10 мин.

HALFTIME SHOW: Как поп-культура захватила спорт?

Что общего у Майкла Джексона, Рианны, Снуп Догга, Мадонны, Леди Гаги и еще многих и многих главных мировых поп-звезд помимо несчетного количества музыкальных наград и армий фанатов в каждой стране мира?

Верно! Все они выступали в перерыве Супербоула – главного спортивного события Северной Америки. И в наши дни этот факт не вызывает никакого удивления.

За последние десятилетия мы уже свыклись с тем, что профессиональный спорт давно вышел за рамки исключительно спортивных соревнований и стал неотъемлемой частью мировой культуры.

Сегодня лиги, клубы и сами спортсмены из многих дисциплин активно ведут свои соцсети, выпускают уникальный мерч с лучшими дизайнерами, записывают треки и клипы с популярными музыкантами и даже снимают свои кино и сериалы.

Рианна в Halftime Show Супербоула LVII (2023 г.)

Но с чего началась эта экспансия массовой культуры в мир спорта (и наоборот)? Как нетрудно догадаться по заголовку – с Halftime Show, то есть, дословно, “шоу в перерыве”, которое прошло длинный путь, прежде чем стать локомотивом мировой поп-культуры и навсегда изменить спортивную индустрию.

Ярмарка региональных талантов

Первое Halftime Show прошло в первом же Супербоуле в 1967 году и своим появлением оно обязано двум факторам. Во-первых, сам свежесозданный формат Супербоула, как главного матча сезона, требовал дополнительного пафоса.

Во-вторых, важную роль сыграла техническая новинка – телевидение. К середине шестидесятых телевизоры переходят из статуса дорогой игрушки для богатеев в статус неотъемлемой части домашнего интерьера почти любой американской семьи.

Американская семья у телевизора (1960-е)

Соответственно, начинается битва за рейтинги и аудиторию между телеканалами, которая затрагивает и показ американского футбола. И возникает вопрос – как удержать телезрителей от переключения на что-то более интересное на время длинного перерыва между второй и третьей четвертями финального матча сезона?

Студия с экспертами, разбирающими тонкости тактики прошедшей половины матча – не самый плохой вариант, вот только зайдет лишь узкому кругу ярых фанатов и гиков. А предназначение Супербоула – быть продуктом массовым, способным заинтересовать даже далекого от футбола зрителя.

Поэтому, промоутеры принимают решение о создании нового красочного развлекательного формата. И 15 января 1967 года, когда команды  “Чифс” и “Пэкерс” удаляются в раздевалку, поле “Мемориального Колизея” Лос-Анджелеса занимают марширующие оркестры университетов Аризоны и Грэмблинга с местными черлидерами, начиная яркий фестиваль. Добавьте сюда фейерверки и сотни взмывающих в небо воздушных шариков, и вы получите беспрецедентное на тот момент по масштабу представление.

Halftime Show Супербоула I (1967 г.)

Как итог, неискушенная бесконечным разнообразием подобных шоу публика образца 1967-го года приняла новый формат перерыва с восторгом, и Halftime Show с университетскими и локальными героями стала доброй традицией на десятилетия вперед.

Перемен требуют зрительские сердца 

Однако, любому формату с течением времени свойственно устаревать и выходить из моды. И этой незавидной участи не избежало и Halftime Show.

Прошли яркие 70-е и 80-е, американское общество уже прочувствовало на себе и взрыв сексуальной революции, и эпоху нового Голливуда, и эру расцвета музыкального разнообразия жанров –  уже успели “отгреметь из каждого утюга” «Queen», «Pink Floyd», «Metallica», Элтон Джон, Дэвид Боуи и многие другие легендарные группы и исполнители.

Группа "Queen" на концерте "Live Aid" (1985 г.)

А в перерыве Супербоула, тем временем, продолжали выступать никому не известные студенческие коллективы с оркестровыми хитами 60-х, что на фоне царившего в обществе музыкального безумия больше походило на скучноватый детский утренник.

Вместе с тем, видя дальнейшую недееспособность такого формата, начинают наглеть телекомпании. Если раньше на временной слот Супербоула вещатели специально не ставили важные эфиры, ведь они были бы бессмысленны (все равно все смотрят Супербоул), то к началу 90-х ситуация изменилась и ведущие телеканалы начали постепенно прощупывать почву.

