«Оле-оле-оле» поют на всех стадионах мира. А как появилась легендарная кричалка?
Похоже, это наследие арабского вторжения в Испанию.
«Оле-оле-оле» – самая универсальная кричалка на футбольных стадионах, которую легко приспособить под фанатские песни на максимально непохожих языках. Но не все знают, что у кричалки есть религиозный подтекст.
***
Возможно, хоровое пение футбольных болельщиков звучало на матчах и до 1880-х годов, но мы об этом ничего не знаем. Первый задокументированный случай исполнения песни на футболе – The Dooley Fitba’ Club. Ее пели на финале Кубка Шотландии в 1887 году, когда «Хиберниан» обыграл «Дамбартон». Песню написал Джеймс Карран из Глазго, правда, для других целей – чтобы ее исполняли на сценах варьете, популярных в то время в Британии.
Позже текст слегка изменили, а название сократили до Football Crazy. Вторую молодость она получила уже в 1950-х и особенно в 1960-х – благодаря чемпионату мира в Англии. Эта же мелодия проигрывалась в заставке главной передачи о футболе на BBC – Match of the Day.
В континентальной Европе песни зазвучали на стадионах несколько позже – не раньше начала XX века. В то же время параллельно развивалась и особая культура боления, характерная для Южной Америки. Например, в Бразилии набирали популярность емкие кричалки, дополняемые ритмичными хлопками. К таким можно отнести и то самое «Оле-оле-оле». Бразильцы будут уверять, что этот заряд прозвучал в честь Гарринчи еще в 1958 году, только не на их родине, а в Мексике, где проходил международный товарищеский турнир.
В тот день (известна точная дата – 20 февраля) «Ботафого» с Гарринчей в составе играл против «Ривер Плейта». Легендарный нападающий раз за разом обыгрывал защитника аргентинцев Федерико Вайру, и болельщики откликались на эти проходы возгласами «Оле!». С трибун Гарринча напоминал искусного матадора, который оставался один на один с быком и в последний момент уходил от столкновения с разъяренным зверем. Знакомые с корридой мексиканцы быстро углядели сходство, поэтому выкрикивали то же, что и в адрес тореро, – «Оле!» (аналог итальянского «браво!»).
Правда, в Испании ответят, что кричалка появилась именно у них, хотя и намного позже – в 1982 году на матче чемпионата страны. Но никто не спорит с тем, что «Оле!» перекочевало именно из корриды.
А вот происхождение самого слова отсылает к куда более далеким временам. И тут тоже нет однозначного ответа. Например, встречается версия, что «Оле!» кричали еще древние греки, когда шли в атаку. Но теория весьма хлипкая. Свидетельств, что античные воины на самом деле употребляли это слово в бою, немного. Что-то похожее действительно встречалось в древнегреческом, но в форме глагола и с отрицательным смыслом – «провалиться», «обречь на катастрофу».
Куда более осмысленная теория гласит, что «Оле-оле» восходит к слову «Аллах». В VIII веке Арабский халифат вторгся на территорию современной Испании и покорил Королевство вестготов. Они вполне могли бы продвинуться и дальше на север, но в 732 году их остановили франки при Битве при Пуатье. Тем не менее в течение почти восьми столетий арабы контролировали Пиренейский полуостров или хотя бы его часть, что, естественно, отразилось на местной культуре. «Алгебра», «алкоголь», «магазин» – огромное количество слов с Ближнего Востока обогатили европейские языки, но в испанском их доля, пожалуй, самая значительная – примерно 10% всех корней.
Арабское вторжение в Испанию возглавлял Тарик ибн-Зияд, хотя сам он был бербером
Заимствованное «оле», видимо, связано с шахадой – клятвой и одним из столпов ислама. Ее текст по-русски звучит так: «Свидетельствую, что нет Божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его Посланник». В средневековой Испании такую клятву давали перед началом исполнения фламенко – это не только танец, но и музыкальный жанр, который также появился благодаря вторжению VIII века. Считается, что арабское звучание первых слов шахады (la illaha illa Allah) и подарило испанскому языку междометие «оле-оле». Правда, как это обычно бывает в лингвистике, многие специалисты сомневаются в этой теории.
