Конспект книги Soccer Analytics Successful Coaching Through Match Analysis. Глава 1
Известный российский тренер-аналитик и друг проекта «Футбологика» Евгений Шевелев разбирает полезную литературу. Чтобы оперативно получать новости от Евгения, подписывайтесь на его ресурсы: https://t.me/shevelevfc и https://www.instagram.com/shevelevfc
Полагаться только на ваши собственные глаза и память бесполезно. Исследования показывают, что тренеры допускают ошибки более, чем в 50% случаев, когда пытаются по памяти описать комбинации, приведшие к голам и ударам в игре или тренировке.
Но и статистический анализ может больше вредить, чем приносить пользы, если ведется только подсчет, а не анализ действий. На диаграмме ниже представлены передачи, которые можно оценить одинаково, ведь совпадает и расположение игроков, и траектория передачи, и ее успешность, но изменение положения на поле кардинально изменяет оценку передачи.
99% владений мяча заканчиваются тем, что гол не забивается, а мяч переходит сопернику.
В среднем у ведущих команд 1% владений приводит к голу, 10% — к ударам в створ, 20% — к удару по воротам вообще, и 40% — к потере мяча в финальной трети.
Основные два вопроса аналитика «что к этому привело?» и «к чему это привело?».
Все знаковые исследователи вопроса «как забиваются голы» пришли к одинаковому выводу:
Атакующая комбинация, как правило, содержит не больше 4 передач!
В 60-е годы прошлого века глава обучения тренеров в Англии Аллен Уэйд, который был противником «упрощенного футбола» с большим количеством длинных передач, тем не менее признал одним из основных принципов построения игры «обострение», а именно — передачи, отрезающие максимальное количество обороняющихся игроков.
Дальнейшие исследования определили, что точные длинные передачи, сделанные в зону за спиной защитников являются одной из наиболее частых причин, приведших к голу.
Именно такие передачи определяют скорость игры. И именно поэтому команды, максимально часто использующие передачи за спину, чаще всего отличаются в концовке таймов, если они способны сохранить качество передач и качество работы с мячом на должном уровне при игре в высоком темпе и на высокой скорости.
Даже один простой технический прием — длинная передача за спину определяет огромное количество требований к футболистам, как на уровне физической готовности, так и на уровне их технического оснащения (сможешь отдать такую передачу? сможешь принять? сможешь забить после 10 подряд рывков на 15-30 метров?), и на уровне их тактического оснащения (увидеть передачу, сделать открывание). И это только один элемент игры.
Если команда отбирает мяч на чужой трети поля, вероятность довести свою атаку до удара составляет 65%. Отбор мяча в центре поля уже снижает вероятность удара до 25%. Если же мяч отобран на своей трети, то вероятность удара снижается до 10%.
Учитывая предыдущие выводы о том, что большинство атак проводятся быстро по свободному пространству, первым и важнейшим техническим элементом, по которому оценивается оснащенность футболиста и исходя из которого должен строится тренировочный процесс, является первое касание при приеме мяча, а также определение ситуаций, когда этим первым касанием стоит оставить мяч под контролем, а когда — максимально быстро с ним расстаться.
Второй элемент — контроль мяча в движении, а именно выбор момента для обводки, либо подъема атаки ведением, либо удара и передачи, а также высокий уровень ведения единоборств 1 на 1 и низкое количество потерь мяча при ведении на скорости.
Третий элемент — качество передач, но если многие тренеры уделяют огромное количество времени отработке коротких и средних передач, то очень немногие обучают игроков тому, как, куда, когда давать длинные передачи. Интересно, что часто тренеры пренебрегают длинными передачами, относятся к ним снисходительно, но в концовке игры, когда команда проигрывает, и нужно срочно отыграться, по указанию тренеров количество длинных передач в исполнении атакующей команды резко возрастает!
Четвертый элемент — качество подач и ударов по воротам, однако при этом тренеры часто упускают из виду не только техническое качество исполнения, но и способность распознать ситуацию для подачи, удара! Игрок на поле должен очень быстро распознавать типичную ситуацию и определять какие возможности открываются перед ним в том или ином моменте. Мало научиться бить и подавать, нужно научиться быстро узнавать ситуации для удара и подачи и использовать их максимально часто.