12 мин.

В 90-е «Юве» обвинили в допинге и нашли на складе 281 препарат. Процесс длился 9 лет

Дель Пьеро и Конте выиграли ЛЧ нечестно?

История эта, завязанная на амбициях и разочаровании, закрутилась в 1994 году.

«Ювентус» был на пике застойного периода, длившегося восемь лет и разбавленного всего тремя трофеями. Последний скудетто туринцы выиграли в 86-м с Платини, а после этого не помогли ни Баджо с Лаудрупом, ни призванные из потустороннего советского мира Алейников и Заваров.

Для Джанни Аньелли восемь лет без побед сродни оскорблению. Летом 94-го он уволил весь клубный топ-менеджмент, назначив на управляющие должности Антонио Джираудо, Роберто Беттегу и Лучано Моджи. Первый был финансовым гуру и бывшим управляющим главного горнолыжного курорта Италии; второй – легендой клуба; третий – из тех, у кого дьявол взял бы автограф. Триада довершила перемены: поставила главврачом невропатолога Риккардо Агриколу, тренером – Марчелло Липпи.

В следующие четыре года «Ювентус» четырежды выходил в финалы еврокубков, выиграл Лигу чемпионов, Межконтинентальный кубок и несколько внутренних титулов – всего девять трофеев, в среднем больше двух за сезон. Бьянконери царили в Европе, а досадные неудачи вроде сомнительного гола Миятовича только добавляли привлекательности машиноподобному туринскому гиганту. Творил Зидан, божил невероятный молодой Дель Пьеро; оба входили в тройку лучших игроков планеты и c поддержкой Индзаги, Конте и Давидса могли раздавить любой европейский клуб. Мир был шикарным и черно-белым, как лучшие фильмы Феллини.

В эти четыре года Зденек Земан тщетно пытался построить что-то триумфальное в Риме. 90-е были лучшим отрезком в карьере тренера, стиль которого находится на стыке между футболом и попытками захватить мир. Он отказывал «Реалу» и «Барсе», сделал из «Лацио» топ-клуб, а из Синьори и Тотти – бомбардиров, вытащил из середняков «Рому», но ни с ней, ни с голубой половиной Рима не взял ни одного трофея.

Философия Земана основывалась на максимальном атакующем безумии, тотальной вертикализации без признаков баланса. Зденек был упрям и самоуверен, в свой стиль верил безоговорочно и бестрофейность списывал на что угодно, только не на изъяны в игре. Болельщики и футболисты его обожали; боссы – терпели. Тренер не подчинялся никому.

Про Земана следует знать еще одну вещь. В 1968-м он бежал из Чехии после Пражской весны, двадцать лет не видел семью и по-настоящему боялся только советскую власть. Принципам он не изменял ни в игре, ни в жизни.

25 июля 1998-го чех работал в «Роме» и дал интервью L’Espresso – наверное, самое скандальное в новейшей истории кальчо.

«Мышечный рост некоторых футболистов – в первую очередь Дель Пьеро и Виалли – слишком подозрителен. Я занимался разными видами спорта и всегда думал, что такую массу можно нарастить только после многих лет бодибилдинга.

Врачи перешли от веломарафонов к футболу, но серия А не должна превратиться в Тур де Франс. Проблема в том, что игроки не видят дальше сегодняшнего дня, а клубы думают только о максимальном использовании ресурсов. Футболистам все сложнее отказаться от волшебных таблеток. Я романтик, но не глупец; уверен, многие игроки серии А принимают запрещенные вещества. Возможно, такие есть даже в «Роме».

Победы теперь добываются не только на поле. Футбол должен отказаться от фармакологии».

Заместителем прокурора Турина в то время работал Раффаэле Гуариньелло, следователь с чрезвычайно странной репутацией: во-первых, почти все его дела связаны со здравоохранением и качеством жизни (шутили, что он объявил крестовый поход за здоровье Италии), а во-вторых, за первый 31 год карьеры (с 67-го по 98-й) он никого не арестовал. Несмотря на это, в своей области он был звездой.

