14 мин.

Тифлокомментарий: что это такое, кому это нужно и кто это делает

Среди болельщиков есть люди, которые не могут увидеть любимую игру воочию, им сложно понять, что происходит на поле. Это тотально слепые и люди с серьёзными нарушениями зрения. Для того, чтобы они могли лучше узнавать окружающий мир и, в том числе, живо представлять то, что не могут увидеть, была придумана технология тифлокомментария.

Тифлокомментарий — это услуга, которая предоставляется людям с нарушениями зрения, с помощью которой слепые и слабовидящие могут получать словесное описание предметов, пространства, действий, которые могут быть непонятны без специального объяснения. Тифлокомментарий применяется в различных областях: кино, театр, выставки и спорт.

История тифлокомментария началась в 1971 году, когда журналист Грегори Фризер описывал незрячей подруге действие фильма во время киносеанса. Уже в 1974 году Грегори представил концепцию дескрипции (именно так долгое время называли тифлокомментарий), а в последствии стал автором методического пособия по аудиодескрипции и сооснователем (совместно с Огюстом Копполой, братом легендарного режиссёра) некоммерческой компании, которая готовила аудиодискрипции для фильмов и продвигала идеи тифлокомментирования в массы.

В Советском Союзе тифлокомментирование начало развиваться практически одновременно со всем миром. Уже в 1978 году прошёл первый показ фильма с тифлокомментарием. Аудиодескрипцию для двухсерийной исторической мелодрамы «Клеопатра» озвучил Анатолий Чечетин, которого считают первым тифлокомментатором в мире. И сам термин «тифлокомментарий» появился благодаря нашему соотечественнику: в 2002 году его предложил использовать кандидат педагогических наук Сергей Николаевич Ваньшин.

Футбол, как один из самых популярных в мире видов спорта, не мог обойтись без применения данной технологии.

В российском футболе постепенно развивается и распространяется применение тифлокомментария на матчах. Московский «Спартак» в этом вопросе, можно сказать, один из лидеров. Если вы следите за ютуб-каналом клуба, то, возможно, видели аудиотрансляции матчей. Это и есть тифлокомментарий, который долгое время можно было слушать на стадионе с помощью специального радиоприемника.

Вид тифлоприёиника и наушника

На сегодняшний день «Спартак», «Локомотив» и «Крылья Советов» сотрудничают с приложением «Особый взгляд» (Android, iOS), которое создал благотворительный фонд А. Б. Усманова «Искусство, наука и спорт». Санкт-петербургский «Зенит» развивает услугу тифлокомментария самостоятельно. И теперь для прослушивания тифлокомментария достаточно телефона с приложением, что сильно упрощает процесс. Готовит тифлокомментаторов в России Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского Общества слепых «Реакомп», где разработана специальная программа обучения.

На самом деле тифлокомментарий может быть полезен и для зрячих людей. Я и сам, когда не удаётся посмотреть игру, но есть возможность её послушать, отдаю предпочтение трансляции с тифлокомментарием, потому что это даёт более полное представление о происходящем на поле, нежели комментарий из теле– или радиотрансляции.

Чтобы лучше понять, что такое тифлокомментарий, его отличия от обычного телевизионного комментария и его необходимости я пообщался с Виктором Панковым. Виктор, с рождения незрячий, давний болельщик московского «Спартака». Виктор получил образование: окончил медицинский колледж в Кисловодске и Московскую Государственную Академию Физической Культуры, где изучал массаж, реабилитацию и адаптивную физкультуру. Сейчас Виктор развивает свой собственный Центр двигательной терапии в городе Петрозаводске.

