Болгарский ветеран, американец, трио из Замбии, сын украинских эмигрантов. Какими были легионеры чемпионата СССР
***
Легионеры в Российской Премьер-лиге – дело давно привычное. Более того, даже несмотря на все введенные лимиты, зачастую иностранцы играют определяющую роль в своих клубах.
А что будет, если переместиться на машине времени лет этак на тридцать назад, и прикоснуться к той эпохе, когда выходцы из-за рубежа в отечественных командах были в диковинку, являясь чем-то вроде смеси послов доброй воли и живых музейных экспонатов, а чиновники из Федерации футбола спали спокойно, не боясь, что чужеземцы вытеснят местных игроков из составов?
Мы увидим, что причудливые и порой нелогичные перестроечные ветры, несшие в народ дурманящий дух свободы, проникли тогда в том числе и в футбол. Действительно, трансферы зарубежных футболистов в советские клубы зачастую носили не игровой, а политический характер. Меняющемуся советскому государству было необходимо показать свою открытость и плюрализм. Чаще всего в чемпионат СССР ехали выходцы из стран социалистического лагеря, но случались и переходы футболистов из капиталистических держав, что еще вчера считались злейшими врагами.
Подобные эксперименты проводились довольно аккуратно, зачастую в них были задействованы провинциальные команды, выступавшие в Первой и второй союзных лигах. (Кстати, представьте себе сейчас ситуацию, что во втором дивизионе выступает футболист с иностранным паспортом). Разумеется, «инопланетяне» часто уступали в игровом плане советским одноклубникам, но это было и не важно. Главное было поддержать тренд на «мир, дружбу, жвачку». Да и повышенный зрительский интерес так же шел только в плюс.
Наверное, многие знают историю, что в 1990 году Валерий Лобановский хотел пригласить в киевское «Динамо» будущего тренера сборной Словакии и раменского «Сатурна» Владимира Вайсса. К сожалению, трансфер не состоялся. Зато состоялись переходы ряда других интересных легионеров в промежуток с 1989 по 1991 год. Некоторые сюжеты вы наверняка слышали, но думаю, что и нечто новое для себя в этом материале вы непременно найдете.
1989 год
Теньо Минчев (Болгария) – «Крылья Советов» (Куйбышев/Самара)
«Первой ласточкой» стал болгарский защитник Теньо Минчев, которому в 89-м исполнилось 35 лет. Болгарин всю карьеру отыграл в родном городе Стара-Загора, но под занавес Теньо была предоставлена возможность немного попутешествовать. Путь болгарского футболиста лежал в Куйбышев (ныне – Самара), который в советское время являлся городом-побратимом Стара-Загоры.
Местные «Крылья Советов» по состоянию на 1989 год играли во Второй лиге, но претендовали на повышение в классе. Команде было необходимо качественное усиление. Инициатором приглашения болгарина выступил председатель областного спорткомитета Владимир Заворин. Примечательно, что трансфер Минчева состоялся не за деньги, через фирму-посредника, а на условиях бартера.
«Госкомспорт СССР дал добро, чтобы соглашение с болгарским футболистом мы заключили по линии местных связей – безвалютному обмену. Они нам футболиста – мы им хорошую волейболистку в женскую команду «Электрон», выступающую в первой лиге национального первенства. В условия годичного контракта Теньо Минчева входили три положения. Мы предоставляем ему отдельную комнату на базе «Крыльев Советов», одну бесплатную поездку на родину в течение года. Зарплата – 500 рублей плюс премиальные за выигранные матчи. Договор был заключен на один год.» - вспоминал впоследствии Заворин.
В холодной Самаре Минчев преимущественно жил на базе, где тосковал по солнечной Болгарии, но вместе с тем он честно и профессионально выполнял свои игровые обязанности. В сезоне-1989 провел 28 матчей, а в конце года покинул «Крылья», сохранив приятные воспоминания о советском быте и людях. Вскоре завершил карьеру и стал тренером. Позднее болгарин признавался, что закончил волжский вояж не с пустыми руками.
«В конце сезона домой уехал на вишневой «девятке». За «Ладу» я отдал 10 500 рублей. То есть годичной зарплаты не хватило – пришлось из премиальных добавлять».
