27 мин.

Кристина Лузан-Гончарова: SMM в «Торпедо», начало карьеры в спорте, футбольная семья

Всем привет, вы в блоге RFS – Рашн Футбол SMM. Учитывая, что уже давненько тут не выходили материалы, вы могли забыть (как вариант, и не знали), что меня зовут Денис, и я – сммщик ФК «Пари НН». И у меня до сих пор есть Telegram-канал, где регулярно выходят телего-гонки с замерами подписчиков по всем профессиональным лигам. Мой друг и коллега из «Акрона», Дмитрий Емельянцев (с которым, кстати, тут тоже выходило интервью), создал свой канал и перехватил инициативу по интервью с людьми из медийки российского футбола. Канал, к сожалению, закрылся, а неопубликованное вью с интересным героем – осталось. И просто обязано увидеть свет! Знакомьтесь, Кристина Лузан-Гончарова, специалист по социальным сетям в московском «Торпедо»! Приятного чтения!

– Кристина, привет! Расскажи о себе. На кого училась, кем работала до футбола?

– Я родилась в городе Комсомольск-на-Амуре. После окончания школы уехала в Санкт-Петербург. Поступила в университет на факультет журналистики. Мечтала работать корреспондентом на телевидении. Целый год после выпуска искала «своё место»: работала в районной газете, стажировалась в корпункте Первого канала, летала в Севастополь для трудоустройства на их местный телеканал, несколько месяцев практиковалась в петербургском телецентре, потом некоторое время работала на телеканале Ленинградской области, около месяца жила в Москве у подруги: там тоже пробовалась в нескольких местах. Где-то брали, но я сама перегорала, где-то предлагали бесконечную стажировку.

И вот нашлось то самое место, ставшее моим первым официальным — издательский дом «Спорт день за днём».

– Именно здесь ты погрузилась в футбол?

– Можно и так сказать. Хотя в издательстве я занимала должность PR-менеджера, что включало в себя поиск партнёров, по возможности заключение бартерных условий, участие в фестивалях. Эта деятельность дала мне большой опыт. Но… я же училась на журналиста (улыбается) и хотела работать по профессии, а ещё — посещать футбольные матчи на новой арене. Поэтому постепенно начала знакомиться с ребятами из редакции. Очень хороший коллектив тогда был в «СДзД». Не знаю, насколько он сохранился за 8 лет. 

Так вот. Я изучила правила получения аккредитации на игры «Зенита», мне сделали удостоверение, главный редактор подписал письмо. И готово! Сначала я просто ходила на матчи, таких, наверное, не очень любит пресс-служба (смеётся). Потом поняла все процессы и напросилась у редакции помогать им — работать в микст-зоне: сначала была «подставкой под диктофон», но со временем чуть осмелела и несколько вопросов даже задала. А ещё чуть позже мне доверили сначала полосу в газете, а затем и разворот. То есть снова я напросилась и сделала свои первые в жизни интервью — с Юрием Газинским и Денисом Глушаковым. С Юрием мы из одного города, но лично друг друга не знали.

А про Глушакова другая история. У меня была возможность через подругу найти любой номер телефона. Почему-то это дало идею сделать лонгрид с футболистом. Предложила главному редактору Ивану Жидкову, он, в свою очередь, назвал три фамилии на выбор: Глушаков, Головин, Смолов. До двух последних не удалось дозвониться, зато до тогдашнего капитана «Спартака» — получилось. Потом около двух месяцев я добивалась: через самого игрока и через пресс-службу клуба. Из-за стресса, мне кажется, потеряла несколько месяцев жизни (смеётся). Но тогда у меня была прекрасная группа поддержки, состоящая из коллег. Через тернии к звёздам оба интервью увидели свет.

– Сколько работала в издании?

– Очень мало — около трёх месяцев. Потому что в начале осени мой очень хороший знакомый, земляк из Комсомольска (Миша, привет!) пригласил на «Радио Зенит» — внимание — корреспондентом! То есть тем, кем я стремилась стать. 

Провела на радио прекрасные почти два года. Устраивала себе «командировки», то есть брала выходные на работе, но в то же время приносила пользу редакции: ездила в Великий Новгород на этап Кубка России по фигурному катанию, жила у подруги, ездила в Москву на жеребьёвку Чемпионата мира по футболу, тоже жила у подруги, потом организовала себе отпуск так, чтобы попасть на пресс-конференции главных тренеров сборных в Сочи, там снимала себе комнату в гостевом доме.  В общем, приключения я люблю! 

