11 мин.

Разнюнился и разбабился

Леонид Арнольдович Федун имеет полное право делать с московским "Спартаком" всё, что желает - потому что за почти два десятка лет вложил в него огромные деньги, дающие клубу редкую для отечественного футбола финансовую стабильность и идущие в том числе на оплату немалых штрафов за поведение болельщиков, любящих повторять, что на самом деле "Спартак" - это они. Любой из нас, окажись он на месте нынешнего владельца, поступал бы так же, не особо прислушиваясь к кому-либо. Поэтому дальнейшие рассуждения являются не попыткой достучаться до Леонида Арнольдовича и наставить его на путь истинный, а попыткой понять, что происходит в "народной команде" и какое будущее её ждёт. Приношу извинения, если эти рассуждения покажутся чересчур хаотичными.

Подмоченная репутация

Шамиль Газизов был назначен на должность генерального директора "Спартака" 10 июля 2020 года, но не проработал в клубе и пяти месяцев - 8 декабря с ним расторгли контракт. Летом главный акционер утверждал, что новый топ-менеджер "ведёт правильную селекционную работу и делает то, что нам необходимо". Получается, быстро осознал свою ошибку и решил исправиться? Не думаю. Во-первых, серьёзный и опытный бизнесмен, каковым без сомнения является Федун, отлично понимает, что крупный управленец, придя на новое место, будет перестраивать всё под себя, а это процесс не быстрый. Во-вторых, Газизов работал так, как от него ждали: не спеша подбирал помощников, аккуратно вёл переговоры с новичками, спокойно избавлялся от "балласта" на скамейке. Подписание Кокорина - это, возможно, не совсем по-газизовски, но вполне по-спартаковски (вспомните переходы Широкова и Ерёменко), и опять же: кто из нас не воспользовался бы этой возможностью? К прочим трансферам тоже не подкопаешься: Мозеса хотел Тедеско, Урунова хотела вся Премьер-лига, а центральных хавбеков в команде и так четверо.

Получается такая картина: Наиль Измайлов потратил двенадцать миллионов на Педро Рошу - и продолжил работать; Томас Цорн привёз Алекса Крала за двенадцать миллионов и Гуса Тиля за шестнадцать - и продолжил работать; Шамиль Газизов бесплатно привёл Александра Кокорина, арендовал Виктора Мозеса, прилично сэкономил - и был уволен. Ясно даже и ежу, что никаких объективных причин у отставки последнего генерального директора нет (в отличие от его предшественников), а есть только субъективные - внезапно возникшая личная неприязнь. Таким образом Леонид Арнольдович поступил не как серьёзный и опытный бизнесмен, что сильно испортило имидж клуба: любой солидный менеджер или тренер теперь сто раз подумает, прежде чем принять предложение поработать в Тушино. Конечно, после ухода Лаудрупа и Эмери многие думали так же, но в пользу расставания с этими специалистами говорило отсутствие результата, у Газизова же он был - команда шла на первом месте.

Неоконченное образование

29 ноября в блоге "Не мальчик, но Муйж" вышло интервью экс-главы селекционного отдела москвичей Наримана Акавова, в котором он объясняет причины своих действий (например, зачем на правый фланг взяли игрока с именем и опытом, а не перспективного ноунейма, и почему это случилось так поздно), а также рассказывает, к чему стремилось новое красно-белое руководство во главе с Газизовым. Из прочитанного становится ясно, что основное внимание оно уделяло денежным вопросам, стараясь научить клуб эффективнее использовать бюджет, в том числе не переплачивая за новичков. "Заплатим сегодня двенадцать миллионов евро при рыночной стоимости четыре – тогда завтра за игрока с рыночной стоимостью двенадцать миллионов, у нас будут просить двадцать пять," - считает Акавов. Это логично и правильно во все времена, а в нынешних кризисных реалиях - особенно. Ни Федуну, ни фанатам неприятно считать себя лохами, когда двенадцатимиллионный Роша скитается по арендам, а "Ростов" всего за миллион привозит Матиаса Норманна.