Виктор Панков и собака-поводырь Кора

Виктор активный слушатель трансляций с тифлокомментарием, а опыт «прослушивания» футбола у него насчитывает десятилетия. Вот что Виктор рассказал нам о тифлокомментарии:

«Футболом я увлёкся с детства и тогда же начал болеть за «Спартак». Мой дедушка был болельщиком «Спартака» и, когда я был маленьким, он смотрел матчи по телевидению, я их слушал фоном, а иногда даже засыпал под трансляции. Постепенно у меня начали появляться вопросы о том, почему дедушка стал болеть за «Спартак», почему он смотрит футбол. Дедушка мне всё это объяснял и рассказывал. Он рассказал историю братьев Старостиных, рассказал, что это клуб, за который всегда болела интеллигенция, люди искусства, люди, которые в каком-то смысле были оппозицией тогдашним властям. Мне всё это стало интересно. Позже дедушка рассказал мне правила футбола. Потом, когда я попробовал в школе поиграть в футбол для незрячих звуковым мячом, у меня появилось примерное представление о том, появилась картинка того, что происходит на поле, стало понятнее, что игроки делают, зачем они мяч гоняют.

Так что всё началось от дедушки. Грубо говоря, мне по наследству передалось «боление» за наш клуб.

Футбол я начинал смотреть по телевизору. Но потом мне в детстве подарили радиоприемник, где я начал слушать радио «Маяк», и там были спортивные переклички, трансляций разных матчей, то есть, тогда ещё радиокомментаторы вели репортаж со стадионов и их включали поочерёдно в трансляцию. Грубо говоря, был слот, например, с 17 до 19, и в это время с разных матчей включались люди и по телефону или с помощью других средств связи. Это были ещё 90-е, то есть, 93-й, 95-й годы, когда я ещё ребенком был, слушал вот эти переклички. Затем спортивное вещание на «Маяке» сократилось и только в 2007 году появилось радио «Спорт ФМ». И там уже работал Алексей Золин, который впоследствии стал комментатором для незрячих в «Спартаке». В те годы, в 2007-2008 годах, я слушал репортажи того же Золина со стадионов через интернет на компьютере. Домашние матчи «Спартака» почти все комментировались на этом радио. Сейчас уже радиотрансляций практически нет. Есть только «Первое спортивное радио», но там только спортивные программы, исторические выпуски, аналитических программ почти нет, только утреннее и вечернее шоу, но именно трансляций уже нет.

История с тифлокомментарием для болельщиков «Спартака» началась лет 8-9 назад с аудиотрансляций домашних матчей команды. Были трансляции на официальном сайте, которые вёл Алексей Борисович Золин и тогда это были трансляции для тех, кто просто не мог видеть игры на стадионе. И тогда это ещё не подразумевалось, как тифлокомментарий. Ко всему прочему были проблемы с техникой: были заминки, прерывания и другие сложности. Технология была интересная, но не всегда работала корректно. Могли, например, и полматча пропустить. Я, возможно, один из первых слушателей этих аудиотрансляций: они мне как-то попались в интернете, и я с тех пор и продолжал их слушать.

В преддверии Чемпионата Мира по футболу в России всё это стало изменяться именно в сторону тифлокомментария. Впервые я воспользовался специальным тифлоприемником, с помощью которого мы получаем доступ к тифлокомментарию, как раз на матчах Чемпионата Мира в Калининграде. Тогда мне удалось посетить и услышать игры между Сербией и Швейцарией, и между Хорватией и Нигерией.

После завершения мундиаля, тифлокомментарий с использованием тифлоприёмников начали вводить на матчах Российской Премьер Лиги в Самаре, Москве и, чуть позже, в Санкт-Петербурге. И «Спартак» был если не первым, то одним из первых клубов, который организовал выдачу приемников на своем стадионе и нанял специального комментатора для ведения комментария для незрячих людей.

Сейчас используется приложение «Особый взгляд», которое появилось с сезона 23/24, и которое позволяет слушать подобные трансляции без получения специального приемника. Теперь достаточно собственного телефона с установленным приложением. Команда, создающая приложение, включающая в себя в том числе незрячих болельщиков, с тех пор контактирует с клубами премьер-лиги на предмет организации таких трансляций. И, например, «Спартак» активно сотрудничает с командой приложения и теперь организует трансляции и домашних матчей и гостевых.