В июне 2019 года я была вынуждена уехать в Москву, и здесь устроилась уже в футбольный клуб «Торпедо Москва». Тоже пришлось потрудиться: писала несколько раз на почту, потом нашла номер пресс-атташе, писала ему сообщения. Неловко это вспоминать сейчас (улыбается), но как иначе бороться?! В итоге, Руслан Маслюк мне ответил, мы созвонились, и началась моя история, которая в июне этого года преодолела отметку в пять лет.

– А на какую должность тебя брали? 

– Изначально запрос был такой — вести социальные сети.  Прежде в пресс-службе не было SMM. 

– То есть всё с нуля?

– Нет, соцсети велись до моего прихода. Ежедневно все новости публиковались. Но это была просто информационная лента без макетов, без креативов, так как на тот момент сотрудники пресс-службы всё же специализировались на другой работе. 

Моими задачами было упаковывать все инфоповоды, взаимодействовать с дизайнером, придумывать разные креативы. С годами функционал расширился: я теперь не просто ставлю посты, но и прорабатываю контент-план, организовываю съёмки для YouTube-канала, договариваюсь с игроками, делаю большие интервью, кстати, всегда при расшифровке вспоминаю те самые мои первые интервью, которые сейчас страшно даже открывать (смеётся). Уже год с нашим видеооператором занимаюсь «Торпедо ТВ»: придумываю рубрики, оформляю страницу, в некоторых видео появляюсь как ведущая. 

– Что тебе больше всего нравится и не нравится в твоей работе?

– Работой я это называю только тогда, когда нет сил продохнуть и элементарно не успеваю сделать домашние дела (улыбается). Мой муж тоже работает в футбольной команде, поэтому мы живём в этой атмосфере 24/7. Наверное, это и не нравится, что невозможно построить свою жизнь, именно обычную бытовую, личную. Тем более сейчас, когда существуют гаджеты — всегда что-то надо делать, всегда элементарно общаешься с коллегами в мессенджерах. 

А нравится мне… Как бы это странно ни звучало, но создавать контент (улыбается). Придумывать. Даже элементарно, как будет выглядеть тот или иной отыгрыш инфоповода: праздник или вызов игрока в сборную и так далее. А что говорить о видео: целыми днями думаю, пересматриваю разные ролики, вдохновляюсь, а потом - бац - и приходит идея в голову. Такой кайф чувствую в этот момент!

Мне нравится быть в команде. Видеть искренние эмоции игроков после побед или поражений. Много лет я сама была в коллективе: сначала в танцевальном, а затем в университете выступала за сборную по спортивной аэробике. Мы тоже часто ездили на гастроли/соревнования. Дух единства мне близок с детства.

– Какой твой обычный день? 

– Зависит от событий. Тренировка, матч, представление нового игрока, офлайн-мероприятие, а иногда все подряд — в каждом случае свои нюансы. 

– Давай сначала про день тренировки.

– Я либо просыпаюсь с уверенностью, что у меня есть два часа свободно собраться, погулять с собакой и поехать на тренировку, либо с самого утра «прилетает» инфоповод, и это время я сижу за компьютером, потом быстро собираюсь, собаке в таком случае говорю: «Сегодня у тебя экспресс-прогулка». Иногда с питомцем помогает муж, но у него обычно более ранние по времени тренировки, чем у нашей команды. Потом я мчу на метро и на стадионе ищу новые инфоповоды, потому что в наше время обычная трансляция тренировки уже не несёт полезности — имею в виду десять постов подряд, как команда «усердно работает на поле». Либо эти десять постов должны иметь важную информацию: этот игрок в общей группе, это новичок, это ситуативное смешное видео, а здесь супер-гол. Вообще, для каждой соцсети я выбираю свой контент. Сейчас особый упор делаю на телеграм-канал. Весь ситуативный эксклюзив — там. 

После тренировки всё, что было отснято, упаковывается. Я получаю снимки от фотографа, отсматриваю свои телефонные видео, если есть срочность, то прошу быстро обработать видеооператора его кадры. Ещё можем для «Торпедо ТВ» отснять рубрику, а бывает и сразу две. Параллельно могут появиться инфоповоды — сколько раз я уже это слово произнесла (смеётся) — от коммерческого отдела, тоже нужно оперативно отработать обычно с дизайнером. Либо не оперативно, то тогда прописываю в план дизайнеру, что и когда нужно сделать. 

