«Спартак» мощно бил справа, у «Зенита» прорезался прессинг. Итоги битвы столиц
Матчи между «Зенитом» и «Спартаком» - это всегда нечто особенное вне зависимости от турнирных раскладов, превратностей календаря, численности нетрудоспособных по обе стороны и прочих внешних факторов. Здесь для проигравшего нет ни оправданий, ни даже смягчающих обстоятельств. Здесь ничья не нужна никому, а победитель получает всё.
После сложного выезда в Испанию в распоряжении Сергея Семака было всего пару суток на оперативную подготовку к сражению на «Открытие Арене», и этого хватило, чтобы привести команду в полную боевую готовность.
По сравнению с матчем в Лиге Европы состав обновился наполовину: на левый фланг вернулась связка Жирков – Кузяев, в центре Нобоа снова составил пару Барриосу, справа в группе атаки появился Ригони, а Дзюба расположился на привычной позиции рядом с Азмуном.
***
Наставник «Спартака» Олег Кононов тоже почти ничем особо не удивил, выставив стандартные 4-2-3-1 с Луисом Адриано на острие, Ханни в роли «десятки» и опорной связкой Глушаков-Зобнин.
Единственный неочевидное тактическое решение касалось взаимного расположения инсайдов: правоногий Ташаев был определен на левый фланг, а левоногий Мельгарехо – на правый.
Идея понятна: оба должны были смещаться в полуфланги под ударную ногу, используя забегания из глубины от своих фланговых защитников. В какой-то мере это типичный для Кононова ход – во всяком случае, будучи наставником тульского «Арсенала», именно по такому принципу он располагал на флангах Мирзова и Бакаева.
***
Описывая игровые повадки красно-белых в наших предматчевых разборах (1, 2), мы акцентировали внимание на двух наиважнейших:
Спартаковцам свойственна ярко выраженная игровая аритмия с фазами гиперагрессии (дебюты таймов) и периодами пассивного восстановления (середины таймов).
Они отлично ориентируются в ситуациях с переходами владения, когда соперник имеет дефекты оборонительной структуры, и быстро разворачивает атаки на свободном пространстве.
И то, и другое полностью подтвердилось на практике.
В стартовые минуты давление «Спартака» вылилось в преимущество 6-1 по перехватам, а две вроде бы безобидные потери мяча на чужой половине поля обернулись для «Зенита» опаснейшими контратаками. Первый пожар сумел затушить Лунев, но второй по счету закончился пропущенным голом.
Минимальный офсайд у Глушакова, если он действительно был (а расположение камеры не позволяет говорить об этом со стопроцентной уверенностью), не отменяет тот факт, что комбинация была разыграна как по нотам, а «Спартак» по делу получил дивиденды за мощный дебютный отрезок.
Но как только красно-белые взяли паузу и перешли в «режим регенерации», «Зенит» включил обороты и прессинг, причем в плане его интенсивности в этом году ничего подобного мы точно не видели.
Первый ключевой отбор совершил Ригони, обокрав Зобнина при попытке прорваться через первый прессинг-заслон.
Мяч транзитом через Дзюбу пришел к Нобоа, и эквадорец в касание разрезал спартаковскую оборону по центральному шву и устроил для Азмуна выход 1v0. Сердар не забил, но психологическое преимущество на этом отрезке окончательно перешло к «Зениту», и довольно быстро привело к логической развязке.
Голевая атака «Зенита» началась с вроде бы безобидного аута: Дзюба стянул на себя внимание Айртона и Ташаева, из-за спины которого вынырнул Ригони, Азмун на линии вратарской продавил Кутепова, а Барриос поджал атаку «вторым темпом» и при попустительстве Зобнина с Глушаковым расстрелял пустой угол.
После этого гости продолжили давить, временами вызывая приступы паники в хозяйских рядах. В промежутке с 20-й по 40-ю минуты спартаковцы совершили 5 потерь в непосредственной близости от своей штрафной (у «Зенита» за весь матч – только 3), но сумели избежать серьезных последствий.
В целом по матчу у «Зенита» был серьезный перевес по отборам и перехватам (49-34 в пользу гостей), причем атакующие игроки включались в отбор намного активнее, чем защитники. Один только Дзюба сделал сразу 5 отборов (у защитников – 7 на четверых), 1 перехват и дважды блокировал передачи, так что отдых в середине недели точно пошел Артему на пользу. Мощные цифры в обороне ожидаемо выдал Барриос (7 отборов + 5 блокировок), который очень сильно помог Смольникову и Ригони справиться с реактивным Айртоном.
Несмотря на то, что «Спартак» имел заметное преимущество по владению (59% на 41%), контроль хозяев на протяжении всего матча был стерильным. Удар головой Мельгарехо после кросса Джикии – единственный реальный момент, который они смогли выжать из классической «позиционки».
А вот в переходных фазах красно-белые выглядели намного опаснее, причем, что интересно, почти вся реальная острота пришла с правого фланга, который у красно-белых в этом сезоне работал ужасно.
И для Мельгарехо, и для Рассказова матч с «Зенитом» стал однозначно лучшим в сезоне в плане полезного конструктива: парагваец поучаствовал во всех 5 голевых моментах у ворот Лунева, россиянин сделал два ключевых овладевания (голевую атаку тоже начал он) и один ключевой развивающий пас.
У «Зенита» лидером в плане полезной активности в атаке, как и в матче с «Уфой», стал Ригони (1 момент + 2 передачи), и именно он не использовал самый реальный шанс гостей во втором тайме, угодив в штангу после идеальной подачи Жиркова. Очевидно, лимит везения в матчах с прямыми конкурентами «Спартак» не исчерпал – это было уже 6 попадание в каркас ворот красно-белых в 7 таких поединках.
Кстати, везло хозяевам не только со штангами, но и немножко с судьями. Если в эпизоде с голом «Спартака» вопрос наличия офсайда у Глушакова достаточно спорный (плюс там все-таки была динамика), то фол Кутепова на Дзюбе в штрафной в середине второго тайма сомнению не подлежит. Арбитр был поблизости и мог рассмотреть ситуацию во всех подробностях, но предпочел занять «позицию страуса» и сделать вид, будто бы ничего не было.
Были и другие ситуации с очень странными трактовками – например, момент с дальним ударом Зобнина, когда мяч после попадания в Барриоса отскочил на находившегося в двухметровом офсайде Мельгарехо (по практике в подобных ситуациях положение «вне игры» фиксируется).
Впрочем, после того, как в матче первого круга на глазах того же Москалева каратист Фернандо открытыми шипами влетел в голову Дриусси, удивляться подобным странностям не приходится.
***
Несмотря на превратности арбитража, стоит признать, что в плане зрелищности матч не разочаровал, а соперники оказались достойны друг друга. Ничья не устроила никого, кроме разве что конкурентов.
По итогам насыщенного весеннего отрезка «Зенит» сохранил пятиочковый отрыв от группы преследователей, которую теперь возглавляют армейцы. Впереди ровно треть турнирной дистанции, вся борьба еще впереди.
В нашем паблике ВК делимся неочевидными наблюдениями и всякими интересностями по "Зениту", российской премьер-лиге и сборной России. Подключайтесь!
Автору спасибо.
Да, в "спартаковцы совершили 5 в непосредственной близости .." пропущено слово.
А так, да, в плане трактовок нарушений и вынесения карточек ошибок хватало в обе стороны.
В целом слабое судейство по принципу "как бы чего не вышло".