В футболе стало слишком много аренд – защищают от ФФП и спасают звезд вроде Санчеса. Клубы нанимают арендных менеджеров
ФИФА вводит правила против, но без поддержки лиг вряд ли что-то изменится.
В конце лета Алексис Санчес вернулся в Италию. «Интер» арендовал 30-летнего топ-игрока без всяких дополнительных платежей и взял на себя только 40% зарплаты (5 из 12 млн евро в год).

За полтора года в Манчестере репутация Алексиса упала так низко, что избавиться от него по-другому «Юнайтед» не смог. Замкнутый характер, неожиданно пропавшие скорость и физика в сочетании с огромной зарплатой превратили чилийца в сомнительный и запредельно рискованный актив. Анонимный футбольный менеджер, участвовавший в трансфере, так объяснил стратегию Financial Times: «Это нестабильный бизнес. Вам кажется, что берете игрока, который захватит мир, а он оказывается дерьмом. Разумнее взять его в долг и вернуть часть инвестиций, если что-то пойдет не так».
Трансфер Алексиса зафиксировал перемены на трансферном рынке. Клубы больше не выписывают тяжелые чеки за любую заслуженную звезду – цены выросли настолько, что громкое имя уже не кажется достаточным оправданием риска. Все чаще перед большой покупкой футболисту устраивают короткий тест-драйв. Так «Бавария» проверяла Комана и Коутиньо, а «Ювентус» – Дугласа Косту. Количество аренд с последующим выкупом десять лет назад составляло всего 28 за сезон, а сейчас взлетело до 101.
«Это форма страхования, – объясняет тенденцию Стефан Шимански, специалист по спортивной индустрии Мичиганского университета и соавтор книги «Футболономика». – Покупатель платит премию, чтобы в случае трансфера цена была не слишком высокой. Продавец получает гарантию, что получит не слишком мало. Так клубы более надежно управляют стоимостью игроков. Но это уменьшает стимул обучать и развивать игроков. Зачем напрягаться, если вы застрахованы от колебания цен?»

В 19 веке аренды ускорили развитие трансферного рынка. Новая популярность вызвана ФФП
Аренды появились почти одновременно с футболом, а впервые запретили их в 1898 году – английская Футбольная ассоциация после нескольких лет борьбы объявила о штрафах за одалживание игроков. В то время медиа критиковали резкий рост конкуренции и денег в спорте, неожиданный всплеск профессионализма объявили злом, а в арендах видели главную причину проблем. Волна поднялась после финала Кубка Англии в 1872 году, который «Уондерерс» выиграли благодаря арендованному Нортону Беттсу: он вышел под псевдонимом и забил единственный гол. Другие клубы тоже одалживали топ-игроков на матч или два, на важные кубковые даты и городские дерби, и щедро за это платили.
Газеты называли новую практику неспортивной, но именно так формировалась система. Аренды развивали зачаточный трансферный рынок.
В первой половине 20 века к профессионализму пришли все крупные лиги. В то время серьезной наднациональной власти у ФИФА еще не было, и трансферную систему каждая федерация регулировала самостоятельно. К концу 60-х аренды легализовали в большинстве топ-чемпионатов – отчасти из-за Второй мировой, когда игроков не хватало и запрет отменили даже в Англии. Доходило до абсурда: 25 декабря 1940-го Лен Шеклтон утром сыграл за «Брэдфорд Парк», а днем за «Брэдфорд Сити», и в обоих матчах забил.