– А в день игры?

– Заранее делаю все макеты, которые выйдут в день матча. За исключением результата и состава. А в день игры до приезда на стадион контролирую выходы этих постов. Приезжаю на стадион за три-четыре часа до стартового свистка и, собственно, веду соцсети. Ищу инфоповоды, например, инспекция поля, дебютант в заявке, кто-то из персонала рассматривает программку, а я узнаю, какая рубрика ему больше нравится и так далее. Веду трансляцию матча, в съёмке некоторых видео мне помогала SMM нашей клубной Академии, но с недавних пор она уже не работает у нас. Аделина сильно выручала меня на домашних играх: снимала с другой стороны ворот моменты и голы: во-первых, при создании поста, уткнувшись в телефон, я могла упустить что-то важное на поле, а Аделина подстраховывала, либо просто с её ракурса эпизод выглядел эффектнее.

Когда мы с Максимом снимаем влог для «Торпедо ТВ», то параллельно я ещё работаю с микрофоном в кадре. 

После матча мы доделываем дела на стадионе. Около двух-трёх часов точно. Когда все уже находятся дома, мы с удовлетворением от проделанной работы только выходим с арены. 

– А на выездных матчах в дороге приходится работать?

– Да. Мягко говоря, расстраиваюсь, когда к этому моменту уже сел пауэрбанк, а телефон и компьютер на последнем издыхании.  

– Как устроена ваша медиа-команда? 

– По меркам РПЛ у нас достаточно скромный состав: руководитель пресс-службы Дмитрий Ганичев, я, фотограф, видеооператор, администратор сайта, SMM Академии, дизайнер. Прошлые два сезона подряд с нами работал моушн-дизайнер — он анимировал обложки для ютуба и другие креативы, двигающиеся в кадре. 

– Какой из «потных» моментов в работе тебе запомнился больше всего? 

– Например, как мы искали студию для новогоднего ролика в прошлом сезоне: по картинке нужен был конкретный интерьер, определённый день и количество часов. И чтобы звёзды сложились, нужно было попотеть. Для меня таким моментом можно назвать и день матча, когда приходится совмещать сразу две профессии: SMM и ведущую. Но когда я возвращаюсь домой, то понимаю, что получила кайф от дня.

Ещё «потный» момент, когда узнаётся о трансфере здесь и сейчас. Такое тоже было несколько раз. А в век инсайдеров клубная пресс-служба обычно остаётся крайней.

– Есть ли у вас какие-либо ограничения в контенте и внутренняя самоцензура?

– Ограничения связаны как-раз таки с трансферами. Но это не только у нас, а во всем футбольном мире. Пока подписи не поставлены, ничего публиковать нельзя. Иногда игроки приступают к тренировкам чуть раньше подписания, например, при просмотре. В это время нужно изощряться так, чтобы новичок не попал в кадр. Обычно это боль для фотографа и видеооператора, так как могут быть «испорчены» очень хорошие кадры. 

Самоцензура, конечно, тоже существует, потому что есть «язык общения», и он у нас более официальный, нежели разговорный, например, как в «Сочи». Я вообще в восторге, как у них болельщики приняли такой стиль. А у нас болельщики иногда недовольны, когда я пишу «Даня» и «Ваня» вместо «Даниил» и «Иван». На самом деле, это обычная практика абсолютно всех соцсетей российских клубов и не только футбольных. Иногда даже по прозвищу могут обращаться, например, «Шама», «Бабура». Но я так ещё не пробовала. Что касается самоцензуры: когда новость официальная, то всегда используются полные имена игроков, а когда это ситуативная история, либо в процессе игры, то сокращенные. Так стирается грань между футболистом и болельщиком. Это свои парни! 

– Что ты хорошо умеешь и любишь делать больше всего?

– Когда я спрашиваю футболистов: «Чем ты можешь быть полезен команде, какие твои положительные качества?», они всегда отвечают: «Это может сказать только главный тренер. Я не могу оценивать сам себя». Теперь я их понимаю (улыбается). А что я люблю делать… Наверное, всё, что я делаю, это и люблю. Люблю взаимодействовать с игроками, договариваться с ними, придумывать какие-то прикольные штуки, чтобы снять ролики. Люблю делать большие интервью о жизни, люблю всё «упаковывать», я люблю общаться с аудиторией, получать обратную связь.

– Как ты воспринимаешь футбол во время игры — как работу или как любовь? Как переживаешь победы и поражения?

