Трибуна
8 мин.

El Monumental. Как я сходил на стадион «Ривер Плейта»

Август подходил к концу, а никто из аргентинцев пока не был готов идти смотреть футбол на стадион.

Я знал, что так и будет, все-таки второй год с ними общаюсь, но в глубине души я все равно надеялся, что кто-то да поможет пройти на стадион «Ривера» или «Боки».

Выходные приближались, и надо было уже планировать, на какой стадион идти в этот раз. Выбор был большой, в этом туре дома играли помимо обещанных команд «Риестра», «Ланус», «Архентинос Хуниорс», «Барракас». На «Архентинос Хуниорс», как и прежде, никаких билетов в продаже не было. А из оставшихся команд я решил выбрать Ланус, который играет в одноименном пригороде. Билеты для но сосиос должны были поступить как обычно за пару дней до матча, так что оставалось только ждать пятницы.

И вот вечером в пятницу я прогуливался мимо Цветка, думал о различиях в менталитете, как вдруг на мне приходит аудиосообщение от одного из аргентинских приятелей, назовем его Родри. И Родри на начальном английском (а до этого мы с ним ни разу не говорили на английском за полтора года) говорит мне, что у него есть билет на стадион «Ривера» на предстоящий матч с Ньюэллс Олд Бойс. Билет оформлен на его имя, и чтобы пройти на стадион, нужно воспользоваться его АйДи картой. Если мне интересно, то я могу зайти в субботу, он все расскажет-покажет.

Я, конечно, был очень рад такому предложению и уже с утра в субботу был у Родри дома. Он мне вручил две карточки: карточку сосио и его DNI (документ, удостоверяющий личность, как наш паспорт). Карточка болельщика – это одно, а вот пройти на стадион с чужим DNI – это уже другая ответственность. Но я не стал долго думать и взял обе карточки. Родри постарался объяснить, как пройти на мою трибуну и что на входе могут проверить как карточку сосио, так и ДНИ. Могут спросить, могут не спросить, всякое бывает. Любые попытки рассчитаться были пресечены, однако я заметил, что билет стоил около 1000 рублей. Цена для сосио.

У самого стадиона я уже был неоднократно, поэтому знал куда ехать. Монументаль находится в Бельграно, достаточно благополучном, но все же отдаленном районе БА. До стадиона Платенсе от него ехать на общественном транспорте около 15 минут, тогда как до Каса Росада около часа. Рядом со стадионом много парков, аэропорт, главная автомагистраль и протекает река Парана (я вот сильно удивился, когда узнал, что водоем, на котором стоит БА – это река, а точнее ее эстуарий).

Сам стадион является самым большим футбольным стадионом в Южной Америке. Проверять это пришлось по иностранным источникам, так как в рунете активно все перепечатывают неактуальные данные с РуВики.

На самом деле, стадион сейчас называется Mâs Monumental. «Mâs»это бренд, принадлежащий спонсору «Ривера», крупной компании розничной торговли, в портфеле которой ряд брендов сетевых магазинов. И если раньше стадион назывался «Монументальный», то теперь дословно «Монументальнее».

Ну а хейтеры зовут его курятником (Gallinero), а самих игроков «Ривера» курицами (gallinas). Один раз Ривер в далеком 1966 году сыграл трусливо и неудачно в кубке Либертадорес против уругвайской команды. И во время следующего матча с Банфилдом кто-то выпустил курицу на поле дабы выразить свое неуважение игре «Ривера». Эпизод этот так завирусился, что прозвище навсегда приклеилось к команде.

Итак, я решил поехать до стадиона, как подсказывал мне гугл: сначала на метро, а потом пересесть на автобус. Конечно, разница с предыдущими играми была колоссальная: в каждом автобусе, в каждом вагоне метро были аргентинцы в атрибутике «Ривера», на матч ехал народ со всего города. В одном из таких вагонов ехал и я, ехали спокойно.

Я вышел на своей станции. В атрибутике «Ривера» не вышел больше никто. Я понимал, что я делаю что-то не так) но все же пошел на остановку автобуса до стадиона.

Ну и сразу до меня дошло, что сесть на автобус вряд ли получится) Мимо меня пронесся один автобус с указателем Монументаль вместо маршрута. Внутри пели и стучали в барабаны (или громко хлопали по самому автобусу) болельщики. Однако через пару минут подъехали еще два таких же автобуса, и один был не совсем полный. В него я и запрыгнул.    

Автобус не доехал четыре остановки по маршруту и всех высадил. Дальше – пешком. Болельщиков вокруг было много, все были в атрибутике «Ривера»: куртки, футболки, худи, кепки, штаны и даже кроссовки, но шарфов ни у кого не было. Наверно, шарфы в Аргентине — это не практично. На дороге активно продавали одежду и закуски, поэтому чувствовал я себя спокойно, безопасно. К стадиону я подошел за полчаса до матча. Решил, раз время есть, можно и перекусить перед матчем и взял чорипан (разновидность аргентинского хотдога) с колой. Затем немного пофотографировал и пошел к первому кордону полицейских.

