15 мин.

Меня Ян Дюрица 3 раза «прокатывал» по майке

Приветствуем в очередной раз всех читателей нашего блога. Сегодня у нас в гостях один из «олдов» и хранителей коллекционного «маечного» ремесла - Максим Лебединцев. Человек, который собирает историю нашего футбола в материи маек. Это первая часть нашего с ним интервью. Сегодня мы не делали яркие фотографии коллекции, не разбивали ее на направлениям. Сегодня мы просто решили рассказать устами Максима, что это за ремесло. Надеемся, вам понравится.

Макс, спасибо, что принял приглашение поучаствовать в нашем небольшом проекте. Можешь ли назвать себя сегодня большим коллекционером?

Да, на сегодняшний день уже могу.

В первом блоге давай поговорим просто о коллекционировании в принципе и как это превратилось в массовую культуру. Давно ли ты окунулся в это и с чего это все начиналось?

     Надо разделить этот вопрос на 2 пункта. Лично я не считаю и никогда не считал коллекционирование массовой культурой. Что касаемо давности занятия этим делом: предпосылки были еще в 90-х в моем детстве, когда я в те далекие уже года нарисовал себе сам форму сборной России от компании «Nike» фломастером на простой белой майке. В то время фаншопов не было в стране, и родители не могли мне ее купить, все выкручивались как могли. Так же я с детства занимался спортом в частности футболом, так что экипировка для меня не пустой звук.

     Понимание того, что коллекционирование, как явление интересно людям, я получил, как сейчас помню, в августе 2001 году в Раменском. В те года там был такой небольшой уютный стадиончик, на котором московский «Локомотив» встречался с австрийским «Тиролем», за который тогда играл Станислав Черчесов. Стадион настолько футбольный, что во время своей разминки к Саламычу подходили люди, получали автографы, подписывали майки, открытки. Я на все это осмотрел и понял, что в этом есть какой-то интерес.

Какая была твоя первая майка и когда ты понял, что для тебя это хобби

В 1999 году первую свою майку купил на «Тушинском» вещевом рынке, это был жуткий синтетический клон ФК «Барселона» без номера и фамилии. Но как бы там не было, она до сих пор у меня на почётном месте в коллекции. Если мы говорим про игровые майки, то первую я получил в 2009 году.

Много ли было в те года таких же, как и ты?

На самом деле сложно сказать. Всей картины тогда не было видно. Я в те года обращал внимание на незнакомых ребят в соцсетях, которые таскались на матчи в игровых майках. Я не знаю кто это был - коллекционеры или нет. Обращал внимание на людей, которые фотографировались рядом с футболистами. Мне уже тогда это было все интересно, но прежде всего любопытство вызывало откуда они это достают. Но лично ни с кем знаком не был.

Откуда в те года во времена молодого интернета можно было получить игровые майки.

У меня не было какого-то единого источника получения маек. По сути, каждая интересная майка, которую удавалось достать в те годы – была связана с уникальной историей. Вот в начале 10-х годов получать майки стало как-то проще. Помню, что в Москве на стадионах «орудовала» банда детей, в том числе глухонемых, которые прямо после матча до гола раздевали футболистов. Почему их вспомнил – меня из-за них бывший игрок «Локомотива» Ян Дюрица  раза три «прокатывал» по майке. Мы договаривались через общих знакомых встретиться на парковке возле стадиона, чтобы он пополнил мою коллекцию своей игровой майкой. Так все 3 раза его перехватывали эти детские группировки в микс зоне, которым понятно, он не мог отказать. Причем, в одно время все эти ребята столько маек нащипали, что они в цене упали из-за их количества. Бизнес у похожих ребят в свое время процветал в Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре. С ними я особо не пересекался, так как у них были майки так скажем «модерн», а я в основном делал уклон на «ретро». Но многим ребятам в плане коллекционирования они круто помогли. Также можно сказать, что в то время «попрошайки» маек изрядно надоели футболистам. Они их доставали всю дорогу, начиная от заселения в гостиницу, заканчивая выходом со стадиона после матча. Так что не удивительно что основная масса игроков стала вежливо отказывать. Мне так лет 10 лет назад Александр Самедов отказал в майке. Встретил его, рассказал, что коллекционер и так далее. А он в ответ: «у меня на сезон 3 майки!». А чтоб вы понимали, в то время Самедов был на хорошем уровне, и его игровых маек в интернете на продаже было всегда в избытке. Также пополнять коллекцию помогали знакомые футболисты. Бывало, что я сам специально искал и доставал майки для людей. В том числе для футболистов сборной России, у которых был свой небольшой обменный фонд. Не совсем к периоду времени, но к самому процессу дополню случай. В середине 2010-х один футболист сборной России очень хотел определенную игровую майку Гарэта Бэйла, который на тот момент играл в «Реале». Вот тут помогли и международные связи. 

