35 мин.

«Зональная опека» Часть VI: Fußball (2012-16) 16. Вертикальность

Вступление

Часть первая — Voetbal, 1992-96

Переход: Нидерланды – Италия

Часть вторая — Calcio, 1996-2000

Переход: Италия - Франция

Часть третья — Foot, 2000-04

Переход: Франция - Португалия

Часть четвертая — Futebol, 2004-08

Переход: Португалия - Испания

Часть пятая — Fútbol, 2008-12

Переход: Испания - Германия

Часть шестая — Fußball, 2012-16

Переход: Германия - Англия

Часть седьмая — Football, 2016-20

Эпилог/Библиография/Благодарности/От переводчика

***

На протяжении десятилетий Германия приезжала на международные турниры, и эксперты использовали одно и то же старое клише для описания их сборной: эффективная. По сути, это относилось к способности национальной команды выходить в плей-офф безжалостным, механическим способом; они не были самой технически одаренной командой, но они всегда находили способ.

Современная сборная Германии была совсем другой: умелой, техничной, симпатичной. Но каким-то образом старое клише все еще работало. На фоне растущего разочарования в решимости сборной Испании сохранить владение без обеспечения проникновения, Германия предлагала аналогичный уровень технического качества, но их использование мяча было просто более... эффективным. Поражение Германии от Испании со счетом 0:1 на чемпионате мира 2010 года продемонстрировало стиль новых доминирующих футбольных наций Европы — это была тики-така против контратаки.

Тем не менее, было бы неразумно предполагать, что немецкий футбол представляет собой противоположность испанскому футболу. Нельзя сопоставлять эту ситуацию с той, когда оборонительный итальянский футбол вытесниk атакующий голландский в середине 1990-х, например, потому что немецкие игроки и тренеры считали испанский футбол своим вдохновением. «Испания всегда была нашим примером для подражания, — объяснил тренер сборной Германии Йоги Лев немецкому журналу «11 Фройнде» в 2012 году. — Я полностью убежден, что больше нельзя выигрывать титулы, играя в уродливый футбол. В последние годы мы добились огромного прогресса в нашей игре, и теперь у нас есть быстрота и креативность, которые с точки зрения стиля игры позволяют нам быть на одном уровне с Бразилией или Испанией. Раньше нам приходилось компенсировать это мужеством и силой воли». Полузащитники, такие как Месут Озил и Тони Кроос, могли похвастаться качеством техники, сравнимой с их испанскими аналогами, и оба перешли в «Реал Мадрид», будучи постоянно связанными с «Барселоной». Хави Эрнандес сказал, что Кроос предложил «способ игры, который очень напоминает мне меня самого — он похож на моего преемника на поле».

Тем не менее, в сфере технически совершенного футбола стереотипные испанские и немецкие школы были очень разными. «Барселона» Хави заметно снижала возможности убежать в контратаки при заполучении мяча, предпочитая сохранять владение. Пеп Гвардиола рассказал о золотом «правиле 15 пасов», объяснив, что такая длинная последовательность была необходима его игрокам, чтобы организоваться в правильной позиционной структуре.

Вместо этого немецкий футбол был посвящен переходам. Почти каждая команда Бундеслиги была способна заполучить мяч в глубокой позиции и быстро контратаковать, на скорости превращая оборону в атаку. Статистика Opta показывает, что в Германии было значительно больше контратакующих голов, чем в Испании; в период с 2012 по 2016 год выборка из 100 игр Бундеслиги и Ла Лиги в среднем приводила к 32 и 19 голам «быстрого прорыва» соответственно. Разумеется, эти цифры учитывались только тогда, когда контратаки были непосредственно завершены. Другие голы были забиты со стандартных положений, которые были организованны в контратаке, или когда команда успешно прессинговала, чтобы быстро выиграть мяч, изначально двигаясь вперед на контратаке.

Любовь немецкого футбола к контратакам стала особенно очевидной в знаменитой победе «Баварии» со счетом 7:0 над «Барселоной» в 2013 году. В том сезоне команда Юппа Хайнкеса зафиксировала статистику удержания мяча, уступающую только «Барсе» по всей Европе, и предматчевые спекуляции были сосредоточены на том, сможет ли «Барселона», наконец, зафиксировать менее 50% владения мячом, не опустившись ниже этой отметки за более чем 300 игр, начиная с мая 2008 года, как раз перед назначением Гвардиолы. В конце концов, это не имело значения. «Барселона» зафиксировала 63% владения мячом в Германии и 57% в Испании, потому что «Бавария» даже не пыталась обойти их по этому показателю, вместо этого доминируя в тех областях, где «Барселона» была стереотипно, пусть и редко, уязвима: физическая сила, стандартные положения и контратаки. «Бавария» была способна обыграть практически любого, но против «Барселоны» они были сильнее, лучше, быстрее, сильнее. Команда Хейнкеса не совершенствовала один конкретный стиль так изящно, как «Барселона», но они были настоящими универсалами, способными выигрывать матчи по-разному.

Первые два гола «Баварии» в Мюнхене были забиты со стандартных положений, завершенных мощными нападающими Томасом Мюллером и Марио Гомесом. По мере того как «Барселона» все больше продвигалась вперед в поисках выездного гола, они играли на руку «Баварии», которая безжалостно атаковала благодаря быстрому фланговому дуэту из Арьена Роббена и Франка Рибери. Голландец добавил третий гол справа, удивив «Барселону» тем, что смещался на дриблинге в центр, завершая атаку ударом левой ногой, в то время как Мюллер завершил прорыв слева, забив четвертый. «Они были физически очень сильны, — сказал впоследствии Хави. — На самом деле, они нас превосходили. Мы не создавали моментов. Это ужасный результат».

