Игра с «Енисеем» — образец для разбора ошибок «Рубина»
«Енисей» выбил «Рубин» из Кубка России. Казалось бы, сенсация. На самом деле проблема в игровом кризисе казанского клуба. Аналитик Артем Крупский специально для «Футбологики» детально разобрал матч, который указывает на недостатки в игровой модели Леонида Слуцкого, которые из матча в матч приводят к отрицательному результату.
Когда команда очень сырая в плане игровых взаимодействий, то очень сложно прогнозировать, как мы будем себя вести в той или иной ситуации. «Енисей» – это команда. В плане цельности, построения, состава. А мы по ходу сезона превратились просто в группу игроков. Группа игроков – неважно, какого уровня – всегда хуже, чем команда, — заявил наставник «Рубина» после вылета из кубка.
Безусловно, «Рубин» одна из тех команд, которая в большей степени пострадала от нынешних реалий.
Анализируя данный список, на первый взгляд кажется, что действительно от команды требовать хоть какого-то результата крайне сложно и слова Слуцкого в нынешней ситуации резонны. Все это так, но есть один нюанс – проблемы начались задолго до весенней встряски российского футбола.
Системные дыры в игре казанцев никуда не делись, и вчерашний матч вскрыл их в очередной раз. Стоит отметить отличную тактическую подготовку «Енисея» под соперника. Все три забитых мяча были созданы за счет использования слабых сторон казанцев. Тренерский штаб Вадима Гаранина провел отличную работу, результатом которой стал выход в полуфинал Кубка России впервые для красноярской команды.
Что же за болевые точки мешают «Рубину» в этом сезоне? Давайте разбираться.
Помочь нам, как и всегда, спешит статистика. Разберем показатели команды Слуцкого в конкретных временных отрезках: осенью и весной, когда команда растеряла всех лидеров.
Что касается абсолютных показателей, осеннюю часть сезона «Рубин» завершил на 10-м месте, находясь в 3-х очках от зоны стыковых матчей и в 8-ми — от зоны еврокубков. По забитым мячам казанцы шли на восьмой строчке, по пропущенным — на пятой.
Весной в силу определенных факторов, о которых мы не будем забывать, «Рубин» выбился в лидеры по пропущенным мячам и опустился на девятое место — по забитым.
Исходя из абсолютных показателей видно, что команда стала больше пропускать. При этом стоит отметить, что количество забитых мячей не сильно сократилось (в осенней части за схожий временной отрезок было забито 12 мячей). Понятно, что сравнение условное, поскольку количество матчей разное, но надо понимать тенденцию. По итогу мы не видим зашкаливающих чисел по забитым и пропущенным. Разница между осенью и весной совсем невелика.
Что же там с относительными показателями? Осенью прошлого года подопечные Слуцкого заняли 13-е место из 16-ти по созданным моментам у ворот соперника. Все лидеры были в составе.
По допущенным у своих ворот моментам казанцы заняли «почетное» четвертое место, пропустив вперед лишь «Химки», «Арсенал» и «Нижний Новгород».
Весной начался тот самый кризис и спад, о котором безудержно уверяют представители «Рубина». Но по созданным моментам ничего не изменилось — все то же 13-е место.
А вот по допущенным подопечные Слуцкого «поднялись» на вторую строчку, пропустив вперед только Тулу, у которой совсем ничего не получается даже на фоне конкурентов по борьбе за выживание.
Кризис есть, спад заметен. Но начался он задолго до отъезда легионеров, хотя об этом никто не говорит. Как только команду покинул Деспотович, начались проблемы с организацией моментов у ворот соперника. Вот уже восемь месяцев игроки атаки не могут адаптироваться под новую модель игры.
Давайте разберемся, почему команда так много допускает моментов у своих ворот.
Как профессиональный аналитик в футбольном клубе идет от общего к частному, так и мы в своей статье воспользуемся этой методикой и постараемся понять, стал ли отъезд легионеров катализатором спада или только ускорил падение всех показателей, которые и до этого падали, но медленнее.
