7 мин.

Плохая мина при хорошей игре. Россия обыгрывает Кипр, но болельщики опять недовольны

 

 Черчесов, Чалов, третий закон Ньютона

После очередной победы сборной России многие болельщики были возмущены и разгневаны – и не столько неподобающим, с их точки зрения, минимальным преимуществом в счете над «каким-то там Кипром», сколько невыходом на поле Федора Чалова, к которому недальновидный и деспотичный Черчесов применяет необоснованные репрессии.

Прогрессивная общественность категорически не готова мириться с тем, что главный тренер игнорирует главную и единственную футбольную аксиому. Ибо любому остолопу понятно, что лучший бомбардир чемпионата обязан выходить на поле в составе сборной вне зависимости от каких-либо внешних и внутренних факторов, если только у него прощупывается пульс, температура в пределах нормы и нет иных медицинских противопоказаний. Отказываясь считаться с мнением продвинутого и неравнодушного большинства, Черчесов снова проявляет вопиющую некомпетентность и неуважение. Вне всяких сомнений, это является достаточным основанием занова инициировать процедуру импичмента и всем миром переподписать легендарную петицию, которая прошлой весной набрала более миллиона голосов.

Болельщикам сборной России вообще сложно угодить (а всем сразу – невозможно даже в теории), и для Черчесова это точно не новость. В отличие от своих предшественников, Станислав Саламович даже не пытается, причем его поведение будто бы определяется третьим законом Ньютона: чем сильнее ему что-то или кого-то навязывают, тем больше сила противодействия с его стороны. И есть ощущение, что персональные поклонники Чалова, столь яро сочувствующие армейскому форварду, оказывают ему «медвежью услугу», сами того не осознавая.

Из этой ситуацию вообще очень странно делать трагедию: неужели кто-то реально думает, что, дважды оставшись в запасе в матчах с Сан-Марино и Кипром, молодой игрок может получить моральную травму и потерять веру в высшую футбольную справедливость? Есть подозрение, что у Чалова не настолько нежная и неокрепшая психика, и этот тяжелый удар судьбы он как-нибудь выдержит.

Фланговый шторм, аномальный нефарт, неожиданный Кудряшов

А вообще стоит только порадоваться, что и без лучшего бомбардира чемпионата с отнюдь не безнадежными киприотами сборная России вполне уверенно справилась. И в данном конкретном случае игровое содержание радует куда больше, чем смущает минимальный счет.

Только за первый тайм команда Черчесова создала голевых шансов едва ли не больше, чем Бельгия и Шотландия в двух предыдущих матчах против того же самого Кипра. 1-0 к перерыву по такой игре для гостей было за счастье, особенно с учетом того, что судьи «подрезали» наших на один чистый гол и зажали один железобетонный пенальти.

Как и ожидалось, из-за нехватки габаритных игроков в центре защиты киприоты начали матч с тремя ЦЗ для более эффективного сдерживания Дзюбы, но слабости их 5-3-2 против нашей 4-2-3-1 почти сразу вылезли наружу.

За счет высоких подключений обоих крайних защитников, смещений к периферии опорников (Зобнин обычно уходил налево к Кудряшову и Антону Миранчуку, Оздоев – направо к Фернандесу и Ионову) и мобильной «десятки» Головина наши регулярно создавали ситуации численного большинства (3v2 или 4v3) на флангах, раз за разом влетая с мячом в штрафную через короткие стенки и передачи «на третьего».

Причем если к гиперактивности Марио справа все давно привыкли, то от Кудряшова, который до недавнего времени считался скорее защитником-«домоседом», такой частоты обостряющих действий точно никто не ждал.

Тем не менее, до перерыва именно он чаще взрывал ситуацию в позиционной статике рывками, открываниями на границе офсайда и разумными передачами. Правый вектор в большей степени использовался для проведения темповых контратак, которые здорово разгоняли Фернандес с Ионовым.