Хайнкес, тем временем, был в восторге от стратегической разведки своей команды. «Решающими факторами были организация команды и тактическая дисциплина, — сказал он. — Мы так хорошо действовали в обороне, каждый игрок был действительно рад остаться сзади... Мы можем делать это и атаковать, потому что в нас много творчества и качества идти вперед. Если у нас есть пространства, то мы их используем». Атакующие игроки «Баварии», особенно Рибери и Роббен, долгое время довольствовались защитой, а затем с радостью вырывались на пространство. В Мюнхене «Бавария» выдергивала «Барселону» на себя, а затем атаковала из глубины, и они исполнили тот же подход на «Камп Ноу». Роббен получил длинный диагональный пас от Давида Алабы, как обычно, сместился в центр и загнал мяч в дальний угол ворот, после чего Рибери взял инициативу в свои руки, дважды обводя слева и навешивая, сначала Жерар Пике срезал мяч в свои ворота, а затем Мюллер нанес фирменный удар головой на дальней штанге. 7:0 по итогам двух матчей.

Рибери и Роббен были вингерами старой школы, настоящие дриблеры, типичная «Барселона» сторонилась в пользу «ложной девятки» и крайних форвардов, совершающих забеги без мяча Они олицетворяли подход «Баварии» на протяжении всего этого периода, начиная с дебюта Роббена, вышедшего со скамейки в перерыве победного матча (3:0) над «Вольфсбургом» в 2009 году. Голландец забил два гола, в том числе в контратаке, обе голевые передачи отдал Рибери, оба праздновались, указывая на своего нового партнера по другому флангу. Их второй гол был особенно запоминающимся: атака началась на краю собственной штрафной «Баварии», и в ней два вингера обменивались пасами с головокружительной скоростью, защитники «Вольфсбурга» изо всех сил старались не отставать, а товарищи по «Баварии» даже не пытались. Это был зловещий предупреждающий знак; «Бавария» будет атаковать преимущественно через этих двух игроков, таким же образом, в течение следующего десятилетия. Два блестящих контратакующих нападающих заранее отскакивали от разных клубов, разочаровывая тренеров и изо всех сил пытаясь реализовать свой потенциал, но немецкий футбол подходил Рибери больше, чем Франции или Турции, и подходил Роббену больше, чем Англии или Испании.

Как команда, сосредоточенная на игре во владение мячом, «Бавария» была аномалией в Бундеслиге. Они зафиксировали показатель точных пасов в 87% в своем сезоне с треблом, в то время как у всех остальных команд Бундеслиги показали где-то между 71% и 81%. «Бавария» была контратакующей командой, когда они играли с «Барселоной», но каждый местный соперник становился контратакующей командой, когда они играли с «Баварией», что продемонстрировало разницу между испанским стилем, который доминировал в течение предыдущих четырех лет, и немецким стилем, который становился все более влиятельным.

Главными соперниками «Баварии» в этот период была дортмундская «Боруссия», которая в течение двух лет доминировала в Бундеслиге под руководством Юргена Клоппа. Они были совсем другой командой. В то время как любовь «Баварии» к суперзвездам и дрязгам привела к тому, что в 1990-х их прозвали «ФК Голливуд», «Дортмунд» был представлен как рабочий клуб старой школы, полагающийся на свой боевой дух и шумную атмосферу. В то время как «Бавария» могла подписывать готовых суперзвезд, в том числе и снятие сливок в виде лучших игроков «Дортмунда», на стороне команды Клоппа были скромные доморощенные таланты, такие как Марсель Шмельцер и Марио Гетце, наряду с умными трансферами из низших лиг, таких как Синдзи Кагава и Роберт Левандовски. Они были больше, чем сумма их частей, благодаря тактическому интеллекту Клоппа и его способности мобилизовать как болельщиков, так и игроков.

Самой фундаментальной частью философии Клоппа было его так называемый «гегенпрессинг» — подробнее об этом позже — но контратака «Дортмунда» также была сенсационной, и их превращение с команды, занявшее пятое место в 2009/10 году до завоевания титула в следующем сезоне было связано с дополнительной прямолинейностью: Vertikalspiel (Вертикальная игра), как описывала его немецкая пресса. «Мы начали уделять гораздо, гораздо больше внимания вертикальным пасам», — признал Клопп в середине своей первой кампании за чемпионский титул.

Разница между «Баварией» и «Дортмундом» заключалась в характере фланговых игроков. Рибери и Роббен были настоящими мировыми звездами, в то время как дортмундцы Кевин Гроскройц и Якуб Блашчиковски были более трудолюбивы, известны больше своей энергией, чем техническими качествами. В системе Клоппа они действовали как крайние полузащитники, а не вингеры, и располагались ближе к игрокам центра поля. Хотя оба были способны на дриблинг, они были больше сосредоточены на ускорениях без мяча в пространства, освобожденные защитниками соперника, создавая варианты вертикальных пасов и поспешно принимая правильные решения. «Мы тактически очень дисциплинированны, пытаясь продвинуть мяч вперед со структурированной базы, — объяснил центральный защитник Матс Хуммельс. — Но это именно то, что пытается сделать большинство команд. То, что у нас есть — это подлинная страсть. Мы вполне готовы к этому».

Подобные концепции — мотивация, страсть, желание — иногда рассматриваются как альтернатива тактическому подходу. Но Клопп позаботился о том, чтобы такие концепции усилили его тактический подход, и его оживленное присутствие на бровке стало символом «Дортмунда», который делал все с огромной энергией и целеустремленностью. «Речь идет о том, чтобы сделать болельщиков счастливыми, о создании матчей с узнаваемым стилем», — заявил Клопп на своем представлении в «Дортмунде». Он сдержал свое слово. Журналисты говорили о футболе в стиле хэви-метал, о футболе на полную катушку, находя любую метафору, которая включала скорость, шум и организованный хаос.

В то время как «Бавария» открыто моделировала себя по модели «Барселоны», Клопп позиционировал себя как альтернативу. «"Барселона" последних четырех лет, с их умиротворенностью... Извините, мне этого недостаточно, — засмеялся он. — Если бы "Барселона" последних четырех лет была первой командой, которую я увидел в футболе, когда мне было четыре года, я бы вместо этого начал играть в теннис. Мне нравится боевой футбол, а не футбол умиротворенности; дождливый день, тяжелое поле, у всех грязные лица, а потом они идут домой и не могут играть в футбол в течение следующих четырех недель. Вот в чем суть "Боруссии"». Позже Клопп с восхищением говорил о прессинге «Барселоны», но во владении мячом он хотел чего-то другого. Именно «Дортмунд», а не «Бавария», представлял современный немецкий футбол, и их архетипическое контратакующая игра сопровождалась легендарной победой со счетом 5:2 над «Баварией» в финале кубка Германии 2012 года.