Как бы то ни было, кричалка стала популярной среди европейских футбольных болельщиков отнюдь не благодаря испанцам или арабам. В 1985-м подсуетились бельгийцы: «Андерлехт» выиграл чемпионат страны, и в честь этого Жан Ванобберген, известный под псевдонимом Гранд Джоджо, написал песню, которая так и называлась – «Оле-Оле-Оле». Именно в ней впервые испанское восклицание слилось с «We are the champions».
Песня претендовала на статус хита разве что на родине автора, но уже через год Гранд Джоджо повторил этот прием перед чемпионатом мира. Турнир проходил в Мексике, поэтому кричалка была как никогда кстати. И если песню в честь триумфа «Андерлехта» вы вряд ли слышали, то мотивы E Viva Mexico вам наверняка покажутся знакомыми.
Как ни странно, Бельгия – родина еще одного популярного явления футбольно-музыкальной культуры. Песня Seven Nation Army американской группы The White Stripes почти сразу после релиза понравилась фанатам «Брюгге». Ее самый известный фрагмент из проигрыша запевали болельщики еще в 2003-м.
Тогда в октябре они поехали в Милан на матч Лиги чемпионов и пели на улицах. Итальянцам так понравилось, что через три года Seven Nation Army стала их неофициальным гимном на чемпионате мира в Германии, а теперь она такая же популярная, как и легендарные кричалки с «оле-оле-оле».
Еще больше постов о футболе в контексте истории в телеграм-канале His foot
Эта песня разрывает все стадионы. История Seven Nation Army
Фото: globallookpress.com/Daniel Gonzalez Acuna, Juan Carlos Rojas; commons.wikimedia.org
Сразу видно глубокое погружение в академическую среду, серьёзную проработку вопроса )
Кстати, а египятнам должны? А шумерам?
1. В Андалусии и вообще в Испании не говорят "Араб-ы" о тех самих "оккупантах", о "Мавр-ы" - el moro, los moros. Арабским был только язык местной мусульманской элиты;
2. Скорее всего, большинство этих "мавров" были исконными обитателями тех земель, с которых их прогнали кастильянцы во время "реконкисты" в 15-м веке. Есть мнение, что и военной конкисты как таковой не было в 8-м веке, а просто эта часть Иберии приняла ислам, как и Северная Африка. Как ни странно, недавние генетические исследования, проведенные в Андалусии и на юге Испании показали почти ноль, зиро (0) арабского гена у современных южных испанцев, зато североафриканский т.н. берберский ген у них присутствует на уровне 5-7%, что неудивительно поскольку еще с античных, пунических времен (со времен Гангибала) эта часть Иберии входила в карфагенскую империю (топонимы Кадис - от слова значащего "Вал", и даже возможно Барселона оттуда же). В северной Африке, иберийское генетическое наследие составляет в среднем 10% у большинства сдавших ДНК-тест. У "профессионального араба" и прозелита Слимани, к примеру, картина будет такая: 80% местный берберский ген, 10-12% иберийский (испанский-португальский), 5% - сардинский, остальное - прочие ( в т.ч. ашкенази из центральной Европы!!!), при этом арабский ген отсутствует. У Зидан, как у белого кавиля, картина будет выглядеть примерно так: 60-70% - автохтонный берберский, 15-20% - иберийский, 5-10 - итальянский (почему-то итальянский след преимущественно у кавилов находят), и/или 5-10 -сардинский, и уж точно ноль (0) арабского следа. Это совпадает с пунической затем римской действительностью этой части света, все остальное - от лукавого.
Вот так и начали скандировать: Оле, Оле, Оле.
образованные сирийцы тех лет греки по происхождению), то вот первые заимствовали больше как раз больше у индийцев и именно их влияние на европейскую культуру нельзя недооценивать.
Кто бы что не говорил, но знания античных философов не были утеряны в Средневековой Европе, их предали забвению, но много где их труды сохранялись и крестовые походы скорее подняли к ним интерес, но не переоткрыли для запада. А вот индийская математика, пройдя через персидское переосмысление, стала для европейцев настоящим открытием.
при этом стояли все эти математики на европейском неандертальском содомите Евклиде. На переводах на арабский всех эллинистических трудов и на индийской математике отчасти. Все их изыскания основывались на этих двух китах и по большей части сводились к систематизации и попытках не растерять достижения античных ученых.. Как и вся средневековая наука, не только арабская. Фактически труд арабских ученых позволил восстановить европейскую науку позже. А сама ближневосточная школа сформировалась еще до арабов, когда христианство стало уже официальной религией и ученые-нехристиане вынуждены были бежать из метрополии.