Для нас, незрячих, важно именно то, что человек, находясь на стадионе или просто по трансляции, рассказывает именно специально для незрячих. Это большое подспорье, когда это делает человек, который комментирует специально для нас. И, конечно, это очень отличается от того, что происходит на телевидении. Вот, например, в недавний матч «Спартака» с «Зенитом» я смотрел по телевизору с другом. У нас была включена трансляция и параллельно у себя в наушнике я включил трансляцию из приложения «Особый взгляд». И разница получилась колоссальной для меня, потому что на телевизоре прямо по ходу матча пытаются заниматься аналитикой, рассказывают какие-то истории, свои какие-то комментаторские вещи рассказывают, обсуждают футболистов и прочее. И не всё из этого даже приятно слушать. В это же время через тифлокомментарий я получал именно описание происходящего на поле, и именно трансляцию из приложения мне было и удобнее, и интереснее слушать. Хотя я находился со зрячим человеком и спрашивал его, что там, как там, и кто куда бежит, именно тифлокомментарий дал мне большее представление о событиях матча.

Мне наличие тифлокомментария помогает быть полностью независимым в плане понимания, что происходит на поле. Как я и говорил, когда я в компании зрячих людей, которые могут мне рассказать о событиях игры, у меня нет необходимости постоянно их дёргать и отвлекать. И, хотя мне всегда всё объясняют и рассказывают, я сам понимаю, что другой человек не сможет мне пересказать все 90 минут матча, к тому же это большая нагрузка постоянно перекрикивать трибуны. Тем более, что мой компаньон и сам зачастую хочет футбол посмотреть. Сами представьте, что вас в кинотеатре каждую минуту спрашивают, а что там в фильме происходит.

Тифлокомментарий позволяет незрячим погрузиться в матч настолько полно, насколько комментатор способен передать всё, что происходит на поле. Там, конечно, тоже эмоциональный комментарий, всё-таки комментаторы тоже люди, и они могут расстраиваться из-за хода матча, ведь и они тоже зачастую болельщики. По крайней мере, «Спартак» всегда комментируют болельщики «красно-белых».

Тифлокомментарий отличается тем, что комментаторы рассказывают конкретно о событиях, происходящих на поле. Как я обычно шучу: кто с кем спит, кто сколько зарабатывает, кто сколько съел или недоел, или перепил перед тренировкой или перед матчем — вообще не обсуждается. Не обсуждается личная жизнь футболистов, не обсуждается критика клубов в отличие от того, что происходит на ТВ.

В итоге получается, что тифлокомментатор — это рупор и глаза для незрячего болельщика. Именно глазами комментатора незрячие видят игру. Поэтому в комментарии происходит аудиоописание матча. То есть комментатор описывает каждое действие, произошедшее на поле, и неважно, кто совершил действие: судья, тренер или футболист. Задача комментатора здесь описать: кто кому отдал пас, кто упал, кому предъявлена жёлтая карточка, кто получил красную карточку. Самое главное для комментатора здесь — именно описать это всё.

Мои впечатления, особенно, когда впервые столкнулся с такой технологией, были в том, что комментарий добавляет эмоций к просмотру, соединяется с эмоциями зрителей на трибунах и это было совершенно новое ощущение. Конечно, когда твоя команда побеждает и комментирует «свой» комментатор, то положительные эмоции переживаются ещё сильнее. И это самая важная часть, ведь все мы так или иначе идём на футбол или на любой другой вид спорта за эмоциями. Так что тифлокомментарий позволяет более полно пережить эмоции от футбольного матча. И подробное и правильное описание игры от тифлокомментатора также помогает погрузиться в ауру игры, хотя в этом плане большие помощники ещё и зрители на трибунах, которые радуются, огорчаются, ругаются и также, как и мы, переживают перипетии игры».