– День матча — это для меня праздник. Это то, к чему мы шли целую неделю. Внутреннее волнение у меня, конечно, присутствует. Это касается и игры, и выполнения моей работы. Но эмоции от нон-стопа, наверное, сильнее. Я не могу ответить ни родным, ни подругам с момента, как приезжает команда. Они ещё думают: поснимала всё, что видишь, опубликовала (смеётся). Но это же не так. Три соцсети — три разных по возможности контента. 

В момент забитого мяча эмоции блокируются, я могу только руку вверх вытянуть от радости, но нужно в спокойствии доснять момент до конца. А если ещё футболист подбежит к камере… Такое было дважды в прошлом сезоне: после пенальти Йорди Рейна сделал контент, а в последнем матче — Илья Стефанович. Мне кажется, я и видеооператор Максим были в те моменты самыми счастливыми людьми на планете (смеётся). 

– Можешь вспомнить самые запоминающиеся моменты в футболе?

– Если за всё время, то это матч сборной России против сборной Испании на чемпионате мира. А еще момент, когда футболист сборной Франции Поль Погба расписался на карточке FIFA, смешно зачеркнув свой рейтинг, это засняли ребята со стороны. Самое интересное, что меня попросила коллега в секунду во флеш-зоне, так как сама не успевала с интервью. А оказалось, что это стало самым запоминающимся для меня моментом.

– А в «Торпедо»?

– Это первый выезд. Узнала о вылете в Калининград вроде бы за день, так как пресс-атташе Дмитрий, который всегда летал, заболел и попросил его заменить. Честно, не могу сказать, что была в Калининграде (смеётся), так как настолько сильно волновалась, что вообще ничего не запомнила. Вообще ничего! Только как фотографировала встречу нашего основного акционера с главным тренером — но и это как в тумане. 

Ещё мне запомнились мои первые мини-сборы в Италии зимой 2020 года. Мы тогда смогли всей пресс-службой слетать к команде дней на пять. Очень запомнился кубковый матч с «Велесом» в 2019 году — безумная концовка встречи! Навсегда в памяти останется победный гостевой матч против махачкалинского «Динамо» в 2023 году — против лидера чемпионата. Тогда в концовке пошёл сильный дождь, после которого ноутбук около месяца находился в ремонте. Естественно, игра в Красноярске в 2022-м, которая, как все думали на тот момент, была чемпионской. 

В топ входят прощание со стадионом на Восточке и выход в РПЛ. 

– Общаешься ли ты с футболистами?

– Практически каждый день в стиле: «Привет, а можешь записать видео?», «А можешь фотографию отправить?», «Завтра можно я возьму у тебя интервью?», «А завтра можешь остаться после тренировки на несколько минуточек?». Если что, несколько минуточек — это обычно час, просто иначе не уговорить (улыбается). 

Бывает очень неловко надоедать, но хочу отметить, что игроки в 95% случаев идут навстречу! И даже говорят, что понимают специфику нашей работы, хотя это, извините, и их работа тоже (смеётся). 

Огромнейшее спасибо всем футболистам. Они выкладываются на весь свой максимум, а некоторые, особо креативные, из ерунды могут сделать шедевр!

– Как тренерский штаб относится к креативам?

– Чаще всего положительно. Естественно важно, чтобы идея не покалечила игрока. 

История: однажды на сборе сделать съёмку с нашими игроками попросили довольно известные в медиа-среде блогеры. Мы договорились с ребятами, что они останутся после тренировки и примут участие в их челлендже. На тренировке случается всякое, поэтому физическое состояние не позволяло футболистам дополнительную нагрузку. Экстренно были выбраны новые игроки, сложность была в том, что после тренировки команда почти сразу садилась в автобус. Спасибо Олегу Кожемякину и Алексею Померко за понимание. На той съёмке присутствовал Дмитрий, пресс-атташе, он и рассказывает, что когда автобус проезжал мимо поля, ему позвонил неочевидный номер, вроде нашего клубного видеооператора. Но в трубке прозвучал грозный голос главного тренера Александра Бородюка (смеётся). Он, мягко говоря, приказал немедленно завершить это безобразие (смеётся).

– Каково быть девушкой в мужском футболе? Считают ли футболисты и тренеры тебя «братаном», «своим чуваком»?