Наконец, параллельно с началом Halftime Show Супербоула 1992 года, транслировавшегося на канале CBS, другой большой телеканал, FOX, выпускает в эфир специальный выпуск популярного скетч-шоу “In Living Color”, в результате чего, CBS теряет 22% многомиллионной аудитории на своем главном эфире в году.

Актеры скетч-шоу "In Living Color"

Переводя с телевизионного языка на человеческий – CBS терпит крах в прямом эфире на глазах всей страны.

Великая поп-революция

Права на трансляцию следующего Супербоула принадлежали каналу NBC, и, разумеется, повторения такого провала коллег из CBS телекомпания не желала. Поэтому в NBC придумывают дерзкий план с принципиально новой концепцией шоу и выделяют на него рекордный бюджет. 

Ключевым пунктом новой концепции было приглашение музыкальной звезды всемирного масштаба, и процесс поиска потребовал немало усилий (какая звезда согласится выступать в шоу с репутацией “ниже плинтуса”?), но спустя несколько раундов переговоров и щедрого бонуса в $1 миллион, звезда все же нашлась.

Так, 31 января 1993 года в перерыве Супербоула XXVII вместо привычных студенческих оркестров главную сцену 90-тысячного стадиона “Роуз Боул” в Пасадене занял самый популярный певец поколения – великий поп-король Филипп Киркоров Майкл Джексон, исполнивший вместо стандартных супербоуловских песенок про добро, любовь и мир во всем мире попурри из своих главных хитов.

Майкл Джексон в Halftime Show Супербоула XXVII (1993 г.)

А пока король поп-жанра лунной походкой вписывал свое имя в историю мирового спорта, внимание всего американского бизнеса было приковано к сумасшедшей статистике эфира – впервые в истории аудитория Супербоула в перерыве матча не только не упала, но и многократно возросла, достигнув показателя в 133,4 миллиона зрителей в США и 1,3 миллиарда во всем мире.

Таким образом, Супербоул 1993 года стал самым просматриваемым телеэфиром в истории Соединенных Штатов Америки (обогнав высадку миссии Аполлон-11 на поверхность Луны) и зарекомендовал себя в глазах бизнес-сообщества как идеальную платформу для рекламы и продвижения.

Дивный новый мир

Другими словами, новый “рецепт” Halftime Show превзошел даже самые смелые ожидания и не только вернул любовь аудитории, но и вывел Супербоул на абсолютно новый, невиданный ранее для спортивного мероприятия, уровень.

Отныне крупнейшие компании мира готовы платить любые деньги за показ своей рекламы во время финального матча сезона. Более того, они начинают соревноваться в креативности сюжетов и привлечении мировых звезд в свои рекламные интеграции, еще сильнее подогревая интерес аудитории.

Тем самым, Супербоул наконец становится именно тем событием, каким он изначально задумывался, обретая при этом флер пафоса, величия и больших денег.

Супербоул LVIII в Лас-Вегасе (2024 г.)

Но останавливаться на достигнутом, естественно, никто не собирается, и очень скоро все крупные игроки спортивной индустрии (ассоциации, клубы и сами спортсмены) начинают использовать в своем продвижении симбиоз спорта и массовой культуры, постепенно раскрывая его полный потенциал. В результате чего, индустрия становится именно такой, какой мы ее и знаем сегодня.

Футбол, баскетбол, хоккей, Формула-1, наконец, Олимпийские игры. Ни один из главных видов спорта в наши дни не обходится без шоу-программы с участием вне-спортивных знаменитостей, а современные спортивные арены теперь строятся с расчетом на возможность проведения других массовых культурных мероприятий. 

Так, например, мадридский концерт Тейлор Свифт в рамках ее международного тура прошел не где-нибудь, а на обновленном “Бернабеу” и принес значительные поступления в бюджет “Реала”.

Концерт Тейлор Свифт на стадионе "Бернабеу" в Мадриде (2024 г.)