Финал кубка был разрозненным, характеризовавшимся ошибками в обороне. Вратарь «Баварии» Мануэль Нойер провел особенно плохую игру, и обе команды забили с пенальти после неуклюжих, ненужных фолов. Но победа в финале кубке была чистой победой «Дортмунда», с Левандовски впереди, Кагавой, дрейфующим в пространства, ускоряя контратаки, и Гроскройцем и Блашчиковски, ревущимися по флангам. Позже Клопп окажется вынужденным прибегнуть к тактическим ухищрениям, чтобы удивить «Баварию», а приход быстрого нападающего Марко Ройса и развитие Марио Гетце обеспечат более звездное качество. Но, как и любой великий акт хэви-метал, самый ранний материал «Дортмунда» был их лучшим.

Победа в финале кубка «Дортмунда» прекрасно продемонстрировала концепцию перехода, термин, который вошел в обиход за несколько лет до этого, но был особенно важной частью немецкой футбольной идеологии. Атакующий переход — это момент, когда команда переходит от отсутствия владения к обладанию, а оборонительный переход — наоборот. Дортмундцы были особенно искусны в первом.

Гроскройц и Блашчиковски сыграли важную роль в этих атакующих переходах. «Бавария» доминировала во владении мячом, и поэтому бо́льшую часть игры крайние полузащитники «Дортмунда» находились глубоко в своей собственной трети поля, помогая своим защитникам, удваивая противостояние Рибери и Роббену. А потом, когда пасовые комбинации «Баварии» срывались и «Дортмунд» выигрывал владение мячом, они внезапно рвались в контратаку. Оба фланговых игрока отлично чувствовали, когда переход был неизбежен, и начинали свои атакующие движения до того, как крайние защитники «Баварии» чувствовали опасность, бросаясь в промежутки и поощряя вертикальные передачи. Кагава, тем временем, усовершенствовал роль «десятки», делая дугообразные забеги в коридоры.

Два гола дортмундцев были особенно запоминающимися. Когда команда Клоппа уже выигрывала со счетом 2:1, Роббен попытался сделать пас на Рибери поперек поля, который был перехвачен правым защитником «Дортмунда» Лукашем Пишчеком. Другие могли бы просто вынести мяч подальше, но Пишчек спокойно кивнул его на Блашчиковски, получил ответный пас и сыграл длинным забросом в сторону Левандовски, который прокинул мяч на Кагаву, продолжил свой бег, чтобы получить сквозной пас от японского плеймейкера, а затем пробил мимо Нойера. За 12 секунд дортмундцы прошли путь от перехвата глубоко на своей половине поля до гола, благодаря стеночке, вертикальному пасу, еще одной стеночке и удару по воротам в касание.

Гол, который фактически закончил финал, выведя «Дортмунд» вперед со счетом 4:1, был еще одной быстрой контратакой. На этот раз Гроскройц заблокировал удар Бастиана Швайнштайгера, и мяч отскочил к Себастьяну Келю. Тот отдал мяч Кагаве, который уже бежал за парой полузащитников «Баварии», атакуя двух центральных защитников соперника, которые были раскрыты из-за выдвинутого расположения их крайних защитников. Кагава рванулся вперед с мячом, немного замедлил свой дриблинг, чтобы позволить Гроскройцу продвинуться влево, затем пропустил его, и когда Левандовски разумно изменил свой забег, чтобы занять противоположный коридор и убедиться, что дортмундцы использовали пространство по обе стороны от пары центральных защитников «Баварии», Гроскройц нашел поляка, который пробил в дальний угол. План «Дортмунда» на игру был выполнен безупречно, и Левандовски впоследствии оформил хет-трик.

«Бавария» никак не могла прийти в себя от такого результата. Хайнкес возразил, что у «Дортмунда» было не так много шансов, Филипп Лам настаивал, что «Бавария» превосходила соперника до перерыва. Но анализ капитана «Дортмунда» Келя был более справедливым, объяснив, как его команда «ждала своих шансов на контратаках и в итоге заслужила победу». Клопп, как ни странно, почти не знал, что сказать. «Мы были хладнокровны и забили несколько отличных голов, — сумел он. — У меня просто нет слов для того, чтобы объяснить что команда сделала сегодня, чтобы описать мои чувства. В ближайшие годы мы увидим, сможет ли кто-нибудь превзойти наши достижения в этом сезоне». Дортмунд оформил дубль, уже выиграв Бундеслигу с рекордным количеством очков.

Что касается отдельных игроков, то самый яркий талант немецкого футбола в этот период был также известен своим контратакующим разрезом. Выход Германии в полуфинал чемпионата мира 2010 года был освещен выступлениями необычайно одаренного Месута Озила, футболиста, который не был похож ни на что, что Германия производила в течение многих лет, но также, возможно, что более важно, не был похож ни на что, что предлагал испанский футбол. Озил не был глубинным плеймейкером, как Хави, или притягивателем мяча между линиями, как Давид Сильва, но созидателем контратак, который преуспел в получении мяча на ход, как Кагава в той роли, которую Клопп создал для него в «Дортмунде».

Озил был особенно ярок на чемпионате мира 2010 года, когда Германия уже доминировала в матчах, а соперник на них выбрасывался и оставлял пространство для контратак. Примечательно, что его три голевые передачи на турнире были на четвертый гол в победе 4:0 над Австралией, на четвертый гол в победе 4:1 над Англией и на четвертый гол в победе 4:0 над Аргентиной. Все три появились после того, как Озил вбежал в центральный левый коридор, и прокидывал мяч на футболиста, который и забивал гол. Озил был новым лицом немецкого футбола: молодой, быстрый, техничный и выходец иммигрантов. Хотя Озил родился в Германии, до четырех лет он говорил только по-турецки и имел только турецкий паспорт до своего решения играть за сборную Германии, что разделило мнение в его семье. Он сам признал, что его творческие, технические качества были не совсем типичны для немецких игроков. «Моя техника и чувство мяча — это турецкая сторона моей игры, — объяснил он. — Дисциплина, отношение и всегда-отдавай-все — это немецкая часть».