Пирсон Мванза, Уиздом Чанса, Дерби Макинка (Замбия) – «Памир» (Душанбе)
Замбийские футболисты стали первыми (и единственными) легионерами в Высшей лиге СССР. А также первыми африканцами в истории чемпионатов СССР/России. Войти в историю игрокам сборной Замбии помог клуб из столицы Таджикистана.
Советские чиновники заприметили футболистов из дружественной страны во время Олимпиады-1988 в Сеуле, где сборная Замбии дошла до четвертьфинала. В частности, Макинка отметился дублем в ворота Гватемалы.
Тренерский штаб во главе с Олегом Хаби долго не решался ставить экзотических легионеров в состав, предпочитая проверенных игроков. В тот сезон «Памир» боролся за выживание, а потому использование в старте функционально не готовых футболистов выглядело бы довольно рискованно.
Впрочем, ближе к концу сезона замбийское трио все же получило свой шанс. Макинка и Чанса дебютировали в гостевом матче 27 тура против московского «Торпедо». Оба провели на поле все 90 минут, но ничего путного не показали. «Памир» разгромно проиграл – 0:4.
В следующем туре против «Зенита» вышел и Мванза – на замену, на 76 минуте.
Всего замбийцы успели провести за «Памир» по три матча каждый, результативными действиями не отметились. После окончания сезона отбыли восвояси.
Судьба первых африканцев отечественного футбола сложилась трагически – Макинка и Чанса погибли в 1993 году в автокатастрофе по пути на отборочный матч с Сенегалом, а Мванза скончался в результате тяжелой болезни в 97-м.
1990 год
Виорел Турку (Румыния) – «Нистру» (Кишинев)
Тренд на приобретение иностранных игроков поддержал и клуб из Первой лиги «Нистру». Молдаване в 1990 году пригласили игрока из родственной Румынии – форварда Виорела Турку.
До переезда в Союз 31-летний нападающий успел два сезона поиграть за «Стяуа», а также поучаствовать в семи матчах национальной сборной. В команду из Кишинева переходил из клуба УТА (Арад).
Как бы то ни было, присутствие в составе «Нистру» опытного легионера вышло почти незамеченным – Турку провел в составе молдован всего лишь два матча, после чего вернулся на родину.
Дэйл Маллхолэнд (США) – «Локомотив» (Москва)
Американский энтузиаст Дэйл Маллхолэнд всегда любил путешествовать и узнавать чужие культуры – в 80-е он поиграл в низших лигах Германии, заезжал в Гонконг, а потом загорелся идеей пожить в перестроечной России.
Вопрос о переезде американца решался на уровне заместителя главы Госкомспорта СССР Вячеслава Гаврилина. Лишь со второй попытки Маллхолэнду было дано добро на трансфер. Изначально планировалось, что Дэйл будет выступать в Украине, однако к тому времени американец уже прикипел к Москве, а потому присоединился к «Локомотиву», в 1990-м решавшему задачу вернуться в Высшую лигу.
Маллхолэнд быстро поладил с главным тренером Юрием Семиным и даже согласился на расчет своей зарплаты в рублях, чем несказанно обрадовал чиновников Госкомспорта. Кстати, в «Локомотиве» гость из Америки получал приличные деньги – 3,5 тысячи рублей (больше зарабатывал только легендарный Юрий Гаврилов).
В Москве Дэйл удивлялся скудному ассортименту продуктов в магазинах, полупустым трибунам и отсутствию спортивной медицины как таковой. Зато именно в России Маллхолэнд встретил свою первую любовь.
Играл американец мало, зато обеспечил «железнодорожникам» медийную привлекательность – по словам Дэйла, почти на каждую тренировку «Локо» приходили толпы журналистов.
«Локомотив» теперь в полном порядке, и пусть они мне за это спасибо скажут. А что? Я помню, что тогда у них болельщиков не было вообще. Значит, из-за меня прославились. Первые спонсоры и первые деньги туда со мной пришли. Так что не слушайте Семина и Филатова, творец успеха «Локомотива» — Дэйл Малхоллэнд» - в шутку говорил американец в интервью «СЭ» в 2006 году.
