8 мин.

«Спартак» в глубоком кризисе, но Тедеско уже удалось кое-что изменить к лучшему

Тренерская рокировка в разгар сезона – мера чаще всего экстренная и сопряженная с высокими рисками, но этой осенью «Спартак» загнал себя в ситуацию, когда терять было уже решительно нечего. Владелец команды Федун был как никогда сдержан и терпелив в отношении приглашенного почти год назад Олега Кононова, но вылет из квалификации еврокубков, рекордная 5-матчевая серия поражений в чемпионате и полное отсутствие давно обещанных забеганий со стеночками окончательно доконали Леонида Арнольдовича – и отставка белорусского модника все-таки грянула.

Спасать «Спартак» от вылета в лучшую лигу мира спецрейсом из Германии прибыл один из самых перспективных европейских тренеров новой волны Доменико Тедеско, решившийся попробовать себя в роли антикризисного менеджера. С момента назначения немца красно-белые, по крайней мере, стали набирать по полтора очка за игру, обрели хоть какой-то баланс и тактическую стабильность.

В то же время о полноценном выходе из игрового кризиса рано говорить до тех пор, пока не преодолен управленческий. Тедеско уже успел попасть в забавную ситуацию, когда на пресс-конференции перед матчем с тульским «Арсеналом» узнал о дисквалификации лидера команды Бакаева из вопроса журналиста. И это весьма доходчиво говорит о реальном состоянии дел в спартаковском хозяйстве.

Только пришедшему в клуб тренеру, кем бы он ни был, «с листа» добиться гармонии новых игровых композиций было бы проблематично даже с матерыми исполнителями, тогда как в нынешнем «Спартаке» таковых почти не осталось. А потому качество игры и в атаке, и в обороне на данном отрезке сезона во многом определяется индивидуальными характеристиками отдельных игроков – их футбольной смекалкой, адаптивностью к новым тактическим заданиям и склонностью к импровизации.

По большому счету, на первых порах главной задачей Тедеско является изучение возможностей своих подопечных в рамках различных игровых моделей, и пока слишком рано говорить, что он определился с оптимальным вариантом даже в среднесрочной перспективе. Тем не менее, используемая «Спартаком» в последних четырех матчах схема 3-4-1-2 вполне может быть закреплена на постоянной основе, потому как в текущих условия и имеющимся набором игроков выглядит наиболее сбалансированной.

В матчах с соседями по таблице – «Арсеналом», «Крыльями» и «Уралом» – красно-белые набрали только 4 очка, однако по соотношению созданного и допущенного (+11) этот короткий отрезок оказался для них лучшим в сезоне. При этом если брать турнирную дистанцию в целом, «Спартак» выходил в плюс всего лишь в 6 поединках из 17, включая как раз последние три.

За счет лишнего центрдефа Тедеско усилил подстраховку флангов. Это позволило ему задействовать более агрессивного в атаке Зобнина в качестве правого латераля и меньше беспокоиться по поводу подключений по левой бровке Айртона. Бразильский защитник входит в топ-5 самых активных дриблеров лиги, но при этом и по числу неудачных попыток идет уверенно в тройке. В рамках модуля 3-Х-Х его безуспешные авантюры и провалы сзади не настолько критичны.

К слову, «Спартак» вообще с отрывом самая обводящая команда лиги (19 попыток / 11 успешных за игру), но конвертировать эти обводки в реальные голевые ситуации удается не так уж и часто (14 моментов / 5 явных в 17 турах). По-настоящему эффективным дриблером в стане красно-белых можно назвать только Зелимхана Бакаева – на его долю приходится половина удачных попыток с голевой перспективой и все три, закончившиеся взятием ворот.

Для сравнения, в прошлом сезоне лучшей командой лиги в части полезного дриблинга был «Арсенал», где солировал тот же Бакаев, но у туляков уровень продуктивности был гораздо выше (12 голов за чемпионат).

Дальние удары – еще один инструмент давления, активно используемый «Спартаком», но даже с более сомнительным выхлопом. По числу ударов из-за штрафной красно-белые тоже обходят вообще всех, однако за 17 туров сумели забить только дважды, причем гол Бакаева «Ахмату» фактически после выхода 1v0 можно вынести за скобки.

Из великого множества попыток (8,8 за игру – почти вдвое больше, чем у того же «Зенита») реально опасных ударов с эффектными спасениями или хотя бы прыжками вратарей по углам было очень немного, а более сложные варианты позиционного розыгрыша у спартаковцев проходят с трудом.

На данный момент в классической «позиционке» дела у красно-белых плохи от слова совсем: за полсезона им удалось заковырять жалкие три мяча – два на выезде «Крыльям» и один «Краснодару».