Отличная игра Озила без мяча частично объяснялась его позицией в бременском «Вердере», где он играл на позиции «десятки» в верхней части ромба полузащиты и обеспечивал ширину, перемещаясь в сторону коридоров, меняясь позициями с Аароном Хунтом и Марко Марином. Он перенес этот стиль в свою игру за национальную сборную и в мадридский «Реал», к которому присоединился в 2010 году. Жозе Моуринью иногда критикуют за то, что он не ценит талантливых игроков, но точно так же, как он получил лучшее от Деку в «Порту» и Уэсли Снейдера в «Интере», лучший отрезок игры Озила пришелся на Моуринью в «Реале».

В то время как его порой спихивали на фланг или вообще не выпускали в матчах Класико, Озил был фундаментальной частью 4-2-3-1 «Реала», регулярно отдавал голевые передачи Криштиану Роналду и был любим Моуринью именно потому, что был так опасен в контратаке. Это был его контратакующий пас вразрез на Роналду на «Камп Ноу» в 2012 году, который эффективно завернул единственный чемпионский титул для Моуринью в Испании, в то время как его движение во фланг постоянно выводило из строя полузащитников соперника и открывало пространство для его соотечественника Сами Хедиры — еще одного немецкого полузащитника, подписанного «Реалом» под конец его выступлений на чемпионате мира 2010 года — чтобы туда врываться. На самом деле, полузащита «Реала» под руководством Моуринью прекрасно иллюстрировала контраст между Германией и Испанией; для немцев Озила и Хедиры было естественно контратаковать, а испанец Хаби Алонсо сидел глубоко и обеспечивал терпеливые пасы. С резервистом Лассаной Диарра, французским водоносом, настроенным на оборону, они удовлетворяли всеми требованиями.

Хотя Озил продолжал обновлять свою статистику точных передач после перехода в «Арсенал» в 2013 году, он никогда не был полностью столь эффективным, отчасти потому, что игра «Арсенала» в позиционной атаке была медленнее. Но форма Озила в сборной оставалась превосходной, и он был признан игроком года сборной Германии в 2011, 2012, 2013, 2015 и 2016 годах — единственный пропущенный год, подчеркивающий тот факт, что его лучшая форма не совпала с триумфом национальной команды в Бразилии. Он был фактически основным игроком сборной Германии с момента своего дебюта в 2009 году до чемпионата мира 2018 года, когда он покинул национальную команду, потому что «В глазах [президента ФА Германии Рейнхарда] Гринделя и его сторонников я — немец, когда мы выигрываем, но я — иммигрант, когда мы проигрываем». В ответ Гриндель признался: «В некоторых моментах я мог бы занять более четкую позицию и поддержать Месута Озила. Мне следовало быть предельно ясным в своих словах. Такие нападки совершенно неприемлемы».

Международная карьера Озила проходила исключительно под руководством Лева, тренера, который сразу понял, что Озил идеально подходит для его типа футбола, основанного на инновации, прямой атаке. Лева часто описывали как находящегося под сильным влиянием своего времени в «Штутгарте», где скорость и вертикальные пасы были в приоритете. «Я разработал атакующий стиль, комбинацию между пасами и бегом, восстановлением владения мячом и быстрой контратакой», — сказал он.

В 2010 году Лев заявил, что футбол — это спорт, «определяемый последовательностью ускорений», что является совершенно иной интерпретацией доминирующего испанского подхода. Когда на Евро-2012 его спросили, по-прежнему ли он верит в это утверждение, Лев более подробно изложил свою философию. «Сейчас это так и даже больше, чем когда-либо прежде, — объяснил он. — Темп игры увеличился. Игроки сейчас очень много бегают, и традиционно считается, что команда, которая бегает больше, выигрывает игру. Однако наш анализ показал, что эта точка зрения слишком поверхностна. Сейчас мы сосредоточены на том, какие ускорения совершают игроки, где они их делают, как они их делают и в каком направлении. Говоря эмоционально, ускорение вперед имеет гораздо лучшие коннотации, чем забег назад. Если вы бежите вперед, вы забываете, как много вы пробежали и насколько быстро вы это сделали. Бежать вперед намного легче». Его немецкая команда была благословлена еще бо́льшим количеством игроков, которые любили бежать вперед, с ужасающе быстрым Марко Ройсом из «Менхенгладбаха» и ультра-вертикальным Андре Шюррле из леверкузенского «Байера», которые предоставляли больше возможностей для атаки.

Игра сборной Германии на Евро-2012 была более сбалансированной, чем на чемпионате мира 2010 года, отчасти потому, что соперники сидели глубже и мешали им контратаковать. На групповом этапе они одолели Португалию со счетом 1:0 благодаря голу форварда старой школы Марио Гомеса, который также забил оба гола в победном матче над Нидерландами (2:1), когда Германия доминировала, перегружая центр и разумно ротируя свое трио полузащитников.

Их победный гол в последнем матче на групповом этапе, победа со счетом 2:1 над Данией, был более типичным. Ларс Бендер, полузащитник, развернутый на правом фланге в своей первой игре в стартовом составе за сборную, выиграл подкат на краю своей штрафной, а затем пробежал больше 70 метров. Германия идеально комбинировала, Гомес, игравший спиной к воротам скинул мяч на Хедиру, который прошел с мячом еще 20 метров. Озил, который получил мяч в правом центральном коридоре, совершил один из своих типичных фланговых забегов в центральный левый коридор, одновременно создав пасовый угол для своего товарища по «Реалу» Хедиры и открыв пространство для спринта Бендера. Озил сделал одну из своих классических передач низом налево, и Бендер забил гол. Это был немецкий футбол: быстрая контратака, основанная на выгрызании мяча, ускорении, умном движении и вертикальных передачах.

