Назад в будущее
Вратарь
Долговязый парень в воротах (190 см – минимум) – неотъемлемый талисман всех проектов Капелло, а Джиджи Буффон – однозначно самый состоятельный из всех длинноруких амулетов Фабио (Росси, Пелиццоли, Аббьяти). Бывало, броня капелловых команд представала настолько крепкой, что в супермена превращался даже такой противоречивый персонаж, как Себастьяно Росси (198 см), проведший 240 матчей за «Милан» и ни одного – за итальянскую сборную. Но совсем здорово, когда голкипер не только высок, но еще и координирован, прыгуч и верток. Буффон – как раз из таких.
Аналоги: Дон Фабио впервые столкнется с ситуацией, когда его выбор будет лимитирован не величиной клубного бюджета, а гражданской принадлежностью интересующих его вратарей. Робинсон, Карсон, Фостер и Харт никогда не страдали от дефицита гормонов роста, а их профессиональные изъяны Капелло попробует скрасть за густым слоем обороны. Если уж Себа Росси, скрывшись за спинами Мальдини, Барези, Тассотти и Костакурты, сподобился в свое время на 11-матчевую сухую серию, то, кажется, даже у Скотта Карсона появляется неплохой шанс совершить что-то в этом духе.
Правый защитник
Бразилец Кафу – проповедник латеральных идей в Европе. Двужильный бегунок с неизменной заливистой улыбкой засиял всеми гранями своего уникального таланта в неповторимой «Роме» Капелло. Оборонительная осмотрительность и атакующая агрессивность сплелись в репертуаре Кафу столь крепко, что разлучить их неспособно даже надвигающееся сорокалетие.
Аналог: Мика Ричардс – двух мнений быть не может. Фулбек «Сити» атлетичнее своего бразильского коллеги, да к тому же сноровистее при оборонительных процедурах.
Центральные защитники
Игнорируя модное веяние нового века, Капелло сторонился тесного сотрудничества с защитниками-исполинами а-ля Матерацци или Хююпя. Не чураясь заполнять центр обороны «малоросликами» вроде Каннаваро, Самуэля, Киву или Серхио Рамоса, итальянец ставил прежде всего на их тактическую вышколенность и цепкость в единоборствах. Угодив под крыло Капелло, Фабио Каннаваро воспрянул духом после двух удручающих лет в «Интере» и доигрался до «Золотого мяча», а Вальтер Самуэль, примчав из Аргентины 22-летним пареньком, в первый же сезон в серии А получил прозвище Il Muro (Стена). 182 сантиметров ему вполне хватало, чтобы царить в воздухе в обеих штрафных площадях.
Аналоги: дуэт Терри – Ричардс, вроде бы, видится идеальным с колокольни Дона Фабио, однако клонировать Мику уже в ближайшее время вряд ли удастся, а потому основным фронтом его работ останется все же правый фланг. Да и вряд ли Капелло будет очень уж яро противиться кандидатуре Рио Фердинанда только лишь на основании его чрезмерных габаритов (189 см).
Левый защитник
Кристиан Пануччи был верным адептом учений Фабио Капелло, претворяя их в жизнь в «Милане», «Реале» и «Роме». Однако присоединиться к своему сенсею и на этот раз Кристиану не удастся при всем желании.
Аналог: Кого бы ни использовал Фабио на левом краю обороны в своей прошлой жизни – старательного Кандела, неподражаемого Мальдини, исполнительного Циге, легкомысленного Марсело, – в сборной Англии у него на этой позиции по-любому окажется Эшли Коул, вне зависимости от былых приоритетов.
Опорные полузащитники
Могучий, скалообразный опорный хавбек, одним внешним видом рассекающий волны вражеских атак, – еще один непременный атрибут всех команд Капелло. Грациозный Марсель Десайи, прозванный в Италии La Diga (Плотина), в великом «Милане» первой половины 90-х позволял Бобану с Савичевичем бесхлопотно развертывать свои интеллектуальные комбинации, а Барези с Мальдини – спокойно укрощать застращанных форвардов соперника. В середине 90-х Дон Фабио выискал на Лазурном берегу будущего преемника Десайи – Патрика Виейра, но плодотворно посотрудничать с ним сумел лишь спустя 10 лет в «Юве». Ну а в мадридском «Реале» Капелло возложил функции безжалостного волнореза на Мамаду Диарра.
