Прожектор
11 мин.

Человек, создавший самую футбольную нацию в мире

Бразилия. Единственная страна, выигравшая чемпионат мира пять раз. Родина великих чемпионов и волшебников. На протяжении многих поколений именно бразильцы считаются лучшими футболистами, и сегодня, по ощущениям, на карте мира не осталось страны, где не играл бы хоть один из них.

В самой же Бразилии футбол настолько глубоко проник в национальную культуру, что стал, по сути, второй религией. Профессиональные футболисты – самые крутые звезды (поспорить могут разве что актеры бразильских сериалов), каждая победа сборной – бесконечный карнавал, а каждое поражение – всенародный траур.

В общем, бразильцы – наверное, самая повернутая на футболе нация в мире, и к этому все давно привыкли.

Но! Что если я скажу вам, что «самая футбольная нация в мире» никогда бы таковой не стала, если бы не один железнодорожник-энтузиаст?

Какой была до-футбольная Бразилия?

Перенесемся во вторую половину XIX века. Бразилия – аграрная империя, ведущая активную торговлю с европейскими державами, а ее население состоит на 1/4 из богатых белых переселенцев из Европы и на 3/4 из пестрого коктейля местных индейских племен и африканцев разных национальностей, находящихся в рабстве у той самой четверти белых.

Соответственно, спорт и прочие развлечения – привилегия узкого круга богатейших подданных его величества, Императора.

Бразильский порт (вторая половина XIX века)

Зато, благодаря практически бесплатной рабочей силе и богатым природным ресурсам в стране процветает бизнес – ежегодно открываются новые компании по добыче и продаже всего, что только можно, а из Европы приезжают квалифицированные управленцы, экономисты и инженеры для выстраивания торговой инфраструктуры и логистики.

Как раз одним из таких инженеров был британец по имени Джон Миллер, приехавший в Сан-Паулу строить железную дорогу. В процессе он женился на местной девушке (тоже с британскими корнями) Карлотте Фокс, и 24 ноября 1874 года у этой пары родился сын – Чарльз Уильям Миллер, главный герой нашей сегодняшней истории.

Чарли и футбольная фабрика

Поскольку проблем с финансами семья не испытывала, а система образования в Бразилии, мягко говоря, оставляла желать лучшего, родители принимают решение отправить сына учиться за границу.

Так, в возрасте девяти лет юный Чарльз попадает в школу “Bannister Court School” в английском Саутгемптоне и начинает знакомство с исторической родиной.

Футбольный матч в Англии конца XIX века

А Англия к тому моменту уже вовсю болеет футболом. По всей стране открываются профессиональные и любительские клубы и чемпионаты, а в каждом уважающем себя учебном заведении, будь то школа или университет, появляются студенческие команды.

По счастливому стечению обстоятельств директор школы «Баннистер», Кристофер Эллеби, был ярым фанатом футбола и активно прививал эту любовь своим ученикам, поэтому очень скоро Чарли Миллер начинает играть за школьную команду на позиции центрфорварда.

В своих воспоминаниях со-командники Чарльза отмечали его высокую скорость, технику приема и ведения мяча и отличную игру головой, посему неудивительно, что в первом же своем сезоне за команду юный англо-бразилец забил 41 гол в 25 матчах.

В дальнейшем, Чарльз успел поиграть еще за несколько школьных и любительских команд, и, в том числе, за лондонский “Коринтиан”. Позднее, именно в честь этого любительского клуба по рекомендации самого Миллера будет назван “Коринтианс” из Сан-Паулу – 7-кратный чемпион Бразилии и обладатель Кубка Либертадорес (но об этом позже).

Чарльз Миллер в составе ФК «Сент-Мэри»

Кроме того, в возрасте 17 лет Чарли привлек внимание клуба “Сент-Мэри” (ныне ФК “Саутгемптон”), за который успел провести несколько игр. Однако, зарабатывать игрой в футбол на жизнь в те времена было невозможно, поэтому в 1894 году 20-летний юноша принимает решение вернуться к семье в Сан-Паулу.

Странная игра с мячом

По возвращении в Бразилию юный Чарльз устраивается на работу в железнодорожную компанию «Сан-Паулу Рейлвей», где все еще работает его отец, а в качестве хобби присоединяется к любительскому спортивному клубу «Сан-Паулу Атлетик», основанному работниками компании – такими же британскими мигрантами или их потомками. Играли в нем, в основном, в крикет, но Чарльз с помощью привезенных им из Англии свода правил и двух кожаных мячей начинает обучать коллег основам игры в футбол, а позднее создаст в клубе официальное футбольное отделение.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и отметить, что в разных уголках страны бразильские англичане начали играть в футбол еще до Миллера, примерно с середины 1870-х, но это была скорее его дворовая вариация без четких правил и составов команд. Теперь же, благодаря Чарльзу, рабочие стали объединяться в пусть и любительские, но команды, и играть по одинаковым правилам предприятие на предприятие.

Чарльз Миллер в составе «Сан-Паулу Атлетик»

В скором времени, новость о новой игре быстро расходится по рабочим кругам, и футбольные матчи начинают собирать первых зрителей, и хотя бразильцы не британского происхождения мало понимали суть происходящего, в них постепенно начинало просыпаться любопытство к этой необычной игре.

Так, один из друзей журналиста Алсиндо Гуанабары писал ему:

«Недалеко от района Борн Ретиро собралась целая куча англичан, сумасшедших настолько, насколько могут быть только англичане, которые пинают что-то наподобие коровьего пузыря. Очевидно, что эта вещь вызывает большую радость, но и большое разочарование, когда этот желтоватый мешок залетает в прямоугольник из деревянных стоек».