Предлагаем проанализировать пропущенные «Рубином» голы, как это делает профессиональный аналитик в большой команде. «Енисей», судя по всему, такой большой командой сейчас и является.
В выборку попали все пропущенные голы «Рубина» за нынешний сезон в официальных матчах (включая Лигу Конференций и Кубок России). Всего было пропущено 49 мячей.
Как видно из диаграммы выше, превалируют несколько категорий:
1. Самая большая – стандарты (в данном вопросе нам она не так интересна, важно понять, как пропускает «Рубин» с игры).
2. Голы, забитые соперниками посредством использования свободных пространств между линиями.
3. Голы, пропущенные при переходных фазах.
4. А также категория фланговые, которые разбиты на две подгруппы
Все эти категории составляют 62% от пропущенных голов (30 мячей, если переводить в цифры).
Давайте разбираться с каждой из категорий:
Использование пространства между линиями
Самое время вернуться к вчерашнему матчу. При оборонительных действиях в начале атаки оппонента «Рубин» расставляется и располагается достаточно высоко, поднимая линию защиты во вторую треть поля. При начале атаки соперника казанцы стараются оказывать давление и перекрывать потенциальные варианты развития атаки.
Важной особенностью прессинга «Рубина» является широкое расположение игроков. Это позволяет врываться в разрывы между линиями и проходить прессинг за счет его низкой плотности в линиях.
Показательный пример того, как противодействовать прессингу «Рубина» продемонстрировал «Енисей» вчера.
Благодаря правильному выходу из-под прессинга был забит один из мячей в этой встрече. При этом «Енисей» не первая команда, которая этим охотно пользуется. Тут можно действительно сослаться на то, что команда потеряла ключевых игроков и действия команды в этом компоненте настраиваются дольше всего, но так было и раньше.
Возвращаясь ко вчерашнему матчу, что мы имеем — три примера розыгрыша удара от ворот «Енисеем». Схема примерно одинаковая. Задача — выдвинуть казанцев ближе к своим воротам, чтобы потом через пас начать острую атаку. В третьем случае на видео это приводит ко второму голу Андрея Окладникова.
Особо хочется отметить тактическую выучку подопечных Вадима Гаранина. Каждый выполняет возложенную на него функцию, за счет этого удается создавать разрывы между линиями у соперника, который в этом матче оказался не готов к игре «Енисея».
Двигаемся дальше.
Действия крайнего защитника и крайнего полузащитника при оборонительных действиях на своей половине поля
Еще одну боль удалось вскрыть подопечным Вадима Гаранина в матче с казанцами.
При позиционной обороне наблюдается несогласованность действий между крайним защитником и вингером. Проявляется в следующих случаях:
При «передаче» игрока от одного к другому;
Оба сужают к центру, но при этом ни один не страхует игрока во фланге;
Вингер не доигрывает по крайнему защитнику, оставляя крайнего защитника в ситуации 2 в 1;
В финальной трети поля вингер выключается и перестает играть по игроку. Снова крайний защитник остается в ситуации 2 в 1.
Именно этим и пользовались красноярцы в матче.
Опять же, можно списать это на несыгранность игроков на флангах. Вместо Хвичи сейчас играет Бакаев, вместо Дрейера — Ломовицкий. Но такие голы «Рубин», опять же, пропускал и в осенней части РПЛ.
Пропущенные голы после переходных фаз
При фазе перехода из обороны в атаку на ошибки казанцев влияют широкое расположение игроков в построении, а также постоянное зависание линии атаки. К тому же, высокая линия обороны позволяет забрасывать мяч защитникам за спину, где этим умело воспользуется любой быстрый нападающий. Именно таким получился третий гол «Енисея».
***
Матч с «Енисеем», которым руководит грамотный тренер-тактик Гаранин, в очередной раз оголил проблемы в построении подопечных Леонида Слуцкого. Конечно же, кадровые потери сильно ударили по команде, которой приходится наигрывать новые сочетания и проводить предсезонку в самом разгаре сезона. Но все проблемы, которые стали сейчас очевидными, были и при наличии в составе Хвичи, Хвана, Дрейера, Хакшабановича и иже с ними.
Подписывайтесь на «Футбологику»: