Не падать, не валяться, не скулить, а по-мужски тренироваться. Леонид Слуцкий о том, как стать хорошим тренером
Леониду Слуцкому исполнилось 50 лет. Заслуженный тренер России, трижды приводивший ЦСКА к победе в чемпионате России, дважды выигрывавший Кубок России и Суперкубок, возглавлявший национальную сборную, английский «Халл» и голландский «Витесс», юбилей отмечает, работая в «Рубине». В Казани Леонид Викторович не изменяет себе. Под его руководством команда рвется в европейские кубки, демонстрируя симпатичный созидательный футбол. Параллельно тренер помогает раскрыться талантливым игрокам. Хвича Кварацхелия вызывает интерес представителей европейских топ-лиг, Илья Самошников вызывается в главную сборную, Денис Макаров забивает голы-красавцы за «молодежку». А Слуцкий продолжает строить команду по собственными стандартам, создавая в коллективе комфортную рабочую атмосферу. Он снимается с игроками в клипах, поет, подшучивает над футболистами в социальных сетях. Он раскован, открыт для общения и готов делиться опытом с будущим тренерами. В апреле побывал в Поволжском университет физической культуры, спорта и туризма и в течение полутора часов отвечал на вопросы студентов и рассказывал…
О том, как достичь его уровня
- Прийти к моему уровню легко, надо замахиваться на большее… В моей школе работают мои воспитанники. Во-первых – они любят детей, во-вторых, они безумно ответственные и старательные - не опаздывают, не нарушают режим; в-третьих, они очень современные и коммуникабельные. Я считаю, что те методические ошибки, которые вы будете совершать - а вы будете их совершать... Вот эти три кита перекроют те ошибки, которые обязательно будут на пути каждого тренера, каждого преподавателя. Если вы думаете, что кто-то вас научит вас тренировать это не так. Это невозможно. Можно заложить основы, дать большое количество знаний, но под каким соусом вы будете это реализовывать, вы сами к этому придёте, вы сами поймете, что вам ближе и на что вы будете делать большую ставку в вашей работе...
Об учебе в школе тренеров
- …Когда мы обучались на Pro, мы ездили в Лондон, смотрели весь тренировочный процесс «Челси», тогда тренером был Жозе Моуриньо. У нас была возможность получать топ-уровня стажировки. Я не уверен, что сейчас у тренеров, которые получают лицензию Pro и, уж тем более, лицензию А есть такие возможности. Но самым интересным всё равно является стажировка, поэтому те тренеры, которые обучаются на лицензию А или Pro, как правило, они выезжают в межсезонье или на предсезонку на сборы в Турцию, где тренируется большое количество команд РПЛ и ФНЛ, и они смотрят за всеми процессами этой команды, встречаются с тренерами, бесконечно обсуждают. На мой взгляд, самый большой плюс от этих лицензий, возможность посмотреть на тренировочный процесс лучших наших тренеров и пообщаться с ними, и эта стажировка будет крайне полезна. Вы многое сможете почерпнуть и со многим можете не согласиться , потому что, на самом деле, понять, как не надо делать – это тоже важно.
Об узкой специализации и смежных профессиях в футболе
- Сегодня современные методы анализа позволяют тебе в максимально сжатие сроки получить любую информацию не только путём просмотра, но и через аналитические данные. Футбол сегодня - очень широкая сфера деятельности: есть главный тренер, его помощники, тренер по вратарям, тренер по физподготовке, тренер-аналитик, скаутский отдел, спортивный департамент. То есть, на самом деле, тренерство это не только человек, который непосредственно руководит тренировочным процессом, есть куча смежных профессий, которые безумно интересны и безумно важны. Когда я учился в институте и собирался становиться тренером, я, как и вы, изучал и биохимию, и физиологию, и биомеханику, и теорию-методику, и историю физической культуры и так далее. Но сегодня, если ты работаешь на высоком уровне, то вся работа очень узкопрофильная. Я всё равно не смогу знать физиологию лучше, чем доктор, который у нас работает или не смогу лучше знать биомеханику лучше, чем тренер по физподготовке, который у нас есть. Или я не смогу лучше анализировать матчи, чем наш аналитик.
Поэтому если кто-то из вас уже определился, что ему ближе, то я рекомендую, изучая в целом все предметы, более углубленно изучать те отделы, которые вас больше интересую на которые сделаете ставку в дальнейшей работе.
О том, чем английские футболисты отличаются от всех остальных
- В Англии футболисты как работы, они никогда не задают вопросы, почему тренер дал эту работу. Например, сегодня бежим столько-то километров, или у нас сегодня триатлон IronMan, они скажут: «Есть, сэр», и пойдут плыть, даже, если не умеют плавать. Вот вам ещё один пример. За полгода работы доктор ни разу не появлялся на поле, чтобы оказать кому-то помощь. Они просто терпят. В среднем на нашей тренировке доктор появляется два-три раза, в Голландии 4-5 раз, в Англии - ноль за полгода. То есть это тоже ментальная особенность, они могут терпеть боль. Был такой случай, приезжал «Локомотив», маленькие пацаны 11-летние играть с «Халлом». А «Халл» был на год младше. Наши рыдали после каждого эпизода, те - ни разу. Да, сопли текли, но они их вытирали и бежали дальше. Англичане нереальные бойцы.
