10 мин.

«Париж – Брест» – это знаменитый десерт! Его изобрели в честь велогонки

Записывайте рецепт.

«ПСЖ» против «Бреста» – теперь и в Лиге чемпионов. В спорте столицу страны и главный город Бретани связывает не только футбол, но и велогонка. Ее символом стало пирожное, которое точно нужно попробовать.

Ради этого текста вы сегодня зашли на сайт. 

В конце XIX века Францию сотрясала велосипедная лихорадка. Гонка «Париж-Брест-Париж» стала первой многодневкой в истории

Вы иногда шутите, что наши отыгрыши событий не имеют ничего общего со спортом. Не в этот раз. «Париж – Брест» – пример того, как память об уже ушедшем, но знаковом соревновании можно сохранить в кулинарных книгах и меню буланжерий.  

В конце XIX века во Франции случился велосипедный бум. Прежде двухколесный транспорт был громоздким и неудобным, но в 1884-м англичанин, будущий основатель автомобильного бренда Rover Джон Старли представил новую модель. Конструкция в почти неизменном виде дошла до наших дней: оба колеса одного размера, сиденье – низко, а привод – цепной (раньше педали были прямо на колесе). 

Такими были велосипеды до изобретения Джона Старли

Французы быстро оценили изобретение: в 1891 году прошла первая большая гонка на новых велосипедах Джона Старли. Соревнования случались и раньше: еще в 1868-м в парижском парке Сен-Клу участники преодолели дистанцию в 1200 метров, но тогда на старт вышли несколько человек, и ехали они на старых неустойчивых байках с огромными колесами. Спустя 23 года все было иначе: вместо 1200 метров – 1200 километров, а за победу поборолись сразу 207 гонщиков. 

Это была первая в мире веломногодневка. Маршрут: Париж – Брест – Париж. 

Гонку организовал фанат велосипедов, журналист Пьер Жиффар. В 1880-м он устроился в Le Figaro, а через семь лет писал для Le Petit Journal. Работая в газете, Пьер придумал, как соединить две страсти – журналистику и велоспорт. Многодневка должна была стать рекламной кампанией для популярного издания, а заодно – для производителей велосипедов. Гонку преподносили как большой тест-драйв и проверку надежности самых передовых моделей. 

В отличие от современных многодневок, разделенных на этапы, маршрут из Парижа в Брест и обратно не предусматривал специальных остановок на отдых. Участники должны были преодолеть его как можно скорее и сами решали, когда им спать и есть. Из 207 человек в столицу вернулись чуть меньше сотни. 24-летний Шарль Терронт прошел дистанцию за 71 час и 22 минуты – на финише победителя встречали тысячи ликующих парижан. Терронт стал первой звездой велоспорта, а Le Petit Journal обеспечил отличные тиражи.

Пьер Жиффар поссорился с рекламодателями из-за шпионского скандала. Они основали новую газету, которая провела Тур де Франс

Организаторы надолго забыли о гонке – второй заезд до Бреста и назад провели только через 10 лет. К тому моменту Пьер Жиффар сменил работу, став в 1896-м автором газеты Le Velo, которая также включилась в подготовку. У Пьера уже был хороший опыт организации соревнований – других велосипедных стартов, марафонов и автомобильных гонок. Рос тогда и интерес к машинам, поэтому в 1901-м в «Париж – Брест – Париж» (помимо велосипедистов) участвовал Type 3 – автомобиль Армана Пежо. Его конструкция оказалась ненадежной, машина с большим трудом доехала до Бреста, встала на ремонт, но все равно вернулась своим ходом. Велосипедисты приехали быстрее. 

Впрочем, Пьер Жиффар к гонке 1901-го уже не имел отношения. За год до старта он разругался с рекламодателями на фоне «Дела Дрейфуса». Судебный процесс над французским офицером, обвиненном в шпионаже в пользу Германии, обсуждала вся страна. Убедительных доказательств не было, но Дрейфуса все равно разжаловали и отправили на бессрочную каторгу в далекую Гвиану.

Из-за еврейского происхождения подсудимого французов охватила антисемитская истерия. Общество раскололось: одни поддерживали вердикт, другие защищали Дрейфуса. Пьер Жиффар называл приговор несправедливым и требовал освобождения. Но основатель автомобильной компании De Dion-Bouton Жюль-Альбер де Дион, финансировавший Le Velo, считал иначе. Они были настолько непримиримы, что в 1900-м рекламодатели создали новую газету – L’Auto-Vélo (позже сократили название до L’Auto). А Le Velo вскоре закрылся. 

Главред L’Auto Анри Дегранж тоже считал веломногодневки хорошим промо, поэтому подхватил «Париж-Брест-Париж», а в 1903-м организовал еще одну – Тур де Франс с дистанцией в 2500 километров и шестью этапами между французской столицей, Лионом, Марселем, Тулузой, Бордо и Нантом. Так возникла самая известная велогонка в мире. После Второй мировой L’Auto закрыли, но редакция вскоре воссоединилась и в 1946-м стала костяком новой газеты L’Équipe. Именно она спустя 10 лет предложила еще одно большое соревнование – Кубок чемпионов среди лучших футбольных клубов Европы.

«Париж – Брест» – наследник эклеров. Главное отличие – форма, отсылающая к колесу или лавровому венку

С появлением Тур де Франс гонка «Париж – Брест – Париж» немного потеряла в статусе, но про нее все равно не забыли. К заезду 1911-го французские кондитеры испекли пирожное и назвали «Париж – Брест» – как раз в честь старейшей многодневки. 

