«Буде-Глимт» Хайкина – заполярная сказка: играют воспитанниками, не сорят деньгами, атакуют как камикадзе
В первой половине 2010-х «Буде-Глимт» был типичным норвежским лифтом: болтался между дивизионами, взял один кубок за 100-летнюю историю, играл на полупустом стадионе, футболисты сами стирали форму.
В 2017-м в «Буде» сменилось руководство. Боссы катапультировали клуб в главную лигу, но сезон не задался. Новый тренер выиграл 3 раза в первых 14 матчах и в итоге еле спасся от вылета.
В 2025-м «Буде» – 4-кратный чемпион Норвегии, победитель «Ромы», «Селтика», «Бешикташа», «Порту» и «Лацио» и первая норвежская команда в полуфинале еврокубков.

Сегодня они сыграют за выход в финал. В вип-ложе разместятся те самые боссы из 2017-го, на скамейке – тот самый тренер.
Как случилась великая трансформация?
Секрет №1: психолог с авиабазы
Стадион «Аспмюра» находится в 300 метрах от международного аэропорта и в трех километрах от военной базы НАТО. Бьорн Маннсверк служил на ней 20 лет в качестве пилота истребителя ВВС Норвегии и участвовал в кампаниях альянса в Афганистане и Ливии.
Маннсверк не следил за футбол – до выхода на гражданку всего один раз ходил на стадион. Второй поход случился в 2017-м, в первый день работы в «Буде». Клуб нанял Бьорна тренером по психологии, чтобы восстановить игроков после вылета и повысить самооценку.

«Я установил всего два правила, – говорит Маннсверк. – Общение должно быть добровольным, никто не заставлял разговаривать со мной. И я не агент клуба, не говорил игрокам, что они должны стать счастливее или работать усерднее».
По словам Маннсверка, он просто снимал напряжение: призывал открыто обсуждать проблемы, давать друг другу обратную связь и не париться из-за поражений, потому что лучшие результаты – всегда впереди. Так команда превратилась в группу друзей, которая часами зависает в турецкой бане и совместно купается в холодном Норвежском море.
Выполнив задачу, ради которой пригласили, Маннсверк столкнулся с новой проблемой. «Буде» начал регулярно выходить в группу / плей-офф еврокубков и играть против топ-клубов, из-за чего игроки прилично нервничали. Экс-пилот объяснил, что волнение – это нормально: «Но если не помогает, можно изменить отношение к волнению и сказать себе: если я не нервничаю, значит делаю что-то неправильно».
Кроме индивидуальных и групповых бесед, Бьорн ввел занятия по медитации и йоге, которые также снижают уровень стресса: «Так мы сохраняем энергию для вещей, которые можем контролировать. Но мы не хотим думать о том, на что не в силах повлиять».

Сейчас игроки «Буде» не пугаются ни «Стадио Олимпико», ни «Олд Траффорд»: давление трибун воспринимают как фоновый шум, статусных оппонентов – как любого норвежца в местном чемпионате.
Секрет №2: никаких целей
Зимой 2019-го «Буде» проводил тренировочный сбор в Испании. На собрании заговорили о целях на сезон.
«Вместо этого тренер объявил, что у нас нет никаких целей. Мы не хотим выиграть определенное количество игр, забить определенное количество голов или занять определенную позицию. Мы закончили со всем этим», – вспоминает полузащитник Ульрик Салтнес. По его словам, на сборе тренер много общался с игроками и заставил их поверить в новую идею: «Все произошло очень естественно».
Шокирующую концепцию подтверждает спортивный директор Хавард Сакариассен: «У нас нет никаких целей. Мы не говорим: «Наша задача – стать номером один или два или выиграть 80% домашних игр». Мы выбросили это в мусорное ведро 6 лет назад и сосредоточились на попытках становиться лучше каждый день».

Идею забыть о результатах придумал Бьорн Маннсверк. Его теория: мысли об очках и турнирной таблице создают много стресса, тогда как попытка стать лучше – приятный и творческий процесс.
«В итоге мы можем выиграть матч и быть разочарованными своей игрой , а можем проиграть, но быть довольными тем, что сделали на поле», – объясняет Маннсверк. Он говорит, что игроки «Буде» больше не мыслят как типичные футболисты: они кайфуют не от побед, а от слома барьеров в голове. Это помогает прогрессировать даже в 25-30 лет и пробивать свой же потолок.
Секрет №3: стиль камикадзе
Кьетиль Кнутсен тренирует «Буде» с 2018-го. В первый сезон он чудом избежал вылета – от смертельной зоны отделили 3 очка. Руководство поддержало тренера, но предложило подумать над ошибками.