Такой подход вдвойне важен, если Леонид Арнольдович действительно собирается со временем передать свой пакет акций болельщикам. Ведь в этом случае "Спартаку" придётся обходиться без финансовой помощи членов российского списка "Forbes", для чего потребуется не только самостоятельно зарабатывать, но и расчётливо тратить, и учиться это делать нужно уже сейчас, чтобы успеть к намеченному сроку - 2023 году. Философия Шамиля Камиловича, за которую его и позвали в Москву, отлично подходила для реализации этого проекта, однако ещё в августе в прессе стали появляться сообщения о его заморозке, а после увольнения уфимца о сих грандиозных планах никто и не вспоминает. Понятно, что в 2020-м вообще "не до жиру, быть бы живу", но скорее всего мы имеем дело со вторым за последнее время случаем, когда владелец клуба поступил не как серьёзный и опытный бизнесмен.

Неудавшийся манёвр

Единственного успеха в эпоху Федуна "народная команда" добилась в сезоне 2016/17, после того, как "настало время передать управление профессионалам", а на самом деле - прикрыться яркой личностью, снизить давление на себя. Тогда этот отвлекающий манёвр успешно выполнил Александр Жирков - безусловно, незаурядный человек, обладавший необходимыми качествами, чтобы влиять на самого короля и держать в узде придворных. Сменивший Жиркова Наиль Измайлов оказался из другого теста, и вставший было на победные рельсы "Спартак" тут же с них сошёл, забуксовав в интригах. Принявший эстафету Томас Цорн нужной мощи и опыта не имел, поэтому продержался на посту лишь год. У энергичного, хитрого, бросающегося перчатками Газизова имелись все шансы стать "новым Жирковым", но чем всё закончилось, мы уже знаем.

Объяснение тому, почему владелец отказался от столь удобного для себя "живого щита", может быть только одно. Прежние придворные предпочитали держаться в тени, не важно чьей - главного акционера или генерального директора, известность им не требовалась, а может и мешала. Но в нынешней свите появилось лицо или группа лиц, обладающих тщеславием: им недостаточно только власти и богатства, им хочется ещё и популярности - чтобы самый популярный футбольный клуб страны ассоциировался в том числе с ними. Поэтому, возможно, прав Василий Уткин, причиной внезапно возникшей неприязни к Газизову называющий его обстоятельную беседу с Нобелем Арустамяном, в которой менеджер слишком часто пользовался местоимением "я". Да и применительно к Цорну звучали мнения, что на его уход повлияла не столько дыра в финансовом фэйр-плей, сколько манера общения с определёнными людьми.

Незнание меры

Начавшаяся в июле информационная война с "Зенитом" поначалу казалась мудрым стратегическим ходом спартаковских боссов: клуб противопоставлял себя зарвавшимся питерцам и царящей в российском футболе несправедливости, вновь обретая статус гладиатора, поднимающего восстание против сложившейся системы (совсем как в славные времена Старостиных и Бескова). Так можно было оставаться в центре внимания даже при не самых выдающихся спортивных результатах (лишь седьмое место по итогам прошлого сезона), привлекая новых сторонников, и даже побеждать в околофутбольной борьбе, что наглядно показали события после ничьей с "Сочи" в первом туре текущего чемпионата - судить красно-белых сразу стали гораздо лояльнее. Причём "Спартак" с начала нулевых настолько приучил всех к постоянным скандалам, что большинство из них воспринимается общественностью спокойно и даже с сочувствием - к убогим на Руси всегда относились именно так.

Однако, скандаль, да знай же меру! (Пусть простит меня Александр Сергеевич.) В последнее время истеричность клуба зашкаливает: он то обвиняет тренерский штаб сборной России в травме Соболева (что сам футболист не подтверждает, а в памяти ещё свежа странная история с "крестами" Глушенкова), то не может чётко и исчерпывающе объяснить происходящее с Кокориным (постоянные пропуски матчей, отъезд на Мальдивы вместо предписанных тренировок в Москве, слухи о выдавливании из команды), то провожает уходящего генерального директора эпизодом из "Симпсонов" (уверен, таков и был план: сначала опубликовать, а потом удалить гифку), то подкидывает дрова в разгорающийся костёр сочинского инцидента между Тедеско и Бородиным (хотя от накала игры чего только не случается, особенно когда люди говорят на разных языках). Всё это доказывает, что в высших красно-белых сферах на смену мужскому прагматизму пришла женская эмоциональность.