Вообще, о происхождении мы знаем немного. Ни точное имя кондитера, ни название булочной, где это произошло. Даже то, как выглядело пирожное изначально, не совсем понятно. Сегодня «Париж – Брест» делают в форме кольца, напоминающего велосипедное колесо или лавровый венок победителя. Но, возможно, это уже более современная трактовка, а изначально его готовили иначе.

Зато все понятно с составом. Фактически «Париж – Брест» – это интерпретация знаменитых французских эклеров, которые в начале XX века продавались во многих кондитерских. В основе – заварное тесто, а внутри – крем. Дальше у круглого пирожного бывают расхождения: крем может быть сливочным, масляным, шоколадным, творожным или пралине. Орехи, фрукты, обсыпки, карамель – тоже опционально.

В зависимости от рецептуры может меняться название: во французских булочных и кафе встречаются десерты «Париж – Марсель», «Париж – Нью-Йорк», «Париж – Куршевель» и так далее. В 2023-м посольство Франции в России вместе с Французским институтом представили свою вариацию – «Париж – Москва». С пралине, желе из айвы, карамелизированных яблок и фисташками в сахаре. 

Как готовить «Париж-Брест»? Вот рецепт из 7 пунктов

С 1956 года гонка «Париж-Брест-Париж» стала любительским заездом. Он проходит нерегулярно, обычно участвуют не больше двух сотен велосипедистов. У пирожного «Париж-Брест» поклонников в разы больше. В России десерт продается в булочных и дорогих супермаркетах. Во французском «Ашане» за 14,4 евро можно купить целый 400-граммовый торт в виде «Париж-Бреста» (увеличенные версии тоже распространены и популярны). 

Но если вы смелый, ловкий, умелый, попробуйте приготовить сами. Просто (на самом деле не очень) следуйте нашей инструкции. 

За базу возьмем классический вариант пирожного с кремом на основе ганаша и творожного сыра. Для приготовления понадобится продвинутый кулинарный инвентарь: стационарный планетарный миксер, кулинарный мешок и две насадки к нему: один для отсаживания (объясним дальше) эклеров с выходным отверстием в 2 см, второй – для крема.

В основе пирожного – заварное тесто. Для его приготовления понадобится:

💧 100 мл воды
🥛 100 мл молока
🤌 по щепотке соли и сахара
🧈 80 г сливочного масла
🥣 130 г муки
🥚 4 яйца категории C1

1. В сотейнике смешиваем воду, молоко, соль, сахар и сливочное масло, на среднем огне доводим до горячего состояния, но не кипятим. Снимаем с огня и всыпаем сразу всю муку. Замешиваем тесто лопаткой, пока оно не станет гладким и однородным – без комочков муки. 

2. Возвращаем сотейник на плиту и на медленном огне, помешивая тесто лопаткой, просушиваем его 1-2 минуты, пока на стенках и дне сотейника не образуется бархатная пленка. Снимаем тесто с огня и перекладываем в чашу стационарного миксера с насадкой «весло» или «лопатка». Хотя можно использовать и ручной миксер с насадками-крюками. 

3. Даем тесту немного остыть, а пока в отдельной емкости смешиваем яйца до однородности. На средней скорости миксера начинаем вводить яйца. Могут понадобиться не все, это зависит от муки и того, как хорошо просушили тесто – ориентируемся на консистенцию. 

4. Как проверить консистенцию? Набираем тесто на лопатку и даем стечь. Тесто готово, когда оно медленно стекает с лопатки, образуя треугольник с ровными, не рваными краями. Накрываем тесто пленкой и убираем в холодильник на полчаса. 

5. После охлаждения перекладываем его в кондитерский мешок с насадкой для эклеров и отсаживаем в форме кольца на пергамент для выпечки. Для этого удобно нарисовать трафареты на пергаменте. Присыпаем миндальными лепестками или другими орешками и выпекаем при 180 градусах около 30 минут. Заварное тесто важно хорошо пропечь, чтобы пирожные не упали после духовки.

Теперь приступим к крему. Он должен быть стабильным и не расплываться. Его лучше приготовить заранее, так лучше, чтобы крем постоял и стабилизировался как минимум шесть часов. 

Нам понадобится:

🥛 220 г сливок 33%
🍫180 г молочного шоколада
🌰 50 г фундучной пасты 
🧈 250 г сливочного сыра

6. Заливаем шоколад горячими сливками, даем ему расплавиться, добавляем фундучную пасту и взбиваем погружным миксером. Вместо фундучной пасты можно использовать любую другую ореховую или ореховый ароматизатор. Получается ганаш. Накрываем пленкой в контакт (чтобы она прилипала к ганашу) и убираем в холодильник на шесть часов. Шесть часов спустя взбиваем миксером сливочный сыр и добавляем охлажденный ганаш, взбиваем на низкой скорости до однородности и плотности. 

7. Время начинять наши пирожные! Охлажденные заготовки из заварного теста разрезаем вдоль. На нижний слой отсаживаем с помощью мешка охлажденный крем, то есть выкладываем его на поверхность пирожного. Затем накрываем «крышечкой» из второй половинки. 

Вуаля, пирожное готово!

Фото: eastnews.ru/Langot