Гуариньелло начал в 70-х громким расследованием шпионажа внутри FIAT – оказалось, что на каждого из 345 тысяч сотрудников заведено исчерпывающее досье (политические взгляды, интересы, хобби и т.д.). В начале 80-х он за три года раскрыл огромную мошенническую сеть медицинских магнатов. В конце десятилетия довел до суда директоров FIAT (медицинские злоупотребления и нарушение условий труда). А в 2012-м первым в Европе посадил высшее руководство крупной компании: владельцы асбестового гиганта Eternit Стефан Шмидейни и барон де Картье забили на здоровье рабочих ради экономии, спровоцировали три тысячи смертей за пятьдесят лет и не планировали расплачиваться раньше, чем попадут в ад, но столкнулись с Гуариньелло, попали на многомиллионные выплаты и 16 лет тюрьмы.

Чтение было необычным профессиональным пунктиком следователя: например, легендарное дело о коррупции в здравоохранении выросло из прочитанной им монографии. Так получилось, что интервью Земана тоже попало на журнальный столик этой акулы.

Выступление чеха шрапнелью разорвалось в прессе; клубы и журналисты бросились в адские разборки. «Ювентус» обвинял Земана в клевете. Клаудио Паскуалин, агент Дель Пьеро, готовил судебный иск. Тюрам неожиданно поддержал подозрения чеха насчет Алекса: «Это правда, Дель Пьеро стал шкафом. Я ни на что не намекаю, просто он действительно нарастил мышцы – наверное, много тренировался во время травмы». Паоло Негро подорвал: Земан сам давал препараты для роста мышц ему и другим игрокам «Лацио».

Жестче всех был Марчелло Липпи: «Сколько лицемерия, Зденек. Ты хочешь спасти чьи-то жизни или оправдываешь свои неудачи? Мы сдали все анализы, не пропустили ни одной проверки – доказано, что «Юве» не сделал ничего противозаконного. Пытаться отнять наши достижения за четыре года – это подло. Интересно, на сколько тебя упекут за решетку – лет на пять?»

10 августа карабинеры прервали обед «Ромы»: взбешенного Земана прямо с базы увезли в Турин. Гуариньелло начал копать.

В футболе действовали законы мафии. К расследованию привлекли журналы Panini

Видимо, Земан рассказал следователю что-то интересное, потому что через несколько дней тот явился в Федерацию футбола Италии с открытым делом наперевес. Правда, толку от этого было не больше, чем от разговора с закрытой дверью – чиновники если что-то и знали, то все равно не собирались выносить все на уголовный суд. Следствие зашло в тупик с самого начала. Другой бы отступился, но Гуариньелло всегда находил нестандартные методы.

Сейчас он бы открыл Википедию и оцифрованные архивы, а тогда у него были ручка, бумага и слегка ненормальный склад ума. Помощники следователя закупили все журналы Panini с 1970 года и изучили биографию 24 тысяч футболистов, прошедших главные лиги Италии за это время. Результат впечатлил даже Гуариньелло:

«Десятки подозрительных смертей, жалобы вдов игроков, таинственные болезни (футболисты «Фиорентины» Бруно Беатриче, Нелло Салтутти и Уго Ферранте не дожили до 60, у Массимо Мантолини отказала почка, Адриано Ломбарди заболел БАС, Джузеппе Лонгони был парализован – Sports.ru). Мы провели сотни допросов; однажды ночью ко мне привезли самого Марадону, и он явно знал больше, чем рассказал нам. Знаете, среди мафиози раскаявшихся больше, чем среди футболистов».

