«Арсенал» - «Зенит»: послесловие на холодную голову
Несмотря на десятиградусный мороз в Туле, «Арсенал» и «Зенит» показали не по сезону яркий, обоюдоострый и отнюдь не зимний футбол со взаимными шансами и эффектной развязкой. Настойчивее, собраннее и удачливее в эндшпиле оказались хозяева, которые умело воспользовались внезапным трехминутным помутнением лидера чемпионата.
Дефицит концентрации у большинства игроков «Зенита» ощущался на протяжении всей игры – и складывалось впечатление, что на предматчевом теоретическом занятии на большой экран вывели турнирную таблицу вместо видеонарезки контратакующих подвигов «Арсенала» по ходу первой части сезона. А посмотреть-то там явно было на что.
Но, к сожалению, весь спектр возможностей и умений номинального середняка чемпионата зенитовцы разглядели только по ходу пьесы, которая закончилась для них трагически.
***
Под "Арсенал" Семак ожидаемо сохранил игровой модуль с тремя центральными защитниками и вновь повторил стартовый состав, что с учетом сильных и слабых сторон соперника тоже во многом угадывалось.
Кузяев, в отличие от матча с Копенгагеном, вышел справа с целью закрыть сверхопасного дриблера Мирзова, и имея подстраховку в лице Анюкова. Мак на левой бровке по замыслу Семака должен был терроризировать Кирилла Комбарова, который неважно блокирует подачи и уязвим к дриблингу (как известно, у них с братом Димой это семейное).
Наконец, пять "больших" игроков в старте против сравнительно низкорослого соперника для обеспечения габаритного перевеса при навесных стандартах – тоже вполне логичное решение наставника Зенита.
Игорь Черевченко, в свою очередь, сделал ставку на сверхзвуковое нападение в ущерб силовой составляющей, выпустив вместо Джорджевича быстрого Кангву, а не Ожеговича. При этом для частичного устранения «недовеса» в связке с Кадири в опорной зоне вместо изобретательного Горбатенко появился более рослый и отбороспособный болгарин Костадинов.
Использовать свои скоростные преимущества в позиционной статике, с которой у туляков в этом сезоне в принципе не очень-то вяжется, хозяевам было априори затруднительно. Поэтому они с большим удовольствием отдали мяч «Зениту», не слишком усердствовали в прессинге, выманивая соперника на свою половину поля, и караулили шанс на фирменный вертикальный выпад.
Ждать пришлось недолго – Эрнани в безобидной ситуации с четырех метров зарядил передачей в корпус Дриусси, мяч отлетел к Кангве, который на троих с Бакаевым и Ткачевым соорудил классический для нынешнего Арсенала гол в контратаке.
Техническая ошибка Эрнани – дело в общем и целом житейское из разряда «ну с кем не бывает», а вот его реакция на эту потерю заслуживает особого внимания.
После отскока на Кангву бразилец, как ни в чем не бывало, наблюдает за развитием эпизода без особого желания свою же ошибку исправить.
Возможные последствия его настолько мало волнуют, что Эрнани начинает что-то выяснять с Дриусси, обмениваясь с партнером пронзительными взглядами.
Спустя секунд пять после потери бразилец продолжает бег трусцой, в то время как и Ткачев, и Бакаев уже далеко впереди.
И только после этого Эрнани снизошел до того, чтобы включиться в эпизод, который лично для него был давным-давно закончен.
Столь легкомысленное поведение профильного опорника, который в кои-то веки (и по большому счету, авансом) начал попадать в основу Зенита, навело на мысль, что проблемы с настроем касаются не только его одного. Безразличная реакция на этот же эпизод со стороны Дриусси, который демонстративно возвращался назад пешком (это видно на всех скриншотах, кроме последнего), только лишь подтверждало исходную гипотезу.
Но грести всех под одну гребенку, безусловно, не стоит.
Например, Ерохин после своего чудовищного обреза в центре поля десятью минутами позже, «втопил» назад, как и положено в таких случаях провинившимся.
По эпизоду Александр отставал от Ткачева метров на 8, и вполне мог бы понадеяться на Мевлю и ограничиться контролем бегущего чуть позади него Кадири.
И все же Ерохин доиграл момент до конца, и на рывке в последнюю секунду обезвредил потенциально голевой кросс на Ткачева. Похвальное старание – особенно на фоне партнеров по центру поля Эрнани и Паредеса, которые в этом эпизоде даже не попытались накрыть подачу Мирзова после стандартного для игрока Арсенала смещения к центру штрафной.
Не было ощущения, что игроки Зенита имели четкое представление о повадках лидеров соперника, о чем говорит и дальнейший ход матча. Мирзов и Бакаев забили абсолютно однотипные и характерные для себя голы, не встретив особого сопротивления со стороны обороняющихся при смещениях в центр под ударную ногу. Схема с тремя центрдефами номинально должна была обеспечить дополнительную защиту именно от таких «страховых случаев», но этого, увы, не случилось.