Четвертьфинальная победа Германии со счетом 4:2 над Грецией была больше связана с игрой во владение мячом, а затем полуфинальное поражение от Италии со счетом 1:2 вызвало вопросы о тактике Лева, после того как он резко изменил свою систему в попытке сдержать замечательного Андреа Пирло, что привело к обратным результатам. Но Германия была на правильном пути. Интервью Озила немецкой газете «Ди Вельт» после поражения Италии было особенно показательным. Он отверг жалобы на отсутствие мотивации у игроков, отрицал, что команде не хватает лидеров, отвергал критику тренировочной базы Германии и посмеялся над предположениями о будущем Лева. Германия знала, что они на верном пути, и два года спустя в Бразилии это доказала.

Тем не менее, на чемпионате мира 2014 года не все было гладко для сборной Германии. Они отправились на турнир с различными проблемами с травмами игроков, включая полное отсутствие их самого опасного нападающего, Ройса. Лев, по-видимому, не был уверен в оптимальной структуре своей команды и по мере продолжения турнира внес некоторые существенные изменения. Был большой страх в победе со счетом 2:1 в дополнительное время над Алжиром во втором раунде, когда задняя линия Германии выглядела вялой и уязвимой для контратак, и даже в победе со счетом 1:0 в дополнительное время в финале сборная Аргентины создала больше шансов. Однако все это в значительной степени забыто из-за двух фактов. Во-первых, Германия завоевала трофей. Во-вторых, они обыграли хозяев турнира сборную Бразилию со счетом 7:1.

Тренерский штаб сборной Германии перед турниром признал, что игра во владение и тяжелый прессинг в Бразилии будут трудными из-за изнуряющих условий, и счел, что поэтому предпочтительнее использовать контратакующий подход. «Мы знали, что оборона Бразилии будет быстро дезорганизована», — объяснил Лев в книге «Перезагрузка» Рафаэля Хонигштейна. «Мы хотели хорошо проявить себя в обороне, — добавил его капитан Лам, — либо быстро выигрывая мячи, либо прорываясь через их первую волну атаки, потому что Бразилия тогда часто разделялась на две части: атаку и оборону. Таким образом, возникнут возможности для контратак». Это идеально сработало.

Преимущество Германии в первом тайме со счетом 5:0 возникло почти полностью за счет контратак в одну конкретную зону, находящейся за бразильским левым защитником Марсело. Потребовалось всего четыре минуты, чтобы эти возможности стали очевидными, когда Марсело рванулся вперед, чтобы закрыть Мюллера при вбрасывании, а затем дважды был отыгран одним и тем же ходом, когда и Хедира, и Мюллер бросались ему за спину, хотя от Клозе мяч отскочил и он не сумел пасом найти Мюллера. Три минуты спустя Марсело оказался слишком высоко в поле, когда Германия начала очередную атаку, в ходе которой Мюллер отпасовал на Озила, который отдал на Хедиру, но его удар попал в товарища по команде Крооса.

Через четыре минуты после этого Марсело попытался переступом обыграть соперника на чужой трети поля и Мюллер отобрал у него мяч, затем снова побежал вперед вместе с Хедирой справа. Здесь Марсело на самом деле совершил отличный восстанавливающий позицию забег, чтобы справиться с обоими игроками, а затем поднял руку, чтобы признать свою ошибку. Однако с заработанного углового Германия открыла счет. Он напомнил об их матчах в 2010 году против Англии и Аргентины, где контратаки произошли благодаря стандартным положениям, которые реализовывали Клозе и Мюллер соответственно. Эти двое снова оказались решающими игроками; Клозе блокировал Давида Луиса, что создало пространство для Мюллера, который слета отправил мяч в сетку ворот.

Это был Клозе, который обогнал Роналду в качестве лучшего бомбардира чемпионата мира всех времен этом турнире, и Мюллер, обладатель Золотой бутсы чемпионата мира в 2010 году, которые представляли старую немецкую эффективность. Ни один из них не был особенно элегантен, но оба, несомненно, могли похвастаться блестящим рекордом по забитым голам за сборную. Клозе был приличным игроком в течение сезона, но превосходил сам себя на турнирах сборных; Мюллер был смущающе неуклюжим игроком, но также разрушительным в самых серьезных матчах. Германия сочетала в себе старую и новую эффективность.

Хотя Марсело и создал один момент опасности в штрафной соперника, вынудив Лама в скользящем подкате выбить мяч, при переходах из обороны в атаку и наоборот он постоянно оказывался вне своей позиции. Через 14 минут его хладнокровно отсек Мюллер, сыграв в стеночку с Хедирой. Через 19 минут он уступил владение мячом, и Германия убежала в еще одну контратаку, но пас Крооса в сторону Мюллера был перехвачен. «Пространства были больше, чем против оборонительных команд», — дипломатично объяснил Мюллер впоследствии, и никто не умел прорываться на него лучше, чем сборная Германии.

Через 22 минуты Марсело снова был пойман слишком высоко при переходе, и в контратаке кросс на ближнюю штангу от Мюллера был выбит за боковую для вбрасывания по правому флангу сборной Германии. С этого вбрасывания Германия отработала пасовую комбинацию, и Марсело отошел слишком глубоко, оставив Мюллера в отличной позиции. Знакомая комбинация снова сработала, и Мюллер отбросил мяч на Клозе, чтобы тот забил гол.

Теперь шлюзы открылись. Озил, начавший матч слева в передней тройке, почувствовал, что все пространство находится на противоположном фланге, поэтому переместился вправо, начал контратаку с забегающим правым защитником Ламом, и его кросс нашел Крооса, который пробил по воротам. 3:0. «Сборная Бразилии была в шоке после того, как мы забили второй и третий голы, — вспоминал Лев. — На поле это реально чувствовалось». Теперь Германия могла неоднократно убегать по центру. Хедира ассистировал Кроосу на счет 4:0. Затем Озил отдал результативную передачу на Хедиру — 5:0.

