14 мин.

Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 1. Трент Александер-Арнолд

Вступление

  1. Трент Александер-Арнолд

  2. Защитники при владении мячом

  3. Важности «шестерки»

  4. Прессинг в качестве плеймейкера

  5. Функциональная полузащита

  6. «Девятка»

  7. Ложный вингеры

  8. Вирджил ван Дейк

  9. Джордан Хендерсон

  10. Фабиньо

  11. Наби Кейта

  12. Садьо Мане

  13. Мохамед Салах

  14. Роберто Фирмино

  15. Анатомия гола

Заключение

***

Для любителей футбола есть мало более приятных зрелищ, чем смотреть на игрока, который делает свои первые шаги в первой команде, переходя оттуда из собственной молодежной академии клуба. Теперь представьте, что этот игрок всего за несколько лет на своей позиции стал одним из лучших игроков в мире. Такова ситуация на данный момент с «Ливерпулем» и их 21-летним правым защитником Трентом Александер-Арнолдом.

Когда Александер-Арнолд дебютировал на уровне первой команды в 2016 году, было мало признаков того, что молодой защитник превратится в игрока, которого мы видим сегодня. Он играл как ортодоксальный крайний защитник, и, казалось, ему не хватало физической силы, которая ему понадобилась бы, чтобы стать основным игроком стартового состава в клубе. Во время его первых матчей в первой команде мы увидели странную вспышку технических способностей, которые позволили бы определить его как современного защитника, но не более того, и, оглядываясь назад, это не должно удивлять.

Будучи юношей в молодежных командах «Ливерпуля», Александер-Арнолд играл на разных позициях. В разные моменты времени он был центральным защитником, атакующим полузащитником и центральным полузащитником, но редко играл на позиции крайнего защитника. Действительно, тот факт, что 21-летний игрок однажды заявил, что его предпочтительная позиция находится в центре полузащиты, заставляет некоторых людей думать, что в конечном итоге он вернется в центр поля как за клуб, так и за сборную. Как и у многих молодых игроков, которые в раннем возрасте невероятно талантливы, временами возникали проблемы с настроением, и в какое-то время соперники легко выводили его из себя. Сравните это с игроком, которого мы видим сейчас, описанный его тренером Юргеном Клоппом как «один из самых неустанных профессионалов, которых я встречал, когда дело доходит до того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы становиться лучше каждый день». Александер-Арнолд — яркий пример опасности раннего навешивания ярлыков на молодого игрока в результате нормального процесса роста, будь то психологического или физического.

Хотя в этих призывах к Александер-Арнолду перейти в центр полузащиты может быть логика, многие проводят параллели с набором навыков молодого крайнего защитника и Кевина Де Брюйне из «Манчестер Сити», мы должны учитывать влияние, которое этот шаг окажет на тактическую структуру «Ливерпуля» в целом. В то время как для «Манчестер Сити» мы видим, что Де Брюйне выступает в качестве ключевого игрока и созидателя с мячом в центральных зонах, и это является частью общей модели игры для Пепа Гвардиолы в клубе, для «Ливерпуля» картина иная. В сезоне 2019/20 Юрген Клопп и его тренерская команда решительно перешли к использованию тройки полузащитников по системе 4-3-3 в функциональном, а не творческом смысле.

В сезоне 2019/20 произошло значительное изменение в том, как Трент Александер-Арнолд использовался в игровой модели «Ливерпуля». Это было явным признанием того факта, что молодой правый защитник теперь рассматривался как ключевая творческая и двигающая мяч сила для его команды.

Чтобы полностью понять это изменение и почему оно было так важно, мы должны понять механизмы и действия остальной команды как единого целого. Каждый, кто читает эту книгу, будет знать о качестве атакующей тройки «Ливерпуля». Сенегальский нападающий Садьо Мане занимает левую позицию, бразильский нападающий Роберто Фирмино занимает центральную, а еще, и, возможно это более важно, египтянин Мохамед Салах играет справа. По крайней мере, эти позиционные слоты — это то, что мы видим на графике перед матчем, на котором изображена схема той или иной команды. Позиции, занимаемые игроками, гораздо более подвижны, поскольку и Мане, и Салах стремятся переместиться внутрь либо в полупространства, либо в центральные зоны. Чтобы позволить подобные инвертируемые передвижения крайним нападающим, центральный нападающий Роберто Фирмино опускается в пространство, традиционно занимаемое позицией «десятки», образуя свободный треугольник с двумя другими нападающими.