Рассказать о нюансах работы тифлокомментатором для нашего блога согласился Алексей Золин. Алексей имеет огромный опыт работы коммнтатором как на телевидении, так и на радио. А теперь он ещё и тифлокомментатор высшей категории. Вот что рассказал нам Алексей Борисович:

Алексей Золин

«Как я пришел к работе тифлокомментатором? Ну, я тогда работал на спортивном радио, нас пригласили поработать комментаторами на матчах турнира, который проводится за год до Чемпионата Мира, Кубка Конфедераций, всё время забываю, как он называется. Нас пригласили и сказали пройти некоторое обучение. Мы ходили на это обучение ежедневно в течение недели или двух, я уже сейчас не помню, в РЭУ имени Плеханова, обучались там. И там пришёл Павел Обиух, замечательный как выяснилось, парень и он нам рассказывал нюансы, которые отличают работу комментатора от тифлокоментатора, и что от нас требуется. Первый опыт [работы] был признан успешным, в дальнейшем мы отработали матчи Чемпионата Мира. Я лично отработал все матчи, которые были в Санкт-Петербурге и Самаре, то есть у меня было два города. Плюс ко всему ещё оставалась работа на радио. А потом я подумал, что мне хочется ещё чего-то и благодаря Павлу Обиуху и Ксении Дмитриевой, которая возглавляет фонд «Наука, искусство и спорт», меня устроили на обучение в институт РЕАКОМП и там я получил лицензию тифлокоментатора высшей категории, и теперь могу делать тифлокомментарии к фильмам, экскурсиям, роликам, театральным постановкам и ко всему прочему.

Тифлокомментарий от обычного комментария отличается сильно. [В тфилокомментарии] я должен замечать мельчайшие детали и их передавать, здесь я не могу отвлекаться на какие-то посторонние вещи. Я и раньше не был сторонником этого всего, ну, а тут уже не надо ничего лишнего рассказывать, рассказывай только о том, что происходит на поле, и делись этим со своими слушателями. Работая тифлокомментатором, я должен понимать, что люди, которые меня слушают, не видят картинку и мне надо как можно точнее эту картинку происходящего на поле передать. Вот этим и отличается работа обычным комментатором и тифлокомментатором.

Переключиться можно, но надо всё время держать себя в тонусе. Если после работы просто комментатором (а я продолжаю комментировать матчи на телеканале «Старт — то я нормально себя чувствую. Если я отработал матч тифлокомментатором, то я как выжатый лимон, никакущий и мне бы доехать до дома и восстановиться, поспасть.

Да, чему-то новому я научился, работая тифлокомментатором. Это тоже разъяснил мне Павел Обиух, что есть нюансы. Например, когда работал на радио, не называл номера футболистов, — да и сейчас не всегда называю, к сожалению. Наверное, неправильно это делать. И вот Павел мне, собственно, подсказал, что это на самом деле важно. Я же считался хорошим радиоведущим, радиокомментатором, я начинал с ним спорить, а он мне объяснил почему. Вот, например, есть у Игоря Акинфеева 35-й номер. Что такое 35? Кому-то 35 лет, есть такие ассоциации. Либо это только 35-я маршрутка, которая тебя везёт от дома до станции. Либо теперь номер 35 ассоциируется с Акинфеевым, то есть, с футболом. То есть ассоциативный ряд растёт, растёт миропонимание, расширяется кругозор, расширяются возможности, расширяется картинка и внутренний мир. Это всё важно не для меня, но это очень важно для слушателей, которые есть у меня, поэтому я должен на такие детали тоже обращать внимание.

