17 мин.

SMM «Акрона»: «Молодой. Звонкий», удалёнка, в клуб - через свой Telegram-канал

Всем привет! Вы в блоге RFS - Рашн Футбол SMM. Меня по-прежнему зовут Денис Каримов, и я по-прежнему SMM-щик ФК «Пари НН». У меня есть своя телега, где мы замеряем подписчиков во всех профессиональных лигах России, собираем годноту и просто общаемся. Подписывайтесь здесь, подписывайтесь там.

Мы продолжаем беседовать с профессионалами, которые работают в медийной сфере нашего футбола. Сегодня моим собеседником стал человек, который в прошлом сезоне принимал непосредственное участие в главной кубковой сенсации. Дамы и господа, Дмитрий Емельянцев - SMM-менеджер «Акрона»! Приятного чтения!

- Дмитрий, привет. Расскажи, с чего началась твоя любовь к футболу? 

- 12 июня 2004 года, Чемпионат Европы по футболу, Испания — Россия. Мне было восемь лет, и в тот вечер, случайно оставшись у телевизора и посмотрев тот матч, я и влюбился в футбол. Запомнил, что наша сборная проиграла, а единственный гол забил некий Валерон.

Дальше были «Крылья Советов», их бронзовый сезон и безумная радость. В целом, всё как у всех в то время — футбол на уроках физкультуры, РФПЛ и «Футбол России» на канале «Спорт», еженедельник «Футбол». Собирал информацию по крупицам, очень многое выписывал в тетради, которые, конечно же, не сохранились.

Горячо болел где-то до 2010-го, пока не затянул компьютер, а затем и студенчество. Время от времени приходил то к хоккею, то к баскетболу, то не следил за спортом вовсе, но летом 2020-го узнал, что «Крылья Советов» в третий раз вылетели в ФНЛ и полностью перестроили команду — захотелось последить за этим, и так я и вернулся к футболу.

- И как в итоге ты оказался в «Акроне»? Вообще, как пришло осознание того, что хочешь работать в спорте? Может, спортивный бэкграунд был? 

- Спортивного бэкграунда у меня нет: идти в большой футбол в восемь лет было уже поздно, а играть для себя я мог и во дворе. По образованию же я — учитель начальных классов и английского языка, однако в педагогике себя не видел и к окончанию университета понял, что люблю и умею хорошо писать.

После вуза работал контент-маркетологом в образовательном проекте, затем жизнь затянула в другие сферы — работал с иностранными студентами, был техническим специалистом, занимался маркетплейсами, но всё это интереса не вызывало. При этом я в упор не представлял, как бы я мог связать свою жизнь с футболом, понимал, что попасть в футбольный клуб очень сложно, а писать про xG и латералей на Sports.ru мне неинтересно. Да и читать, честно говоря, тоже.

Работая в сфере маркетплейсов, я вынашивал идею о собственном Telegram-канале о футболе в качестве отдушины. Рассматривал разные варианты, пока не родилась идея: если в Самаре все пишут о «Крыльях Советов» эта и ниша уже занята, то почему бы не писать об «Акроне»? Новый клуб из соседнего города, пригласивший интересного тренера и делающий бодрый маркетинг, достоин того, чтобы о нём писали.

В итоге в октябре 2022-го я создал «Квартал Акрона», где писал о клубе, собирал новости о нём, что-то комментировал. Канал вырос до 60-65 подписчиков, отклики были положительными. Однако всё совпало так, что именно в это время сам «Акрон» искал SMM-менеджера: Андрей Белов, тот самый мемолог, покинул клуб.

На меня вышел пресс-атташе Дмитрий Гуськов и предложил попробовать — изначально с долей сомнения в части логистики, но всё же я согласился. Пообщавшись с Евгением Поповым, руководителем отдела маркетинга, мы в итоге пришли к сотрудничеству.

«Квартал Акрона» я, конечно же, закрыл: писать о клубе от лица болельщика я бы не смог, а менять формат на лету не хотелось. Впрочем, сейчас у меня есть мысли вернуться в Telegram, благо есть о чём писать.

- Стандартный вопрос для моих интервью. Что для тебя — возможность совмещать любимое увлечение с работой, которая, собственно, обеспечивает и дает возможность жить?

- Если кратко, то я пишу о футболе и мне это нравится.

Говоря шире, я занимаюсь любимым делом в любимой сфере, могу творить и экспериментировать, вижу результаты своей работы здесь и сейчас, а всё это вознаграждается не только материально, но и нематериально в виде удовлетворения от процесса и результата.

