Королевские семьи трех полуфиналистов Евро – близкие родственники. Все из-за безвестного немецкого принца
Лекция Дениса Пузырева.
Одним из главных героев британских медиа после победы Англии над Германией, помимо футболистов и тренера Гарета Саутгейта, стал 7-летний принц Джордж.
Правнук королевы Елизаветы II и старший сын принца Уильяма наблюдал за игрой в VIP-ложе «Уэмбли» в компании родителей и Дэвида Бекхэма. Таблоиды были в восторге. Учитывая, что в последний раз Англия побеждала Германию в плей-офф ЧМ или Евро 55 лет назад, юный принц был тут же провозглашен «новым талисманом сборной». В Рим на четвертьфинал с Украиной члены британской королевской семьи не полетели. Но теперь вся Англия ждет юного принца на полуфинале с Данией.
А на финал, если Англия туда попадет, наверняка подтянется и сама королева Елизавета II. Именно она вручала победителям кубки на двух предыдущих больших финалах в Лондоне – на ЧМ-1966 и Евро-1996. Королеве в этом году исполнилось уже 95 лет, но она по-прежнему посещает публичные мероприятия: перед началом Евро она организовала прием для глав стран G7 в графстве Корнуолл на юго-западе страны.
По удивительному стечению обстоятельств королевские семьи трех полуфиналистов Евро-2020 – Англии, Дании и Испании – являются наиболее близкими родственниками среди всех оставшихся у власти в Европе монархий. Английская королева Елизавета II, датская Маргрете II и испанская София – четвероюродные сестры – у них общий прапрадедушка.
Предок монархов Британии, Испании и Дании стал королем из-за отсутствия талантов и амбиций. Зато он мог бы стать ведущим шоу «Давай поженимся»
В апреле 2021 года в британские медиа попало письмо от испанской королевской семьи с соболезнованиями по поводу смерти мужа Елизаветы II принца Эдинбургского Филиппа. Это стандартное письмо, но СМИ обратили внимание на интонацию: испанский король называет покойного «дорогой дядя Филипп», а овдовевшую королеву «тетушка Лиллибет». Так по-домашнему Елизавету II могут называть только самые близкие члены семьи.
Это письмо напомнило, что королевские дома Британии, Испании, а также еще и Дании связывают крепкие внутрисемейные узы и один общий предок – немецкий принц Кристиан Глюксбург, полтора века назад случайно ставший датским королем Кристианом IX. Но обо всем по порядку.
Принц Кристиан родился в северном немецком городке Шлезвиг и не мог стать королем. Его семья, получившая династическую фамилию Глюксбург по названию родового замка, была довольно дальней ветвью правившей в Дании Ольденбургской династии, да и сам принц не выказывал каких-либо амбиций или выдающихся способностей к государственному управлению. Однако удивительным образом все это и принесло ему корону.
В середине XIX века Дания оказалась в непростой ситуации: у короля Фредерика VII не было наследников. К тому же страна оказалась на пороге междоусобицы: Дании в то время принадлежали северо-немецкие герцогства Шлезвиг и Гольштейн, и их германоязычное население при поддержке Пруссии мечтало скинуть власть датской короны. В войне на стороне Пруссии выступили близкие родственники датского короля, однако принц Кристиан остался в стороне от этих разборок. Это и решило дело.
После завершения войны, в которой Дания отстояла свои территории, в Лондоне состоялась международная конференция по урегулированию проблемы Шлезвига и Гольштейна. Все опасались, что небольшой территориальный конфликт снова приведет к большой войне. А воевать никому не хотелось.
Для того чтобы такого не случилось, было решено провозгласить наследником датского престола наиболее заурядного и неамбициозного из всех родственников датского короля. Тут-то и вспомнили про скромного 34-летнего принца Кристиана Глюксбурга.
Спустя 11 лет Фредерик VII умер, и Кристиан стал королем Дании. Все ранее данные ему характеристики подтвердились: монархом он был невыдающимся. Шлезвиг и Гольштейн все-таки отошли Пруссии, принадлежавшая Дании Исландия объявила об автономии и стала практически независимой.
Зато у короля Кристиана IX обнаружился удивительный талант – он оказался мастером заключения династических браков для своих детей. У Кристиана была большая семья – трое сыновей и трое дочерей. Две старшие дочери вышли за наследников престолов двух могущественнейших держав Европы. Старшая Александра стала женой британского принца Эдуарда,будущего короля Эдуарда VII, прадедушки нынешней королевы Елизаветы II.