Во втором тайме наставник киприотов сдвоил фланги, переведя команду на 4-4-2, и это привело к некоторой разрядке напряженности у ворот гостей. Тем не менее, 7 из 8 голевых моментов после комбинационных розыгрышей пришли именно с флангов – абсолютный максимум для сборной за все время работы Черчесова (матч с Сан-Марино, естественно, оставляем за скобками).

По общему количеству созданных шансов матч тоже получился почти рекордным (10 – столько же было в игре с Новой Зеландией на КК), равно как и по числу «явных» голевых ситуаций, которые не удалось использовать (6/7 – аномальный нефарт, от которого не застрахована ни одна команда мира). В этом контексте послематчевый комментарий Александра Головина о том, что «по такой игре можно было забивать минимум пять», вовсе не выглядит пустой бравадой.

Самым снисходительным и щедрым к гостям оказался Дзюба, трижды не забивая из убойных позиций. С реализацией у Артема в этом сезоне действительно далеко не все здорово, но, как известно, он умеет забивать в самых ответственных матчах, когда это по-настоящему нужно.

При этом в плане полезной активности и вовлечения в общекомандный конструктив к Дзюбе особых претензий нет (4 момента+3 передачи) – по большому счету, с его опекой киприоты не справились ни на земле, ни тем более в воздухе. Персонально выделим и Алексея Ионова, сыгравшего лучший для себя матч в футболке сборной (3 момента+2 передачи), а также Фернандеса (2+2), от которого исходила острота и в игре, и при стандартах.

Отдельно отмечу, что в остроатакующих цепочках с голевыми моментами поучаствовали все полевые игроки сборной России, за исключением вышедшего в самой концовке Ахметова – еще один признак того, что общекомандные связи налажены очень неплохо.

Риторические вопросы ротации

С точки зрения оборонительных действий к сборной России тоже особо не придерешься. За исключением опасного выпада Сотириу в первом тайме, когда гости удачно пошли в контрпрессинг и прорвались через зону Фернандеса (единственный момент, за который можно пожурить Марио), особых проблем киприоты нам не доставили.

После тактических перестроений в перерыве у них было несколько неплохих отрезков позиционного владения, но без внятных ударных продолжений. При этом наши регулярно получали шансы поймать соперника в контратаках, которые несколько раз срывались пожарными фолами.

Чисто визуально свежести на второй тайм сборной России все-таки не хватило, но поддерживать уровень интенсивности на том же уровне, что и в первом, было малореально в принципе. После матча теорию подтвердили Ионов и Дзюба, но очевидно, что «батарейки подсели» не только у них.

Насколько грамотно Черчесов в этой ситуации распорядился заменами, вопрос риторический.

С одной стороны, форварду, у которого к 65-й минуте «потемнело в глазах», логично предоставить отдых, не доводя человека до обморока. С другой, если симптомы тотального упадка сил наблюдаются у игроков более энергозатратных позиций, то при прочих равных разумнее менять именно их.

По большому счету, рокировкой Миранчуков и разменом Зобнин – Баринов освежить игру удалось, и в концовке сборная России снова прилично добавила. Приберечь третью замену до последних минут для страховки от форс-мажора – тоже нормальная практика, которую Станислав Саламович использует примерно всегда в ситуациях, когда счет его команду устраивает (в официальных матчах за последние пару лет обратных примеров не было в принципе).

В любом случае, не стоит перегибать с критикой в адрес Черчесова, который чрезмерно сдержан в вопросах ротации и новых игроков вводит в состав очень дозированно. Возможно, такая стратегия неидеальна, но как главный тренер он имеет полное право выстраивать ее по своим убеждениям и без оглядки на мнения, которые не подкреплены и каплей ответственности. 

Плюсы и репосты традиционно приветствуются: больше плюсов - больше аналитики - больше текстов!

В нашем паблике ВК делимся неочевидными наблюдениями и всякими интересностями по «Зениту», российской премьер-лиге и сборной России. Подключайтесь!