Почему в России футбол - это война
"Для русских футбол - это война. Ты или победишь, или умрёшь," - такие слова произнёс однажды Леонид Слуцкий. И хотя он обращался к игрокам голландского "Витесса", которых тренировал ("Для Вас, парни, футбол - это праздник. Но для русских - война..."), у российских болельщиков первое предложение про чужой праздник быстро стёрлось из памяти. Теперь считается, что фраза эта как нельзя лучше отражает наш национальный характер и корнями уходит не в 2018 год, а в глубину веков. Хотя на самом деле культура народа и его история тут совершенно ни при чём - всё решает экономика.
Немного диалектики
Футболисты играют, а тренеры тренируют не бескорыстно, и чтобы платить им зарплаты, клуб должен где-то находить деньги - зарабатывать или получать. Второе в России делать проще, ибо здесь всегда есть потребность дать людям не хлеба, так зрелищ (потешить амбиции, не ударить в грязь лицом и т.д.) и готовность выделить на это бюджет. Потребность чаще возникает у государственных мужей (руководителей национальных компаний, губернаторов областей, мэров городов), но встречается и у частных лиц - у Леонида Федуна, например.
Принимающий решение о финансировании начальник обычно футбол не любит (гольф и горные лыжи больше по сердцу) и в нём не разбирается. Понять и одобрить он способен только простой бизнес-план: такой-то счёт на табло, такое-то место в таблице, такая-то стадия в кубке. Всё получилось = начальник доволен = есть бюджет на следующий сезон. Не получилось - расскажите про высокое качество игры и большое количество воспитанников кому-нибудь другому.
Если упростить предыдущие два абзаца до одного выражения, то получится результат = деньги. А поскольку частные клубы в стране можно пересчитать по пальцам одной руки, принцип "игра забудется, счёт останется" главенствует во всём российском футболе. Немногие "частники" вынуждены подстраиваться - с волками жить, по-волчьи выть. Вот и выходит: поставленную задачу нужно выполнить во что бы то ни стало, иначе не выжить. Чем не война?
Бывает иначе?
Бывает - если идти по пути не получения, а зарабатывания денег. Сегодня клуб может зарабатывать на болельщиках, спонсорах и трансферах, и во всех трёх случаях ему не обязательно добиваться какого-то результата. Более того, результат вообще отходит на второй план, а на первый выходит качество игры. Эффектный результативный футбол привлекает зрителей (и с ними - доходы от продажи билетов, сувенирной продукции, трансляций), за которыми приходят партнёры и рекламодатели (и с ними - доходы от коммерческой деятельности), а игроки становятся трансферными целями других команд.
В век информационных технологий такая схема развития доступна каждому, не только грандам. Недаром поступления в дни матчей перестали быть главной статьей их бюджета, уступив место поступлениям от телевидения и интернета - фанаты клуба теперь в основном живут не в том же городе, но в других странах. Так же футболистам больше не нужно участвовать в международных матчах, чтобы привлечь к себе внимание покупателей - многочисленные скауты онлайн следят за игроками во всех лигах мира, отыскивая интересные варианты.
Когда зарабатываешь, воевать уже не нужно, даже вредно - аудитории может не понравиться и есть риск повредить активы. Но этот путь, конечно, сложнее, и успех приходит не сразу, поэтому по нему в России никто не идёт (разве что Сергей Галицкий, хотя с оговорками). Рыба ищет, где глубже, электрический ток - где меньше сопротивление, а человек берёт пример с них обоих.
Лучшее - враг хорошего
В фильме "Легенда №17" Валерий Харламов с товарищем переходят в команду из Чебаркуля, и местные старожилы призывают новичков не слишком стараться: мол, будем хорошо играть, станем чаще побеждать, займём первое место, а там повышение в классе, больше игр, дальше поездки, выше нагрузки - оно нам надо?!
Одна проблема государственного финансирования в России заключается в его ограниченности. В условиях рынка повышение в классе и увеличение доходов всегда взаимосвязаны, в условиях плановой экономики всё иначе. Здесь команда, победившая во втором дивизионе, отказывается от выступления в первом из-за невозможности увеличить бюджет. Здесь клуб, имеющий потенциал выхода в премьер-лигу, не получает такой задачи от начальника (см. выше) - ему это особо не интересно.
Другая проблема - коррупция. Бюджеты, как известно, всегда закладываются с запасом, но расходуются до копейки. Иногда с тем же бюджетом можно добиться лучших результатов, но тогда придётся потратить запас на благое дело, а не на агентские выплаты, премии руководству и другие приятные мелочи.
В результате отечественный футбол давно превратился в болото. Зачем футболистам в ПФЛ занимать первое место, если оно не гарантирует участия в ФНЛ? Зачем менеджерам в ФНЛ стремиться в РПЛ, если придётся умерить собственные аппетиты? Зачем руководителям в РПЛ бороться за "золото", если "серебро" позволяет попасть в ту же Лигу чемпионов и сэкономить на премиальных и торжествах? Зачем игроку работать над собой, если журавль - в небе, а синица - в руке?
Кстати о Лиге чемпионов
Нынешний розыгрыш главного еврокубка войдёт в историю российского футбола, как самый провальный. Впервые сразу три наших клуба пробились в групповой этап, но это осталось единственным положительным моментом во всей кампании. И понять причины фиаско совсем не трудно, если внимательно прочесть всё, написанное выше.
Трусливая тактика? Но она увеличивает шанс набрать хоть одно очко, которое в матче с топ-клубом выглядит весомо в глазах всё тех же начальников. Да и болельщики порадуются, ибо давно уже непритязательны. Вот и хвалим Мирко Николича за ничьи с "Атлетико" или "Зенит" за 77 минут в Дортмунде.
Отсутствие передовых идей? А зачем они нужны, если всё равно останутся непонятыми и не помогут больше зарабатывать. Сергей Семак, конечно, виноват в упорном нежелании уходить от 4-4-2, но нельзя утверждать, что решившись на перемены, он сумел бы довести их до конца. Даже уникальный бездонный кошелёк "Газпрома" ничего не меняет.