«Глаз-алмаз» снова работает: Как Свен Мислинтат превратил «Штутгарт» в элитный футбольный лицей
В 2012 году «Манчестер Сити» объявил конкурс, чтобы сделать самую интересную аналитику из моря опубликованных метаданных о своих матчах. Instat и Opta тогда были на заре организации, поэтому клубы, столкнувшись с новыми для своего времени статистическими данными, пытались найти способы анализировать их. Впрочем, ничего особенно выдающегося в ходе того конкурса в данных «Сити» не нашли, но Микаэль Маркефка был вдохновлен различными аспектами информации, которые он там увидел. Бывший студент-юрист работал в городском кинотеатре Дортмунда, но его страстью была футбольная статистика. Когда он узнал, что в кинотеатре состоится мероприятие с участием «Боруссии», ему удалось поговорить со Свеном Мислинтатом об использовании статистики при анализе игры футболистов. Тогдашний спортивный директор BVB заинтересовался идеей и дал добро Маркефке довести до ума идею о внедрении статистики в анализ. Шесть месяцев спустя они вместе с другом-программистом встретились в его офисе, чтобы воплотить в жизнь новую задачу.
Статистические маньяки
Конечно, Мислинтат, который работал в клубе с 2006 года, использовал все коммерческие платформы для построения продуктивного скаутинга «Боруссии». Однако, он утверждал, что для борьбы за лучшие таланты мира с клубами у которых гораздо большие возможности в плане финансов и влияния, ему необходимо знать больше, чем они. Поэтому Мислинтат захотел создать собственный инструмент анализа. Он будет пронизан личным взглядом на футбол и потребностями клуба, в котором Свен работает.
Вместе с Маркефкой они разделили поле на сто квадратов и присвоили им разные приоритеты. Отбор в своей штрафной был важнее, чем в центральном круге. То же было с пасами и с ударами, аналогично и по статистике ожидаемых голов. Эффект алгоритма, приписывающего определенное значение игроку в каждой игре в зависимости от его места на поле должен был быть одним из окончательных аргументов в принятии решений по футболисту. Они назвали инструмент Scoutpanel.
Неправильное руководство
Когда команды под руководством шеф-скаута «Боруссии» после года сверхурочной работы представили программу президенту Хансу-Йоахиму Ватцке и спортивному директору Микаэлю Цорку, оба шефа Дортмунда были впечатлены. Они попросили Мислинтата показать им одиннадцать лучших игроков Бундеслиги согласно его программе. Оказалось, что лучшим центральным защитником на тот момент был Лассе Собих, выпускник «Боруссии», которого она послала играть в «Гройтер Фюрт».
После этого клубных боссов не интересовал инструмент, который выделяет секундные таланты, слишком слабые для их клуба по шкале лиги. Сам Мислинтат также знал, что Собих – не лучший центральный защитник. Цорк и Ватцке не хотели слышать о том, что какие-либо клубные деньги тратятся на реализацию этого проекта. Они прекрасно осознавали, что программа в контексте ее применения на немецкую лигу была явно неправильной. Слишком велик был риск того, что доверив ей незнакомый рынок, они полностью упустят трансферную выгоду.
Первородный грех
Мислинтат и Маркефка выяснили в чем ошибка. Как описывает Кристоф Бирманн в книге «Футбольные хакеры», статистика оценивалась в абсолютных цифрах, а не по отношению ко всем аналогичным событиям на поле. В том сезоне Собих играл за команду, где ему часто приходилось отбивать мяч в штрафной, и, поскольку он хорошо держался в воздухе, набирал очки, оцененные алгоритмом. Жером Боатенг выбивал из штрафной гораздо меньше мячей, а его соперники чаще били по воротам «Баварии». Инструмент имел корневую ошибку и боссы Дортмунда, хотя и высоко ценили Мислинтата как скаута, не хотели слышать об этом недочете программы. Тем более, в тот момент никто этой системой больше не пользовался. В итоге ошибка была ликвидирована, но своего мнения, старики из Дортмунда не изменили. Это к слову о том, что порой движет Ватцке и Цорком в принятии инновационных решений для клуба.