Средняя дочь Дагмар была помолвлена с наследником российского престола цесаревичем Николаем, однако до свадьбы дело не дошло – цесаревич скончался в возрасте 21 года от туберкулезного менингита. Мужем Дагмар в итоге стал младший брат Николая, будущий император Александр III. Дагмар приняла православие, а с ним и имя Мария Федоровна. Ее старший сын Николай стал последним российским императором – на нем прервалась 300-летняя история династии Романовых.
Старший сын Кристиана IX Фредерик, как и планировалось, унаследовал трон после смерти отца, став продолжателем династии Глюксбургов на датском троне. Нынешняя королева Дании Маргрете II – его правнучка.
Гораздо менее предсказуемой оказалась судьба его среднего сына Вильгельма. Как в свое время у отца, у Вильгельма было мало шансов примерить корону. Но помог удивительный исторический казус. Еще в начале 1830-х Греция при поддержке Франции, Англии и России освободилась из-под многолетнего ига Османской империи. Выбрать собственного лидера греки не смогли из-за вражды влиятельных местных кланов, грозившей перерасти в гражданскую войну. В качестве компромисса с согласия стран-союзников королем Греции был назначен Баварский принц Оттон.
Отношения с подданными у Оттона не сложились – греки были недовольны, что их король-католик отказался перейти в православие и вообще окружил себя выписанной из Баварии знатью. Начавшийся экономический кризис привел к свержению Оттона в 1862 году. Греки заявили, что нового лидера они выберут сами на всенародном референдуме.
Это был один из самых безумных плебисцитов в мировой истории. Никаких бюллетеней с кандидатами и не было – каждый гражданин Греции мог прийти на участок и написать на листке собственную кандидатуру – кого угодно. В результате среди предложенных кандидатов были весьма необычные: «православный король» (занял третье место), просто «король» (6-е место), Наполеон Бонапарт (к тому времени 40 лет как умерший, занял 10-е место), Джузеппе Гарибальди (национальный герой Италии, 20-е место).
В итоге первое место отдали британскому принцу Альфреду второму сыну королевы Виктории. За него было отдано 230 тысяч голосов – более 90%. Казалось, вопрос решен. Однако после референдума всплыло подписанное за 30 лет до этого соглашение Англии, Франции и России: они договорились не продвигать на греческий трон представителей своих правящих династий.
Что делать? Пошли по списку вниз и на 18-м месте обнаружили 17-летнего датского принца Вильгельма, за которого проголосовали 6 (!!!) человек. Он и стал королем Греции под именем Георг I.
Своим для греков Глюксбург так и не стал, в 1913 году его застрелил местный анархист. Но его потомки выбрались из неспокойной Греции и стали монархами в более тихих странах. Внук Георга I принц Филипп женился на своей троюродной племяннице британской принцессе Елизавете, нынешней королеве Великобритании. А его правнучка София стала супругой короля Испании Хуана Карлоса I, отца правящего монарха Филиппа VI.
Монархи начали посещать футбол, чтобы быть ближе к народу. Но втянулись и стали фанатами
Футбол зародился в Англии еще до того, как принц Кристиан стал датским королем. Изначально в футбол играли учащиеся престижных частных школ и студенты университетов, но довольно быстро он стал игрой рабочего класса.
Члены королевской семьи Великобритании предпочитали аристократические виды спорта: скачки, теннис и гольф. Однако это не значит, что футбол никого не интересовал. В истории остался факт: 13 марта 1886 года принц Альберт Виктор – старший сын будущего короля Эдуарда VII – посетил товарищеский матч между «Бернли» и «Болтоном». Та игра закончилась со счетом 4:3 в пользу «Болтона», но не факт, что принц узнал окончательный счет – хроникеры пишут, что молодой человек ушел после первого тайма.
С ростом популярности футбола в обществе британские монархи начали регулярно появляться на футбольных матчах, главным образом – на финалах Кубка Англии. Традицию заложил дед Елизаветы II Георг V, присутствовавший на финальной игре Кубка в 1914 году. Матч проходил на стадионе «Кристал Пэлас» при 73 тысячах зрителей. «Бернли» победил «Ливерпуль», завоевав первый в истории трофей.Став королевой, Елизавета продолжила эту традицию – ее первым финалом стал матч 1953 года на «Уэмбли», в котором «Блэкпул», ведомый 38-летним сэром Стэнли Мэтьюзом победил «Болтон» 4:3.