– Они меня никогда не называли «братаном»,  не хлопали по плечу (улыбается). Ведут себя интеллигентно, здороваются, никогда не повышали голос. Капитонычу и Борисычу — нашим легендам административного и медицинского штаба — я часто помогаю что-то поправить, открыть документы в компьютере или телефоне. Атмосфера всегда отличная. Абсолютно добрые и доверительные отношения. 

– Следишь ли за женским футболом и медийкой в нём?

– Я не смотрю женский футбол. Но видела некоторые проекты, которые делают клубы. И тогда появилась мысль, что в женском футболе больше возможностей экспериментировать. А ещё недавно я смотрела большое интервью «Коммент.Биги» с несколькими футболистками… Сначала относилась скептически, но в итоге очень понравилось! В первую очередь, тем, что девушки предстают перед камерой настоящими и искренними, не говорят заученные фразы, с лёгкостью рассказывают точечные истории. Наверное, всё потому, что они чуть обделены вниманием, нежели многие футболисты мужских команд. У них столько всего накопилось, столько всего хочется сказать! Думаю, во всех креативах они идут навстречу с радостью.

– Как ты сама оценишь социальные сети вашего клуба? Что нравится, чего не хватает?

– Нам не хватает оперативности, но именно той, которой у нас, к сожалению, никак не может быть. Это я вновь говорю про трансферы и другие официальные истории. Пока не будет поставлена подпись, даже если игрок уже тренируется с командой месяц, официально объявлять о новичке нельзя. Да, бывают разные руководители: кто-то разрешает сразу показывать просмотрового или потенциального новичка на тренировке, кто-то — наоборот, просит скрывать. Но это зависит и от агентов футболистов.

У нас на летнем сборе был один игрок. Он тренировался, и, вроде, уже были подтверждения о его ближайшем подписании. Мне, фотографу и дизайнеру, конечно, лучше всего получить фотографии и создать представление заранее, то есть до подписи. Мы подошли с фотографом к игроку, объяснив ситуацию со спешкой, он долго не соглашался, аргументируя тем, что это плохая примета. Но всё же фотографу удалось уговорить и обосновать. И когда футболист уже собирался надевать на себя игровую футболку, рядом сидящий футболист рассказал, что с ним была подобная история в другом клубе, когда его заранее сфотографировали, а контракт так и не подписали. В общем, сорвалась наша съёмка, а затем и подписание этого новичка. Поэтому какая уже эта примета теперь… Пусть игрок решает сам (улыбается).

– На твой взгляд, клубные медиа должны быть официальными и сдержанными или же свободными с шутками, подколами и заигрыванием с аудиторией? 

– Всё зависит от аудитории и от её настроения — а его нужно понимать и анализировать. Например, болельщики ждут официальное подтверждение о чём-либо, что они уже вычитали у инсайдеров, или ждут запуск абонементов и билетов, а мы не можем это дать не потому, что не хотим, а потому, что нет разрешения. В такие моменты закидывать посты с приколами и издёвками нельзя, конечно же, нужно вести себя более сдержанно.

А ещё стиль общения зависит от возраста клуба, если он появился недавно и фанатской базы почти нет, тогда она появляется в том числе и от стиля подачи информации. 

– Какими способами вы объединяете великую историю и современность в медиа? 

– В первую очередь, хотелось бы сказать, что у «Торпедо» действительно очень длинная и легендарная история. И хочется, чтобы об этом помнили и знали не только мы, не только болельщики, но и в целом лиги. У нас есть много игроков и событий, которые оказали огромное влияние на развитие советского футбола. И очень грустно, когда лиги не уделяют этому должного внимания, а легенд такого же уровня из других клубов поздравляют или вспоминают большими проектами. 

Поэтому в соцсетях клуба я стараюсь сделать максимально информативными такие истории, чтобы новая аудитория, которой появилось много после выступления клуба в РПЛ, знала о них. 

У нас в штабе работает легендарный массажист и администратор Александр Капитонович Петров. Он идёт в одну ногу с клубом уже почти 50 лет! Представьте, сколько всего он видел, был участником великих событий. Когда к нам приезжают команды на матчи, то в каждой из них, как говорит Капитоныч, есть его воспитанники. То есть те люди, которые когда-то были в «Торпедо». Так вот, с помощью Капитоныча и узнаются многие истории: как команда летала в Австралию, как она выступала в Марокко, как испытывала на себе сверхзвуковой самолёт. 