***
Вместе с тем, говорить об ошибочности выбора схемы все же нельзя. От ее использования "Зенит" извлекал вполне очевидные дивиденды в атаке, оказывая серьезное давление на уязвимые фланги "Арсенала" (диаграмма прилагается) и пытаясь реализовать перевес в габаритах внутри штрафной, особенно при подключениях вторым темпом Ерохина.
В какой-то мере получалось и то, и другое – оба гола были забиты после кроссов/прострелов с левого фланга, да и справа за счет активности Мака просвистело несколько опаснейших атак (включая те, что закончились убойным моментом Ерохина и скрытой передачей пяткой Дзюбы на ход словаку, ударить которому в отчаянном подкате помешал Комбаров).
Показательно, что в обоих голах поучаствовал Кузяев, который пока набирает результативные баллы во всех матчах, где Зенит играет по новой схеме 3-5-2.
Важно, что Далер на позиции латераля не злоупотребляет хаотичными подачами и не приносит качество в жертву ради количества. В игре с Арсеналом из 5 его кроссов – один предголевой на Дзюбу плюс один ключевой на Ерохина в середине первого тайма. В целом по сезону соотношение точных кроссов к неточным у Кузяева – 7 к 13, тогда как, например, у Набиуллина – 7 к 23, а у Смольникова – только 6 к 32.
Тем удивительнее, что на концовку матча при счете 2-2 Семак решил «усилить» правый фланг бог знает сколько не игравшим Смольниковым, снял с игры Паредеса и перебросил в центр Кузяева. После игры Сергей Богданович объяснил свое решение наличием у аргентинца желтой карточки, которая по такой игре якобы могла превратиться в красную.
Но довод выглядит надуманным как минимум по двум причинам: во-первых, после перерыв игра не была такой уж контактной (за 20 минут до роковой замены зенитовцы отметились лишь одним нарушением, причем фолил не Паредес), а во-вторых, переместившийся на место Лео Кузяев тоже имел в пассиве «горчичник».
Стало быть, истинные причины замены Паредеса лежат исключительно в игровой плоскости, а если конкретнее – пассивностью аргентинца при разрушении (и снова возвращаемся к вопросу недонастроя).
Но даже если и так, у Семака хватало альтернативных и более рациональных вариантов решения проблемы. Это и замена по позиции (благо, в запасе имелись и Маркизио, и Краневиттер), и смещение Паредеса ближе к атаке (в этом случае снять с игры можно было и Эрнани, к которому претензий в части оборонительной работы точно не меньше).
Для чего было рушить то, что отлично работало, убирая с фланга Кузяева – вопрос риторический. Можно лишь констатировать, что без Паредеса в центре "Зенит" не создал в атаке вообще ничего, а Смольников за 20 игровых минут успел подтвердить ожидаемый уровень своей текущей готовности:
- двумя точными передачами (обе – на пару метров ближнему).
- запоминающимся кроссом за лицевую, с которого в унисон ахнули Дзюба и Заболотный.
- неряшливой скидкой, аккурат после которой туляки развернули четвертую голевую атаку.
Предъявлять претензии к игроку, который в десятиградусный мороз и после двухмесячного простоя элементарно не вошел в игру, в данном случае было бы не очень гуманно, и здесь стоит говорить скорее о тренерском просчете.
Вешать на Семака всех собак, впрочем, тоже не стоит. В конце концов, заранее просчитать риски индивидуальных ошибок вроде той, что совершил Мевля, не способен ни один тренер в мире, тем более что словенец почти безупречно отыграл в двух предыдущих матчах. Была ли альтернатива вышедшей в старте тройке защитников – априори медлительной на фоне реактивной атаки туляков – тоже неясно. Маммана и Нету не играли более трех недель, а задействовать их в неоптимальном состоянии в таких условиях и против такого соперника точно не стоило.
В то же время главный тренер «Зенита» не проработал комплекс мер безопасности по локализации контратакующих угроз со стороны «Арсенала», не выдал четких инструкций опорникам в части оперативного заполнения воздушных пузырей при потерях. А еще – вовремя не пресек у своих подопечных зачатки расслабленности после двух важных побед над «Ростовом» и «Копенгагеном».
Кстати, подобные ситуации именно после еврокубковых матчей, где команде Семака удавалось добиться нужного результата и вздохнуть свободно, в последний месяц случались. После домашней победы над «Бордо» зенитовцы с большим скрипом одолели самарские «Крылья», а после выездной ничьей с теми же французами почти без шансов уступили ЦСКА.
Трудно сказать, в чем основная причина – в психологии или же банальной нехватке времени для изучения очередного соперника. Истина, как водится, где-то посередине.
Подписывайтесь на блог, чтобы знать все об РПЛ.
)