Звезда скаутинга
Длинноволосый и небритый бывший футболист-любитель из окрестностей Дортмунда и болельщик «Боруссии» начал добровольно анализировать матчи для клуба в 2006 году. Они хотели сделать главой скаутов бывшего футболиста, но в то время на это не было денег. Поэтому в 2007 году в Дортмунде выбрали этого любителя. На первой встрече Мислинтат признался сотрудникам, что считает себя скорее аналитиком, а не скаутом, и что именно от них он должен узнавать специфику работы клубных разведчиков. В подчинении Свена были и 70-летние зубры, помнившие времена, когда они приводили в клуб таких игроков как Дитер Вайнкауфф, и 20-летние начинающие скауты, говорящие на тактическом сленге и работающие с компьютерными программами. В течение нескольких лет он за небольшие деньги помог «Боруссии» построить команду, которая выиграла Бундеслигу и вышла в финал Лиги чемпионов. Самым ярким открытием Мислинтат считает Синдзи Кагаву, которого он нашел во втором японском дивизионе и позже продал в «Манчестер Юнайтед». Он также может включить в список успешных трансферов подписание Роберта Левандовски и Пьера-Эмерика Обамеянга. Спустя годы оба стали звездами. «Арсенал» заплатил за Обамеянга большие деньги в 2017 году. А Левандовски... Ну это же Левандовски. Медиа окрестили Свена «супер-скаутом» или «алмазным глазом».
Интерфейс – наше все
Но 48-летний теперь уже специалист помимо работы в клубах участвует в стартапе, от которого он не отказался, несмотря на отсутствие одобрения со стороны начальства. После корректировки модели он попытался заинтересовать массовым применением своей программы различные клубы в Германии и за рубежом. Никто не хотел. Он извлек один из важных уроков: такие программы должны быть визуально привлекательными. После того, как он нанял молодого берлинского специалиста по визуализации данных, который создал для него удобный интерфейс и даже получил за это награды среди веб-дизайнеров, предложения посыпались.
— «Никто этим не интересовался, пока не увидел те же данные в листе Excel. Спортивные директора, которые видели все на экране айпадов, хотели получить наш «новый» продукт немедленно», — рассказывал Мислинтат.
После применения соответствующих фильтров скаут мог быстро увидеть, что в KAA Gent был игрок с очень похожей на Рафаэля Геррейро статистикой. До 2019 года программа Мислинтата ориентировалась на эксклюзивность, продавая программное обеспечение максимум одному клубу в одном из направлений футбольного рынка. То есть, если среди условных «Манчестер Сити» и «Ливерпуля» в последнем было более подвижное руководство в плане принятия решений, они получали эксклюзивное преимущество в Лиге над конкурентом в плане наличия программного обеспечения. В настоящее время доступ может приобрести любой желающий, но первый клуб из новой лиги имеет право получать эксклюзивные данные раньше остальных за дополнительную плату. Вероятно, именно в предковидный год стартап Свена Мислинтата приобрел хорошего маркетолога.
Инструмент отсеивания
Немец хранит секреты компании, поэтому трудно сказать, в какой степени его успех в «Штутгарте» был обусловлен хорошим трансферным взглядом и сетью контактов, которые у него были до разработки программного обеспечения, а в какой — технологической поддержкой. Сам Мислинтат говорит, что для успеха нужны оба качества. Он использует инструменты для отсеивания неинтересных ему кандидатов и оставляет выбор между теми, что остались.
— «Потому что сможет ли футболист, который преуспевает в голландской лиге выстрелить в Германии (и не только в Германии. Пример Гуса Тилля в «Спартаке» показателен), этот вопрос скорее в голове игрока, чем в его ногах», — сказал в одном из интервью Свен.
Дело в том, что с апреля 2019 года после непродолжительного пребывания в «Арсенале», где власть и концепции в спортивном отделе изменились прежде чем он смог построить что-то постоянное, он отправился в Штутгарт. Там начал строиться один из самых интересных немецких футбольных проектов современности и он только что продлил свой контракт до 2023 года.
Элитный лицей
Бывший гигант Бундеслиги, дважды покидавший ее за последние пять лет, после первого вылета выбрал стратегию, которая сделала бы его «Боруссией» Дортмунд или «РБ Лейпциг», но на уровень ниже. Если Дортмунд и Лейпциг — элитный университет, выпускающий в мир самых одаренных молодых футболистов, Штутгарт хотел стать отличной средней школой, выпускники которой поступали бы в лучшие университеты. Эта стратегия впечатляюще сработала с Бенджаменом Паваром: его взяли из второго французского дивизиона, а позже он перешел в мюнхенскую «Баварию» и весьма прилично в случае с Озаном Кабаком, которого достаточно дорого продали в «Шальке», но он явно не играл на уровне команды. Продвигать несколько талантов во время вылета из лиги — не очень рентабельный бизнес.
Таланты в плохом сообществе (неограненные алмазы)
Микаэль Решке, бывший специалист по подбору персонала в мюнхенской «Баварии» и «Байере 04» был уволен, а на его место взяли Мислинтата, у которого в Швабии было гораздо больше власти и полномочий, чем в предыдущих клубах. Он стал не просто начальником скаутов, но и спортивным директором, отвечающим за стратегию развития всего клуба. Никто не скрывал: от него ждут того же пути, что и в Дортмунде несколькими годами ранее. То есть помощь в восстановлении клуба-гиганта, который столкнулся с проблемой. «Штутгарт» на протяжении многих лет славился отличной академией, в частности благодаря Сержу Гнабри, Йозуа Киммиху, Бернду Лено и Тимо Вернеру, но при этом в основной команде эти выпускники академии были мало представлены. Первые трое никогда не играли в основной команде «Штутгарта», четвертый вылетел из лиги вместе с клубом. «Штутгарт» должен был перестать быть местом, где есть таланты, но нет среды, в которой они могли бы засиять. Местом процветания, равно применимо как для местных талантов, так и для привозных.