- Ты — футбольный SMMщик. Для тех, кто в танке — расскажи, в чем заключается наша работа. Почему она важна? Почему каждому клубу важно иметь не только пресс-атташе, но и SMM-щика? Как показывает практика, именно этого понимания не хватает во многих клубах.

- Мы — те, чью работу видят все, но нас самих не видит никто! Наша задача — сделать клуб в частности и футбол в целом интереснее, открытее, ближе к болельщику. Мы всегда думаем о том, что может понравиться людям — и делаем это.

Это больше, чем просто «выкладывать посты» — это и понимание момента, это и, если можно так сказать, управление настроением.

Наша работа не ограничивается ведением социальных сетей: от клуба к клубу всё ситуативно, но в «Акроне» я также занимаюсь и копирайтингом, и немного email-маркетингом, и переводом текстов. От мотивационных писем до квизов для матчдэя — с этим ко мне!

Помимо работы SMM-менеджером, я также замещаю должность пресс-атташе «Акрона-2» — нашей второй команды. Формат освещения «двойки» у нас облегчённый, однако я представляю, что иметь только одного пресс-атташе сложно. Если вне дня матча задачи могут пересекаться и закрывать их реально, то в день матча пресс-атташе часто бывает загружен и может не успевать закрывать SMM-задачи.

Ситуация: твоя команда забивает в добавленное время. Ты должен успеть внести это в электронный протокол, сделать пост о голе, в идеале прикрепив видео с ним, а ещё и вписать это событие в графику «Конец матча» в Figma, чтобы разместить её с финальным свистком. После всего этого ты бежишь на флеш-интервью, затем проводишь пресс-конференцию, которую нужно оперативно смонтировать и опубликовать.

А если это победный кубковый матч, после которого хочется разделить ликование с подписчиками и выложить лучшие фотографии и видео?

Мой скромный совет маленьким клубам — не бойтесь брать SMM-менеджеров: они и облегчат вашу работу, и могут дать вам узнаваемость. Даже если это школьник, готовый работать за идею. Кто знает, может быть, именно у вас появится новый Стас Меркис!

- Расскажи про то, как строится ваша работа в клубе. Как устроен штат, как делятся обязанности?

- У нас есть отдел маркетинга во главе с руководителем, координирующим нашу работу. В отделе — SMM-менеджер в лице меня, маркетолог, матч-менеджер и фотограф. Пресс-атташе к нашему отделу не относится, но также работает с нами. Плотно взаимодействуем и с коммерческим отделом, где есть коммерческий директор, менеджер по работе с партнёрами и специалист по работе с болельщиками.

В плане социальных сетей наше креативное ядро — руководитель отдела маркетинга, пресс-атташе и SMM-менеджер. Вдвоём-втроём мы и создаём креативы. В свою очередь, маркетолог и матч-менеджер часто работают в связке, отвечая за организацию примерно всего от матчдэя до социальных мероприятий. Вообще маркетолог у нас — универсальный боец: занимается и email-маркетингом, и мерчандайзингом, и ещё много чем. Фотограф у нас штатный, всегда находится с командой, равно как и пресс-атташе.

Штатного графического дизайнера у нас нет. Гений дизайна, сформировавший наш графический стиль, сейчас работает с нами ситуативно. В подобном формате работает и видеограф. Для специальных проектов — презентации формы, промо-видео к сезону — приглашаем ребят из Москвы.

Говоря о формате моей работы, следует подчеркнуть, что в Тольятти очень сложно найти специалистов в сфере маркетинга, поэтому клуб приглашает людей из других городов — Астрахани, Краснодара, Самары. Собственно, так как я из Самары, то у меня гибридный формат работы: раз в неделю, чаще всего по средам, я приезжаю в офис клуба в Тольятти, а в выходные — на домашние матчи в Жигулёвск. Вся остальная работа — из дома, для меня это удобно и комфортно.

- Как вы работаете в плане креатива? Допустим, у кого-то появляется идея (смешная, провокационная и так далее) — как проходит процесс её согласования и реализации?

- Идеи у нас рождаются по-разному, не могу выделить какую-то методику: где-то спонтанно, где-то в ходе мозгового штурма. Обсуждаем в составе нашего креативного ядра, докручиваем, шлифуем текст — и запускаем. С генеральным директором согласовываем только серьёзные вещи вроде пресс-релизов, партнёрских или социальных историй, но не креативы.

- Насколько вообще руководство контролирует то, что вы делаете? Бывает ли такое, что какие-то идеи «зарубают»?