Со временем, клубы начинают перерастать статус “команд для хобби” и становиться более серьезными и профессиональными, и в 1901 году Миллер с товарищами объявляют о создании первого в Бразилии официального футбольного чемпионата – Лиги Паулиста, в первом сезоне которой приняли участие 5 команд: “Сан-Паулу Атлетик”, “Маккензи Колледж”, “Интернасьонал”, “Жермания” и “Паулистано”. 

Первый сезон продлился с апреля по октябрь 1902 года. Чемпионство в нем завоевал “Сан-Паулу”, а лучшим бомбардиром турнира стал сам Чарльз Миллер.

Чарльз Миллер (снизу в центре) и «Сан-Паулу Атлетик» в 1904 году

В последующие 10 лет популярность футбола росла, распространяясь уже далеко за пределы белого меньшинства. В то же время, Лига становилась все более профессиональной, и, напротив, установила высокий порог вхождения для новых команд, чтобы футбол оставался закрытым спортом для белой элиты.

Однако, история вновь доказала, что выпустив джина из бутылки, обратно его уже не вернешь.

Футбольная революция или падение империализма

В 1910 году любительская английская команда «Коринтиан» (та самая, за которую в студенчестве играл Миллер) совершает турне в Бразилию (тоже, по слухам, не без содействия Миллера), в рамках которого играет с сильнейшими командами Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Футболистов встречают у отелей толпы болельщиков, билеты на матчи разлетаются быстрее, чем их успевают печатать, а результаты широко освещаются в бразильской прессе.

Вскоре после этого турне в стране начинают появляться “цветные” команды, а в Лиге Паулиста начинается раскол из-за споров о допуске таких команд к участию в официальных соревнованиях.

ФК «Коринтиан» Лондон во время международного турне

В результате, в 1913 году в Лигу Паулиста допускают первый неэлитарный «цветной» клуб, основанный простыми малярами и сапожниками – «Коринтианс», который уже в свой второй сезон в лиге становится чемпионом. А еще через год собирается первый межэтнический состав сборной Бразилии.

Футбол, как национальная идея

Все вышеперечисленные факты наталкивают на один вопрос – все-таки как и, главное, почему после приезда Миллера футбол смог так быстро завоевать любовь всей страны? Ведь вопреки устоявшейся репутации самой доступной спортивной игры, в Бразилии футбол почти четверть века был элитарным спортом для узкого круга избранных.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам снова надо отмотать время назад и выйти за рамки спорта.

Дело в том, что за время учебы Чарльза Миллера за границей, на его родине произошли два важнейших события. В 1888-м в Бразилии отменили рабство, а годом спустя свергли Императора Педру II и провозгласили Республику.

Бразильская революция 1889 года

Таким образом, на свет появилась новая нация, состоящая из представителей сотен разных непохожих друг на друга народов. И как же в такой мешанине культур и традиций добиться равенства и единства?

Например, поместить людей в условия, где ярлыки не имеют значения. Ведь на футбольном поле не важно, богатый ты или бедный, потомок европейских аристократов или африканских рабов, все что нужно – это круглый мяч, крепкие ноги и огонь в глазах.

Таким образом, стараниями Миллера футбол появился в Бразилии ровно в тот момент, когда был ей жизненно необходим, и из-за своей простоты и доступности объединил вокруг себя все слои населения, выйдя в авангард борьбы за всеобщее равенство. И во многом благодаря ему те, кто еще недавно был англичанами, португальцами, испанцами, индейцами, камерунцами, и гвинейцами… вместе стали бразильцами.

Футбол в бразильских фавелах

Именно поэтому футбол в Бразилии – намного больше, чем игра с мячом. Это тот самый фундамент, на котором была построена структура общества и культура страны.

Отец бразильского футбола

А что же сам Чарльз Миллер? Да, многие скажут, что он, как и сам футбол, просто оказался в нужное время в нужном месте, и что на его месте мог оказаться кто угодно. 

Но, тем не менее, именно он привез в Бразилию первые официальные правила игры, именно он подсадил на футбол простых работяг, именно он основал первый в стране футбольный клуб и стоял у истоков создания первого официального чемпионата. И, наконец, во многом благодаря именно его поддержке доступ к соревнованиям получили не белые бразильцы.

Чарльз Миллер в 1940 г.

Что касается его дальнейшей судьбы, после завершения карьеры игрока он построил неплохую карьеру в Королевской почтовой линии Великобритании, а какое-то время даже был британским вице-консулом в Бразилии. В свободное же время он помогал развивать футбол в качестве стороннего эксперта, а иногда и “подрабатывал” судьей на матчах.

Безусловно, Чарльз Миллер оставил после себя великое наследие, но, что самое удивительное, он делал все это не ради денег, не ради славы или жажды великих достижений.

Он продвигал и развивал футбол, потому что просто любил эту игру и получал колоссальное удовольствие от самого процесса. И если задуматься, ведь и сегодня бразильцы так хороши в футболе именно потому, что, как и он, искренне наслаждаются самой игрой.

Скончается Чарльз Уильям Миллер 30 июня 1953 года в возрасте 78 лет в родном Сан-Паулу. А его главным разочарованием в жизни станет тот факт, что он так и не увидел Бразилию чемпионом мира.

Сборная Бразилии – чемпион мира 1958

Впервые этот долгожданный титул бразильцы завоюют спустя всего 5 лет после его смерти, на чемпионате мира 1958 года в Швеции. А в составе той сборной будут зажигать “великий хромой” Гарринча и талантливый 17-летний паренек по кличке Пеле, еще не подозревающий о том, что ему суждено стать одним из величайших футболистов всех времен и народов.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Фото: AP Photo, Acervo do Sao Paulo Athletic Club, Pavegen.