Размышления привели к изменению философии. Из оборонительной команды Кнутсен cлепил агрессивного монстра: перешел на 4-3-3, поставил на поток владение, высокий прессинг и быстрые перепасовки на чужой половине. Медиа прозвали стиль «футболом камикадзе» – так в Норвегии не играл никто.
Результаты устремились вверх: в сезоне-2019 «Буде» забил в два раза больше, чем за год до этого (64 мяча против 32), и влетел в топ-2. В сезоне-2020 выиграл чемпионат, побив несколько рекордов лиги всех времен: по победам (26 в 30 матчах), очкам (81), голам (103) и разнице со вторым местом (19 баллов).
«За год тренеры проделали фантастическую работу, – комментирует генеральный директор Фроде Томассен. – Пока другие клубы тормозили во время пандемии, мы нажимали на газ. Сначала тренировались дома в закрытом режиме, затем поехали в Испанию. Когда в июне начался сезон (обычно стартует в марте – Спортс), мы выигрывали 4:0, 5:0, 6:1».
Особенность «Буде», которая отличает его от других маленьких команд: не меняет стиль, даже если играешь против тех, кто сильнее. Так рождаются результативные матчи и эпичные победы: 6:1 над «Ромой», 5:1 над «Селтиком» (по сумме двух матчей), 3:2 над «Порту». Так весной были пройдены «Твенте» (6:4), «Олимпиакос» (4:2) и Лацио (3:3, победа по пенальти).

Агрессия требует сумасшедшей выносливости. Ее тренируют в высокинтенсивных мини-матчах вроде тех, что любит Марсело Бьелса. «Играем 11 на 11. Как только мяч пересекает боковую или лицевую линию, тренер начинает отсчет: «Четыре, три, два…». Если игроки не ввели мяч за 4 секунды, он переходит к другой команде. Отдыхать нельзя. После десяти минут делаем трехминутный перерыв, затем еще два или три тайма», – рассказывает ассистент тренера Мортен Калвенес.
По его словам, подобные занятия не только закладывают физику, но и влияют на сознание. Упорство и быстрота принятия решений настолько отпечатываются в мышлении, что становятся инстинктом.
В Европе «Буде» периодически сталкивается с собственными клонами: такими же атакующими, прессингующими и стремительными. Готовясь к ним, на тренировках штаб моделирует более суровые условия, чем ожидаются во время матча. «Например, перед «Селтиком» мы занимались на гораздо меньших пространствах, чем они оставляют соперникам. Это помогло, мы справились с контрпрессингом», – добавляет Калвенес.
Секрет №4: игроки с севера
Десятилетиями внутри Норвегии существовали как бы две страны: прогрессивный юг и отсталый север. На магазинах и ресторанах Осло висели таблички «северянам вход воспрещен», а когда отец гендиректора «Буде» Фроде Томассена переехал в столицу, ему отказывались сдавать комнату.
«На юге нас считали дикарями – фермерами и рыбаками. Даже несколько лет назад мы не могли арендовать квартиру в Осло, просто потому что с севера», – подтверждает глава молодежного департамента Орьян Берг. Кстати, Орьян, его отец и два брата в разные годы выступали за «Буде». Сейчас в команде играет сын Патрик.
Сегрегация касалась в том числе футбола: клубы севера не допускали в Высшую лигу, считая их слабыми. В 1971-го запрет сняли, но не полностью: пока победители второго дивизиона с юга напрямую выходили в элиту, северяне играли стыковой матчи с вице-чемпионом юга.
Успехи «Буде» навсегда изменили мнение о «дикарях», чем в клубе гордятся. «Благодаря «Буде» люди не стесняются происхождения. Когда южане приезжают в город по делам, они сами начинают говорить про нашу команду», – рассказывает гендиректор Томассен.