Последствия

Главное из них - решение Доменико Тедеско не продлевать контракт. Момент, чтобы объявить об этом, тренер выбрал крайне неудачный, но, думается, он сделал это не под влиянием сиюминутных эмоций после безоговорочного проигрыша главному и принципиальному конкуренту, а обдумал заранее. Просто у итальянского немца (или немецкого итальянца) в России сложилась репутация человека неуравновешенного, хотя на самом деле обвинения в наигранности или несерьёзности поведения несправедливы - наш футбол так привык к серости, что любое яркое явление в нём вызывает отторжение, особенно если оно иностранного происхождения. (Я однажды видел, как какой-то выходец с Аппенин в кафе смотрел по телевизору мотогонки - те же страсть, прыжки, крики.) Вот и Доменико, талантливый современный специалист, в Испании входит в тройку самых перспективных тренеров мира, а у нас считается недостойным тренировать клуб, который называют великим скорее по инерции.

Ничего страшного в грядущем расставании с Тедеско нет, при всех достоинствах у него хватает недостатков, и максимальный результат, на который при нём мог рассчитывать "Спартак" (даже точечно усилившись по-настоящему классными исполнителями) - стабильное пребывание в зоне еврокубков, но никак не поставленные на поток медали и кубки. Подробнее об этом в моём блоге, и поражение от "Зенита" в последнем матче года только подкрепляет выводы. Страшнее и важнее то, что подтолкнуло тренера сделать такой выбор: полнейшее непонимание, чего ждать в будущем, кто в клубе будет отвечать за трансферы, дадут ли этому человеку время или тоже внезапно уберут, готовы ли лидеры команды терпеть этот бардак, и самое главное - не падёт ли сам Доменико вдруг жертвой чьей-то прихоти. Согласитесь, творить в таких условиях невозможно, можно только отбывать номер, но амбициозный и порядочный немец-итальянец счёл это для себя неприемлемым. И теперь подмочившим свою репутацию (см. выше) москвичам предстоит найти нового наставника, способного вывести коллектив на следующий уровень - реальную борьбу за титулы.

Перспективы

Впрочем, нынешний спортивный директор красно-белых умеет находить качественных тренеров - именно он когда-то привёл в "Спартак" Унаи Эмери. Вообще, если абстрагироваться от негатива неумного расставания с Газизовым, в том числе связанным с назначением нового спортдира, то возвращение в клуб Дмитрия Попова - это событие со знаком плюс. Особых нареканий деятельность Дмитрия Львовича никогда не вызывала, он не был замечен ни в неадекватных тратах а-ля Измайлов, ни в корыстных махинациях а-ля Трабукки, ни в излишне нежных отношениях с агентами. Попов умеет договариваться как с игроками на перспективу (Веллитона приобрели за копейки, а могли продать в "Вольфсбург" за пятнадцать миллионов, Рохо не заиграл в Москве, но потом оказался в Манчестере), так и со сложившимися мастерами (Алекс, Ибсон, да и Де Зеув, бывший тогда основным в голландской сборной). Единственной постоянной претензией к функционеру была его закрытость - ни одного программного интервью за почти десять лет пребывания на должности. Но для клуба, и без того переполненного разнообразными "источниками, знакомыми с ситуацией", такая молчаливость на вес золота. Но молчать легко, когда за тебя говорит твой начальник: раньше Дмитрия Львовича прикрывал Валерий Георгиевич, а кто сделает это сейчас?

Звучат мнения, что Тедеско уходит, потому что больше не может влиять на трансферы: близкие ему Цорн и Чистяков уже покинули "Спартак", а Попов к таковым не относится. Однако тренер и не должен определять кадровую политику - это прерогатива именно спортивного директора, действующего в соответствии с принятой стратегией развития и функционирования команды, под которую приглашаются как игроки, так и наставники. Нужно извлекать уроки из прошлого - например, из истории Массимо Карреры и его друзей; поэтому независимость Дмитрий Попова - это правильно и хорошо для красно-белых. Но беспокойство всё же присутствует, и причиной ему всё та же проклятая неопределённость: каковы полномочия господина Камоцци, официально объявленного консультантом, станут ли учитывать мнение спортдира, если кто-то очень сильно захочет какого-нибудь игрока, как было с Джорданом Ларссоном. И главная проблема - в "Спартаке" нельзя верить словам, даже (и особенно) если их говорит самый главный человек.

Поэтому смотреть с оптимизмом в будущее заметно разнюнившегося и разбабившегося за последние полгода клуба, увы, не получается...