Эти движения предназначены для того, чтобы перегрузить и запутать оборону соперника. Смещаются ли крайние защитники в центр, чтобы следовать за крайними нападающими, когда те совершают свои забеги? Выходит ли вперед один из центральных защитников, чтобы следовать за Фирмино, когда тот опускается на более глубокую позицию? Если ответ на любой из этих вопросов «да», то немедленно создается пространство, которое могут использовать другие игроки в системе «Ливерпуля», выдвигающиеся вперед с более глубоких позиций. Конечно, соперник может просто отскочить в узкий блок, где крайние защитники занимают места рядом с центральными защитниками. Чтобы предотвратить это легкое встречное движение, «Ливерпулю» нужно поддерживать свою ширину в атаке, чтобы заставить крайних защитников соперника оставаться шире. И это создает карманы пространства, которые, как мы видим, «Ливерпуль» последовательно использует по мере продвижения в последнюю треть.

Традиционно эта ширина была бы предложена действиями крайних защитников, которые одновременно двигались бы высоко, чтобы занять позицию крайнего защитника соперника, и обеспечивали широкий выход, если мяч нужно будет разыграть за линию обороны. Действительно, это все еще относится к Эндрю Робертсону с левой стороны, но не к Александер-Арнолду с правой.

В сезоне 2019/20 мы видели, как Александер-Арнолду была предоставлена гораздо более свободная роль с возможностью смещаться в центр на позиции, которые обычно занимал бы инвертированный крайний защитник. Эти перемещения показывают, что он занимает центральные позиции в тех областях, в которых мы обычно ожидаем увидеть центрального полузащитника. Эти движения с фланга в центр меняют угол игры, которую ведет Александер-Арнолд, и позволяют ему оказывать более непосредственное влияние на игру. Это, конечно, не решает проблему сохранения ширины справа, когда и Салах и Александер-Арнолд оба смещаются в центр, чтобы играть в более узкой зоне, опасность заключается в том, что центр поля может стать еще более перегруженным. Чтобы решить эту проблему, Клопп придумал изобретательное решение: правый центральный полузащитник, обычно Джордан Хендерсон или Алекс Окслейд-Чемберлен, смещался направо, когда «Ливерпуль» владел мячом. Это растягивает соперника и создает пространство, которое было у Александер-Арнолд, когда он владеет мячом.

Этот переход к другой роли для игрока, который, очевидно, является самым важным в команде с творческой точки зрения, разработан Клоппом и его тренерским штабом для обеспечения бо́льшего контроля в играх. Когда немецкий тренер только прибыл в «Ливерпуль», он сделал это в окружении повествования о гегенпрессинге, и первые признаки заключались в том, что Клопп будет стремиться реализовать свой высокий темп и агрессивный стиль игры. В сезоне 2019/20 произошел переход к чему-то иному. Прессинг по-прежнему был чрезвычайно важной частью их игры без владения мячом, но он уже не был такой сильной частью идентичности «Ливерпуля». Вместо этого они теперь стремятся доминировать в игре и более эффективно контролировать темп. С Александер-Арнолдом, который теперь может перемещаться в центр, чтобы там комбинировать, «Ливерпуль» стал намного эффективнее контролировать игру и перемещать мяч, пока они не нашли ту пасовую комбинацию, которая позволила б им проникнуть в штрафную соперника.

В течение сезона 2019/20 Александер-Арнолд стал одним из самых эффективных распасовщиков и эффективных плеймейкеров в европейском футболе. Его способность достигать каждой области поля с помощью управляемых или пласирующих пасов объясняет причины, по которым Клопп отводит молодому правому защитнику столь важную роль в команде.

Прежде чем мы углубимся в работу Александер-Арнолда и изменения в его роли в сезоне 2019/20, может быть полезно использовать данные, чтобы сформировать представление об игроке и его выступлениях за «Ливерпуль».

Точечный график на рисунке 2 предназначен для отображения игроков, которые продвигают мяч за свои команды и создают важные моменты. Для этого я создал показатель под названием прогрессивные действия за 90 минут. Это комбинация двух показателей из Wyscout, называемых прогрессивными забегами и прогрессивными пасами за 90 минут. Цель состоит в том, чтобы показать, какие игроки эффективно перемещают мяч на половину соперника и в штрафную площадь. Второй показатель — ожидаемые голевые передачи (xA), который рассчитывается аналогично более известным ожидаемым голам. Это измеряет вероятность того, что моменты, созданные каждым игроком, будут преобразованы в голы.