Всего в сезоне-1990 Малхоллэнд провел 6 матчей в Первой лиге и забил 1 гол в ворота кемеровского «Кузбасса».
После ухода из «Локомотива» продолжил свои странствия – поиграл в Чехословакии, Корее, Израиле, Таиланде. Обосновался в Индонезии, где открыл собственную футбольную школу.
Ли Чан Хо, Ен Хван Мин, Ким Мен Дин (КНДР) – «Кайрат» (Алма-Ата)
Задолго до Цой Мин Хо и Хон Ен Чо в отечественном футболе засветились целых три северокорейских футболиста, которым в 1990 году было всего лишь по 18 лет.
В составе «Кайрата», в то время выступавшего в Первой лиге, выходцы из самой закрытой страны в мире провели считанное количество игр – Ли Чан Хо и Ен Хван Мин по одной, Ким Мен Дин – аж три.
И если первые двое в скором времени уехали из СССР, то Ким Мен Дин задержался в Казахстане еще на год – в 1991-м он провел те же три матча за «Ак-Канат»из второго дивизиона.
Дальнейшие судьбы этих загадочных футболистов похожи на судьбы других игроков из КНДР, когда-либо выезжавших за рубеж – они абсолютно не известны.
1991 год
Клаудиу Вайшкович, Ликэ Мовилэ (Румыния) – «Зимбрул» (Кишинев)
В 1991 году в "Нистру" произошел ребрендинг - клуб сменил имя на "Зимбрул". Но при этом прежней осталась трансферная политика. Клуб вновь решился на приглашение бывших румынских сборников. На сей раз ими стали Клаудиу Вайшкович и Ликэ Мовилэ.
Вайшкович сделал себе имя, выступая в бухарестском «Динамо», где в конце в восьмидесятых был главным голеадором. В то же время он провел десять матчей за национальную команду. Первую половину сезона 1990-1991 провел в турецком «Бурсаспоре», однако за 8 матчей не отметился результативными действиями.
Мовилэ в восьмидесятые также стабильно выступал за «Динамо» на позиции полузащитника и тоже вызывался в сборную. (Главным образом, на товарищеские матчи). В «Зимбру» перешел из клужского клуба «Университатя».
Румынский дуэт изо всех сил старался помочь аутсайдеру первого дивизиона – Вайшкович провел в футболке «Зимбру» 24 матча и забил 9 мячей, Мовилэ отметился двумя голами в 23 играх.
По итогам сезона молдавская команда заняла всего лишь 19-е место, а румыны покинули клуб. После этого еще недолгое время поиграли за малоизвестные команды и завершили свои карьеры – в 1993 и 1992 году соответственно.
Сандро Афоне Душ Сантуш (Ангола) – «Спартак» (Орел)
Своя экзотика была и в центральной полосе России – в клубе второй лиги «Спартак» из Орла.
В 1991 году игрок из Анголы провел в майке орловской команды всего лишь два матча.
Все, что о нем известно – это то, что в 91-м ему исполнился 21 год. Нет информации, где выступал Душ Сантуш до, и куда он уехал после. Возможно, анголец просто был студентом, обучавшимся в Орле.
Богдан Недильский (США) – «Карпаты» (Львов)
В последний год существования СССР в Советскую Украину пожаловал украинец из Северной Америки. Богдан Недильский - выходец из семьи эмигрантов из Западной Украины, до того выступавший за команды украинской диаспоры.
На исторической родине он столкнулся с дефицитом, инфляцией и очередями, однако, живописные виды Старого города перечеркивали все минусы перестроечного быта.
Интересно, что дебютировал в составе «Карпат», в 91-м метивших в Первую лигу, Недильский 9 мая – в матче против «Галичины» из Дрогобыча.
Всего в последнем сезоне Чемпионата СССР 24-летний игрок провел 14 матчей, не отметившись при этом результативными действиями.
Но Недильский был ценен даже не столько как игрок, сколько в качестве посла – помогал львовянам устанавливать контакты с украинской диаспорой в США, участвовал в организации товарищеских матчей против заокеанских гостей.
После окончания сезона вернулся в Чикаго, чтобы начать научную карьеру.