9 мин.

Абрамович после «Челси»: убежище в Турции, арест активов и налоговые претензии на миллиард

Денис Пузырев о буднях олигарха.

В мае исполнится три года с тех пор, как Роман Абрамович продал «Челси» консорциуму во главе с американским бизнесменом Тоддом Боули. Большой срок, однако имя бывшего владельца не забывают на «Стэмфорд Бридж». Заряд Roman Abramovich на мотив арии «Сердце красавиц» из «Риголетто» Верди из праздничного превратился в протестный и звучит в момент наиболее унизительных поражений. Так было, например, год назад, когда «Челси» безнадежно проиграл дома «Вулверхэмптону» 2:4, опустившись на 11-е место в АПЛ. Болельщики скандировали «Мы гребанное дерьмо», а затем затянули песню о бывшем владельце. Разумеется, в расчете на то, что это услышит Боули, в честь которого стадион ни разу не исполнял ничего комплементарного.

Помните о временах Абрамовича и вы. Один из самых популярных посылов в комментариях под многими новостями и текстами Спортса о «Челси»: «При Абрамовиче такого не было».

После продажи «Челси» бизнесмен практически полностью исчез из медиа. Он и до этого избегал публичности – не давал интервью, не участвовал в больших мероприятиях и бизнес-форумах. ВИП-ложа на «Стэмфорд бридж» была единственным местом, где его он регулярно попадал в кадр. Экс-тренер «Челси» Томас Тухель рассказывал, что впервые лично встретил Абрамовича лишь на шестой месяц работы в клубе, а Карло Анчелотти и вовсе получал лишь односложные сообщения от босса в мессенджере. Главным образом после поражений.

Однако сейчасе даже самому непубличному миллиардеру сложно исчезнуть полностью. Ведь суперяхты и бизнес-джеты остаются на экранах радаров.

Убежище в Турции

Так, собственно, журналисты The Telegraph и узнали, где живет Абрамович. Им не составило труда установить, что после вынужденного отъезда из Великобритании и попадания в разные санкционные списки его основным домом стала Турция. Косвенно об этом свидетельствует местонахождение трех яхт миллиардера. Роскошная Eclipse стоимостью в полмиллиарда долларов три года пришвартована в марине Альбатрос турецкого курорта Мармарис, где уже стала локальной достопримечательностью. Спрятать от чужих глаз корабль длиной в 162,5 метра – это почти две длины футбольного поля – непросто.

Другая суперяхта Абрамовича – 145-метровый Solaris – находится чуть южнее. Пришвартована в порту местечка Гечек, рядом с популярным курортным городом Фетхие. Там же находится и сервисная лодка Garcon, которая, как считается, тоже принадлежит Абрамовичу. По данным сервиса Marinetraffic, фиксирующего перемещения судов, обе суперяхты Абрамовича за пару лет не покидали территориальных вод Турции и ограничивались небольшими прогулочными круизами поблизости. В большинстве стран, куда раньше путешествовал Абрамович, судам грозит арест. После 2022-го его собственность арестовали в в нескольких юрисдикциях, включая даже недвижимость на Карибском Сен-Барте, «острове миллионеров».

Там в 2009 году Абрамович приобрел за 90 млн долларов имение площадью 28 гектаров. Традиционные новогодние вечеринки миллиардера с участием его друзей и мировых звезд стали местной достопримечательностью. В 2010-м бизнесмен реконструировал заброшенный стадион местной сборной, которая подала заявку на вступление в КОНКАКАФ. Пока она на рассмотривается, команда играет с соседями с Сен-Мартена (там базируются две сборные, так как островок разделен на французскую и нидерландскую части), Британских Виргинских островов, а также из Гваделупы и Ангильи.   

Американский Forbes писал, что жители Сен-Барта тепло относятся к российскому миллиардеру, однако на острове действуют санкции, потому что он принадлежит Франции.

Сам же Абрамович, по данным The Telegraph, постоянно проживает в северном пригороде Стамбула Ваникёй – на большой вилле, скрытой от глаз прохожих высоким забором с КПП и густой зеленью. Ранее она принадлежала известному публицисту и лидеру религиозной секты Аднану Октару, которого в 2021 году приговорили к 8658 годам тюремного заключения по обвинению в создании преступной группировки, сексуальном насилии и похищении детей.

Представители Абрамовича в беседе с британскими журналистами категорически отрицали, что бизнесмен постоянно проживает в Турции, однако репортеры собрали несколько свидетельств от людей, которые в разных бытовых ситуациях сталкивались с бывшим владельцем «Челси». Впрочем, рассказы, что Абрамовича кто-то видел в районе Мармариса, можно было счесть выдумкой. Но вот популярный повар Омер Атайсин, работающий в ресторане на берегу Босфора неподалеку от предполагаемой виллы Абрамовича, подкрепил рассказ совместными фотографиями. Рассказал, что ВИП-гость особенно любит вырезку из ягненка и традиционный турецкий кебаб со специями. Правда, спустя время он удалил совместные снимки из соцсетей и отказался общаться с журналистами.

Forbes оценивает состояние Абрамовича в 9,2 млрд долларов. На пике, в 2021 году, называлось больше – 14,5 млрд долларов. Но свежая оценка очень приблизительна, потому что не учитывает так называемые замороженные из-за санкций активы. Только на британском острове Джерси они оценивались в 7,1 млрд фунтов. Де-юре это по-прежнему собственность бизнесмена. Но де-факто у него нет к ней доступа, а будут ли когда-нибудь сняты санкции, не знает никто.