Один бывший футболист большого московского клуба является большим коллекционером старинных монет, ему тоже смог когда-то помочь в пополнении его коллекции, используя свои личные знакомства, а он много чем помог по моему хобби.  В наше время достаточно популярна тема различных благотворительных аукционов (что очень правильно). Я особо не буду распространяться про своё участие, расскажу только один случай. Лет 5 назад на благотворительном аукционе в поддержку слабовидящим детишкам, моя одна футболка смогла собрать 295 000 рублей. Учитывая, что это было в доковидное время, сумма неплохая.

Какие цены были в те года? Можно поступенчато.

Что касаемо маек РФПЛ или еврокубков, то цены не изменились, если переводить в валюту. За некоторым исключением, что появляются майки одного матча, с иным нанесением и тд. Вот за ними нужно побегать иногда. Спрос измеряется разными факторами – игроками, которые играют в чемпионате, известностью команды как внутри страны, так и на европейском поприще. Раньше и понятия такого не было особо «продать игровую майку». Это сейчас люди видят в интернете тонны маек на продажу и понимают, что, наверно, на этом копейку заработать можно. Раньше все делалось как-то больше для себя. Сейчас какое-то посредничество идет. Но в целом для меня, как коллекционера, приятно, что удалось собрать хорошую коллекцию в то время, когда не было особых «шнырей» по футболкам.

Российский рынок коллекционеров топ? Или есть к чему расти и с чем сравнивать?

Не знаю, что такое рынок коллекционеров, но лично я знаю несколько довольно-таки серьезных дядек, которые являются давними коллекционерами и очень редко «выплывают» в сеть с какими-либо вопросами. Они никогда не работали и не будут работать на публику. И таких может быть очень много по нашей стране. Кто-то работает, наоборот, и старается делать это на показ. А так тут надо разобраться в понятии «коллекционер». Исходя из своего опыта, я встречал очень много предложений вымпелов, клубной формы, носков, трусов и какой-либо иной атрибутики. Видимо в те незапамятные года люди, работавшие в структуре, тащили все что не приколочено было. Их же тоже в некотором роде можно считать коллекционерами, раз у них столько атрибутики какого-то клуба.

Большой ли прирост людей сейчас в этой сфере?

Коллекционирование – это игра в долгую. Бывало такое, что упустил интересующую тебя вещь, а потом ходишь и локти кусаешь. Но со временем понимаешь, что ты можешь достать почти все, что ты хочешь. Может через месяц, а может и через 5 лет, но у тебя она появится. Здесь такое присутствует, здесь не нужно торопиться, не нужно переживать. Если ты играешь в долгую, то начинаешь понимать, что фактор времени не такая уж и важная константа. Как по мне - в этой сфере идет регресс. Когда я начинал, одни коллекционеры были «в топе», но со временем всё меняется. Уходят из этого ремесла тоже по разным причинам. Заниматься одним и тем же десятилетиями – тяжело, происходит какое-то выгорание, как я понимаю. В общем и целом причин расставаний с коллекциями много. Лично я считаю коллекционерами тех людей, у кого есть хотя-бы 30-ть интересных и редких маек. Можно же, например, скупить все майки тульского Арсенала, которые везде продаются, но коллекционером ты от этого не станешь. Читая предыдущие интервью коллег, ты понимаешь, насколько это тяжелая, скрупулезная работа, состоящая из винтиков. Как мы все ищем эту вроде бы маленькую вещь в системе координат, которая нам так нужна. Сейчас заметил, что широко развивается локальное направление коллекций. У тебя уже здесь были яркие представители ее и, уверен, что найдутся еще такие люди.

Ребята из других стран. Как у них это происходит? Насколько ты дружишь с коллекционерами из других стран. Кто там топ? (Европа, Азия, Америка)

Я со многими коллекционерами по миру знаком. Очень помог в своё время запрещенный – «Facebook»* (*признана в России экстремисткой организацией). Яркий пример международного сотрудничества – мой бразильский друг и коллекционер Рикардо Морейра, который настолько хорошо разбирается в отечественном футболе и является целой энциклопедией, что замечает самые мелочи. Как пример: недавний матч Сборной России против Сирии. Он мне в личные сообщения присылает сайт РФС, где написано, что игру обслуживает арбитр Хишам ар-Рефаи, но по факту нашу игру обслуживал, как оказалось, арбитр с другим именем - Халаф Аль-Шаммари. И присылает мне фото, что это не просто описка какая-то, а это реально 2 разных человек. Представляете, насколько человек заморачивается, что определяет арбитров! Теплые отношения с коллегами из Франции, Великобритании, Дании.