Мы часто посещаем могилы легендарных и прославленных торпедовцев вместе с руководителем клуба болельщиков Василием Петраковым, вместе с супругами, семьями этих футболистов и тренеров. Василий тоже является носителем многих историй, которые очень интересно слушать и транслировать в социальные сети. 

– Как вы работаете с болельщиками в медиа? 

– Очень терпеливо, с уважением и большой честью. Потому что как ни крути, но всё, что мы делаем, это для болельщиков. Кто-то скажет «да не обращай внимания на их критику и запросы». Это неправильно! Если болельщиков не будет, тогда для чего это всё? 

Если я в комментариях вижу вопрос, на который знаю ответ, даю обратную связь сразу. Если не обладаю информацией, то иду за помощью в нужный отдел, и после этого отвечаю. 

Несколько активностей мы проводили с предоставлением выбора болельщикам: голосование за фасад и чаши нового стадиона, выбор дизайна транспортной карты, лучших игроков матча и месяца, конкурс афиш. И кстати, конкурсов для участия много: от «что-то придумать» до «просто нажать на кнопку «участвую» или сделать репост». 

Ещё мне очень нравилась наша рубрика «Фоторепортаж трибун», которая существовала два сезона. Кажется, обычная история — специальный фотограф в течение игры ходит по трибуне и фотографирует болельщиков, но сколько крутых и эмоциональных снимков в итоге получается! Посты с этими фотографиями всегда получали много реакций. 

– Есть ли какие-то уникальные формы, которые можно назвать вашей фишкой? 

– Думаю, все клубы так или иначе подглядывают друг за другом, поэтому и существует схожесть форматов. 

Не уникальное, но хотя бы выделяющее нас среди клубов ФНЛ — ведение YouTube-канала от имени ведущего. Это было начато в 2020 году и продолжается по сей день. 

Далее, рубрика «Чёрно-белый маршрут». Она создана для выездных болельщиков, у которых есть несколько часов для знакомства с городом. Я запускала её в разных формах: и в виде маршрута, и в виде рассказа о городе, и в виде повествования об основных достопримечательностей. Но сейчас вновь вернулась к маршруту, который содержит в себе около 10 мест, и их можно пройти за два-три часа до матча. Но сейчас я приняла решение её приостановить. 

Самое интересное, что в большинстве городов я не была прежде, поэтому приходится досконально изучать местности, копаться на форумах, ходить самой по онлайн-картам. И потом, даже не посещая эти города, я уже знаю, что интересного в них есть, а еще знакома с историей, так как в прошлом сезоне к местам приписывала краткие исторические заметки. 

– Какие форматы используешь при ведении соцсетей?

– Три вида форматов: информативный, что включает в себя новости, календари, расписание, билеты, клубное заявление; развлекательный формат с конкурсами, видеорубриками, челленджами; и ситуативный, то есть когда заранее предугадать невозможно. Иногда последний формат заходит круче развлекательного, так как показывает жизнь команды.

 Какие креативы тебе больше всех запомнились? 

– Когда у нас в расписании появился матч в 6 утра по московскому времени в Хабаровске, то пришла идея сделать что-то похожее на «инструкцию по применению» для болельщика, который собирается посмотреть игру. Большое спасибо настоящему болельщику «Торпедо», который согласился принять участие в этом видео

Ещё был забавный ролик-приглашение с Артёмом Самсоновым в стиле предвыборной кампании, это было как раз в сентябре. Идея появилась внезапно.  Бэкстэйдж был смешным, так как у Артёма на тот момент не было в гардеробе ни костюма, ни галстука, ни рубашки, поэтому пришлось реквизит нести из дома (смеётся). Вышло чуть комично, но как раз на это и был расчёт. Здорово вышел ролик про Игоря Лебеденко «Клуб 38+». Нападающему тогда исполнилось 38 лет, он продлил контракт, и пришла идея объявить об этом всём в стиле бойцовского клуба. По сюжету Лебеденко рассказывает молодому поколению, то есть ребятам из Академии, какие правила нужно соблюдать, чтобы попасть в его клуб «38+».