Это касается и 2,35 млрд фунтов (2,9 млрд долларов), которые были перечислены на счет Абрамовича после продажи им «Челси» и сразу заморожены. Миллиардер тогда заявил, что хотел бы направить деньги в независимый фонд на восстановление Украины и помощи беженцам. И такой фонд даже создали. Его возглавил Майк Пенроуз – экс-глава ЮНИСЕФ в Великобритании, организации под эгидой ООН, которая занимается помощью детям и малообеспеченным семьям во всем мире.

Однако деньги Абрамовича в фонд так и не поступили. Потому что правительство Великобритании и чиновники Евросоюза боятся, что размороженные деньги вернутся в Россию.

Расследование о налоговом долге на миллиард

Еще одна причина, по которой сложно оценить состояние Абрамовича – возможная непрозрачность активов. В конце января журналисты The Guardian и BBC опубликовали совместное расследование о деятельности офшорных инвестиционных компаний на Кипре, которое базируется на утечке документов и судебных материалов под названием Cyprus Confidential. Авторы приходят к выводу, что Абрамович может быть должен налоговым органам Великобритании до 1 млрд фунтов (1,25 млрд долларов) неуплаченных налогов. И если обвинения подтвердит суд, то это, вероятно, повлияет на судьбу замороженных денег от продажи «Челси».

Схема, описываемая британцами, очень сложная. Я попытаюсь изложить ее максимально просто и доступно.

В 2005 году Абрамович продал компанию «Сибнефть» «Газпрому» за 13,1 млрд долларов, что сделало его на тот момент богатейшим бизнесменом России. Около половины (6 млрд долларов), как утверждает The Guardian, были переведены на счета компании Keygrove Holdings Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (БВО) – известной офшорной зоне на Карибах. Владелец Keygrove – кипрская HF Trust, которая до 2022 года указывала Абрамовича своим единственным бенефициаром, а после 2022-го принадлежит его пяти детям.

Компании Keygrove принадлежали более десяти других компаний, зарегистрированных на тех же островах. В них поступали деньги от материнской структуры, а они в свою очередь инвестировали в крупнейшие хедж-фонды Великобритании и США. Хедж-фонды – это структуры, которые собирают деньги инвесторов и вкладывают их в финансовые инструменты (акции, облигации) для получения максимальной прибыли с минимальным уровнем риска. Прибыль получают те, кто принес деньги, а управляющим выплачивается премия.

По данным расследователей, Абрамович использовал эту абсолютно законную схему с 2005 по 2022 год, получив прибыль не менее 3,8 млрд долларов. Из-за статуса островов сумма не облагалась налогом.

Но в этой схеме расследователи обнаружили, как им кажется, слабое звено. Согласно налоговому законодательству Великобритании, в отношении зарубежных компаний, в том числе зарегистрированных в офшорах, действует правило: если ключевые решения, управление и контроль над деятельностью ведется с территории Великобритании, то эта компания может считаться резидентом королевства с точки зрения налогообложения.

Иными словами, когда человек из лондонского офиса руководит иностранной компанией, зарегистрированной где угодно, она должна заплатить налог на прибыль в британскую казну по установленной властями Великобритании ставке. То есть важно, откуда именно даются указания, куда и с каких счетов переводить деньги. Правило в свое время придумали, чтобы развивать внутренние британские офшоры на островах Джерси и Мэн.

Из бумаг Cyprus Confidential следует, что компаниями Абрамовича на БВО управлял Евгений Швидлер – доверенное лицо и правая рука миллиардера еще со времен кооператива «Уют» (с конца 80-х). Швидлер возглавлял «Сибнефть» вплоть до продажи «Газпрому», а сейчас руководит компанией Millhouse, управляющей активами Абрамовича.

Из судебных документов Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США следует, что Швидлер единолично принимал инвестиционные решения, тогда как бенефициаром был Абрамович. А сам Швидлер в это время проживал в Великобритании, гражданином которой он является с 2010 года после оформления так называемой золотой визы (дает право богатым людям на ускоренное получение гражданства королевства). И нет свидетельств, что в момент принятия этих ключевых решений он покидал Великобританию.

Если обвинения подтвердятся, то компании Абрамовича должны будут заплатить налог на прибыль, полученную с 2005 года. По подсчетам экспертов The Guardian, сумма может составить 536 млн фунтов (663 млн долларов). Плюс 145 млн фунтов (180 млн долларов) пени за просрочку. Также возможен штраф до 70% от неуплаченной суммы, если докажут, что неуплата была преднамеренной. Таким образом, сумма налоговых претензий британской налоговой к Абрамовичу может составить до 1 млрд фунтов (1,24 млрд долларов).

Есть теоретическая возможность взять деньги на погашение долга из замороженных активов миллиардера. Сейчас британское правительство не имеет права их забрать, ведь де-юре они по-прежнему принадлежат Абрамовичу, просто он не может ими распоряжаться.

Интересно, что, как считают журналисты, бенефициаром этого бизнеса был и «Челси». С момента покупки в 2003 году Абрамович инвестировал в клуб личные средства: оформлял их как кредиты, выданные принадлежащей ему компании Camberley International Investments. По подсчетам расследователей, так в «Челси» закачали чуть более 2 млрд фунтов. При сделке по продаже долг был прощен, и у структур Боули нет необходимости его гасить.

А Camberley International Investments в свою очередь получала деньги от Keygrove из БВО, которой интересуются британские налоговики.

Для нынешнего «Челси» рисков нет. А вот для замороженных активов Абрамовича – вполне.

Фото: Christian Charisius/Global Look PressGettyimages.ru/Clive Rose, Catherine Ivill, Paul Gilham, Filip Filipovic