С ними уже более 10 лет общаемся. До сих пор тепло, несмотря на политическую обстановку. Отдельно выделю Украину. Украина вообще топ в плане коллекционирования. Она «накормила» в свое время Россию «олдовыми» игровыми майками, я оттуда достаточно много получал. Причем майки не по почте приходили, а как ни странно, это звучит – поездом. Приезжаешь на Киевский вокзал в Москве, ищешь нужный вагон, где тебя уже ждал проводник со пакетом «ништяков». Учитывая, что всегда расчёт был по 100% предоплате, проблем никогда не возникало.  

Как интернет помог связать коллекционеров и где их искать?

Интернет, бесспорно, смог помочь осуществить максимально быструю интеграцию. Благодаря ему я сразу почувствовал целую глобализацию. Как пример: у меня была редкая игровая майка сборной Чехословакии по футболу, которая здесь в России нафиг не нужна никому. При помощи интернета я быстро вышел на толкового коллекционера, с котором договорился о выгодном обмене. Получалось справедливо. Нам – наши майки, им – их. Таких обменов было очень много. Помню забавный случай, когда, договорившись с коллекционером из Франции по обмену майками. Я футболку, которая была у меня, отправил первым. Весь процесс фиксировал на фото и отправлял человеку. Так вот француз мне в ответ присылает фото, как упаковывает нужную мне футболку в пакет и говорит, что идёт на почту её отправлять. На этом он пропадает, не появляется ни на следующий день, ни через день. Я, естественно, понимаю, что меня с большой долей вероятности кинули, начинаю суетиться, поднимать своих друзей во Франции, начинаю с ними советоваться как поступить и параллельно пишу этому «пропащему» всё что я о нём думаю. И тут в сердцах прям на русском пишу ему, и в этот момент он появляется в сети, и говорит, что по дороге его сбила машина, он попал в больницу и присылает соответствующее фото. В общем всё закончилось «хеппи-эндом», и для его здоровья, и для моей майки.  Так что в целом интернет дал именно адресность. Ты теперь понимаешь, что эти майки отдаешь действительно коллекционеру, а не старьевщику – перекупу. Для меня, как человека старой закалки, это важно. Меня не интересует стоимость майки – главное помочь другому человеку напротив, если он ее реально ищет и помогает тебе еще. Помощь и взаимовыручка – главное.

Когда эта сфера переросла в полноценный рынок?

Как я ранее говорил, я никогда не считал и не считаю коллекционирование рынком. Да, сейчас появляется люди, которые считают, что могут на этом зарабатывать, считают, что делают тебе благо, помогают тебе. По факту все цинично и просто. Всегда и везде такие люди были. Они приходят и уходят. Коллекционный мир не такой уж и большой. Иногда, зная, что интересующая тебя вещь находится у подобного продавца стараюсь не лезть к нему, несмотря на ее необходимость в шкафу. У меня такой подход. Я давно в этом деле, я все эти стадии прошел. Я как выше говорил, знаю, что эту майку достану, но попозже. При этом не отдавая за нее какие-то баснословные деньги, которые я никогда по факту и не отдавал.

Самая дорогая майка, которую ты когда-либо купил.

Для меня самой дорогой является майка московского «Локомотива», которую я привез из Италии. Я понимал, что она игровая, но с определением периода было тяжеловато. Тогда я обратился к знакомым из структуры клуба. Показал экспонат и прислал фото. Результат был достигнут, и я был очень им доволен, а скорее ошеломлен. История была удивительная. Как оказалось, майка, которая была у меня – игрока Александра Ивановича Трусова, который играл против клуба итальянской «Тернаны» в 1975 году в рамках итальянского турне. Он получил травму в том матче и как сказали, после этого его карьера пошла вниз. Предыдущий собственник этой майки – Джанфранко Платто, который в то время был игроком итальянского клуба и по стечению обстоятельств нанес травму Александру Ивановичу. Он тоже все помнил, как будто это было вчера. Эта дико интересная история настолько вдохновила и меня и сотрудников из числа клуба, что мы хотели сделать целый телемост с Италией в преддверие игры Лиги Европы «Локомотив – Лацио».  Но, как всегда, у нас бывает – руководство выше не согласовало по каким-то причинам. Обидно. Только статью выпустили на страницах интернета, ссылку прикрепляю для читателей: https://www.l-oko.ru/article/2500/

В принципе таких историй очень много, и они тянут на отдельную статью. Майки старых периодов не только хороши в коллекции, но и воодушевляют их историями получения.