В перерыве Германии было жаль Бразилию. У них не было особого желания еще больше стыдить своих хозяев, и стартовый состав был доволен тем, что сохранил свою энергию для финала, поэтому защищался большим числом и атаковал без особого энтузиазма. «Мы просто дали понять, что нам нужно оставаться сосредоточенными и не пытаться унизить их», — вспоминает центральный защитник Матс Хуммельс.

Но через час игры Лев заменил 36-летнего Клозе и выпустил Андре Шюррле, который, возможно, был самым разрушительным контратакующим нападающим Бундеслиги во время потрясающей кампании 2012/13 за «Леверкузен», перед менее успешным сезоном в «Челси». В то время как его товарищи по команде довольствовались пятью голами, Шюррле почувствовал возможность сыграть за сборную в финале и забил шестой и седьмой голы, прежде чем Оскар забил не особенно утешающий утешительный гол. Это было самое неловкое поражение хозяев чемпионата мира за все время, но это был также триумф немецкой контратаки. Бразилия доминировала в плане владения мячом, охвата территории и ударов, в то время как Германия отошла назад и вырывалась на пространства. Это было почти слишком эффективно. Озил извинился перед Давидом Луисом после финального свистка за такое сильное преимущество в победном матче, в то время как Бастиан Швайнштайгер сказал, что предпочел бы выиграть со счетом 2:0.

Шюррле также внес ключевой вклад в качестве вышедшего со скамейки игрока в финале, его внезапное ускорение и кросс помогли Марио Гетце забить победный гол против Аргентины Лео Месси, завоевав четвертый титул чемпиона мира для Германии. Однако именно 7:1 войдет в историю.

Тем временем в Бундеслиге футбольной культуре Германии был брошен вызов назначением Пепа Гвардиолы на пост главного тренера «Баварии» в 2013 году. Взяв на себя бразды правления сразу после того, как «Бавария» оформила требл под руководством Хайнкеса, назначение Гвардиолы стало свидетельством внезапной высокой репутации немецкого футбола, но также вызвало вопросы о будущей футбольной философии «Баварии». Гвардиола широко считался идеологом, умеющим ставить только тики-таку. Все ожидали, что «Бавария» перейдет с 4-2-3-1 на 4-3-3, и казалось, что Гвардиола будет изо всех сил пытаться внедрить Рибери и Роббена, поскольку его испанская модель предпочитала крайних форвардов, совершающих пробежки без мяча, а не обыгрывающих на дриблинге вингеров. Правда была несколько сложнее.

Внимательно изучив немецкий футбол в течение своего годичного творческого отпуска в Нью-Йорке, Гвардиола прибыл в Мюнхен, одержимый угрозой контратак, исходящей почти от каждой команды Бундеслиги. Его подход в «Барселоне» всегда зависел от структурированной позиционной игры во владение, но в Германии он стал еще строже и неоднократно подчеркивал, что «Баварии» необходимо удерживать владение мячом, чтобы собраться в правильной формации, что предотвратит предоставление свободных пространств для контратаки соперников. Его «Барса» не часто терпела поражения, но они обычно приходили, когда их оборона подвергалась быстрым контратакам. «Я просто хочу, чтобы они начинали двигаться вместе вперед несколько метров, чтобы, если мы потеряем мяч, соперник не мог бы воспользоваться отсутствием у нас единства, — объяснял он на предсезонке. — Каждая команда в Германии способна организовать контратаку еще до того, как у вас появится возможность даже вздохнуть, и если мы потеряем наше единство, это даст им шанс вырваться с мячом и создать моменты». Он в шутку называл Германию «Kontaland», страной контратак.

К этой теме Гвардиола неоднократно возвращался. В книге «Пеп: конфиденциально» (инсайдерский взгляд Марти Перарнау на первый сезон Гвардиолы в «Баварии»), наиболее распространенной причиной, по которой он возился с тактикой, было предотвращение контратаки соперника. После победы над «Ганновером» Гвардиоле сообщили, что их тренер Мирко Сломка заявил, что любая немецкая команда способна провести контратаку за 11 секунд. Гвардиола не был с этим согласен. «Я думаю, что даже быстрее, чем говорит Мирко. Эта лига примечательна с точки зрения контратак. В Испании есть отличные команды, которые поражают вас хорошими контратаками, но я никогда не видел, чтобы где-нибудь было столько равных Бундеслиге по количеству команд, которые могут нанести вам столько эффективных, невероятно быстрых контратак». Золотое правило 15 пасов от Гвардиолы стало более фундаментальным, чем когда-либо, и он все чаще экспериментировал с необычными защитными построениями, чтобы его команда всегда была готова к быстрому переходу в оборону. В этом смысле немецкая одержимость контратаками только усилила предпочтение Гвардиолы испанской игре во владении мячом.

Однако несколько иначе подход Гвардиолы значительно изменился. Сначала он попытался перенести свой шаблон «Барселоны» на своих новых подопечных, и его два летних трансфера подчеркнули это стремление. Первым был Гетце, спорно подписанный из «Дортмунда» и назначенный на роль Лео Месси в роли «ложной девятки»; другим был полузащитник «Барселоны» Тияго Алькантара, который прошел через Ла Масию и полурегулярно играл за первую команду, в том числе в победе над «Сантосом», любимой победой Гвардиолы с «Барсой» из-за необычной схемы 3-7-0, которую он использовал. Эти двое, казалось, были настроены доминировать в новоиспеченной «Баварии», но оба в течение первого года страдали от травм. Гетце провел все 90 минут в чемпионате всего девять раз, Тияго — лишь восемь. Поэтому два игрока, которые должны были стать символами эволюции «Баварии» при Гвардиоле, были в значительной степени второстепенными.