Королева Елизавета II вручает Кубок Англии капитану «Манчестер Сити» Рою Полу, 1956
Вопрос «За кого болеет королева?» не дает никому покоя уже полвека. Сама Елизавета никогда публично на этот счет не высказывалась, поэтому все судят только по косвенным признакам – наподобие наклейки с символикой «Миллуолла» на заднем стекле одного из ее представительских автомобилей или открытки «Глазго Рейнджерс», обнаруженной в части Букингемского дворца, закрытой для посетителей.
Наиболее устоявшаяся из версий о симпатиях к «Арсеналу» основана на том, что в 2006 году Елизавета пригласила на прием во дворец всех игроков и тренеров – ранее такой чести не удостаивалась ни одна другая команда. Еще и 19-летний Сеск Фабрегас после визита хвастался испанским СМИ, что королева его узнала и якобы рассказала, что давно фанатеет за «Арсенал».
Однако все это сомнительно. Гораздо логичнее выглядит официальная версия: королева приняла «Арсенал» в качестве извинения за то, что ранее отменила визит на открытие стадиона «Эмирейтс» из-за болей в спине.
А молодой испанец вполне мог принять дежурные комплименты за выражение искренней любви.
Многие в Британии уверены, что королева вообще не очень любит футбол и воспринимает посещение стадиона как часть обязанностей. В последний раз королева посетила финал Кубка Англии в 1976 году. После этого обязанность представлять королевскую семью на финалах была возложена на принца Чарльза, а сейчас – на принца Уильяма, который является и президентом Футбольной ассоциации Англии.
Клубные пристрастия наследников британского престола более определенны. Принц Чарльз публично говорил о поддержке «Бернли». Принц Уильям не скрывает симпатий к «Астон Вилле»: до начала карантина его часто можно было видеть на трибунах «Вилла Парк». Первой футбольной игрой, которую вживую увидел его сын Джордж, был выездной матч Чемпионшипа в Норвиче в октябре 2019 года («Вилла» победила 5:1).В датской королевской семье главный поклонник футбола – наследник престола кронпринц Фредерик. Вместе с сыном Кристианом и племянниками Феликсом и Николаем он посетил все три игры сборной на групповом этапе Евро. На матче с Бельгией рядом с ним сидел король Бельгии Филипп.
Кронпринц Фредерик –болельщик датского клуба «Орхус», он ежегодно оформляет абонемент на его домашние матчи. К футболу он пристрастился во время учебы в Университете Орхуса – окна комнаты в общежитии выходили на стадион, и крики во время игр мешали ему готовиться к занятиям. «Поэтому я просто решил стать частью этой кричащей толпы – и мне понравилось», – рассказывал он датским журналистам.
В Испании национальный Кубок официально называется Copa del Rey – Кубок Короля. И вручение Кубка победителю – одна из королевских обязанностей.
Филипп VI с детства болельщик мадридского «Атлетико».
В январе 1976 года его отец, король Хуан Карлос, впервые взял 7-летнего принца на футбол. За два месяца до этого умер диктатор Испании Франко, и страна стояла на пороге перемен. В мадридском дерби «Атлетико» обыграл «Реал» 1:0 – и когда после игры журналисты спросили мальчика, какую команду он поддерживал, Филипп ответил, что «Атлетико». Отец пытался поправить мальчика, заявив что «принц болеет за все испанские команды», однако тот настаивал: «Я – за «Атлетико».
С тех пор он ни разу не изменил клубным красно-белым цветам.
Датчане уже были в Британии тысячу лет назад: доходили до Лондона и почти сто лет царили на востоке
Фото: Gettyimages.ru/Jane Barlow – WPA Pool, Handout, Borja B. Hojas / Stringer, PNA Rota / Stringer, Daniel Berehulak; globallookpress.com/Scherl, Panoramic/Keystone Press Agency; REUTERS/Carl Recine; en.wikipedia.org
P.S. Вообще то Бернадот был по убеждениям республиканцем и участником всех событий периода Французкой революции и поговаривали, что на груди у него была татуировка "Смерть королям", вот такие вот повороты судьбы.