И голландские…
- Голландцы постоянно тебя спрашивают «почему». Почему бегаем? Почему прыгаем? Почему такой состав? И они постоянно говорят: «Да, но… я считаю, что нужен такой состав». И так далее. У них полная демократия, они полностью расслаблены, вообще не напрягаются, совсем не держат стресс. Мы в чём-то англичане, в чём-то мы и голландцы. Это нужно понимать. У меня в Голландии был случай, когда ко мне подошёл футболист и говорит: «Тренер, почему я не играю в основном составе?». Я отвечаю: «Ну слушай, потому что ты хуже своего конкурента на позиции». И он тут же умер. Его нужно было откачивать, потому что голландским детям все время говорят: «Ты самый умный, самый лучший». И даже, если он на три года остаётся во втором классе, его все хвалят и подбадривают.
О том, почему в Голландии матчи детских команд не заканчиваются 0:0
- В том году у нас команда десятилетних мальчишек играла зону Черноземье за выход в финал. Они пропустили ноль голов и заняли второе место, дважды сыграв 0:0. И вот, если бы в Голландии какой-нибудь матч футбольный закончился 0:0, то я думаю два тренера уже пошли бы на курсы переквалификации. Я в «Витессе» был подписан на чат детских тренеров, и там приходили результаты игр - 42:25. Я думал, может они в баскетбол играли? Я думать, как они счет ведут. Я бы запутался уже, столько голов в уме не удержишь. На самом деле, это принципиально иной подход к процессу.
Вот пример, 9-летние дети играют против «Аякса», я смотрю игру. «Витесс» начинает коротко от ворот, перехват, гол. Второй раз коротко от ворот. Перехват. Гол. Пять раз они начали коротко от ворот, с последовавшим перехватом и голом. Наш бы тренер уже орал: «Да выбей ты этот мяч уже куда-нибудь подальше». А они шестой раз начали от ворот коротко и у них пошло развитие атаки. Для них философия важнее текущего результата.
И о том почему в России дети могут сыграть 0:0
- Зарплата в школе, которые работают от Министерства просвещения или Минспорта напрямую зависит от тех результатов, которые вы показываете. Например, у вас десятилетний ребёнок, вы получаете 1,5 процента за ребёнка, то есть, чтобы вам получить ставку, вам нужно тренировать 60 «с копейками» детей. Это тяжело. Если вы выигрываете какое-то соревнование под эгидой Минспорта или Минпросвещения, вам вместо полутора процентов даётся три. Поэтому тренеры, которые работают в этих школах, кровно заинтересованы в результате. Потому что, если ты не выиграешь этот турнир, ты не получишь зарплату. Поэтому тренеры упрощают игру, используют акселератов, идут на различные ухищрения. А в школах, которые работают от профессиональных клубов, у тренеров зарплата не зависит от того, какое место они займут, вышел он в финал или нет... Поэтому в Голландии одно направление развития, они могут сто раз ошибиться, но всё равно играть по этой схеме. А у нас команда два раза сыграла вничью и заняла второе место... И вы можете с этим столкнуться, и это может повлиять серьезно на вашу методику.
Как сделать так, чтобы футболист давал результат
- Такая ситуация распространена, когда футболист блестяще выглядит на тренировках и безобразно - в игре. Здесь нет прямых рецептов. Могу привести пример с Женей Савиным, который сейчас очень сильно известен. У него был этот синдром, он блестяще выглядел на тренировках, просто великолепно. Есть упражнение на завершение у нападающих, нужно попадать в определенные точки ворот. Он с разных углов клал 10 из 10. Так во всем мире только Жан-Пьер Папен мог делать. А в играх у Жени ничего не получалось, потому что он очень эмоционален по своей структуре. В игре защитник на таком расстоянии, а ему казалось, что вот он здесь стоит. У страха глаза велики. Сейчас ему его эмоциональность дает миллион подписчиков, но как футболисту это ему безумно мешало. Я много пытался с ним говорить, применял различные тренировки. Для работы с некоторыми игроками мы привлекали психофизиологов, делали специальные упражнения на разогрев мозга, другие сложные вещи, и помогало… А с кем-то не давало результата.