- Опять же, руководство доверяет нам, потому что мы все на одной волне, у нас есть чёткое представление, что в нашей работе хорошо, а что — плохо. Не помню ни одной идеи, которую бы «зарубил» генеральный директор, скорее наоборот — он может подкинуть нам идею, которую мы докрутим до годного креатива и выпустим.

Скорее, мы сами «зарубаем» свои же идеи или намеренно ограничиваем себя в чём-либо — чаще всего во благо. Доходит до банального: например, слово «стиль» за весь прошлый сезон набило оскомину и мы полностью отказались от него. «Новая «Венеция», «раздали стиля», «выкатили форму от Kappa» — всё это уже прошлый век.

- Как ты сам оценишь соцсети клуба? Всё ли нравится? Может, есть вещи, которые вы делаете, но ты считаешь, что их стоит убрать? Или наоборот, есть то, что хочется добавить, но пока нет возможности?

- Мне нравится то, что мы делаем. Возможно, со стороны может показаться, что чего-то не хватает — ситуативных графических креативов, видеоформатов с футболистами. В первом случае, как я уже говорил ранее, у нас нет графического дизайнера «под рукой», во втором же это сознательный уход от подобных форматов. Мы не хотим заставлять своих футболистов петь и танцевать. Впрочем, запрос, а главное — интерес находить и реализовывать новые форматы есть.

- Твоё мнение — соцсети должны быть строгими/официальными/элитарными, либо полная свобода, креатив, шутки, подкалывание и заигрывание с аудиторией? Если скажешь, что должно быть поровну — то в какую сторону надо идти чаще? Думаю, что единого ответа на этот вопрос нет — всё зависит от позиционирования клуба, его истории, целей, задач. Очевидно, часть этих моментов вечна, часть — переменна.

Мы за то, чтобы быть такими, какими мы есть. У нас — широкая аудитория, и мы работаем так, чтобы нас слышали и слушали менеджеры и рабочие, пенсионеры и школьники. Однако все они чувствуют наш ритм, и наша молодость и дерзость никого не отпугивает, а только притягивает.

- В целом, для тех, кто не особо следит за соцсетями. Расскажи о форматах, которые вы используете, есть ли какие-то уникальные вещи, которые можно назвать чисто вашей фишкой?

- Если говорить о повседневных форматах, то всю нашу графику я бы назвал нашей фишкой — многие отмечают, что у нас она отличается от многих других. В этом сезоне мы, как представители города-памятника советскому архитектурному модернизму, представляем наши выездные матчи креативами с элементами этого архитектурного стиля в городах, в которых играем.

Другая фишка — съёмка и монтаж видеороликов. Мы прибегаем к этому нечасто, но по важным поводам. «Молодой. Звонкий», презентации формы, промо-ролики к сезону, кубковая история — всё это мы делаем так, как не делает никто. Мы про молодость, динамику и движение.

- Расскажи про «Молодой. Звонкий». Как пришла эта идея, что в нее закладывалось, как решили сделать это своего рода девизом? Андрей Благиных из «Амкара» отмечал, что это очень крутая вещь. И насколько это связано с ярким выступлением в кубке в прошлом сезоне?

- «Молодой. Звонкий» придумал Евгений Попов, руководитель отдела маркетинга. Когда он пришёл в «Акрон», то начал изучать историю и культуру Тольятти и наткнулся на песню «Есть на Волге город» в исполнении Эдуарда Хиля. В ней есть такая строчка: «Есть на Волге город молодой да звонкий, отовсюду виден там автозавод» — Евгений зацепился за эту строчку, понял, что именно такими и хотим видеть себя — молодыми и звонкими.

Эту строчку ребята использовали и в промо-ролике к предыдущему сезону, и можно сказать, что именно тогда и родился «Молодой. Звонкий». Теперь он везде — от клубного автобуса до термокружек.

Прямой связи с кубковой историей здесь нет, но после побед над московскими клубами, как мы заметили, нас начали называть так примерно все.

- Собственно, про сам кубок. Тут хочу прямо подробнее всё узнать. Распиши свои впечатления, радости, боли от Кубка в прошлом сезоне. Что чувствовал, когда понимал, с кем вам предстоит играть? Как отличалась работа в этих матчах от регулярного чемпионата? Что говорили знакомые, которые знают, что ты работаешь в клубе, который вынес добрую половину грандов РПЛ?

