Разрушение вырождающегося прессинга «Аталанты». Как это произошло в матче против «Интера»
В дебютном шквале «Интера», первыми минутами обрушевшего «Аталанту», основными слагаемыми мне представляются следующие обстоятельства.
Во-первых, возвращение Онана в ворота: оно повлияло и на подготовку взлома прессинга, и на сам взлом. Камерунский вратарь, на порядок увереннее и качественнее Хандановича играющий ногами, обеспечил спокойствие и контроль билд-апу «Интера». Если против «Фиорентины» гибкое развитие атаки нерадзурри было почти бесполезным для розыгрыша низом, – движение всё равно заканчивалось попаданием мяча к Самиру и последующем дальним выносом, – то вчера, с Андре в штрафной, миланцы могли долго держать мяч, растягивая соперника коротким пасом с активным задействованием голкипера, и терпеливо готовить фирменный вертикальный выход – также, благодаря передачам Онана, более качественный.
Во-вторых, крайне сложные для противодействия, быстрые механизмы выхода «Интера». После вертикали они часто используют скидку либо на отскакивающего сверху форварда, либо на ход третьему партнёру, а в разгоне атак постоянно применяют те же стенки и троечки с вбеганием из глубины. С каждым из розыгрышей прессингующему сопернику очень трудно справляться: нужно и резко разворачиваться от чужих ворот прямиком к своим (после резкой вертикали и вбегания из глубины), и плотно опекать не участвующего до того в комбинации оппонента (при игре на третьего), и быть быстрее мяча и мысли соперников (в стенках и передачах в касание).
В-третьих, выход в старте Лукаку. Ромелу был важен не только как мощный адресат вертикальных передач, способный за любую из них крепко зацепиться – он, опасностью последующего, привычного для него разворота с мячом и индивидуального действия, стал вбирающим в себя внимание всех ближайших оппонентов, психологическим и физическим их стягиванием освобождающим партнёров. Было заметно, как после получения бельгийцем мяча прежде индивидуально опекающие соперников бергамаски переключались на подстраховку столкнувшегося с Лукаку партнёра, сжимаясь к ним для прямой помощи или оставаясь чуть ниже на случай прорыва – в любом случае их непосредственный подопечный получал свободу. Так были забиты все три гола, когда Толой или оставался страховать борящегося с Ромелу партнёра, не выходя за Лаутаро, или, наоборот, смещался на подмогу к дуэли бельгийца, также оставляя Мартинеса – получавший время и пространство аргентинец в первый раз отдал на Лукаку голевую после стенки, затем разогнал вольным пасом следующую результативную атаку, а в финале без опеки вбежал и под собственный мяч.
И, наконец, последняя, возможно, решающая лепта – увядание агрессии и плотности персонального прессинга «Аталанты». Общее больное место, превращение Бергамо из столицы догматичной дерзости в оплот циничного и осторожного выжидания, любопытно тем, что за один сезон не могло, разумеется, совершиться полностью и цельно. «Аталанта», радикально снизив интенсивность, напор и высоту давления, по-прежнему редко отказывается от персональных ориентировок. Против посредственных под давлением команд такая ремиссия смелости может ещё приносить результат, – простая высокая расстановка 1v1 с оппонентами уже сбивает нерасторопных с толку; наверное, жива ещё и память о цепких бергамасках; так неагрессивно-персональная форма обороны разбивает атаки соперника, – но против команд порядка «Интера», характерных подготовленными выходами из-под прессинга, это странное сочетание индивидуальных ориентировок и высокой встречи с низкой плотностью и малой агрессией даёт то, что вчера и разбило дебют «Аталанты». Соперник свободно держит мяч внизу на своей трети, тянет податливое Бергамо во всех направлениях и запускает мяч на созданное пространство, а там, также без вгрызающихся в спину защитников, свободно разбираются нападающие.
Подобные последние шаги эволюции «Аталанты» нынешнего сезона горьки и непонятны. Странный отказ от фрагментов стиля, сделавшего клуб успешным, в угоду менее доминирующей и инициативной манере, но с сохранением частичек модели прежней, привёл к неказистому во всех отношениях портрету сегодняшней команды Гасперини. Вольной рукой потеряв значимую часть себя, она так и не обрела сопоставимый по качеству и изяществу иной образ – впрочем, эта тема, конечно, заслуживает обособленных размышлений. Сейчас же остаётся лишь с грустью наблюдать за тем, как символ пиковой «Аталанты», Рафаэль Толой, вместо вырывающего мяч мгновенного рывка к сопернику остаётся последним защитником на подстраховке партнёра, и на неделе, описывая «Фиорентину» и «Брайтон» как столпы персонального прессинга, признавать невозможность сопоставления с их давлением давление «Аталанты». Ещё год назад оба обстоятельства были практически непредставимы.
Напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.