А один из последних — это выпуск влога со сбора с игроком Игорем Горбуновым. История получилась забавная: нам нужно было провести челлендж в рамках партнёрства с природной водой Vorgol. Вместе с видеооператором Максимом мы придумали простой, но весёлый формат с попаданием мяча в бутылки, которые висят на воротах. Мне показалось, что добавить в эти бутылки смешные задания будет хорошо. Вот так появилось задание: быть ведущим во влоге на сборе в Абу-Даби. Бутылку с этим желанием сбил Егор Бабурин, но досталась она Игорю, вот такие у них интересные дружеские отношения (смеётся). Я была на первой и третьей части сбора, но на первой мы только раскачивались, и я сама делала обзоры, а в последние дни пишу Игорю: «Игорь, надо. Вот сценарий» (улыбается). И это получился очень нашумевший выпуск! Крутой и необычный! А в конце ролика в кадре ещё появился Игорь Лебеденко, так эта пара вообще сделала классную концовку. Я была очень довольна. Кстати!  В 2019 году мы делали что-то подобное,  нас не брали на полные сборы, а контент был нужен. Пришла идея купить экшн-камеру и дать её футболистам. Получился блокбастер.

Ещё мы звонили с игроками болельщикам по видеосвязи, всего пять, потому что опасались, что будет сильно затянутое видео. Ещё один проект вспомнился. В прошлом году Москве исполнилось 876 лет. Пришла идея олицетворить город, завести ему аккаунт в телеграме и отправить сообщения от имени игроков. 

Я подобрала футболистов, у каждого из которых есть своя история, связанная с Москвой. Москвичёв — тёзка, Червяков только переехал жить сюда, Лебеденко — москвич, самый взрослый игрок в команде и так далее. Написала каждому соответсвующие тексты, ребята быстро записали мне «кружки», попросила админов из команды и даже своих подруг в помощи (улыбается), чтобы они стали на время как раз таки этими футболистами. Всех их переименовала, поставила на аватарки фотографии игроков. Дубля четыре, наверное, понадобилось, чтобы записать диалог.

Получилось интересно, на мой взгляд.

– Были ли креативы, которые не вышли в свет? 

– Помню только один момент, когда был день рождения у главного тренера Александра Бородюка. Мы долго думали, что сделать, какой креатив подготовить. У меня появилась идея, я её сняла сама, смонтировала, но она не получила отклика от коллег. Я и сама не была в ней уверена. И помню, что уже в ночь приходит вдохновение, и у меня рождается новый ролик, мне хватило минут 30, чтобы его сделать. Получилось прикольно.

– За счёт чего вы набираете подписчиков? 

– По аналитике можно увидеть, как много новых подписчиков пришли после нашего выхода в РПЛ, когда начали играть в Лужниках. Такие факторы очень значимы для клуба, а именно масштаб и серьёзность. Очень для соцсетей важны известные личности в команде. Например, когда к нам пришёл Валерий Кичин, то с собой он привёл большую армию киргизских болельщиков, большая часть и ушла вместе с ним, но Валера попал в ту часть сезона, когда чемпионат приостановили из-за ковида. Продолжу: Максим Турищев, Илья Кутепов, Дмитрий Полоз — эти футболисты тоже привели с собой свои персональные группы поддержки. 

Конечно, хочется набирать подписчиков и с помощью  контента, и они набираются, но не с геометрической прогрессией. В России очень много клубов, и если РПЛ даёт путёвку в мир, где за тобой будут следить, то клубы Первой и Второй лиги борются за то, чтобы их заметили. А заметить могут благодаря элементарному репостингу в личные сообщения друг другу, как правило «5-ти рукопожатий». 

Каждый пост я стараюсь сделать так, чтобы он был понятен для человека, который впервые зашёл в наш канал. Поэтому в тексте делаю вшитые ссылки на предыдущие посты, что или кого я имею в виду.

– Насколько активно ты следишь за медиа других клубов? 

– В первые три с половиной года работы в «Торпедо» я очень активно наблюдала за многими клубами английского, испанского, французского чемпионатов. Но поняла, что их контент, их подача совершенно отличаются от нашей. У них  почти отсутствует графика! Вся информация выходит на официальном сайте, который у нас точно по популярности не стоит даже на третьем месте. В соцсетях они публикуют в основном фотографии, фотографии и ещё раз фотографии. Кстати, в Азии, наоборот, очень любят графику. За ними я тоже следила. Сейчас же больше вдохновляюсь работами регбистов, баскетболистов. Иногда идеи приходят от просмотра графики и видео, никак не связанных с футболом.  

– С кем из российских футболистов и тренеров ты хотела бы повзаимодействовать? 