Аналог: требуемую монументальную скульптуру Капелло может попробовать высечь из Тома Хаддлстоуна или Фабриса Муамба – их исходных данных вполне достаточно, чтобы прослыть «вторыми Десайи и Виейра». Другой вопрос, смогут ли эти бравые ребята, даже подвергнувшись итальянской моделировке, расшатать позиции Харгривза и Кэррика.
Бразилец Эмерсон, один из лучших центральных хавбеков начала века, учился у Профессора Капелло (как он сам его называл) на трех кафедрах: в «Роме», «Юве» и «Реале». Ладно усвоив теоретический курс, Эмерсон превосходно воплотил его на практике: действуя жестко на оборонительных стадиях, бразилец обладает удивительной способностью моментально раскрутить атаку своей команды остроумной передачей.
Аналоги: как ни удивительно – Лэмпард и Джеррард. Одна из главных интриг грядущего англо-итальянского сотрудничества как раз и заключается в том, каким образом Дон Фабио сумеет разрешить набившую оскомину полузащитную головоломку. Капелло никогда не являлся апологетом какой-то одной тактической схемы, выстраивая подопечных так, чтобы по максимуму реализовать их способности. Римские 5-3-2 были заточены под императорский талант Ческо Тотти, а, например, мадридистские 4-2-3-1 были продиктованы агрессивной манерой игры вингеров – Рейеса, Робиньо и Игуаина. Вполне вероятно, в Англии Капелло применит что-то наподобие 4-3-3, где в полузащитной триаде попробует уместить Стивена и Фрэнка.
Атакующие полузащитники
Звонимир Бобан – виртуозный дирижер миланского оркестра первой половины 90-х, приложивший ноги и голову ко всем победам Капелло, окрашенным в красно-черные цвета. Непревзойденная культура паса, помноженная на лидерскую харизму, сделала Звонимира одним из ярчайших художников кальчо своего времени.
Аналог: Дэвид Бекхэм – если Капелло и впрямь собрался утвердить беспечного калифорнийца в качестве капитана и ключевого персонажа новой сборной. К слову, сам Бобан уже выказал уверенность в том, что игрок и тренер, прожившие непростой совместный сезон в «Реале», вновь объединят усилия на благо английской сборной: «Поначалу Капелло наверняка положится на Бекхэма, так как хорошо его знает». Однако, даже если на первых порах Бекс застолбит за собой место на краю полузащиты, Дону Фабио будет нелегко удержаться от соблазна взбодрить правое крыло кем-то из реактивных вингеров – Ленноном, Агбонлахором, Уолкоттом или Райт-Филлипсом.
Приход Капелло в «Юве» продлил футбольную молодость чешского плеймейкера Павела Недведа. Сам Недвед убежден, что под началом Дона Фабио сделал принципиальный шаг вперед: «Капелло несомненно внес организованность в действия нашей обороны. По сравнению с временами Липпи я был вынужден выполнять больший объем оборонительных действий. Я стал настоящим полузащитником».
Аналог: Джо Коул. Другие кандидаты на злосчастную позицию левого вингера – Эшли Янг и Джеймс Милнер – будут более актуальны при схеме 4-3-3.
Нападающие
Любимый атакующий микс Фабио Капелло – оттянутый форвард, барражирующий по всему фронту атаки, плюс страйкер-забойщик, исправно доводящий до голевого завершения потуги партнеров. Савичевич и Веа – в «Милане», Рауль и Шукер – в «Реале»-97, Тотти и Батистута – в «Роме», Рауль и ван Нистелрой – в «Реале»-2007 и менее показательный случай – Трезеге и Ибрагимович в «Юве». Тем не менее, именно Златан добился под руководством Капелло значительного прогресса в своей карьере, став куда более вариативным форвардом, чем в аяксовские времена. А Франческо Тотти являлся ключевым элементом, возможно, самой романтичной и нетривиальной затеи Дона Фабио – золотой «Ромы»-00/01.
Аналоги: Если странствующим форвардом наверняка останется Уэйн Руни, то на позиции «английского Ибры» возможны варианты – и Краучем, Дефо и Бентом они не ограничиваются. В плане неординарности технического оснащения Капелло вполне способны удивить любимец «Вилла Парк» Люк Мур, «регбист» Дин Эштон и самый юный английский забивала Джеймс Воэн.
терри, фердинанд, ричардс - гуано?))
джо коул, лэмпард, уолкотт - тоже)
есть пара слабых позиций, но без них не бывает, даже в реале)
И с каких пор Буффон стал любимчиком Капелло?