Как вообще определить стоимость майки?

Интересный и сложный вопрос. Смотря, где ее определять и при каких обстоятельствах. В мире – это какое-нибудь событие. Последний такой пример, который приходит на ум - аукцион с лотом майки сборной Аргентины 1986 Марадоны, которую пожертвовал туда после его смерти бывший полузащитник сборной Англии Стив Ходж. На аукцион приходят весьма солидные статусные люди, которые считают своим долгом закрыть этот солидный статусный гештальт. Напоминаю, майка была продана за 9 млн долларов, хотя до этого долгое время висела в музее с позволения Ходжа. Это, конечно, не сказать, что коллекционирование в прямом смысле. Лично я очень люблю и обожаю Марадону, но мне его майка не так важна в коллекции. Исходя из вышесказанного – каждый сам для себя определяет цену и значимость майки. Единой цены нет. Какие-то рамки – возможно.

Кто из коллекционеров тех лет до сих пор держит свои коллекции, а кто уже отошел от дел.

Пофамильно называть не буду никого, потому что не все любят известность. Касаемо «отхода от дел» могу сказать, что это тоже происходит тихо и точечно. Все предложения по продаже расходятся в личных чатах. Могу сказать, очень хорошие и крепкие коллекции у многих футбольных функционеров есть. Знаю, что некоторые агенты держат неплохие коллекции, но опять же там сборная солянка. Для меня футболка Криштиану Роналду будет менее ценна, чем человеку, который рядом с ним находится, но майка условного «Ротора»» 1993 года, будет гораздо ценнее. Потому что это наша история.

Правда ли, что российский рынок маек очень самобытен и многие коллекционеры собирают майки наших клубов? Почему так получается?

Здесь я считаю, что все зависит от уровня футбола, от личности. Что я имею ввиду: лет 10 назад в российском футболе играли такие игроки как Халк, Витсель, Роберто Карлос, МакГиди, Это’о. Люди выстраивались в очередь за этими майками, в том числе, чтобы перепродать их за границу. И я могу сказать, что нашему рынку это удалось. Майки этих футболистов продавались во все точки мира. Особенно большой спрос был в Азии, может это было связано с тем же самым развитием футбола в Китае, куда Витсель и Халк уехали потом. Мир реально следил за нашей лигой, чемпионат развивался. Крепкие команды, большие спонсоры и инвесторы. Сейчас же мы все видим, сколько маек того же «Зенита», «Спартака» просто висят на «Авито», и они особо никому не нужны, потому что чемпионат перестал давать тот фурор. Плюс с развитием индустрии стало сложней определять -  это игровая футболка или сделана в магазине.

С чем ты связываешь малое количество футбольных музеев при клубах и почему так все печально

Здесь я вижу основную проблему в том, что в наших клубах все очень быстро меняется. Меняются тренеры, меняется руководство и нет каких-то долгосрочных перспектив. Вообще складывается впечатление что болельщики клубам не особо и не нужны. Вот касаемо «Спартака» и его музея – там долгое время у руля в течении 20 лет был Леонид Арнольдович. Строилась команда, строился стадион, соответственно, нужен музей. Опять же по мне, музей «Спартака» мог быть еще лучше. У некоторых коллекционеров на руках такие экземпляры при этом оригинальные, настоящие и уже исторические. Второй момент – в музей многие игроки отдают свои майки, которые по факту принадлежат им, а потом они захотят просто продать свою майку какому-то богатому коллекционеру или просто за приемлемую цену. Если музеи и могут существовать, то только частно. При частной коллекции человек реально следит, а не исполняет свои обязанности рабочие, в своей коллекции собственник музея знает все через историю каждого его атрибута. Опять же я сам везде пишу, что у меня частный, некоммерческий музей. Хотя музей – это место, куда люди могут прийти обозреть. Я это все, скорее для себя делаю, хотя веду группу «В контакте» и запрещенном «Инстаграмме»** (**признана в России экстремисткой организацией) пишу какие-то интересные истории. Но я пока убежден, что это всё для небольшого круга лиц. Это можно популяризировать, я уверен, но для этого нужны большие объемы сил и средств. Вопрос у частника сразу: «Зачем?». Вот так и живем – клубы играют в футбол и зарабатывают деньги, а музей для заработка вещь спорная.