– Я в «Торпедо», поэтому буду рада всем ребятам, которые будут приходить в нашу команду. И кто бы это ни был — с каждым будем работать, каждого будем «расшевеливать», каждого будем делать узнаваемым. Очень обидно читать комментарии, когда в соцсетях под постами «С Днём рождения!» пишут «а кто это?» Возможно, это шутка с акцентом на то, что игрок мало выходит в старте или вообще не играет. Но, тем не менее, это некрасиво по отношению к футболисту. 

Возвращаясь к вопросу, скажу, что здорово работать с парнями, которые идут на встречу, и необязательно, чтобы это был человек с опытом в больших клубах РПЛ, где это доведено до автоматизма. Есть ребята и из Второй лиги, из Первой, которые лучше даже «РПЛьских».

– Какие в 2024 году существуют тренды в SMM?

– Важно отличать SMM вообще в принципе от футбольного SMM. У магазинов, салонов красоты, личных брендов совершенно другая механика продвижения. Главный тренд в спорте — быть собой, вступать в диалог с аудиторией, разговаривать на одном языке. Быть «своими парнями»: Даней, Илюхой, Вовой и так далее. 

Очень хочется, чтобы  тренерский штаб шёл навстречу и пускал нас в раздевалку команды. Я, конечно, не напрашиваюсь, потому что всё-таки сама туда не хочу (смеётся), но, например, нашего видеооператора было бы здорово пускать туда, чтобы показывать настоящие реальные истории игроков после игр, либо перед играми. Для многих клубов это уже обычная история, когда медиа заходят в раздевалку, нам же ещё предстоит этого добиться. 

– Как обстоит ситуация с футбольными кадрами? 

– Могу сказать про видеооператора, потому что мы столкнулись с его поиском. Были пересмотрены несколько кандидатур, которые приходили на тренировку, снимали, монтировали. И не сказать, что ребята что-то плохо делали, просто есть какой-то определенный «вайб» человека, который работает в футбольном клубе. И поэтому важно быть не просто специалистом, который умеет снимать и монтировать, а быть «своим» по форме, стилю общения, а это обычно подколы друг друга. 

– Как твои родственники относятся к тому, что ты работаешь в футбольном клубе?

– Я даже не знаю, как они к этому относятся (смеётся), никогда не спрашивала. Но родители следят за всеми соцсетями, ставят лайки. Однажды моя мама даже что-то прокомментировала, за это «получила» от болельщиков. Я попросила больше ничего не писать. Поздравляют с победой: если папа работает в ночь (разница с Москвой 7 часов), то смотрит игру и пишет после свистка, либо уже после их пробуждения. Когда родители приезжают ко мне в гости в Москву, то мы всегда находим игру, на которую они пойдут. Так они были в прошлом сезоне в Ярославле, в позапрошлом сезоне — в Сочи.

С мужем другая ситуация — он тоже работает, как я и говорила выше, в другом футбольном клубе, но аналитиком и скаутом. И поэтому в режиме жизни мы с ним друг друга понимаем, и когда он сутки сидит за компьютером, я не обижаюсь, так как сама могу внезапно начать работать в 11 вечера. 

– Какой совет ты можешь дать человеку, который хочет работать в футболе? 

– Нужно уметь делать всё. Абсолютно всё. И, возможно, вы попадёте в коллектив, где вам повезёт, что уже есть человек, который умеет делать всё. Но бывают случаи, когда такого человека нет. И поэтому вам придётся делать всё. Например, уметь снимать, фотографировать, монтировать, обрабатывать фотографии, работать в Photoshop и Premiere, писать тексты, придумывать, договариваться, искать и покупать реквизит, вести документацию, брать интервью и оформлять его, общаться с аудиторией, организовывать мероприятия. Но важный момент, при устройстве лучше не говорить, что вы всё это умеете — таких людей иногда даже боятся (улыбается). Лучше прийти на ту позицию, на которую приглашают, и в процессе уже раскрываться. 

– Какая у тебя футбольная мечта?

– Участвовать в европейских кубках вместе с «Торпедо». Для этого нужно выйти в РПЛ и закрепиться надолго, пока нам не откроют «окно в Европу». А мечта здесь и сейчас — побеждать как можно чаще и уже на нашем новом стадионе на Восточной улице.

_____________________________________ А теперь, по традиции, время раздавать «спасибо»: – Кристине – за классное интервью и уделенное время! – Диме Емельянцеву – за то, что сделал это классное интервью. – Вам – за внимание и прочтение материала. И за то, что подпишетесь на «Торпедо» и мой канал. Ну и одно «зачем ты это сделал?»: – Диме Емельянцеву – за удаление своего канала.