Поскольку Гетце обычно был недоступен, «Бавария» больше, чем ожидал Гвардиола, зависела от Марио Манджукича, старомодного, работящего центрфорварда, известного своими способностями игры в воздухе. Гвардиола в «Барселоне» никогда не играл с чистым нападающим, если не считать его неудачного союза со Златаном Ибрагимовичем, который в любом случае был значительно более креативным. Также на удивление заметную роль сыграл 35-летний ветеран Клаудио Писарро, еще один нападающий-столб, которому удалось в том сезоне в Бундеслиге забить десять мячей.

Томас Мюллер, тем временем, использовался в качестве полузащитника в межсезонье, но после того, как Гвардиоле он показался неубедительным в своей позиционной дисциплине, он был переведен на позицию форварда. Манджукич ушел после одного сезона и был заменен Левандовски из «Дортмунда», более сильным связующим игроком, но также выдающимся нападающим, который отлично замыкал кроссы, и большой поляк забил 13 голов головой за два сезона под руководством Гвардиолы. В результате «Бавария» обычно играла с большим игроком в атаке, что означало, что Гвардиола отошел от популяризированной им испанской модели. «Когда я впервые приехал в Мюнхен, я думал, что смогу более или менее перенести игру "Барсы" в "Баварию", но на самом деле я был женат на них обеих, — признался Гвардиола. — Я привнес философию "Барселоны" и адаптировал ее к "Баварии"».

Сдвиг был очевиден после первой игры Гвардиолы в Бундеслиге, удобной, хотя и в значительной степени скучной победы со счетом 3:1 над менхенгладбахской «Боруссией», которая закончилась тем, что Гвардиола пожаловался на вялые оборонительные переходы «Баварии». «Мы не всегда хорошо прессинговали, мы давали "Гладбаху" слишком много времени, мы не контролировали их контратаки, и когда мы теряли мяч, мы не всегда сразу возвращались на свои позиции», — пожаловался он. Но еще более удивительным был подход «Баварии» к владению мячом. Хотя центральные защитники, Жером Боатенг и Данте, пытались обыгрываться с ударов от ворот, они пускали удивительное количество длинных забросов в сторону Манджукича. Они также регулярно совершали диагональные пасы во фланги, ведь «Бавария» пыталась как можно быстрее найти Рибери и Роббена. Эти двое, наряду с Ламом, были лучшими игроками «Баварии» в тот вечер, что служило предзнаменованием их игры под руководством Гвардиолы в течение следующих трех сезонов.

Рибери и Роббен не подверглись, как некоторые ожидали, остракизму при Гвардиоле. Вместо этого они доминировали в его команде. «Кто наши неудержимые парни? Фланговые ребята, Рибери и Роббен», — объяснил Гвардиола в книге Перарнау. Однако вместо того, чтобы они начинали глубоко и с ревом продвигались вперед в контратаке, Гвардиола хотел, чтобы его команда располагалась выше, гарантируя, что ускорение вингеров продлится не более четырех или пяти секунд. «Если мы установим действительно высокую линию обороны и установим наших центральных защитников там, где обычно находится центр поля, то это ограничит возможности наших противников двойного прикрытия наших вингеров. Мы превратим каждую игру в ситуацию один на один, где наши ребята будут лучше. Они также могут превосходно простреливать, и у нас есть высококачественные финишеры, которые будут реализовать эти шансы. В "Барсе" Месси уничтожал из центра поля. В "Баварии" это будут Рибери и Роббен с флангов».

Это ознаменовало значительный сдвиг в мышлении Гвардиолы. Ранее он подчеркивал, что дриблинг в значительной степени неэффективен и лучше всего используется для того, чтобы выманить противников с их позиции, после чего надо просто пасовать мимо них. Акцент на кроссах также был несколько неожиданным, но это был новый Гвардиола. «Я должен адаптироваться к "Баварии", но "Бавария" тоже должна адаптироваться к моей работе», — сказал он. Вместе они создали особый футбольный бренд, который совершенно логично выглядел как гибрид испанской и немецкой моделей. Общая инструкция Гвардиолы заключалась в том, что «Бавария» должна быть терпеливой при работе с мячом в центре поля, а затем более непосредственной в заключительной трети. Сначала испанская модель, потом — немецкая.

«Бавария» сохранила свой титул чемпиона Бундеслиги в первом сезоне Гвардиолы, опередив «Дортмунд» на 19 очков, но им не удалось успешно защитить титул Лиги чемпионов. Они были обеспокоены контратаками в Европе, колеблясь на начальных этапах матча второго раунда против «Арсенала», когда Озил, как правило, прорывался через их линии, и оказались на удивление уязвимыми для скорости Дэнни Уэлбека в четвертьфинальном матче против ужасного «Манчестер Юнайтед», который финишировал только седьмым в этом сезоне. Затем произошла катастрофа в полуфинале, где они были разгромлены мадридским «Реалом» со счетом 0:5 по совокупности двух матчей, снова разоблаченные на контратаках. Карим Бензема завершил нехитрую пасовую комбинацию, забив единственный гол в победном матче в Мадриде (1:0). «Владение мячом бессмысленно, если вы упускаете шансы, — жаловался легенда "Баварии" Франц Беккенбауэр, работавший экспертом на той игре. — Мы должны быть счастливы, что "Реалу" удалось забить только один гол».

Затем «Бавария» капитулировала в домашнем матче. Гвардиола выставил агрессивный состав со схемой 4-2-4 и буквально заранее сказал своим игрокам: «Вы немцы, так что будьте немцами и атакуйте!», но «Бавария» была разгромлена со счетом 0:4. Фактически, они проиграли мадридскому «Реалу» со счетом 0:4 почти точно так же, как в прошлом году обыграли «Барселону» со счетом 4:0. Два стандартных положения, оба замкнутые головой Серхио Рамоса, начали разгром, прежде чем Криштиану Роналду и Гарет Бэйл бросились в контратаку за третьим, а Роналду пробил со штрафного удара под стенкой, забив четвертый.