Сотрудники особенно ценят, что половина состава родилась на севере. И это не случайность, а сознательная политика. «Мы стремимся, чтобы минимум 40% игроков были из северной Норвегии, а 15% игровых минут проводили воспитанники. Это часть идентичности, этого хотят болельщики», – говорит Орьян Берг.
Руководители сравнивают подход со стратегией «Атлетика» из Бильбао, правда, оговариваются, что их желания – не догма, а рекомендация. Набирая северян и опираясь на воспитанников, они создают атмосферу причастности.
За подпитку талантами отвечает академия, которую 5 лет развивал британец Грегг Бротон. До «Буде» он работал боссом молодежного футбола в «Лутоне» и «Норвиче», сейчас трудится спортивным директором «Чикаго». В Норвегии его вспоминают с теплотой: большая часть нынешнего состава – выпускники академии Бротона или юные игроки, которых он присмотрел в других клубах.
Секрет №5: X-фактор
Каждый третий игрок норвежской лиги – легионер. Показатель «Буде» – скромнее: 5 иностранцев, русский израильтянин и 4 датчанина. Бюджет позволяет выходить на перспективные рынки, но клуб снова выбирает север.
«Мы не рассматриваем Южную Америку и почти не занимаемся Африкой. Мы сосредоточены на Скандинавии, плюс сотрудничаем с агентами, которые думают так же, как мы», – поясняет Фроде Томассен.
По словам спортивного директора Хаварда Сакариассена, скандинавы лучше понимают клубную культуру и охотнее работают на общее дело: «При поиске игрока мы изучаем не только футбольные способности, но и смотрим на характер. Ищем тех, кто ставит команду выше себя».

Ассистент тренера Калвенес говорит, что соответствие ценностям – одно из двух требований к потенциальным новичкам. Если игрок подходит по менталитету, штаб изучает X-фактор: талант, который упустили из виду другие команды и который можно доразвить.
«Когда мы подписали Сольбаккена, его X-фактором была скорость. Мы подумали: «Он определенно может быть вингером, потому что наши вингеры должны быть быстрыми». Вернувшийся к нам левый защитник Боркан блестяще удерживает мяч и двигает его вперед. Отличный дриблинговый фуллбек», – комментирует коуч.
За пять лет «Буде» потратил на игроков 33 миллиона евро, заработал на продажах – 75 миллионов. Похоже на голландскую или португальскую модель, но в клубе не хотят становиться трансферным хабом. Здоровая атмосфера и призовые от УЕФА позволяют сохранять лидеров, чтобы регулярно добираться до плей-офф еврокубков.
Секрет №6: электроодеяла и грелки для рук
Буде – один из самых северных городов мира: находится за полярным кругом на широте Воркуты. Среднесуточная температура июля – плюс 13 градусов, апреля – плюс 3. С океана дует пронизывающий ветер, а зимой почти нет солнечного света. В среднем он появляется на два часа, три недели длится полярная ночь.

«Помню игру, когда было минус 13, но ощущалось как все минус 20. Поле напоминало крем-брюле: хрустящее сверху и мягкое внизу», – говорит британский физиотерапевт «Буде» Роберт Скарборо.
Матчи в таких условиях требуют знать нюансы. «Мы должны убедиться, что вода во флягах не замерзла. Однажды не уследили, и было уже слишком поздно, – продолжает Скарборо. – Игрокам разрешают перекусить в перерыве. На скамейке запасных есть подогреваемые одеяла и лунные ботинки (Moon Boot – бренд зимних ботинок для горнолыжных курортов, вдохновлен формой и технологией ботинок астронавтов – Спортс), чтобы держать ноги в тепле. Также мы используем подогреваемые пакеты для рук, которые можно положить и в обувь».

Полузащитник Хокон Эвьен говорит, что игроки «Буде» привыкли к суровым условиям. Но для гостей – особенно из центральной и южной Европы – погода может стать проблемой: «Для них минус 10 – совсем другой опыт, чем для нас. Они не знакомы с жестким полем и поведением организма в таких условиях. Думаю, это дает нам преимущество».
С Эвьеном согласен Никлас Йонсен из отдела коммуникаций: «Зимой речь идет не о футболе, а о выживании. Погода – это вызов, но в то же время окно возможностей. Соперники не сразу адаптируются к искусственной траве, такому холоду и ветру».
Терапевт Скарборо объясняет, что дело не только в адаптации, но и в физиологии. По его словам, на морозе игрокам сложнее выполнять взрывные действия, а на отдых не остается времени: нужно постоянно находиться в движении, чтобы не остыть.
Секрет №7: умная бухгалтерия
В 2018-м оборот «Буде» составлял 4,2 миллиона евро, в 2024-м – 32 миллиона.
8-кратный рост обеспечили трансферы и призовые. В сезоне-2021/22 еврокубки принесли 8,5 миллиона евро, в сезоне-2022/23 – 10,5 миллиона, в текущей кампании клуб уже заработал 22 миллиона без отчислений от ТВ.

По правилам УЕФА участники еврокубков не могут тратить на зарплаты больше 70% от доходов. Тем не менее, клубы регулярно не вписываются в лимит, спуская на вознаграждения по 80-90%. Ситуация в «Буде» – уникальная: в прошлом году они потратили 34%, то есть 11 миллионов евро.
По словам гендиректора, менеджмент сохраняет зарплаты на базовом уровне по двум причинам. Во-первых, чтобы не зависеть от трансферов и выступлений в Европе: «Мы просто не закладываем эти доходы, когда формируем бюджет. Мы даже не думаем о том, что должны быть первыми в лиге». Во-вторых, чтобы футболисты не отрывались от реальности: «Высокие зарплаты не соответствуют нашим ценностям. Они лишают мотивации, страсти и создают расслоение».
При этом в клубе работает система щедрых бонусов. «Если парни добиваются успеха, они получают больше, – продолжает Томассен. – Но если бы мы платили им только в соответствии с прошлыми успехами, это привело бы к ненормальным зарплатам».

Вторая категория расходов – логистика. Например, чартер в Ереван, где «Буде» встречался с «Пюником», и обратно стоил 250 тысяч евро. Команда летает не только в еврокубках, но и на матчи чемпионата: до ближайшего соперника – больше 500 километров, до большинства – в районе тысячи.
Несмотря на издержки, шестой год подряд «Буде» закончил в плюсе. Прибыль по итогам 2024-го – 8 миллионов евро. Гендиректор говорит, что излишки поступают в банк или тратятся на инфраструктуру. Так, к сезону 2022-го клуб обновил стадион: построил трибуну на 1900 мест (новая вместимость – 8270 зрителей), улучшил пространства для болельщиков и журналистов.
Бонус: «Буде» хочет очень красивый стадион
Стадион «Аспмюр» построили в 1966-м. Косметические изменения привели его в соответствие требованиям УЕФА, но не сделали кардинально лучше. Над двумя трибунами все еще нет крыши, все они продуваются суровыми ветрами.
«Я из Англии, но проезжал Буде и хотел посетить стадион, потому что давно люблю его благодаря Football Manager, – рассказывал пользователь Reddit под ником General_Mediocrity. – Я приехал и оказался разочарован внешним видом. Он довольно маленький и, как ни странно, внутри есть супермаркет.

Я уже собрался уходить, но заметил, что боковые ворота открыты. Подошел к ним, не увидел никого, кроме пары парней на другом конце поля, и рискнул сделать несколько шагов внутрь. Каким-то образом обошел весь стадион, сел на трибуну, прошел по полю, и никто не сказал мне ни слова, ха-ха. Только двое парней, которые заметили, как я брожу, улыбнулись и прошли мимо. «Буде-Глимт» теперь навсегда в моем сердце. Даже в такой мороз, как сегодня».
Кажется, скоро никто не будет разочарован. В конце декабря «Буде» утвердил проект нового стадиона. На визуализациях 10-тысячная Arctic Arena поражает дизайном и больше напоминает современный музей искусств, чем спортивную арену. Стоимость, дата открытия и даже начала строительства пока не озвучены, но определено место – зеленая зона рядом с центром. Клуб приобрел ее за 7 миллионов евро.

Выход в финал принесет «Буде» 4,6 миллиона евро, трофей – 8,6 миллиона. Хватит, чтобы начать строительство.
Фото: Alfredo Falcone/Keystone Press Agency, Hinrich Bäsemann/dpa/Global Look Pres
Воистину, некоторые мозги чересчур зациклены на политоте.
кругоммммммарш ))))))))))))