О скорости принятия решений в клубе
- Со спортивным директором мы общаемся «24 на 7», и генеральный директор постоянно на связи. В «Рубине» все процессы самые быстрые... Кучу вопросов мы можем решить, сев сразу после тренировки. Если какой–то игрок нас интересует, генеральный директор сразу звонит в клуб, спортивный – агенту, я – игроку. Созваниваемся и принимаем решения. Нам не нужно ждать согласования совета директоров, посылать сто докладных записок…
О проблемах подготовки футбольных тренеров
- Помню мы учились на лицензию Pro. Там были все топовые тренеры: Романцев, Бердыев, Газзаев, Семин. Нам читал недельный микроцикл в подготовительном периоде преподаватель на основе тренировок омского «Иртыша», который на тот момент играл в ФНЛ. У них не было возможности выехать на сборы заграницу, и они сборы проводили в зале 20х40. И вставал Газзаев и спрашивал: «А зачем мы все это слушаем?»
Кто должен преподавать Бердыеву? Кто сейчас должен читать лекции тренерам, которые учатся на лицензию Pro? Там сейчас учатся Мусаев, Березуцкие и Игнашевич.
Вы счастливые люди, у вас есть любые книги, лекции, вебинары, вы можете в Clubhouse постучаться к любому тренеру. В плане самообразования вы можете взять то, что я никогда не мог себе представить.
О том, как изменился футбол со времен Михелса
Многие годы лучшим матчем в истории футбола в плане тактики считался полуфинал чемпионата мира 1974 года Бразилия – Голландия, в котором голландцы выиграли 2:0. Суперсистема Ринуса Михелса и так далее. Я знал всё про эту игру, читал про нее когда физически не было возможности смотреть этот матч. И вот как-то я был в Москве. Тогда продавались VHS-кассеты. Покупаю кассету, лечу назад в Волгоград, тут же собираю теоритическое занятие, ставлю кассету в видеомагнитофон, включаю… Они смотрят на меня и спрашивают: «Леонид Викторович, а это что вообще?». Там все ходят по полю, в нашем современном представлении, никаких скоростей, интенсивности. Время идет. В 90-х тот матч уже не имел никакого смысла.
Топ-3 тренеров мира по версии Слуцкого
- Я бы назвал Фергюссона, но он уже не работает. Если же говорить сегодня, то не буду оригинален: точно - Гвардиола, Клопп и третьим поставил бы Конте. Там очень серьёзная специфика, но самое сложное – уметь переступить через себя. У потому что у Конте всегда была такая зацикленная история, первый год он давал супер-результат, второй год его методика приносила конфликты с игроками и дальше увольнение. Что сейчас он творит с «Интером», какие я вижу внутренние взаимоотношения в команде. Сразу видно, что тренер смог наступить на горло своим убеждениям и серьезно перестроиться. Меня всегда вдохновляют тренеры, которые понимают, что их путь неправильный и быстро перестраиваются, являясь очень гибкими.
О том, почему российские тренеры на едут в Европу
- Знаете, во-первых, если на спортсменов есть запрос в зарубежных странах, то на тренеров нет. Никто не спрашивает, а что мешает нашим слесарям работать за рубежом? Вопросов нет – у них есть свои специалисты. Если убрать Англию, в топ-6 европейских лиг работает меньше 10 иностранных специалистов.
О штрафах за валяние на газоне на тренировках
- Я ввел штрафы в «Рубине», если игрок валяется на поле, к нему подходит доктор, и после этого игрок сразу же продолжает тренировку. Они же (английские игроки, прим. Авт.) могут не падать, не валяться, не скулить, а по-мужски тренироваться. Вы из той же кожи и плоти сделаны. Очень эффективный метод, надо сказать. Теперь никто не валяется. Даже Кварацхелия. Потому что, когда я пришёл на первую тренировку, и его ударили в квадрате, он сделал сто кульбитов и рыдал в прямом смысле этого слова. Я подумал: «Ну всё, трындец, лучший игрок выбыл на полгода. Наверное, у него пять переломов…». Но когда он через 20 секунд поднялся и продолжил играть, как ни в чем не бывало, я был в некотором шоке от происходящего… Я это ввел. Кто будет валяться, ну о’кей валяйся, и положи 10 процентов зарплаты в клубную казну. Да хоть обваляйся весь!
Об уровне команд второй английской лиги
- Когда я работал в «Халле», а это был сезон 2017-2018, Чемпионшип выиграл «Вулверхэмптон», который затем, не меняя состав, занял шестое место в АПЛ. В межсезонье они потратили больше 80 миллионов фунтов стерлингов на селекцию - с ними работал знаменитый Жорже Мендеш - с общим бюджетом под 200 миллионов фунтов. Тот «Вулверхэмптон» стал бы чемпионом в России. А в «Халле», который боролся за выживание, было 14 игроков национальных сборных Шотландии, Уэльса, Ирландии, Норвегии, Иордандии, Швеции, Нигерии. Два игрока молодежной сборной Англии. Средний бюджет команды Чемпионшипа 45 миллионов фунтов стерлингов. Сегодняшний бюджет «Рубина» - меньше в два-два с половиной раза.