Я взял данные из пяти лучших европейских лиг и определил игроков, которые в сезоне 2019/20 сыграли более 1000 минут. Сразу же мы видим два явных отклонения в данных. Вышеупомянутый Кевин Де Брюйне из «Манчестер Сити» имеет коэффициент xA более 0,45 за 90 минут. Чтобы понять это в контексте, мы можем ожидать, что игрок сборной Бельгии будет напрямую помогать забивать один гол каждые две игры. А еще у нас есть Александер-Арнолд с чуть менее чем 18 прогрессивными действиями за игру и коэффициентом xA 0,35 за матч. Поскольку Де Брюйне широко считается одним из лучших, если не самым лучшим игроком Премьер-лиги, то данные показывают нам, что Александер-Арнолд выступает на уровне, сопоставимом с бельгийцем, несмотря на то, что он на семь лет моложе. 

 

 

Мы уже касались этого ранее в этой главе, но рисунок 3 дает базовое представление о типичных движениях, которые мы могли бы увидеть в атакующей фазе схемы 4-3-3. Когда мяч движется вперед в позицию «восьмерки» в правом полупространстве, мы увидим, как крайний нападающий смещается в центр, чтобы найти место для получения мяча.

Это движение от крайнего форвада освобождает широкое пространство, и защитник быстро перемещается на более высокую позицию, чтобы обеспечить ширину на этой стороне поля. Когда Александер-Арнолд только перешел в первую команду, это были именно те движения, которые мы чаще всего от него видели. Мы должны признать, что даже из этих областей, поскольку он все еще иногда совершает это движение в случае необходимой ситуации, своей способностью навешивать Александер-Арнолд представляет значительную угрозу для соперника. Действительно, он уже развил в себе способность посылать мяч в штрафную площадь с помощью широкого спектра кроссов, будь то сильные или закрученные в ключевые зоны подачи. Однако мы видим эту способность к навесам наиболее отчетливо, когда он находится сразу за углом штрафной площади и когда мяч возвращается к нему. Он усовершенствовал искусство закрученного по дуге кросса на дальнюю штангу, который обходит офсайдную ловушку соперника.

Эта традиционная роль крайнего защитника, конечно, прекрасно подходит в большинстве случаев. И правда, до этого момента Клопп использовал своих крайних защитников только так. Большую часть своего времени в дортмундской «Боруссии» правым защитником был игрок сборной Польши Лукаш Пишчек, который был совершенно надежным, но не креативным. Вместо этого творческую функцию выполняли три центральных полузащитника — они брали на себя ответственность за продвижение мяча и создание открываний.

Задача для Клоппа, вступающего в этот сезон, состояла в том, чтобы найти способ раскрыть творческие способности Александер-Арнолда.

 

На рисунке 4 мы видим пример такого движения, которое мы более отчетливо видели у Александер-Арнолда в 2019/20 годах. В начале фазы атаки мяч все еще находится в ногах правого центрального защитника Жоэля Матипа, и мы видим, как атакующая тройка совершает ротационные движения в атаке. Оба и Мане, и Мохамед Салах смещаются в центр с широких позиций, в то время как Роберто Фирмино опускается с линии атаки на более глубокую позицию.

С помощью этих движений мы затем видим, как Александер-Арнолд смещается в центр, в полупространство, чтобы суметь забрать мяч у Матипа в кармане пространства. Как только Александер-Арнолд получит мяч в этой зоне, он старается выйти вперед на пространство и направить мяч в штрафную соперника.

Здесь мы начинаем видеть проблемы, упомянутые ранее в этой главе. Когда Александер-Арнолд смещается в центр и получает мяч, мы видим, что правый коридор теперь пуст. Это позволило бы левому нападающему соперника прессинговать Александер-Арнолда с одной стороны, в то время как центральный полузащитник давил бы со второй. Вот почему «Ливерпулю» было необходимо найти механизм, позволяющий растянуть поле и закрепить крайних игроков на широкой позиции.

Однако с этой позиции Александер-Арнолд теперь в состоянии более эффективно контролировать игру.

 

Разница в позиции Александер-Арнолда от игры в качестве традиционного крайнего защитника или инвертируемого крайнего защитника может быть относительно небольшой, разница между игрой в широкой зоне или в полупространстве, но изменение угла в заключительной трети может иметь решающее значение для «Ливерпуля» при разрушении глубокого защитного блока.