Когда, собственно, я пошёл на эту учёбу, на эти курсы, я получал лицензию, сначала думал: вот он — новый виток, развитие какое-то и можно всего себя посвятить именно этому. То есть быть по-настоящему тифлокомментатором, в том числе делать благородное дело — помогать людям. Но совсем скоро выяснилось, что тифлокомментарий — просто жирный бонус. Это прямо очень-очень хорошо для незрячих людей, но это люкс, от которого они очень спокойно могут отказаться. Все незрячие и слабовидящие люди сами по себе достаточно мобильны и способны прожить жизнь без этого люкса, без тифлокомментария. Ну, просто будут не такие яркие краски. С другой стороны, картинка какая-то есть, ощущения немножко другие остаются [без тифлокомментария]. И, когда я это понял, я понял, что я не смогу на это прожить, я не смогу этим зарабатывать, потому что эта услуга очень мало востребована. И поэтому для меня остаётся, как для тифлокомментатора, периодически оказывать эти услуги, то есть делать добрые дела для этих людей. Зарабатывать в карму себе какие-то плюсы и всё.

Я остаюсь внимательным, когда я вижу человека с тростью или вижу, что человек слабовидящий [или] незрячий, я всячески помогаю. В метро и на улице помогаю ориентироваться, если такая возможность у человека упущена, и он не может понять, куда идти, как. То есть всё это я продолжаю осуществлять, делать, у меня выработан уже такой некий рефлекс по этому всему. Но я понимаю, что это всё просто для того, чтобы у меня и сохранялись, во-первых, навыки, и, во-вторых, чтобы я помогал людям, просто свою роль человека исполнял. А во всём остальном это не приносит дохода, но ты остаёшься при этом по-настоящему человеком. Человеком, который способен прийти на помощь близкому или не очень близкому, нуждающемуся в этой помощи человеку. Наверное, это можно так охарактеризовать в данной ситуации. Работой назвать это, наверное, всё-таки нельзя.

И ещё любопытный случай был. Я пришёл на стадион, на обычную свою работу тифлокомментатором и тут меня находит директор Музея Славы «Спартака» Алексей Матвеев и говорит: «Слушай, у меня там большая компания незрячих людей и они спрашивают нет ли тебя на стадионе, чтобы им помочь разобраться». Ну, собственно, пришёл, быстренько мы сообразили, что и как, пришёл помогать. Надеюсь, помог тогда ребятам в этой экскурсии по музею славы футбольного клуба «Спартак» Москва. И таких историй несколько, они случались на улице, случались в метро, ещё где-то.

Это [тифлокомментарий] не призвание моё, но это то, что я могу делать для этих людей.

[В будущем] если есть какой-то состоятельный человек слабовидящий, незрячий, и он хочет испытать не только какие-то ощущения от своей поездки куда-либо, а получить ещё какую-то картинку из этого места, куда он, допустим, поедет и может оплатить поездку и мне, чтобы я ему всё это рассказывал, что вокруг происходит. Вот было бы интересно ещё это сделать, ну просто такой опыт. Человек куда-то едет, в интересный город, — в нашей стране, не в нашей стране, — то есть взять меня с собой, чтобы я рассказал то, что происходит вокруг, описал то, что происходит вокруг, чтобы человек получил полное представление о том месте, куда мы направляемся. Вот такая любопытная штука, наверное, могла бы быть. Это не мечта, ничего. Это был бы мой бонус за то, что я делаю (смеётся). И мне было бы тоже интересно получить такой опыт и получить обратную связь от этого всего. Вот такой вариант».

Как мы видим, проведение Чемпионата Мира по футболу повлияло и на такую незаметную для многих область, как тифлокомментарии для любителей футбола. Остаётся надеяться, что тифлокомментарии будут развиваться и эта инициатива не будет свёрнута по тем или иным причинам, ведь наличие тифлокомментария позволяет многим людям следить за любимой игрой.

 ***

Телеграм-каналы автора: о спорте и обо всём на свете

Поддержать автора на Boosty

Фото: автора; личная страница Алексея Золина