- Я пришёл в «Акрон» как раз после ноябрьской победы над «Аланией», которая вывела нас в плей-офф Пути регионов. Где-то в январе мы начали работу над первым матчем с «Торпедо»: для меня, как SMM-менеджера, это был всего лишь второй матч, на котором мне предстояло работать, однако страха не было, а был интерес и желание показать всё, что можем.

Больше суеты было у ребят из коммерции — баннеры, пресс-воллы, рекламные ролики — для них всё было в новинку. К тому же в тот день после игры «Волга» — «Зенит» из Ульяновска к нам приехал мини-трофи-тур: Роман Широков и Алексей Игонин привезли сам кубок, приехали ребята из ВГИКа и ещё 156 разных блогеров.

Победа над «Торпедо», которое, впрочем, приехало вторым составом, по ощущениям далась нам легко, но дальше нам достался «Локомотив». Странное чувство, но перед этим матчем мы уверенно считали, что победим. Мы даже подготовили креатив на случай победы — возможно, провокационный, но он был одобрен на самом высшем уровне.

Где-то к концу первого тайма, когда мы уже вели в счёте, стало известно, что Дмитрий Баринов не имел права принять участие в матче из-за ошибки в подсчёте жёлтых карточек, но побеждать кабинетным путём мы не хотели. К концу второго тайма «Локомотив» забил и был близок ко второму голу, и как только прозвучал финальный свисток, я впервые в жизни ощутил это невероятное состояние — с бешеным пульсом и дрожью во вспотевших ладонях.

Я стоял с ноутбуком у окна, следил за происходящим, вёл эмоциональную трансляцию в социальные сети… и когда игрок «Локомотива» не забил свой удар, издал дикий вопль счастья! Это были невероятнейшие эмоции, будто бы я сам участвовал в этой серии пенальти.

Следующий соперник — «Динамо» в Москве. Здесь мы уже не были так уверены в победе, да и впоследствии по игре было ощутимо, что играть с бело-голубыми нам было сложнее и всё решила серия пенальти.

К матчу мы готовились серьёзно: представили в Москве мерч, посвящённый выездным матчам, выпустили шарфы и плакаты к «Динамо». Однако главное событие, с которым связана та игра — это «Акрон Экспресс». По-моему, такого не делал никто и никогда: мы арендовали пассажирский поезд, который был вписан в расписание движения, и более 400 болельщиков «Акрона» отправились на нём в Москву и обратно!

Это и выглядело эффектно, и подсветилось во многих СМИ. Важно, что обе поездки прошли безопасно — помимо активных болельщиков, в Москву отправились и болельщики с детьми, и пенсионеры, для которых важны комфорт и безопасность.

На матче с «Динамо» я работал из дома. У нас был чат, куда коллеги, находившиеся на стадионе, скидывали видеоконтент — и я забирал его в ленту. Работа после матча была ещё более насыщенной, нежели во время игры! Тут и фотографии ликования, и благодарность болельщикам, и куча видео, и поздравление губернатора. Выложив всё к полтретьему ночи по Самаре, я, одновременно счастливый и опустошённый, лёг спать.

Победа над «Динамо» означала то, что матч станет историческим: к нам приедет либо не нуждающийся в представлении «Спартак», либо соседи из «Крыльев Советов». Нам достались красно-белые. Подготовка к матчу была эпопеей. Главной головной болью была продажа билетов: как «Кристалл» вместит всех желающих? Билеты продавались в несколько этапов и каждый раз они разлетались за считанные минуты.

Ближе к матчу к нам приехал теперь уже полноценный трофи-тур FONBET Кубка России: легенды «Спартака» — Дмитрий Аленичев, Егор Титов, Александр Мостовой и Дмитрий Хлестов проехались с трофеем по Тольятти. А в день матча мы организовали две фан-зоны — в дворце спорта «Волгарь» в Тольятти и на площади Мира в Жигулёвске. Ажиотаж был таким, что обе площадки были переполнены!

Количество «лиц из телевизора» и не только зашкаливало — тут Иван Карпов и Сергей «Футбольный Биги» Егоров, там Тимур Журавель и Александр Пойда, где-то ещё Михаил Меламед и его коллеги из барнаульского «Темпа»… Такого я ещё не видел! В тот момент я почему-то думал о том, как наш маленький пресс-центр уместит всех желающих послушать Евгения Калешина и Гильермо Абаскаля.

Сам матч начался с нашим преимуществом, которое в конце тайма воплотилось в два гола от Андреса Понсе и Никиты Салтыкова. Вообще Салтыков — это что-то: когда Никита уходил с поля, трибуны скандировали «Ни-ки-тос! Ни-ки-тос!» — представляете, тебе восемнадцать, а ты забиваешь «Спартаку» и получаешь овации всего стадиона!