На рисунке 5 мы видим это в действии с владеющим мячом Александер-Арнолдом в полупространстве, хотя на этот раз и в более продвинутой позиции. Возможность паса в край была обеспечена движением правого центрального полузащитника Джордана Хендерсона в этом примере, и это не позволяет крайнему игроку соперника двигаться, закрывая движение мяча. С этой позиции Александер-Арнолду доступен ряд вариантов. Он может отдать легкий пас на фланг Хендерсону, который может свободно двигаться вперед на пространство, или он может разыграть более сложный, но потенциально эффективный пас в штрафную площадку. Молодой англичанин обладает качеством последовательно отдавать пасы с таких углов, которые падают в пространство между линией обороны и вратарем. Умение оценить силу паса в эти зоны — признак в высшей степени одаренного и техничного футболиста.

Вот почему мы склонны видеть, как атакующие игроки «Ливерпуля» постоянно пытаются оторваться от своих опекунов и переместиться в пространство, когда Александер-Арнолд владеет мячом в этой области. Они ищут участки пространства в линии обороны, которые отделяют их от защитников, поскольку они понимают, что мяч будет идеально им отдан на пространство, и любое преимущество, которое они смогут получить над защитниками, даст им оптимальный шанс нанести удар по воротам, когда мяч будет туда разыгран. Еще одной интересной особенностью системы «Ливерпуля», которую мы видим на этом примере, является позиция двух других игроков полузащиты. Они находятся на одной линии за мячом — Фабиньо в качестве контролирующего полузащитника, а Джорджиньо Вейналдум расположился слева от него и подальше от мяча. Вейналдум представляет меньшую вертикальную угрозу с точки зрения выполнения забегов, но он идеально позиционирует себя, чтобы владеть мячом и сыграть вперед, когда «Ливерпуль» захочет изменить угол атаки.

 

На рисунке 6 мы можем увидеть полный спектр перемещений от игроков «Ливерпуля» в этой новой схеме. С владеющим мячом в этот момент левым центральным защитником Вирджилом ван Дейком мы снова видим, как Александер-Арнолд делает то же самое инвертируемое движение, чтобы найти пространство для приема мяча. Это движение запускает перемещение Джордана Хендерсона с его центральной позиции на правую сторону поля. Мохамед Салах и Садьо Мане оба двигаются в центр, а Роберто Фирмино опускается с позиции центрального нападающего, чтобы занять более глубокую роль. С левой стороны поля мы сразу видим, как Эндрю Робертсон поднимается высоко, чтобы занять освобожденное движением Мане место. На этом рисунке мы видим сбалансированную структуру, которую «Ливерпуль» способен создать с помощью различных передвижений. Широкие зоны заняты, и игроки расположены так, чтобы перегружать центральные пространства за пределами штрафной площадки.

Теперь, когда Александер-Арнолд владеет мячом, мы видим диапазон вариантов и пасовых углов, которые создают эти движения. Фланговая зона снова открыта для паса на Хендерсона, но более интересно, что есть углы для получения паса в ноги Мохамеду Салаху и Роберто Фирмино, позволяющие «Ливерпулю» встраиваться в эту перегрузку в центральной части поля сразу за пределами штрафной.

Из этого инвертируемого положения в полупространстве Александер-Арнолд фактически становится опорником, через который «Ливерпуль» может смотреть на игру. Он занимает место опорника между линиями атаки противника и полузащиты и оттуда диктует темп и направление игры.

 

На рисунке 7 мы видим пример важности этой опорной позиции для общей структуры «Ливерпуля». С инвертируемым Александер-Арнолдом и в полупространстве он находится в центре группы игроков «Ливерпуля» с расположенными вокруг него пятью другими игроками. Он является ключом к структуре в том смысле, что его позиционирование создает серию треугольников, которые позволяют быстро перемещать мяч и изменять угол атаки. Эта структура позволяет продвигать мяч, как только открывается линия паса на Мохамеда Салаха, в центре справа, и Роберто Фирмино опускается в пространство на позицию «десятки».

Мы видим, что Александер-Арнолд находится на той же линии, что и два других центральных полузащитника, Фабиньо и Джорджиньо Вейналдум, а Джордан Хендерсон переместился на правый фланг. Структура и расположение игроков «Ливерпуля» привлекли соперника к мячу, чтобы предотвратить их перегрузку. Это, в свою очередь, создает возможность на дальней стороне поля для перемещения мяча в ситуацию 1 на 1 на пространстве.

Это стало инструментом, который все чаще и чаще использовался «Ливерпулем» в течение сезона 2019/20 — Александер-Арнолд владел мячом, после чего быстро переключал игру с помощью управляемых диагональных передач на позицию противоположного крайнего защитника. С этой позиции Вейналдум способен двигаться вперед на свободное пространство, а Робертсон, на позиции левого крайнего защитника, выходит 1 в 1 на противника. Ключ в том, что с этой позиции и при владении мячом Александер-Арнолд контролирует все поле.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.