Не только Марадона дурил следствие – молчали Дель Пьеро, Виалли, Баджо. Кое-кто, как Дешам, даже высмеивал дознавателей на допросах. Углубившись в расследование, Гуариньелло узнал, что футбольный мир живет по законам мафии, и омерта (мафиозный кодекс, запрещающий посвящать посторонних в дела семьи и тем более связываться с государством) здесь священна. Футболисты четко следовали закону о недоносительстве.

«На чемпионате мира-98 Роналдо не смог сойти с трапа самолета, – вспоминал Гуариньелло. – Доктор Джанмартино Бенци, мой советник, отметил, что такой эффект могли дать болеутоляющие. На допросе Роналдо сказал: «Мне что-то давали, но я не в курсе что». Кстати, он никогда больше не набирал такую форму».

И все-таки следствие нащупало кое-что. Гуариньелло вскрыл закупочные корзины итальянских клубов и узнал, какие именно лекарства они заказывают. Каждая команда использовала десятки веществ. «Ювентус» был оснащен как маленькая больница: на складе нашли 281 медпрепарат, но ни одного запрещенного (то же самое с «Торино», использовавшим 186 видов таблеток). Тогда обыскали допинг-лабораторию в Риме и в каждой двадцатой пробе обнаружили диуретики, которые используются для маскировки стероидов. Остальные пробы выглядели так, словно были поддельными.

Тогда же от сотрудника лаборатории поступила анонимная наводка: все положительные допинг-пробы заранее уничтожили. Международный олимпийский комитет отозвал лицензию римской лаборатории, а ее босса Эмилио Гасбарроне уволил.

В январе 2002-го Гуариньелло отдал улики в суд.

Список препаратов взят из книги Мауро Барлетты «Il calcio in farmacia. La Juventus e le altre squadre. Le inchieste sul doping. I documenti. Le testimonianze».

«Торино» продержался недолго: через несколько месяцев бывшему директору Давиде Паладзетти дали полгода тюрьмы за применение фармакологии для повышения конкурентоспособности. Адвокаты «Юве» оказались сильнее.

Суд длился больше двух лет и закончился только в 2004-м. Туринцев обвинили в «систематическом применении рецептурных препаратов без медицинских оснований ради увеличения выносливости и силы игроков». Такой вывод сделал фармаколог Эудженио Мюллер, который выступил экспертом со стороны следствия.

Вторым экспертом стал один из ведущих гематологов (раздел медицины, изучающий кровь) Италии – Джузеппе Д’Онофрио. Доктор заявил, что «почти уверен» в применении ЭПО (эритропоэтин, запрещенный и очень мощный допинг, из-за которого велосипедисты 90-х боялись спать – слишком высок риск умереть во сне) двумя игроками – Антонио Конте и Алессио Таккинарди. Еще семерых (Дель Пьеро, Монтеро, Дешама, Пессотто, Биринделли, Торричелли и Димаша) доктор серьезно подозревал.

«У некоторых игроков обнаружилась тенденция к повышению уровня гемоглобина в определенные периоды года – между апрелем и июнем, – объяснял Д’Онофрио. – Подозреваю, что они что-то приняли для таких результатов. Это могло быть ЭПО или переливание крови (тоже допинг, улучшающий выносливость на 10-15% – Sports.ru)».

В ноябре 2004-го «Ювентус» признали виновным в применении ЭПО с 1994 по 1998 годы. Гендиректор Антонио Джираудо был полностью оправдан. Врач Риккардо Агрикола получил 22 месяца тюрьмы и заплатил 2000 евро штрафа. Фармацевт Джованни Россано, продававший препараты по поддельным рецептам, признал вину и пошел на сделку со следствием – его посадили на 5 месяцев.

Обвинение встряхнуло не только Италию: в середине 90-х «Юве» побеждал часто и бесил многих. «Аякс» пожаловался на физическое превосходство соперника в финале ЛЧ-96 (Джордж Финиди: «Обычно игроки выдерживают такой темп минут 20, но «Юве» носился 90 и даже 120 минут. Это ненормально»). Ван Гал предложил отнять у туринцев трофей. Бывший игрок «Ривер Плейта» Рамон Диас аналогично высказался о Межконтинентальном кубке. Первый президент ВАДА Дик Паунд заявил, что применение допинга было преднамеренным и исходило от клуба, а не врача.

Само собой, «Ювентус» подал протест. Решение суда основывалось на догадках нескольких человек – по факту доказательств применения ЭПО не существовало. Через год Апелляционный суд Турина подтвердил невиновность Джираудо и признал невиновным Агриколу («Торино» и Паладзетти тоже оправдали).

Обвинение оспорило это решение – разбирательства затянулись еще на два года и закончились в 2007-м, спустя девять лет после интервью Земана. Кассационный суд вынес неоднозначный вердикт.

Так был допинг или все-таки нет?

Приговор Кассационного суда оставил странное послевкусие и стал вечным поводом для споров, хотя на самом деле предельно логичен.

«Ювентус» не применял ЭПО или другой допинг  – этому нет ни прямых, ни косвенных доказательств, только догадки экспертов, не до конца уверенных в собственных выводах. Если что-то и было, доказать это спустя 25 лет вряд ли получится – если, конечно, не заговорит один из бывших игроков.

Но туринские игроки совершенно точно были нахимичены и в середине 90-х бегали под букетом настолько мощным, что их кровь, вероятно, брезговали пить комары. Тем не менее суд зря назвал это спортивным мошенничеством: чемпион использовал только разрешенные препараты. В то время никак не регулировалась ни их дозировка, ни применение, и пользовались этим все (как и сейчас в спорте повсеместно используется легальная фармакология). «Ювентус» ничего не нарушил.

Неправильно говорить и о неспортивном преимуществе «Ювентуса». Фармакология никак не повлияла на количество трофеев в серии А: теми же препаратами пользовались абсолютно все итальянские клубы. Их не трогали только потому, что Раффаэле Гуариньелло был следователем из Турина – остальные команды не подпадали под территориальную юрисдикцию, поэтому судили только «Торино» и «Юве». Туринские игроки бегали под теми же веществами, что и в других клубах, и никого не превосходили в физике.

С международными успехами все несколько сложнее. «Юве» принимал креатин, который запретили некоторые европейские лиги – например, Франция (Зидан рассказывал, что его не применяли и в Испании). Так что туринцы действительно имели заведомый перевес перед соперниками из некоторых стран. При этом ничего не нарушали, ведь запреты были локальными и клуба не касались: креатин свободно использовали в Италии, а МОК классифицировал его как «разрешенную пищевую добавку».

***  

«Ювентус» был оправдан во всем, что считалось нарушением в 90-х, и вышел из громкого дела без существенного ущерба репутации. Агрикола снова работает в клубе, Джираудо занялся бизнесом, Дель Пьеро и Виалли стали легендами. Гуариньелло вышел на пенсию, читает лекции, а до этого построил карьеру и стал окружным прокурором Турина.

Реально пострадал от этой истории только Земан. В 90-е он был одним из самых востребованных тренеров мира, жонглировал предложениями лучших клубов Европы и ставил революционный стиль, который многие считали пророческим. Зденек хотел и мог изменить футбол, но нарушил кодекс молчания – так совпало, что топ-клубы перестали приглашать его после громкого разоблачения. Вместо «Реала» и «Барсы» чех работал с «Авеллино» и «Лечче».

Сейчас Земану 72, он по-прежнему непробиваемо уверен в себе и считает, что его философия опережает футбол на 14 лет.

***

Матч, из-за которого в Италии скандалят уже 20 лет

Моджи доказал, что «Интер» работал с судьями во времена Кальчополи

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: REUTERS/Stuart Franklin/Action Images; it.wikipedia.org/Getty Images, AP Photo/Carlo Fumagalli; Gettyimages.ru/New Press, Mark Thompson/ALLSPORT