С точки зрения идентичности, противостояние «Реал Мадрид» - «Бавария», закончившееся с общим счетом 5:0 немного сбивало с толку. Испанская команда переиграла немецкую команду, но «Бавария» играла в испанский футбол под руководством Гвардиолы, в то время как «Реал» все еще считался анти–»Барселоной», королями контратак, и их футбол по стилю был почти более немецким. Победа «Баварии» со счетом 7:0 над «Барселоной» в прошлом году, а теперь победа «Реала» со счетом 5:0 над «Баварией» в этом году укрепила веру в то, что контратакующий футбол одержал верх над «тики-такой», независимо от того, выиграла «Бавария» или проиграла. Подход Гвардиолы теперь был открыто поставлен под сомнение. «Я понимаю, что этот стиль игры не является частью немецкой футбольной культуры, — сказал Гвардиола впоследствии Перарнау. — Я действительно это понимаю. В Германии клубы любят играть в футбол, который сильно отличается от моего собственного, и, без сомнения, люди предпочитают игру мадридского или дортмундского клуба». Это предложение было значительным, ставя «Мадрид» рядом с «Дортмундом» с точки зрения стиля.

В своем втором сезоне Гвардиола смог выставить полностью испанскую полузащиту — Хави Мартинес остался в клубе, Тияго проявил некоторые вспышки блеска, когда был в форме, в то время как Хаби Алонсо прибыл из мадридского «Реала», чтобы сыграть роль, которую Гвардиола усовершенствовал будучи сам игроком. Тони Кроос совершил обратный путь, переехав в мадридский «Реал», в то время как Бастиан Швайнштайгер был продан в «Манчестер Юнайтед» годом позже. Два доморощенных полузащитника, выигравших чемпионат мира, ушли. Один баннер, установленный за пределами тренировочной базы «Баварии», жаловался на то, что идентичность клуба разрушается, в то время как предшественник Гвардиолы Хайнкес многозначительно отметил, что «Баварии» необходимо обеспечить, чтобы немецкий «оставался основным языком команды».

Тем не менее испанцы полностью освоились в новой обстановке и были полны решимости адаптироваться к Бундеслиге. « Я приехал сюда, чтобы стать немцем, — объяснил Тияго. — Мне нужно закалиться и стать более выносливым». Алонсо рассказал о том, как ему нравится немецкий стиль футбола, который был более быстрым и более физическим, чем Ла Лига, и напомнил ему о его игре в Премьер-лиге. В мадридском «Реале» он славился диагональными передачами, но в «Баварии» он больше сосредоточился на вертикальных контратакующих пасах на нападающих. В очередной раз «Бавария» выиграла Бундеслигу, но в очередной раз они были выбиты в полуфинале Лиги чемпионов — на этот раз бывшим клубом Гвардиолы «Барселоной». На этот раз это не было таким столкновением стилей. На «Камп Ноу» Лео Месси забил два замечательных гола, и «Барса» повела со счетом 2:0, и когда «Бавария» рванулась вперед в поисках выездного гола, Неймар бросился в контратаку, чтобы эффективно довершить разгром.

В третьем и последнем сезоне Гвардиолы в Мюнхене «Бавария» больше не соперничала с «Дортмундом» Клоппа, но делала это с «Дортмундом» Томаса Тухеля. Он зарекомендовал себя как чрезвычайно перспективный тренер в «Майнце», бывшем клубе Клоппа, и его влияние на «Дортмунд» было значительным. Тухель лучше, чем кто-либо, представлял взаимное обогащение между Испанией и Германией; он в значительной степени позаимствовал акцент Гвардиолы на позиционной игре во владение мячом, но продолжил дортмундский всеобщий подход, интенсивный, энергичный, который он унаследовал от Клоппа.

Первая встреча между «Баварией» Гвардиолы и «Дортмундом» Тухеля была увлекательной тактической встречей, которая в итоге закончилась победой «Баварии» со счетом 5:1. Это была игра, полностью посвященная прессингу, и примечательна тем фактом, что обе команды использовали ромб в центре поля: У «Баварии это были 3-3-1-3, у «Дортмунда» — 4-3-1-2. Это была очень немецкая игра, все сводилось к тому, чтобы оставаться компактным и агрессивно прессинговать в центре поля. Ни одна из команд не могла получить преимущество в этой зоне, и поэтому речь шла о длинных забросах, чтобы обойти давление. Хуммельс из «Дортмунда» начал пробовать длинные диагонали в сторону Пьера-Эмерика Обамеянга, и постепенно «Бавария» поняла, что эта тактика тоже будет их лучшим подходом.

Проблема «Баварии» заключалась в том, что нападающие «Дортмунда» закрывали Давида Алабу и Жерома Боатенга, двух своих самых креативных защитников, и оставляли свободным Хави Мартинеса, играющего между ними. Поэтому Гвардиола поменял двух защитников местами: Мартинеса и Боатенга. Последний был способен направить прямой пас в атаку, и теперь именно он, а не Мартинес, получал время на мяче.

Боатенг прекрасно воспользовался своей вновь обретенной свободой, совершив невероятный пас верхом на Томаса Мюллера, который открыл счет. Боатенг отдал почти идентичный пас на первой минуте второго тайма, на этот раз на завершение атаки от Левандовски, который сделал счет 3:1, что означало, что у команды Тухеля не было пути назад. Это была замечательная ситуация: команда Гвардиолы эффективно играла в футбол длинными забросами и процветала, потому что их самый глубокий центральный защитник делал пасы верхом на крупных нападающих. Это было, конечно, абсолютное воплощение вертикального футбола. Ожидал ли Гвардиола когда-нибудь изменить тактику, поменяв двух центральных защитников, чтобы более эффективно играть в футбол длинными забросами? Вероятно, нет, но потом он стал совсем другим тренером в Германии.

Через сорок восемь часов после победы «Баварии» над «Дортмундом» Гвардиола ужинал с Тухелем, только они вдвоем в ресторане, анализируя матч и обсуждая тактические идеи. Это само по себе было очень по-немецки: сотрудничество между соперниками для взаимной выгоды. Беседа представляла собой синтез испанской и немецкой моделей. Гвардиола сделал подход немецкого футбола более техничным, но немецкий футбол сделал подход Гвардиолы более вертикальным.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости