и о многих местах на Земле»

Так благодаря ассоциациям появились не менее запоминающиеся, чем само название, строчки: «Голуби вверх, блики крыш \ Старый бульвар, и на деревьях пожар». 

Ираклий также впервые попал и в Лондон, и в Париж позже, чем спел о них. Детали поездки во Францию не запомнились, Лондон он вспоминает четче: «Я оказался там на футболе. Сначала сыграл в благотворительном матче против артистов из Англии, а потом пошел на игру Англия – Россия». 

Ираклий общается с Хвичей и будет болеть за него даже против любимой «Барсы»

Ираклий – фанат футбола с детства. 

По юношам два года занимался в школе московского «Локомотива», после «Фабрики звезд» – выступал за команду артистов «Старко» и даже выиграл чемпионат мира-2019. В финале Россия обыграла Аргентину на «Сапсан-Арене» (1:1, 5:3 – по пенальти), тренером был Сергей Горлукович, а в составе, кроме селебрити, выходили бывшие профи – Андрей Каряка, Олег Корнаухов и Алексей Медведев. 

В пандемию Ираклий заступался за Жано перед фанатами «Ротора» (футболист покинул Волгоград через три недели после подписания контракта, якобы заработал миллион рублей, болельщики в соцсетях были возмущены), осенью 2023-го выступил перед матчем России и Кубы (8:0) в Волгограде. Сейчас с футболом связывает еще один человек – Хвича. 

«Мало того, что он грузин, так еще когда играл в России, мы тепло общались. Тогда мало кто в него верил, а я понимал, что это будущая звезда. Многие спорили и сейчас молчат в тряпочку, а парень играет в полуфинале Лиги чемпионов», – говорит артист. 

По его словам, до трансфера Хвичи он не был поклонником «ПСЖ», но появление соотечественника в Париже не оставило выбора: «Вместо «Динамо» Тбилиси приходится болеть за «ПСЖ». Как год назад приходилось за «Наполи». 

Пирцхалава и Кварацхелия познакомились, когда полузащитник выступал за «Локомотив» весной 2019-го: «Саба Кверквелия позвонил: «Давай сходим в грузинский ресторан. Я привезу Хвичу, потому что Семин злится на него» – «Что случилось?» – «У нас двухразовые тренировки, а он еще отдельно в третий раз выходит вместо отдыха. 

Мы встретились, и я был удивлен скромностью парня. Тем, что он глубоко верующий и мегатрудолюбивый фанат футбола. Все остальное для него – второстепенно. Когда говорили, что он переходит в «ПСЖ» из-за денег, было смешно. Конечно, деньги важны, но скорее для агента. Для игрока важнее, что амбиции «ПСЖ» на голову выше, чем у «Наполи». «ПСЖ» может купить Холанда, а Де Лаурентис не может». 

Из Москвы Ираклий переехал в Барселону, где прожил несколько лет. Там он регулярно ходил на стадион и с трибуны наблюдал на любимой командой детства, в чей стиль влюбился еще во времена Христо Стоичкова. 

– Получается, любовь к «Барселоне» – все? – спрашиваю Ираклия. 

– Даже сейчас «Барселона» не все. Но если они выйдут в финал, будет перекос в сторону Кварацхелии. Я буду рад за своего товарища. Он невероятный профессионал и человек, и заслужил эту победу. 

Фото: Gettyimages/Carl Recine / Staff; РИА Новости/Екатерина Чеснокова; en.wikipedia.org Photo by Alexander Kagan on Unsplash Photo by Benjamin Davies on Unsplash