С тех пор количество аренд неуклонно росло, а к 2019-му они стали важнейшим инструментом на трансферном рынке. По данным Financial Times, их доля в трансферах топ-5 лиг выросла с 6 до 29% за последние 27 лет. Сейчас клубы топ-5 лиг одалживают в среднем почти на одного игрока в сезон больше, чем десять лет назад: 3,12 вместо 2,3 в 2009-м.
Есть несколько причин такого всплеска:
• революция Босмана в 1995-м, которая: а) отменила лимит на легионеров для игроков из ЕС; б) привела в нормальный вид контрактную систему, прежде напоминавшую крепостное право и максимально защищавшую владельцев: игрок принадлежал клубам даже после истечения контракта и мог уйти только с их разрешения;
• введение финансового фэйр-плей, которое ужесточило требования к годовому балансу. Аренды дешевле и предусматривают отмену, если новичок не заиграл;
• рост трансферных цен, значительно опережающий инфляцию за пределами футбола. В начале 80-х бывший футболист Джорджо Киналья считал, что трансферного бюджета в 3 миллиона долларов достаточно для серьезных успехов с «Лацио». Сегодня ему светила бы максимум Серия В.
В итоге взлетели цены и серьезно выросли риски. Олигархов, способных содержать команды топ-уровня, стало меньше, а ФФП заставил внимательнее считать каждый миллион в минусовом балансе. Аренды стали логичным ответом на изменение рынка. Покупатели подстраховываются на случай провала или уходят из-под ограничений ФФП, оформляя покупку в следующую финансовую трехлетку (ограничения УЕФА – не больше 30 млн евро убытков за три года). Кратковременное инвестирование оберегает клубы от серьезных потерь, а одалживание ненужных игроков другим уравновешивает финансовые отчеты. Аренды зациклены на результате так же, как футбол от обороны.
Это сформировало несколько типов аренд:
1. С обязательным выкупом для обмана финансового фэйр-плей – фактически трансфер с отложенной выплатой, которая попадает в следующую финансовую трехлетку. Часть суммы (меньшая, но всегда довольно крупная) в таких случаях выплачивается сразу. Правила ФИФА обязывают устанавливать условие, которое активирует выкуп. В таких случаях клубы прописывают что-то легкодостижимое – «ПСЖ», например, обязан был выкупить Мбаппе, если не вылетит из Лиги 1. Но этой уловке придется эволюционировать – по новым правилам, полная сумма теперь относится к году перехода, а не выкупа, обойти ФФП будет сложнее;

2. С обязательным выкупом и реальным условием как формой страхования. Используется, когда владелец хочет максимальной гарантии продажи, а покупатель не до конца уверен в игроке. Покупатель точечно прописывает условие, которое убедит его, что трансфер сработал (обычно – игры в старте или голы). Например, «Рома» выкупит Мхитаряна, если он сыграет 25 матчей за сезон. Такие аренды обычно платные: если трансфер не состоится, владелец заработает за год проката, если состоится – первая выплата включается в общую стоимость;
3. С правом выкупа как формой тест-драйва. Максимально удобный для покупателя формат;
4. Бесплатные. Используются, когда игроку совсем нет места в клубе: а) обкатывают молодежь в командах послабее; б) избавляются от футболистов, зарплата которых слишком давит на бюджет – настолько непродаваемых, что на другие формы аренды никого не развели. В этом случае владельцу достаточно того, что покупатель платит всю или часть зарплаты. Иногда в таких арендах (как правило, из пункта Б) прописывается возможность трансфера – например, «Интер» выкупит Алексиса за 15 млн евро, если захочет.
Говорят, аренды мешают развитию молодежи. Топ-клубы пытаются это исправить
Выпускники академий становятся заложниками системы. Обычно они не готовы к топ-футболу и потому не нужны своим клубам сразу после выпуска, но интересны командам слабее – как и молодежь, которую скауты привезли из Африки и Латинской Америки. По отдельности выпускники стоят немного, но пара десятков оплачивает несколько годовых зарплат основных игроков.