«Спартаку» в нынешнем его состоянии противопоказан контроль мяча в виду безыдейности, что особенно ярко это высветилось в сентябрьском матче с «Зенитом» (при 60% владения лишь 2 неопасных удара из пределов штрафной после игровых комбинаций – катастрофа). По количеству и качеству созданного в позиционной статике красно-белые уступают даже «Рубину», но за счет скоростных компонентов и приличных стандартов кое-как держатся на плаву.

В переходных фазах (контратаки + прессинг) после отборов/перехватов/подборов, когда у команды появлялась возможность атаковать на пространстве, спартаковцы забили сразу 10 мячей (лишь на два меньше, чем «Зенит»).

При этом возможностей поиграть «вторым номером» у красно-белых было не так уж и много, но в двух дерби с лидерами – «Локомотивом» и ЦСКА – именно за счет взрывной игры в переходах «Спартак» обеспечивал себе решающее преимущество и добивался побед.

Особенно опасны вертикальные атаки красно-белых после неудачно разыгранных соперниками угловых, да и вообще доля остроатакующих цепочек, стартовавших непосредственно от собственной штрафной (зона 4), очень высока для команды, которая преимущественно играет в контроль.

Сильные навесные стандарты – еще один спартаковский козырь, благодаря которому вроде бы неизбежная отставка Кононова несколько раз на время откладывалась. Несмотря на весьма легковесный состав, пара центрдефов Жиго и Джикия чисто «на голой физике» даже вдвоем способны продавить достаточно мощный оборонительный заслон, а тот же Бакаев входит в пятерку лучших исполнителей фланговых штрафных и угловых в лиге.

Чаще всего при подачах спартаковцы используют классический «скрест» с четким распределение функций: защитник сборной России обычно выступает в роли блокирующего, а на острие оказывается более габаритный француз. При этом наличие в штрафной еще одного гренадера Кутепова и здорово играющего головой Мельгарехо (хотя парагваец в этом сезоне играет нечасто) усложняет задачу обороняющимся.

Если говорить о персоналиях, во многом игру в атаке у «Спартака» определяет Зелимхан Бакаев. Даже по сравнению с прошлым сезоном, когда он мощно зажигал в Туле и вытащил «Арсенал» в еврокубки, Бакаев стал более разносторонним, инициативным и непредсказуемым. Сейчас он намного лучше чувствует себя в условиях сжатых пространств, быстрее принимает решения и активно прокачивает диспетчерские навыки.

«Спартак» нечасто балует поклонников ажурными комбинациями с тонкими передачами вразрез (из 52 голевых моментов «с игры» такие были зафиксированы только в 15 случаях), но Зелимхан регулярно организует моменты партнерам как раз такими пасами (8/15).

В Туле Бакаев фактически играл только на одной позиции справа в атаке, а его коронным маневром было смещение в центр под ударную левую. В «Спартаке» его степень свободы значительно возросла, и Зелимхан активно осваивает новые роли – Тедеско вполне может использовать Бакаева на любом из флангов или в качестве «десятки». Возможность быстрой смены ролей без существенной потери качества является важным тактическим бонусом, за счет которого в перспективе вариативность красно-белых атак может существенно возрасти.

Проблема в том, что за исключением крутого Бакаева, в спартаковской группе атаки нет игроков, которые могут похвастать стабильностью в положительном смысле. Яркие вспышки разово выдавали все новички, но на дистанции скис и начавший за здравие Шюррле, и дико перспективный Тил.

Тот факт, что пара центральных защитников Жиго – Джикия к декабрю забили на один мяч меньше, чем два номинальных форварда Понсе с Ларссоном, в этом смысле тоже весьма показателен.

Отсутствие фактурного нападающего, схожего по типажу с проданным в «Порту» Зе Луишем, вообще сильно ударило по атакующему потенциалу «Спартака» и стало одной из главных причин провала в первой части сезона.

Фактически, при взломе низкого оборонительного блока у красно-белых отсутствует кросс-опция, хотя на флангах есть игроки, способные делать достаточно качественные подачи. По количеству точных кроссов в штрафную «Спартак» только 10-й в лиге (3,5 за матч), да и то во многом благодаря стандартам, на которые приходят рослые защитники.

Это вынуждает красно-белых держать мяч внизу, но класс исполнителей не позволяет создавать серьезное давление на соперника за счет контроля и передач накоротке. Именно из-за этого красно-белые так часто практикуют удары из сомнительных позиций и сбиваются на индивидуальные действия.

Весьма вероятно, за зимнюю паузу Тедеско постарается отучить «Спартак» от поспешных ударных решений и чрезмерного индивидуализма в ущерб командной игре, но быстрого избавления от этих вредных привычек ждать, пожалуй, не стоит.

В нашем паблике ВК еще больше интересностей по «Зениту», российской премьер-лиге и национальной сборной России. Подключайтесь!

Плюсы и репосты традиционно приветствуются: больше плюсов – больше аналитики – больше текстов! Подписывайтесь на блог, чтобы знать все об РПЛ.