Когда полицейский проверяет твои документы, подсознательно чувствуешь какое-то волнение. А если это не твои документы, то волнительно втройне. Не нужно говорить, что на Родри я не очень похож. Проверяли документы у 100% проходящих, проскользнуть было нельзя. И вот пришла моя очередь. Полицейский взял ДНИ, вбил у себя на терминале, цифры окрасились в зеленый цвет, затем он проверил, что имя на ДНИ совпадает с именем на членской карте и сказал: «Проходи». И я выдохнул.

На подходе к стадиону Мас Монументаль

До матча оставалось еще 15 минут. Я немного пофотографировал и пошел к турникетам. Я приложил карточку к турникету, и сигнал загорелся красным цветом. Я еще раз – опять красный.  Сотрудник на турникете спросил у меня билет, я показал. И он мне, мол, о чувак, тебе надо обходить и сделал большой круг рукой. Я понял, что большой круг рукой – это значит очень большой круг для обхода к моему входу. И попробовал зачем-то поспорить: «Ну это же трибуна Сентенарио?!», а он мне: «Тут Сентенарио медиа, а тебе на Сентенарио альта, а это вот так надо пройти», – и он показал еще раз большой круг рукой. Рано расслабился, – подумал я и поспешил в обход.

Но все перекрестки, где можно было бы свернуть, были заставлены заборами под присмотром двух-трех полицейских. В итоге, обходить пришлось по очень большому радиусу. И я всматривался, есть ли вообще указатели или какое-то подобие навигации. И да, я пропустил листок А4 с указанием, на какие трибуны можно пройти через этот проход. Так что сам виноват. Обход до соседнего входа у меня составил 17 минут быстрым шагом (засекал). На начало матча я уже опоздал, поэтому в какой-то момент просто принял ситуацию. У нового прохода я нашел бумажку, на которой было написано «Сентенарио альта» и пошел к новому кордону полицейских. Во второй раз было также волнительно, как и в первый. Полицейский проверил документы и сказал: «Проходи».  Лампочка на турникете загорелась зеленым, и я наконец-то «прошел».

Я поспешил на трибуну, поднялся на свой этаж и в проходе на сам стадион увидел толпу болельщиков человек тридцать. ОК, пошел до следующего прохода, но и там стояла толпа. Методом очевидного я понял, что им не то, чтобы по кайфу стоять в проходе, а просто мест свободных нет. Мимо меня прошло трое ребят крупного телосложения, которые сразу вклинились в эту толпу и стали дальше пробираться к сиденьям. Я решил, что я с ними, и вместе мы пробрались через толпу и рассредоточились по тем небольшим пространствам, где люди стояли не вплотную друг другу.

На стадионе за решеткой

И вот теперь уже можно было оглянуться и рассмотреть весь стадион. Стадион действительно очень большой, и, казалось, что со мной на нем было еще 85 тысяч человек. И это минимум, ведь в каждом проходе, на всех лестницах были еще люди. И это на рядовом матче не с самым принципиальным соперником. Чуть позже я проверил официальную статистику – было 83 200 человек). А сверху летал вертолет и снимал матч, а вот там дальше каждые 5 минут почти над стадионом шли на посадку самолеты.

После волны эйфории я начал рассматривать стадион. Первым делом в глаза бросилась железная решетка прям перед носом, которая закрывала полполя. Я оглянулся по сторонам: подняться выше пока не было никакой возможности, решил ждать перерыва.

Цифровые рекламные баннеры периодически приветствовали зрителей на «домашнем стадионе сборной Аргентины». Я решил, что это важный политический и репутационный акцент владельцев клуба.

Болельщики «Ривера»

Ну и я отметил, как спокойно болели на моей трибуне, снизу и на центральных трибунах. Весь движ был за противоположными воротами. Я, признаться, ждал намного большего и от болельщиков, и от атмосферы на самом стадионе. Вот пример.

Вскоре настал перерыв. Но никто не спешил уходить в подтрибунку. Лишь редкие болельщики спускались по лестнице. Я решил, что мне пора наверх. Поднялся так, чтобы решетка не мешала и сел на ступеньку, спросив из вежливости у соседей, не занята ли эта ступенька лестницы кем-то еще?

На стадионе Мас Монументаль

Отсюда смотреть футбол было гораздо приятнее. Несколько раз трибуна оживлялась и поднимала футбольное настроение. Вот видео с фаером и вот видео с самолетом. Сама же игра была не самая выразительная: очередное катание мяча без особых моментов.

Еще фото со стадиона

Так прошел второй тайм, без голов и моментов. И только самолеты регулярно шли на посадку, пролетая почти над стадионом. Выход со стадиона «Ривера», как и на других стадионах, занял не более пяти минут. На выходе я с грустью посмотрел на вход на трибуну «Сентенарио медиа», который был в 50 метрах от моего входа (ограждения уже все убрали). Может быть, 85 тысяч – это многовато для футбольного стадиона, подумалось мне.