А кроме шоу-составляющей, мировой спорт получил разнообразие мерча и доходы с его продаж, многомиллионные рекламные контракты и огромные зарплаты для самих спортсменов, вставших по уровню своей популярности в один ряд с иконами музыки и кино.

Главное шоу планеты

Но вернемся к самому Halftime Show. Все-таки с 1993-го много воды утекло, а значит, формат шоу должен был претерпеть изменения, дабы не потерять актуальность для нового поколения зрителей. И это действительно так.

Хотя фундамент, заложенный Майклом Джексоном, все еще на месте (мировая звезда с попурри из своих хитов), шоу значительно продвинулось вперед по качеству сценария, хореографии, декораций и спецэффектов, превращая каждое новое представление в уникальную отлично срежиссированную историю, надолго врезающуюся в память массового зрителя.

Мадонна в образе египетской богини, летающая под сводами арены Леди Гага, блуждающий в зеркальном лабиринте The Weeknd и играющий на пианино в караване домов на колесах Dr. Dre – все это лишь малая часть поражающих воображение сценических приемов и образов.

Леди Гага в Halftime Show Супербоула LI (2017 г.)

И, конечно, как обойтись без мемов и скандальных казусов? Свисающий с потолка поднабравший жирок 50 Cent, “обкуренная” акула на подтанцовке у Кэти Перри, случайно(?) оголившаяся грудь Джанет Джексон – эти и многие другие курьезные эпизоды широко обсуждались общественностью еще долгое время и породили множество мемов, гуляющих по сети по сей день, что тоже играет на руку популярности Супербоула и самого шоу.

На этом фоне неудивительно, что формат шоу в перерыве теперь активно внедряется и в более привычный нам европейский футбол – на прошедшем в Майами финале Кубка Америки 2024 выступала Шакира (хотя с организацией там были серьезные проблемы), а уже в мае 2025-го этот формат доберется и до главного клубного турнира Европы. В Halftime Show финала Лиги Чемпионов выступит легендарный Linkin Park!

История, творящаяся на наших глазах

Впрочем, до мая еще далеко, а ночь Супербоула уже на пороге. Чего же нам от нее ждать?

Прежде всего, яркого футбола – “Канзас” идет за третьим титулом подряд (чего ранее не удавалось никому), “Филадельфия” же постарается взять у него реванш за поражение в Супербоуле двухлетней давности (38-35) и завоевать первое чемпионство с 2017-го, так что огня на поле точно будет много.

А в перерыве этой эпохальной битвы мы увидим шоу в исполнений иконы хип-хопа и рэпа – Кендрика Ламара.

Кендрик Ламар в Halftime Show Супербоула LVI (2022 г.)

Стоит отметить, что это не первое его появление в Halftime Show. Ламар уже выступал в качестве приглашенного артиста в Супербоуле LVI с треками “M.A.A.D City”, “Alright” и “Forgot about Dre”, но главными гостями вечера тогда все же были Dr. Dre, Снуп Догг и Эминем. Теперь же хедлайнером выступит сам Кендрик.

На днях музыкант дал одно из редких для себя интервью Apple Music (спонсор и продюсер Halftime Show с 2022 года), в котором рассказал о своем вдохновении, мотивации и ключевых этапах творчества. А на вопрос о сюжете его шоу в Супербоуле он сказал следующее:

«Ожидайте сторителлинга. Я никогда не скрывал своей любви к сторителлингу и мне всегда хотелось транслировать нечто подобное со сцены»

В общем, чем бы не закончилась грядущая ночь, она определенно займет важное место в истории спорта и мировой культуры и предоставит всем желающим отличную возможность увидеть одно из важнейших спортивных событий в мире и приобщиться к его великой истории.

А мне остаётся сказать лишь одно:

Неважно, будете ли вы смотреть Супербоул ради футбола, музыки, трейлеров ожидаемых кино-новинок или необычной рекламы – пусть эта ночь принесет вам только удовольствие и яркие эмоции.

Приятного просмотра!

Фото: TAIT,  MPI/Getty Images, Photofest, Nick Tre. Smith/Icon Sportswire via Getty, Xavi Torrent/TAS24/Getty Images, Bill Frakes/ESPN, Cooper Neill/Getty Images