Так аренда молодежи превратилась в спортивный аналог спонсорских контрактов – гарантированную ежегодную прибыль, – а клубы перешли к стратегии накопления талантов. Ее символом стал «Челси», раздававший иногда по 30-40 игроков общей стоимостью больше 200 миллионов фунтов. Несколько лет они играли в арендах и на продажу шли, только когда их стоимость становилась действительно осязаемой. В «Челси» большинство из них так и не заиграли, но некоторые – как Жереми Бога и Бертран Траоре – здорово раскрылись в других клубах.
При этом еще несколько лет назад клубы-владельцы не сильно парились о развитии игроков, которых отдавали в другие команды. В этом не видели смысла – 70,4% футболистов не возвращаются в свой клуб. Такие парни обычно пропадали с топ-уровня; краткосрочность аренд исключала долгосрочное планирование карьеры, и на выходе десять бывших выпускников превращались в 25-летних середняков. Так случилось с Брауном, Бэмфордом, Пьязоном и другой топовой молодежью «Челси». То же регулярно происходит и в других клубах.
25-летний Джек Бармби начинал в «МЮ» с Погба, Янузаем и Лингардом, а теперь загорает в «Сан-Антонио». Он рассказал The Athletic, как эта стратегия выглядит со стороны игрока: «МЮ» никогда не заботился обо мне. Там просто забрасывали тебя как можно дальше и смотрели издалека. Мне никогда не звонили. В «Лестере» было то же самое. Это выглядело как «Ты сам по себе, посмотрим, что выйдет».
Сейчас все меняется. С ростом значимости аренды потребовали максимально профессионального подхода. В больших клубах появились департаменты аренд – команды менеджеров, которые помогают своим игрокам в других командах.
«Эта роль – сочетание гендиректора, скаута и агента, – рассказал The Athletic Клаудио Кьеллини, который занимается этим в «Ювентусе». – Я навещаю арендованных игроков, слежу за ними, общаюсь с менеджерами и тренерами клуба-арендатора. Сейчас у каждого топ-клуба есть такой менеджер. Мы первыми в Италии завели эту должность, а в Европе первым был «Челси».

У этих департаментов две задачи: планирование развития игроков и максимальная поддержка в новых командах. Менеджеры подбирают команду, которая идеально подходит для прогресса конкретного игрока, обозначают мини-задачи на ближайший год (прибавить в завершении, поработать над пасом, улучшить движение без мяча) и помогают в общении с новыми тренерами. Молодежь поддерживают даже контрактом: клубы получают скидку, если арендованные футболисты играют чаще. Правда, такие схемы работали и раньше.
«Я часто арендовал футболистов, когда управлял «Транмером» в Лиге 1, – вспоминал Лес Пэрри, менеджер по арендам «МЮ». – Однажды взял у «Юнайтед» Скотта Вуттона. Он стоил нам 0 фунтов, если играл в старте. Если выходил на замену, то 500 фунтов, а если не играл – 1000. Это не точные цифры, но что-то в таком духе. Здесь есть и обратная сторона: мы отправляем парня в реальный мир, но если у него такая поддержка – как он прочувствует этот реальный мир?»
Департаменты по арендам адаптируют футболистов к быту – даже нанимают психологов (так «МЮ» сделал с Эйданом Барлоу, который напрягался из-за переезда в норвежский «Тромсе» – слишком непривычно и далеко от дома), устраивают на кулинарные курсы (чтобы игроки не голодали) и составляют план диеты.
Джек Бармби объяснял, насколько это важно: «Академия «Юнайтед» – это фантастика, но глаза на настоящий футбол мне открыла аренда в «Хартлпуле». Там я сам стирал свою форму. В «Манчестере» много сотрудников, вы правильно тренируетесь и питаетесь. В «Хартлпуле» меня поселили в клубной квартире, и я сам заботился о себе – готовил макароны и здоровую пищу. Мне это нравилось, но парни из топ-клубов обычно не способны приготовить даже тосты с фасолью. Уроки кулинарии, психолог – это хорошая идея».