Тренер из ниоткуда
После вылета из лиги Мислинтат не унывал. На укрепление состава он потратил более 21 миллиона евро. Однако, привлекал в команду в основном людей, которых никто не знал. За 20-летнего Силаса Вамангитуку из второй французской лиги он заплатил восемь миллионов евро. Он за миллионы вывозил снайперов из Австрии или Аргентины, покупал самых интересных немецких игроков II лиги и собирал в аренду подростков из крупнейших клубов. Собранная команда с большим трудом прошла в Бундеслигу. Через полгода ей пришлось уволить тренера. Мислинтат поменял его на американца, который ранее возглавлял молодежные команды «Нюрнберга» и «Хоффенхайма» и был помощником Юлиана Нагельсмана. Он никогда не тренировал старшую команду. Когда Пеллегрино Матараццо весной начал проигрывать, выпадая из зоны продвижения в основную Бундеслигу, клуб продлил его контракт. Команда ожила и вышла в элитный дивизион, хотя никаких ожиданий на тот момент на нее не возлагалось. Сам спортивный директор говорил, что их место во второй лиге — позиции 13-18.
Избегать завышенных ожиданий — это то, что привнес Свен в штутгарсткую фан-культуру за последние полтора года. В нашем подкасте, посвященном гаданию на кофейной гуще, кто какое место займет по итогам сезона, я уже говорил, что попадание в десятку, закрепление в Бундеслиге — главная задача клуба на сезон. Изначально это были слова Мислинтата на предсезонном сборе. Однако, именно футбол без завышенных ожиданий пришелся по душе основному числу рядовых поклонников «швабов».
Удивительная Лига
После трети сезона «Штутгарт» следует рассматривать как команду-открытие лиги. Не только потому, что они находятся в зоне «без пяти минут Еврокубки», или потому, что разгромили «Боруссию» из Дортмунда. Это мимолетно. Будет сложно закончить сезон на таком высоком уровне. Изменения, произошедшие во всем клубе, важнее. Средний возраст игроков, представленных сегодня в «Штутгарте» — всего 23,8 лет, и это самый низкий показатель в лиге. Такого нелегко достичь, когда рядом «РБ Лейпциг», который любит манкировать именно этим показателем в PR-позиционировании клуба. Из 24 игроков, сыгравших в текущем сезоне, целым десяти, то есть почти половине, еще нет 23. 21-летний конголезец Вамангитука стал настоящим открытием сезона. После феерии в Дортмунде у него семь голов и три результативные передачи. Отлично зарекомендовал себя японец из Сен-Трюйдена Ватару Эндо, которого Мислинтат хотел привлечь еще в «Арсенал» для расширения команды. В составе, разбившем «Боруссию», было целых восемь игроков, которых приобрел Свен. Сегодняшний «Штутгарт» обладает молодостью, необузданностью и стремлением к цели и снова имеет возможность заставить фанатов полюбить себя, как это было много лет назад.
Один ветеран
В окружении новой молодежи возродились и те, кто играет в команде относительно давно, но списывались со счетов. Вторую жизнь в клубе обрели хорват Борна Соса, аргентинец Николас Гонсалес, которому летом сделали 20-миллионное предложение, а также душа и сердце второй линии Ореля Мангаля. Марк-Оливер Кемпф и Вальдемар Антон — защитники, которые три года назад выиграли чемпионат Европы среди юношей до 21 года, преуспевают, но пока не сделали следующего шага в развитии игровой карьеры. Регулярно на поле появляется только один игрок старше 30 лет. Гонсало Кастро, некогда полузащитник «Байера» и «Боруссии» Дортмунд — полноправный вожак этой молодой стаи. 28-летний Марцин Камински — почти ветеран в такой среде. И проигрывает в конкуренции молодежи.
В поисках
Штутгарту нужно компенсировать годы пренебрежения, в течение которых высшая лига была далеко за пределами досягаемости в финансовом отношении. Если они собираются наверстать упущенное в один прекрасный день, важно регулярно стремиться к более качественным трансферам. С нынешней командой это уже сделано. В дополнение к радости и веселью, которые они подарили Бундеслиге, рано или поздно они также принесут клубу десятки миллионов евро. Мислинтат видит на трансферном рынке больше остальных и находит интересных игроков там, где другие даже не думают их искать. Глаз-алмаз снова работает.