Концовка матча, даже после пропущенного гола от Тавареша, ощущалась как обычная победа в лиге — «ну обыграли и обыграли». Финальный свисток! И всё, как после «Динамо» — бесконечный поток фоток, видео и счастья! Даже не помню, во сколько уехал со стадиона…

На очереди был «Краснодар». К этому матчу мы готовились уже на опыте — правда, вместо «Акрон Экспресса» на выезд отправились на десяти автобусах, а дома за нас болели у огромного экрана на «Кристалле».

Как и с «Динамо», на этом матче я работал из дома. Это была первая игра, в которой преимущество было не за нами. А в концовке матча, когда у нас было право на потенциально опасный штрафной удар, на стадионе на несколько секунд выключился свет. Конечно, футбол не знает сослагательного наклонения, но пусть этот момент останется на совести «Краснодара».

Ребята буквально на зубах дотерпели до серии пенальти, в которой нам не повезло. Как я написал в посте после матча, «Это была славная охота».

Всё, что оставалось — лечь спать, порадоваться, что всё это было и сконцентрироваться на оставшихся матчах в лиге.

Этот опыт незабываем.

- Собственно, Андрей Благиных отмечал такую вещь, что благодаря кубку вы набрали аудиторию, подписчиков, и большинство этих людей удержали. Это очень круто и ценно, расскажи, как этого добились? Что цепляет людей?

- Думаю, что в первую очередь это искренность — мы настоящие, мы не где-то высоко, а здесь, рядом с людьми. Во-вторых, наверное, это качество контента: то, что мы делаем, нравится и нам, и всем, кто за нами следит.

- Вообще, в целом, насколько активно ты следишь за соцсетями других клубов? Тут можно разбить вопрос на несколько блоков. Давай: 1. В целом в России 2. В вашей лиге 3. Возможно, в мире. Выдели в каждом из блоков клуб или клубы, которые тебе особенно нравятся, и объясни - почему?Может, какие-то форматы особенно заходят?

- Наверное, я неправильный SMMщик, но я не так активно слежу за социальными сетями других клубов, поскольку считаю, что мы идём своей дорогой и есть не так много клубов, у которых нам хочется что-либо взять.

В целом в России я подписан на всех в Премьер-лиге, Первой лиге и выборочно во Второй. Выделить кого-либо не могу, да и не хочется.

В мире — крайне редко.

«Венеция»? Забудьте, это прошлый век (смеётся)

- Оцени в целом СММ в российском футболе. На мой взгляд, у нас клубы работают даже не то, что на уровне, но где-то даже и лучше, чем зарубежные. Но люди с этой точкой зрения не согласны.

- Моё мнение — наш футбольный SMM лучше зарубежного. Возможно, мы уступаем в офлайн-маркетинге, но в онлайне мы сильнее. В конце концов, у нас распространён такой классный инструмент, как Telegram, который ещё больше сближает клуб и болельщиков.

- Назови три ваших самых крутых кейса в соцсетях, которые вы замутили. Чем точно можно гордиться и, условно, продемонстрировать при трудоустройстве, отвечая на вопрос «Чем из сделанного в «Акроне» вы гордитесь»?

- Возможно, это прозвучит широко и глобально, но:

1. Вся кубковая история.

2. Презентации лета-2023: форма, промо-ролик к сезону.

3. Текстовое и графическое оформление социальных сетей.

- Давай закончим интервью красивым вопросом. Назови свою прям самую смелую мечту, связанную конкретно с твоей работой и соцсетями «Акрона»? Например, «обойти «Спартак», у которого 140к в телеге», «сделать так, чтобы клуб НБА отметил нас в (запрещенной в России соцсети)» и так далее.

- Если говорить конкретно о моей работе, то хочу, чтобы в наших социальных сетях мы были представлены не только в Тольятти и Жигулёвске, но по всей области.

Говоря об «Акроне» в целом, то это несколько нетривиальная мечта — чтобы о клубе написали песню и сняли клип! Считаю, что это будет своего рода признанием нас и того, что мы делаем.

____________________________________________

Друзья, спасибо вам за прочтение интервью, а Дмитрию - за ответы на мои вопросы! Ставьте плюсы этому материалу, подписывайтесь на блог и на мою телегу. Если вы работаете в каком-то из российских клубов и готовы стать героем этой рубрики - обязательно пишите в личку, буду рад знакомству!

До скорого!