Так клубы одновременно заботятся о развитии игрока и росте актива – снижают риски и избегают новых Бармби. Как и раньше, большинство футболистов не пробьется в родной топ, но с такой поддержкой и не обесценится до уровня «Сан-Антонио». Значит, и денег принесет больше.
ФИФА все равно не нравятся аренды. Скоро их ограничат, это повлияет на трансферный рынок
Со следующего сезона ждем два важных изменения:
1. Клуб сможет сделать не больше 8 международных аренд игроков старше 22 лет, причем речь идет о переходах в обе стороны – в и из команды (с сезона-2021/22 аренд станет еще меньше – 6 на клуб);
2. Между двумя клубами будет не больше 3 аренд. Связанные команды не смогут помогать друг другу перебросом активов, как делали «Гранада» и «Удинезе» семьи Поццо – между ними иногда было по 20 аренд.
В претензиях ФИФА есть смысл, а кто думает иначе – взгляните на Абрахама и Маунта и представьте, где бы они были сейчас, не получи «Челси» запрет на трансферы. Но лимиты ФИФА не так строги, как кажется. Реформа не особо напряжет даже те клубы, которые раздают в аренды десятки игроков:
• в «Челси» сейчас всего четыре игрока, которые выходят за рамки лимита (старше 22 лет, в арендах в других лигах и больше трех в одной команде) – у клуба вряд ли возникнут проблемы с тем, чтобы в следующем сезоне разбросать их по чемпионшипу вместо условной Голландии. В прошлом сезоне в «Виттесе» (неофициальном фарм-клубе «Челси») играли четыре арендованных футболиста лондонцев;
• «Аталанта» раздала 54 игрока и четырех одолжила сама, но почти всех – внутри Италии. Она укладывается в лимит;
• у «Ман Сити» 32 игрока в арендах, но все вписываются в лимит;
• у «Монако» семь игроков в «Серкль Брюгге» – это проблема. Но в предыдущие годы было меньше, так что клуб просто откатится на пару лет назад.

Полномочия ФИФА упираются в международные трансферы – она не влияет на переходы внутри лиг. Самые проблемные клубы перебросят часть активов в страну, и есть подозрение, что реформа в итоге окажется негативной для молодых игроков: места в топ-лигах мало, поэтому большинство окажется во вторых дивизионах вместо Бельгии и Голландии.
Реальные проблемы у клубов возникнут, если подключатся национальные федерации, а это вполне возможно по меньшей мере в Италии – там уже подсчитывают потери талантов и готовят внутренние лимиты. Если топовые лиги примут ограничения вслед за ФИФА, из правил исчезнет смягчающая ремарка о «международных переходах» – и тогда клубы не смогут отдавать больше 8 игроков в аренду (или шести еще через сезон). Это конкретно напряжет «Челси», «Ман Сити», «Монако», «Аталанту» и вообще все клубы, которые привыкли зарабатывать на арендах.
Такой шаг полностью уничтожил бы политику сдерживания (намеренную скупку талантов, чтобы не достались конкурентам) – не получилось бы раздавать их по арендам, отбивая траты. И ощутимо ударил по трансферам вроде Алексиса Санчеса и Мауро Икарди.
Судите сами: по данным Football Leaks, Алексис зарабатывал в «Манчестере» около 25 миллионов евро в год с бонусами – еще три года контракта обошлись бы клубу в 75 млн евро. Икарди стоил бы «Интеру» 9 миллионов за два года. Летом их никто не хотел покупать из-за чрезмерных рисков: высоких зарплат, цен, характера, возраста у чилийца и жены у Икарди. «Интер» и «МЮ» избавились от них только благодаря арендам, но строгие правила уменьшили бы пространство для таких сделок. И если бы «Интер» и «МЮ» исчерпали свои лимиты аренд, цены на Алексиса и Икарди пришлось бы снизить как в Черную пятницу – иначе они так и сидели бы на зарплате.
Новые лимиты в мировом футболе: ФИФА ограничит аренды и комиссионные агентов
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: inter.it; REUTERS/Action Images/John Rushworth; Gettyimages.ru/Allsport Hulton/Archive, Mike Hewitt; instagram.com/claudio.chiellini; cerclebrugge.be
В контексте аренд есть еще одна проблема, если речь идет об арендах в рамках одной лиги: топовые клубы могут усиливать середняков своими лавочниками, для того, чтобы они помогали отбирать очки у конкурентов, при этом против них самих такие арендованные игроки на поле выйти не могут
Да и что поменяет, если выпускники академии Аталанты, которые не входят в число самых талантливых, будут после выпуска сразу подписываться с командами серии С, а не гулять каждый год по арендам? Зачем нужны вот такие случаи
https://www.transfermarkt.com/gabriel-lunetta/profil/spieler/287710
когда мужику 23 года, он с 2016 ходит в аренды и не сыграл ни одной игры за Аталанту (очевидно, уже и не сыграет)?
Работало и в Лиге-1 и в Чемпионшипе, и в Премьер Лиге.
Купить игроков такого уровня с нищенским бюджетом нереально)